«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
Оценка 4.9
Повышение квалификации
rtf
психологическая работа +1
Детсад
08.05.2017
Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад”, “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес” ). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.
Новый документ в формате RTF (3).rtf
«Коррекция поведенческих нарушений у детей
дошкольного возраста посредством арт-терапии»
Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и
стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому
служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные
британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный
сад”, “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес” ). Раскрашивая эти
причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и
погружается в мир фантазий.
Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют
возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.
Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение
изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество
видов и подвидов, которые продолжают появляться:
изотерапия;
цветотерапия;
музыкотерапия;
песочная терапия;
видеотерапия;
игротерапия;
библиотерапия;
сказкотерапия;
маскотерапия;
драматерапия;
фототерапия;
денс-терапия; арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-,
маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.
Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах
прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл. Он
заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с
которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать,
что, так как искусство появилось еще в древние времена, его
терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше
время возник особый интерес к этой функции творчества.
Суть и преимущества арт-терапии
Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия
психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а
сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение
и пользу такой терапии не стоит недооценивать.
Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания
на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли,
переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и
оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики
арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.
Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные
действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной
желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете,
поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В
случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное
личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта –
помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.
Терапия искусством назначается, если индивид переживает:
стресс;
пониженное настроение;
кризис (возрастной или экзистенциальный);
эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость,
ранимость и прочее;
апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
депрессию, в том числе связанную с потерями;
физическую и/или психологическую травму;
страхи, фобии, повышенную тревожность; низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-
концепцию;
различного рода зависимости;
межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
любой внутренний конфликт.
Арт-терапия позволяет естественным
образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:
выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность,
зависть и другие) в приемлемой форме;
избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
избавиться от страхов и фобий;
избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более
широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия
искусством:
помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить
способности и таланты;
применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих
заболеваний;
способ установить доверительные отношения между
терапевтом/психологом и клиентом;
предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних
переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
является способом социальной адаптации (особенно это заметно
когда арт-терапия проводится в группе);
является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех,
кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах; применяется как воспитательная и развивающая педагогическая
методика.
Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола.
Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого
отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень
маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками
и другими.
Примеры арт-терапевтических методик
Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что
делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в
том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как
получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической
ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением
вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт
просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом
по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом,
когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет
ему в голову.
Задача клиента состоит в
разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда
образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются
контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-
терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание
рисунка.
Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень
интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести
тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По
истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и
составить рассказ о прошедшей неделе. Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома
называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома
хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их
жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и
связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно
отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами,
неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани,
засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.
Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к
листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не
торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого
каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт,
связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и
попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной
композицией, в идеале ее нужно сжечь.
Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист
бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет,
журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные
материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я»,
«семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как
угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать
полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и
положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и
прочее.
Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на
символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности
посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и
творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и
психологическое благополучие.
Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для
самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:
1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем” 3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной
терапии”
6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для
взрослых и детей”
8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”
«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
«Коррекция поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.