Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет
Оценка 4.6

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
7 кл
03.05.2017
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет
Данная программа ориентирована на развитие эмоциональной сфер и толерантного отношения к друг другу. Для нее характерен учет индивидуальных особенностей учеников, их личностных качеств. Осознавая свое «я», ребенок самоутверждается, стремится воздействовать на ситуацию, вступает в отношения с другими людьми. Он учится жить в гармонии с собой и окружающим миром. При подборе дидактического материала, игр, упражнений предпочтение отдавалось ярким и занимательным иллюстрациям, что, несомненно, позволило повысить заинтересованность в данном проекте и привлечь к работе большее число детей. Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.Разработка коррекционных занятий для учащихся
Коррекционные занятия для учащихся 12-14 лет.doc
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 12­14 ЛЕТ «Наш дружный класс». Составила педагог­психолог МБОШ УВК «Школьная академия» Гордиенко Ирина Николаевна Данная программа ориентирована на развитие эмоциональной сфер и толерантного отношения   к   друг   другу.   Для   нее   характерен   учет   индивидуальных   особенностей учеников,   их   личностных   качеств.   Осознавая   свое   «я»,   ребенок  самоутверждается, стремится воздействовать на ситуацию, вступает в отношения с другими людьми. Он учится жить в гармонии с собой и окружающим миром.            При   подборе   дидактического   материала,   игр,   упражнений   предпочтение   отдавалось   ярким   и   занимательным   иллюстрациям,   что,   несомненно,   позволило повысить заинтересованность в данном проекте и привлечь к работе большее число детей. Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер. Задачи: • улучшить адаптивность учащихся; • сохранить психологического здоровье; • формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру; •   развивать   коммуникативную,   интерактивную   и   социально­перцептивную   стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров; • развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях и умение находить конструктивный выход из нее; • формировать терпимость к различным мнениям; • обучать приемам снятия эмоционального напряжения. Содержание занятия. Занятие 1 1. Упражнение « Имя, качество». Каждый   из   участников   по   очереди   представляет   себя   группе,   называя   свое   имя   и личностное качество, начинающееся на первую букву своего имени. 2.Упражнение «Настроение». Группе дается  инструкция: «Нарисовать  свое  настроение».  Все участники, по желанию используя   цветные   карандаши,   на   листе   бумаги   изображают   свое   настроение   «здесь   и сейчас». В случае если кто­то из участников изобразил плохое или мрачное настроение, ведущий может предложить ему нарисовать на новом листе то, что могло бы улучшить это настроение. Когда участники справились с заданием, педагог собирает все рисунки. После этого листы с рисунками передаются по кругу. Первый участник, получивший рисунок, высказывается, что ему в нем нравится, после чего передает рисунок следующему.   Обсуждение.   Нахождение   совместными   усилиями   общего   и   отличительного   во   всех рисунках. 3. Упражнение  "Кодекс группы". Психолог предлагает по очереди правила работы в тренинговой группе. Они обсуждаются и   после   обсуждения   принимаются   либо   не   принимаются   (но   только   после   обсуждения причины отказа).  Правила группы:  Называть   друг   друга   только   по   имени   либо   так   как   хочет   участник,   чтобы   его называли в группе.  Внимательно слушать собеседника, не перебивая его.  Персонификация высказываний.  Не скрывать свои эмоции как позитивные, так и негативные.  Работать в режиме "здесь и теперь".  Все, что говориться в группе, вне группы не обсуждается.  Участник может пропустить одно упражнение в занятии (правило "Стоп"). 4. Упражнение "Кто это?"   Психолог заготавливает полоски бумаги с именами участников, которые помещаются в шапку, и пускает ее по кругу. Каждый по очереди вытаскивает листок с именем и, не называя   его,   описывает   данного   человека,   черты   его   характера,   манеру   поведения, личностные особенности и т.д. При этом необходимо избегать описания внешних данных (рост, вес, цвет волос, глаз), а так же оценочных  суждений. Остальные участники должны угадать, кто это. 5. Упражнение «Сотворение мира» Время: 15­20 минут. Каждый группа получает чистый лист бумаги А3. дается инструкция: «Придумать свой мир  (страну, континент,  государство).  На  листке,  слева  участники  обводят  свою руку. Делает флаг этого мира, используя карандаши, цветную бумагу. После того, как рисунок выполнен, необходимо:  ­ подчеркнуть характерные и отличительные особенности своего мира;  ­ кто населяет этот мир;  ­ сферы деятельности;  ­ приблизительная численность населения;  ­ чем занимается население, наиболее востребованные профессии;  ­ угрожает или может ли угрожать миру что­либо;   После этого происходит презентация готовых миров.  Обсуждение. Что было сложного в упражнении? Что было легко? 6. «Пожелание». Каждый  участник  получает  лист  бумаги,   на  котором  он  молча   рисует  свое   пожелание группе.   По   сигналу   ведущего   каждый   передает   рисунок   своему   соседу   справа   (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся к своим авторам. Обсуждение. 7. Завершение. Участники   по   очереди   высказываются,   с   чем   они   уходят,   группа   поддерживает аплодисментами каждого говорящего.   цель   тренинга,   оглашает   основные   правила   тренинга, Занятие 2 1.Упражнение «Сказочное знакомство». Участникам предлагается составить рассказ о себе как о герое сказочной повести. Начать рассказ   словами:   «В   некотором   царстве­государстве   жил­был   (жила­была)   ……»     и закончить «…. так он(а)  попал(а) в волшебную комнату, где проходил тренинг». Далее   ведущий   раскрывает   предлагает их дополнить. 2. Упражнение «Цветные ладони» Психолог держит три вырезанные из бумаги и наклеенные на картон ладони — синюю, красную, желтую. Участники группы хаотично передвигаются по классу. Каждый из ребят должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами: если ведущий поднимает красную ладонь — надо пожать руку; синюю ладонь — дотронуться до плеча; желтую ладонь — поздороваться спинками. 3. Упражнение «Волшебный магазин». Психолог   предлагает   членам   группы   представить,   что   появился   небольшой   магазин, имеющий   в   своем   ассортименте   такие   приятные   переживания,   как   радость,   удача, нежность, любовь, дружба и т.д. Каждый желающий может приобрести в магазине любые положительные чувства и оставить в нм неприятные переживания. Ведущий играет роль владельца магазина. Он расспрашивает покупателя, почему он хочет избавиться от какого­ либо чувства, с чем оно связано, с какой ситуацией и для чего ему нужно приобретаемое. 4. Встреча с домовыми Психолог.  В   нашей   школе   живут   домовые.   Днем   они   тихо   дремлют   в   укромных уголках,   а   вечером,   когда   мы   все   расходимся   по   домам,   они   вылезают,   зажигают свечку и садятся вокруг нее. Они рассказывают друг другу разные истории. Причем все наши домовые абсолютно разные, как и мы с вами. Одни любят веселые  истории, другие   грустные.   Третий   домовой   любит   сердитые   истории.   Четвертый   любит страшные истории. Пряниками не корми — дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат, да шерстенка дыбом становится. Сейчас я вам покажу этих домовых, а вы угадаете, кто из них кто (приложение 1). А теперь возьмите листы бумаги, шаблоны домовых  (приложение 2)  и обведите его каждый   у   себя   на   листе,   а   затем   дорисуйте   лицо   самого   понравившегося   вам домового.  Вопросы по завершении рисования • Какие лица вы изобразили?                       • Каких домовых получилось больше?  • В какие цвета вы их разукрасили?            • Покажите эту эмоцию на своем лице. 5. Упражнение «Ассоциации». В бланке закрасить слово тем цветом, с каким оно ассоциируется. Использовать нужно синий,   зеленый,   желтый,   красный,   черный,   серый,   сиреневый,   коричневый   цвета (приложение 3). 6. Упражнение «Разведчики». В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. 7. Упражнение «Волшебный стул». Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только добрые и приятные слова. 8. Упражнение «Прощание». Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально). Занятие 3. 1.Упражнение «Лестница моего настроения». 1 часть. «Рефлексия   ­     умение   прислушаться   к   своим   внутренним   переживаниям,   своему настроению   и   оценить   и   отразить   его   (в   нашем   случае   –   на   листе   бумаги   с   помощью картинок)» Участникам раздаются картинки (Приложение 7), можно использовать другие, например серию «Цветы», «Эмоции» и т.д. Каждый участник наклеивает рисунки на чистый лист бумаги с заголовком   «Лестница моего   настроения»   (фамилия   имя   участника),   располагая   их   в   следующем   порядке: рисунок, характеризующий наименьшую творческую активность и низкий фон настроения ставится на нижнюю ступень, рисунок, характеризующий высокую творческую активность и повышенный (лучший) фон – на самую верхнюю. Другие рисунки раскладываются между ними   по­принципу   нарастания   данного   параметра.   Каждый   участник   самостоятельно анализирует   и   располагает   рисунки,   соотносит   изображение   с   понятием   «творческая активность»,   учитывая   при   этом   либо   скорость   транспорта,   либо   с   его   новизну,   либо привлекательность, либо с современность, либо с полезность, либо необычность и т.д. В результате у каждого участника из предложенных картинок получается своя «Лестница моего настроения», которой он будет пользоваться на протяжении всего курса занятий.     2 часть. Психолог   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. Для   анализа   динамики   «самораскрытия   и   самовыражения»   участников,   желательно, отражать самооценку каждого участника на каждом занятии в таблице: Фамилия имя ученика  № занятия № ступени из «Лестницы творческой активности» на начало занятия на конец занятия 1.  Иванов И. 1 2 3 ­ 2 6 4 5 5 Ведущий   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. 2. Упражнение «Необычный домик» Психолог.  На   прошлом   занятии   вы   познакомились   с   домовыми.   А   сегодня   от   них пришло письмо. Прочитаем его, ребята? (Приложение 5.) На общем листе ватмана каждый рисует необычный дом для домовых. В итоге получается город   домовых.   (На   следующий   день   каждый   ребенок   получает   от   домовых   сладкий подарок.) 3. Упражнение «Что изменилось?» Участники   становятся   в   две   шеренги   друг   напротив   друга.   Игроки   первой   команды поворачиваются   спиной   ко   второй.   Каждый   участник   второй   команды   делает   по   три изменения в своей одежде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый ищет изменения в одежде стоящего напротив. Затем участники меняются ролями. 4.Упражнение «Мусорное ведро» Детям   предлагается   выбросить   обиду,   гнев,   страх   в   мусорное   ведро.   Для   этого   на листочках   ребята   продолжают   фразы:   «Я   обижаюсь...»,   «Я   злюсь   на...»,   «Я   боюсь...», сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик. 5.Упражнение «Тропический ливень»  Подул легкий ветерок (дети потирают ладонь о ладонь),  Закапали первые капли дождя (щелчки пальцами).   Дождь забарабанил еще сильнее (легкие постукивания по груди пальцами рук).  Дождь зашлепал по лужам (удары ладонями по коленям).  Пошел град (топанье ногами). Затем   все   производится   в   обратном   порядке   и   заканчивается   словами:   «Все   стихло». Каждое   новое   движение   передается   по   кругу,   то   есть   каждый   следующий   начинает выполнять движение, когда его закончит сосед. 6. Упражнение «Моя вселенная» На листе бумаги нарисованы семь кругов, в центре – еще один круг. В семи кругах нужно написать: • мое любимое время года; • мой любимый сказочный друг; • моя любимая музыка. • мое любимое занятие; • мой любимый цвет; • мой лучший друг; • мое любимое животное; А   в   центральном   круге   пишутся   имя   и   фамилия   ребенка.   Затем   дети   по   желанию зачитывают, что их окружает, дарит радость и является их вселенной. 7. Упражнение «Море волнуется — раз...» (групповая работа) Выбирается самая красивая групповая фигура. 8. Упражнение «Прощание». Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально). Занятие 4. 1.Упражнение «Лестница моего настроения». Психолог   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. 2. Упражнение  «Недовольство собой» Разделите бумагу на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой», запишите все, чем вы недовольны в себе сейчас, сегодня (5 мин.). После этого в правой колонке  «Контраргументы» приведите контраргумент, то есть то, что можно противопоставить –  чем довольны вы и окружающие вас люди уже сейчас. Затем участники объединяются в  мини­группы по 3­4 человека и обсуждают записи. 3. Упражнение «Закончи слово» Детям надо по кругу закончить слово, начинающееся со слогов: по, на, за, ми, му, че, до, пры, ну, за, но, мо, ма, ру, ва, ра, па. 4. Упражнение «Бывает — не бывает» Если бывает, надо хлопнуть в ладоши. • папа ушел на работу • поезд летит по небу • кошка хочет есть • человек вьет гнездо • почтальон принес письмо • яблоко соленое • бегемот залез на дерево • шапочка рубиновая • дом пошел гулять • туфли стеклянные • на березе выросли шишки • волк бродит по лесу • волк сидит на дереве  • в кастрюле варится чашка • кошка гуляет по крыше 5.Упражнение «Солнышко» Детям   предлагается   нарисовать   солнышко,   а   от   него   три   лучика,   на   каждом   лучике написать свои лучшие качества. Затем листок передается по кругу (он подписан), и каждый по желанию добавляет лучики и пишет лучшие качества этого человека. 6.Упражнение «СКОРОГОВОРКИ» Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они  позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать  • девочка рисует дом • ночью светит солнце • зимой идет снег • рыба поет песни • корова жует траву • мальчик виляет хвостом • хвост бежит за собакой • кошка бежит за мышкой • петух играет на скрипке • ветер качает деревья • писатели пишут книги • строитель строит дом • водитель ведет троллейбус • лодка плавает по небу • собака гуляет по крыше плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для  развития внимания и памяти детей. 1. У пеньков опять пять опят. 2. Водовоз вез воду из­под  водопровода. 3. Мокрая погода размокропогодилась. 4. Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки  играть. 5. Нисколько не скользко, не скользко  нисколько. 6. Около кола колокола колоколят. 7. Три дровосека, три дроворуба  на дворе дрова топорами рубят. 8. Была   у   Фрола   –   Фролу   на   Лавра наврала.  Пойдет  к  Лавру   –  Лавру   на  Фрола наврет. 9. От топота копыт пыль по полю  летит. 10. Всех скороговорок Не перескороговоришь. Да не перевыскороговоришь! 11. Сшит колпак не по­колпаковски.  Слит колокол, да не поколоколовски.  Надо колпак переколпаковать,  перевыколпаковать. Надо колокол  переколоколовать, перевыколоковать. 12. Ехал грека через реку,  Видит грека: в реке – рак.  Сунул грека руку в реку,  Рак за руку грека – цап! 13. Карл у Клары украл кораллы,  А Клара у Карла украла кларнет. 14. Купи кипу пик (и так 3 раза). 15. Мамаша давала Ромаше  сыворотку из­под простокваши. 16. По утрам мой брат Кирилл  трех крольчат травой кормил. 17. По утрам у Айболита, до обеденной поры,лечат зубы: зебры, зубры,  тигры, выдры и бобры. 18. Смотрит зайка косой,  Как девчонка с косой,  За речною косой  Травы косит косой. 19. У Кондрата куртка коротковата. 20. Кукушка кукушонку Купила капюшон.Надел кукушонок  капюшон, Как в капюшоне  кукушонок смешон. 21. Свинья тупорыла весь двор  перерыла.  22. Все бобры добры для своих бобрят. 23. По траве тропа протоптана.  24. Пароль «Орел».  25. Папа покупал покупки. 26. Макара укусил комар,  Прихлопнул комара Макар. 27. Шел Егорка по пригорку  И учил скороговорку.  28. Он учил скороговорку  29. Про Егорку и про горку. А когда сбежал под горку, Позабыл скороговорку. И теперь в скороговорке Нет ни горки, ни Егорки. 7. Упражнение «Прощание» Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально). Занятие 5. 1.Упражнение «Лестница моего настроения». Психолог   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. 2. Упражнение  «Перевернутые слова». Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо  восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ – ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркивают. Пример: НЯНААВ – ВАННАЯ. ШИАМНА –  ТЕЕВР –  ФЕКРИ –  ЕЗЕЖОЛ –     АКША –       ЛАБОСАК – ДАУМ –       ТРКО –        РМЕО –       НАЛЕП –      СЫУБ – ЛОХДО – ЛОРЬ – МЕТА – ВОРЬК – 3. Упражнение «Ситуация 1». Инструкция: «Вы находитесь в группе сверстников (такой как наша), где вам интересно и комфортно. Ваша   цель продержаться в ней как можно дольше. Но вы случайно узнаёте, что   через   10   дней   вас   могут   попросить   уйти.   Чтобы   остаться   в   группе   вам   нужно совершить 10 необычных поступков, они и спасут вас от изгнания. Составьте список вашей спасательной акции». Каждому участнику выдаётся бланк: Супер – акция:   10 «спасательных» поступков. 1.________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________ 4.________________________________________________________________ 5.________________________________________________________________ 6.________________________________________________________________ 7.________________________________________________________________ 8.________________________________________________________________ 9.________________________________________________________________ 10._______________________________________________________________ 4. Упражнение «Соединить половинки слов». Это задание составляется следующим образом. Слова делят на две части: например –  ГА­ЗЕТА, ПЫЛЕ­СОС и т.д. Затем первые половинки записывают вразнобой в левый  столбик, а вторые – в правый. Ребенку предлагают соединить эти половинки между собой  так, чтобы получились целые слова. САМО  БУК   ФУТ  БАЛ   КАП  КОН  ВА    ЛЯР          ВЕРТ          ВАРЬ          ВАР          КОН          НАЛ          КА           РОД    PACT  ПРИ     ВОЗ     РАЗ      ПО      СОР     ПАР     ЕЗДКА  ИНА  ГОРОК  ОЧКА  БОР  ВОЗ ВОДО    СЕМА    ФОР  ТА ГОН          КАН          КА    ГОН   5. Упражнение «Дуэт». Психолог   предлагает   участникам   нарисовать   картину,   используя   только   2   цвета акварельных красок (любых на выбор). Задаётся одна из тем: «Цветущий луг», «Сказки лета», «Букет» и т.д.   Краски разрешается смешивать в поисках нового тона, оттенка. Выполнив задание, участники демонстрируют свои рисунки, объясняя, как они пришли к данному результату.  6. Упражнение «Спецкор». Участникам   раздаются   вырезки   из   газет   с   короткими   статьями.   В   газетных   статьях   – пробелы,   скрывающие   суть   информации.   Задача   участников   –   заполнить   пробелы   так, чтобы информация обрела смысл и статья стала полной.  7. Упражнение «Прощание» Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Участники прощаются друг с другом,   благодаря   каждого   за   лучшую   работу   на   сегодняшнем   занятии:   «Твоей   самой удачной идеей было…. Молодец! До следующей встречи!» Занятие 6. 1.Упражнение «Лестница моего настроения». Психолог   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. 2.Упражнение  «Ситуация 2». Участникам тренинга предлагается следующая ситуация:   «Вы   устраиваетесь   шеф­поваром   в   один   из   престижных   ресторанов   города  N.   Вас принимают на работу с условием, что вы прямо сейчас, без особой подготовки, можете придумать   10   новых   названий   уже   имеющимся   блюдам   ресторана.   Основное   правило подбора: в названии должны быть использованы:  ­ только глаголы (Например: жаркое «Налетай!», десерт «Полакомимся!» и т.д.);     ­только слова на букву «З» (или другую) (коктейль «Закарпатье», каша «Золотое зерно»  и др.);    ­ строчки из песен ( мороженое «Льдинка – растай», щи «Богатырская наша сила» и др.)  Каждый участник сам выбирает одно из 3­х предложенных условий. Список блюд: Список блюд 1.Салат……. 2. Суп (щи, рассольник, похлёбка и т.д.)……… 3. Студень…. 4. Жаркое….. 5. Пирог….. 6. Кисель…. 7. Каша… 8. Коктейль… 9. Мороженое… 10. Фруктовый десерт…..                                            3.Упражнение «Отгадайка».  После трудового учебного дня немного с вами отдохнем. В этом нам поможет игровая  программа для школьников «Отдыхаем с пользой». Вначале мы с вами должны выбрать,  кто будет участвовать в нашем небольшом конкурсе­состязании. Я буду задавать вопросы,  а кто правильно ответит ­ тот и выходит на сцену. ­ На какой вопрос невозможно ответить «Да» (Ты спишь?) ­ Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) ­ Когда небо ниже земли? (Когда оно отражается в воде) ­ Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? (Три) ­ Что сушит, когда мокнет? (Полотенце) ­ Как попала Дюймовочка в страну эльфа? (На ласточке прилетела) ­ На какого героя покушались трижды, на 4 раз он погиб? (Колобок) ­ Какими лекарствами лечил Айболит зверей? (Шоколадом, гоголем­моголем) ­ Кто написал сказку «Серебряное копытце»? (Бажов) ­ Из чего состояла дорога, ведущая в Изумрудный город? (Из желтого кирпича) ­ Что можно приготовить, но нельзя есть? (Уроки) ­ Что может, путешествуя по свету, оставаться в одном углу? (Марка) ­ Какой колокольчик не звенит? (Цветок) ­ Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все) ­ У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба) ­ В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство царя  Салтана? (В комара, муху, шмеля) ­ Чьим голосом говорит на экране Вини­Пух? (Е. Леонова) ­ Кто придумал почтальона Печкина? (Успенский) ­ Кто младший брат Балды? (Заяц) ­ Что пообещал царь Додон, мудрецу? («Волю первую твою я исполню как свою») 4.Упражнение «Хорошие и плохие поступки»  Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды ­ написать как можно   больше   поступков,   которые   позволяют   человеку   уважать   себя   больше. Соответственно  задача   другой  ­  написать   как  можно  больше   поступков,  из­за  которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.  Обсуждение    Каждая   команда   представляет   свою   тему.   Дальше   идет   общее   обсуждение,   в   конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.  Психологический смысл упражнения   Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности. 5. Упражнение «Угадай кто». Класс   загадывает   фамилию   одноклассника   или   одноклассницы.   Отгадывающий   в   этот момент выходит из класса. Вернувшись, он задает вопросы, на которые получает ответы «да» или  «нет». Количество  вопросов не ограничено, но если по очереди  соревнуются несколько конкурсантов, то выигрывает тот, кто угадал одноклассника, задав наименьшее количество вопросов. Для точности, выберите ответственного «счетовода», который будет их подсчитывать. 6. Упражнение «Аэробус». Участники   тренинга   становятся   в   круг.   Под   веселую   мелодию   выполняют   задание ведущего: «Представьте, что каждый из вас ­ учёный и создал новый технический аппарат Аэробус. У каждого из вас своя версия звучания и перемещения   нового аппарата. По кругу поочередно под музыку: 1 – каждый передаёт звук нового аппарата, 2 ­  каждый показывает руками движение нового аппарата, 3 – каждый изображает  перемещение  нового аппарата, 4 – каждый  изображает  себя, находящегося внутри аппарата. Остальные участники повторяют движения и звуки». 7. Упражнение «Прощание». Участники   прощаются   друг   с   другом,   благодаря   каждого   за   лучшую   работу   на сегодняшнем   занятии:   «Твоей   самой   удачной   идеей   было….   Молодец!   До   следующей встречи!» Занятие 7. 1. Упражнение «Лестница моего настроения». Психолог   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком.  2. Упражнение «Географическая викторина».  Участникам следует ответь на вопросы из доступного им курса географии. Например: 1.Как называется прибор, указывающий положение сторон света? (Компас) 2.Что находится напротив юга? (Север) 3.Как называется линия, расположенная на одинаковом расстоянии от обоих полюсов?  (Экватор) 4.Как называется материк, на котором мы живем? (Евразия) 5.Как называется сторона горизонта, где восходит солнце? (Восток) 6.Как называется модель нашей планеты с нанесенным на нее очертанием суши и  водных пространств? (Глобус) 7.Назовите самый большой океан? (Тихий) 8.Назовите самый большой полуостров на земном шаре? (Аравийский) 9.Как называется сторона горизонта, где солнце бывает в полдень? (Юг) Вопросы по истории. 1.Назовите имя царя, при котором началось строительство Санкт­Петербурга? (Петр I) 2.Как звали языческого бога грома и молнии? (Перун) 3.Что покоренные народы платили ханам Золотой орды? (Дань) 4.Как называется материал для письма, получаемый из коры березы? (Береста) 5.Какая наука изучает историю древних народов по остаткам их деятельности?  (Археология). Викторина по биологии. 1.Как называется птица, которая не летает, но очень хорошо плавает и ныряет?  (Пингвин) 2.Кто запасает орехи и грибы на зиму в дуплах деревьев? (Белка) 3.Самое колючее растение? (Кактус) 4.Какие растения обитают в морях? (Водоросли) 5.Назовите самое крупное морское животное? (Кит) 6.Какое животное называют «корабль пустыни»? (Верблюд) 7.Как называется дикая свинья? (Кабан) 3. Упражнение «Встреча с Лешим». Психолог предлагает участникам представить себя   хозяином сказочного леса – Лешим. Как   поведёт   себя   Леший   в   ситуации   (ситуации   разыгрываются,   ведущий   распределяет роли, для каждого участника – своя ситуация):  ­ если встретит в лесу незнакомца: ­ если  встретит в лесу Домового, ­ если встретит в своём лесу Чёрта, ­ если встретит в своём лесу Маленькую Бабу­Ягу, ­ если встретит в своём лесу Кувыркашку, ­ если встретит в своём лесу живой  сундук с богатством, ­ если встретит в своём лесу армию злых паучков, ­ если встретит в своём лесу маленького толстого утёночка, ­ если встретит в своём лесу Цветок­ Кипяток. 4. Упражнение «Супер­взломщик». Для этого конкурса приготовьте как можно больше ключей и два  навесных замка. Двум игрокам дайте по замку и по связке ключей. Тот, кто быстрее другого, подберет ключик к замочку,   станет   победителем.   Если   есть   возможность   повесить   замок   на   какой­либо шкафчик, то конкурс будет еще интересней, ведь в шкафчик можно положить приз. 5.Упражнение «Моя профессия – каракук». Участникам   даётся   задание   придумать   новый   род   профессии   и   представить   себя   её представителем.   Каждому   даётся   слово,   и     каждый   участник   рассказывает   о   своей профессии,   о   том,   чем   он   занимается,   о   положительных   и   отрицательных   сторонах профессии, привилегиях и недостатках сферы своей деятельности. Психолог раздаёт участникам листы бумаги, на которых каждый   рисует мини­рекламу своей   новой   профессии.   Выполнив   задание,   участники   демонстрируют   свои   рекламные проспект. 6.Упражнение «Прощание». Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально). Занятие 8 1.Упражнение«Лестница моего настроения». Ведущий   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. 2.Упражнение «Великая магия». Участники делятся на 2 группы.  Психолог предлагает каждому участнику высказать свои желания, продолжить фразу: «Я бы очень хотел(а), чтобы…». Затем определяются задачи участников: «Представьте себя великими магами. Пусть каждая группа выберет одно из желаний противоположной группы и исполнит его».  От   участников   требуется   проявление   фантазии   и   оригинальности.   При   желании участников, упражнение повторяется, проигрываются другие желания на выбор. 3.Упражнение «Паровозики» (в мини­группах) Психолог: Ребята, сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д.  Условие проведения: Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет   «локомотивом»,   важно   очень   аккуратно,   без   столкновений,   провезти   за   собой «вагончики»,   которые   будут   с   закрытыми   глазами.   Задача   для   каждого   участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».   Обсуждение:     Ваши ощущения, когда вы были « локомотивом», « вагончиком»?  Что было сложно?  В какой роли больше понравилось, почему? 4.Упражнение  "Одинаковые скульптуры".  Выбираются двое водящих. Они выходят в центр круга, им завязывают глаза. Один из них должен принять любою позу, а потом с помощью словесных инструкций помочь партнеру принять точно такую же позу. Все остальные сравнивают результаты. 5. Упражнение "За стеклом".   Участники   разбирают   карточки,   на   каждой   из   которых   написано   чувство.   Один   из участников   выходит   в   центр   круга   и   изображает   ее   (жестами,   мимикой),   а   группа отгадывает. После того, как заданное чувство будет угадано, обсуждаются ситуации, в которых оно проявляется. 6.Упражнение "Мойка машина". Содержание:   Группа   выстраивается   в   две   шеренги,   лицом   друг   к   другу.   Один   человек   (в   начале шеренги) ­ "машина", второй (в конце шеренги) ­ "сушилка". "Машина" проходит между шеренгами,   все   ее   "моют",   поглаживая,   протирая,   делая   это   бережно   и   аккуратно. "Сушилка"   должна   его   "высушить"   ­   обнять.   Потом   "сушилка"   становится   в   шеренгу, прошедший "мойку" становится "сушилкой". С начала шеренги идет следующая "машина" и все повторяется, пока не пройдут все участники группы. 7. Упражнение «Прощание». Участники   прощаются   друг   с   другом,   благодаря   каждого   за   лучшую   работу   на сегодняшнем   занятии:   «Твоей   самой   удачной   идеей   было….   Молодец!   До   следующей встречи!» Занятие 9. 1.Упражнение«Лестница моего настроения». Ведущий   предлагает   оценить   своё   настроение   и   активность   на   сегодняшнем   занятии определенным рисунком. 2. Упражнение «супер­Бармен». Участвовать могут как несколько человек, так и одновременно все гости. Для проведения понадобятся аптечные пипетки. На стол ставят кувшин с большим горлышком и участники соревнования должны набирать жидкость, например компот, пипеткой и наполнять свой бокал. Выигрывает тот, кто первый наполнил сосуд. 3.Упражнение  "Хвастун".  "Каждый из нас хоть раз в жизни хвастался, чаще всего мы делаем это завуалировано. В детстве нам часто говорят не высовывайся, будь как все, не будь "белой вороной". Сейчас каждому   из   вас   предоставляется   возможность   открыто   похвастаться   собой,   любимым, перед всей группой в течение 2­3 минут, не боясь при этом быть обсмеянным, непонятым".   Желающий садиться перед участниками и говорит о себе в положительном контексте, (могут быть личностные качества участника, его поступки, его привычки, его слабости и т.д.). Участники дают обратную связь, начиная с фразы: "Да, действительно ты такой либо в тебе это есть (называя то, что говорил доброволец) и мне это нравиться". 4. Упражнение «Сыграйте в «Репку»!» Чем занять весёлую компанию, когда вкусные блюда и всевозможные напитки уже  продегустированы, «песни и пляски» поднадоели, и люди заскучали? У вас в компании  наберётся 10 человек?  Нужен ведущий: человек, способный организовать игру, и знающий на память русскую  народную сказку «Репка» (собственно помнить надо лишь последовательность: дедка­ бабка­внучка­жучка­кошка­мышка). Ведущий объявляет себя режиссёром­постановщиком и из добровольцев набирает  «актёров» ­ 7 человек. Остальные становятся зрителями. «Актёрам» нужно выучить свои «роли» ­ слова, которые они будут говорить (если  готовиться заранее, то слова можно напечатать на отдельных бумажках для каждого). Репка: «А вот она я ­ ваша репка!» Дедка: «Кхе­кхе, радикулит проклятый!» Бабка: «Ёксель­моксель!» Внучка: «Вау!» Жучка: «Чуть что – сразу Жучка!» Кошка: «Молочка бы…» Мышка: «Я маленькая мышка, пи­пи…» Условия игры. Ведущий медленно, с чувством, толком и расстановкой (сохраняя  серьёзность!) рассказывает сказку «Репка». Актёры обыгрывают (показывают) действия  своих персонажей, и как только слышат в повествовании ведущего название своего героя – поизносят свои слова. Демонстрировать действия можно как угодно, насколько позволяет  артистизм каждого, а вот говорить можно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по тексту. Ведущий  следит, чтоб герои не говорили «отсебятины» и не пропускали своей очереди «выступать».  Проведение игры. Ведущий: Камера, мотор, поехали!  Посадил дед (дед выходит «на сцену»: Кхе­кхе, радикулит проклятый!) репку (репка,  которую дед «усадил» на стул или на корточки: А вот она я – ваша репка!).  Выросла репка (репка: А вот она я – ваша репка!) большая­пребольшая («репка»  показывает какая она большая выросла).  Стал дед (дед: Кхе­кхе, радикулит проклятый!) тянуть репку (репка, которую дед «тянет»: А вот она я – ваша репка!). Тянет потянет – вытянуть не может.  Позвал дед (дед: Кхе­кхе, радикулит проклятый!) бабку (бабка, удивлённо: Ёксель­ моксель!). Бабка (бабка: Ёксель­моксель!) за дедку (дед: Кхе­кхе, радикулит проклятый!),  дедка (дед: Кхе­кхе, радикулит проклятый!) за репку (репка: А вот она я – ваша репка!),  тянут­потянут, а вытянуть не могут.  Позвала бабка (бабка: Ёксель­моксель!) внучку (внучка: Вау!»).  Внучка (внучка: Вау!») за бабку (бабка: Ёксель­моксель!), бабка (бабка: Ёксель­моксель!)  за дедку (дед: Кхе­кхе, радикулит проклятый!), дедка (дед: Кхе­кхе, радикулит  проклятый!) за репку (репка: А вот она я – ваша репка!)…..ну и так далее.  Самое интересное, что повторяя много раз одни и те же слова, «актёры» невольно  начинают варьировать интонацию и пытаются передать эмоции в своей фразе.  Заканчивается сказка, когда все герои дружно дёргают репку и та «вытаскивается» (а,  обычно, просто падает со стула) под дружные аплодисменты зрителей. По окончании  «постановки» можно выдать приз лучшему актёру.  5. Упражнение «Прощание». Участникам раздаётся  цветная бумага, ножницы. Каждый участник с зелёной бумаги  вырезает свою ладошку и пишет свои впечатления о проведённом времени в группе, затем  на листах, цветных поменьше пишет пожелания каждому участнику. Психолог на листе А3  формирует ёлочку. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1  Приложение 2  Приложение 3  Приложение 4 Приложение 5  Дорогие ребята, нам было очень приятно познакомиться с вами! Мы хотели бы и дальше дружить и встречаться с вами на ваших занятиях! Ведь у нас есть чем поделиться с вами — это и сказки, и веселые игры, и добрые советы! Но и вы тоже можете нам сделать много приятного, уже одни портреты чего стоят. Мы всю прошлую ночь любовались ими! Спасибо вам огромное за такой подарок! А сейчас мы обращаемся к вам с новой просьбой! У вас у всех есть свой дом,   нам   бы   тоже   хотелось   иметь   собственный   уголок,   маленький домик.   И   сегодня   мы   просим   вас   придумать   и   нарисовать   для   нас домики. Мы будем очень благодарны вам, если вы откликнетесь на нашу просьбу! С наилучшими пожеланиями, ваши ДОМОВЯТА!!!                       Приложение 6 Картинки для составления «Лестницы моего настроения» Бланки для упражнения №2  «Ситуация 1» Супер – акция:   10 «спасательных» поступков. 1.______________________________________________________________ 2.______________________________________________________________ 3.______________________________________________________________ 4.______________________________________________________________ 5.______________________________________________________________ 6.______________________________________________________________ 7.______________________________________________________________ 8.______________________________________________________________ 9.______________________________________________________________ 10._____________________________________________________________ Супер – акция:   10 «спасательных» поступков. 1.______________________________________________________________ 2.______________________________________________________________ 3.______________________________________________________________ 4.______________________________________________________________ 5.______________________________________________________________ 6.______________________________________________________________ 7.______________________________________________________________ 8.______________________________________________________________ 9.______________________________________________________________ 10._____________________________________________________________ Супер – акция:   10 «спасательных» поступков. 1._____________________________________________________________ 2.______________________________________________________________ 3.______________________________________________________________ 4.______________________________________________________________ 5.______________________________________________________________ 6.______________________________________________________________ 7.______________________________________________________________ 8.______________________________________________________________ 9.______________________________________________________________ 10._____________________________________________________________ Птичка  из  "ладошек"  и  "пяточек"  Всего­то  и  надо,  обвести  ладошки и  ножки    вашего  малыша . Список используемой литературы: 1. пособие. М., 1999. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное  2. 3. 4. 5. 6. 7. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и  коррекционной работы с эмоционально­волевой сферой ребенка. – М.: УЦ  "Перспектива", 2002. Зинкевич­Евстигнеева  Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.  – СПб.: Издательство «Речь», 2003г. Использование Интернет ресурсов. Клюева   Н.В.,   Касаткина   Ю.В.   Учим   детей   общению.   Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997г. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.­ СПб.: Питер, 2000. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001. 8. 9. Практикум по групповой  психокоррекции:  тренинги,  упражнения, ролевые  игры/ Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г. Справочник   по   групповой   психокоррекции/   О.Н.   Истратова,   Т.В.   Эксакусто.   – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. 10. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000г. 11. 12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.­ 2001.

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 12-14 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017