КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Оценка 4.8

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
03.07.2019
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА" ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах". Цели: -Формировать предметные умения: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что в сложных словах соединительные буквы о и е, закрепить знания образовании сложных слов. -Формируемые УУД: -формулировать проблемный вопрос; строить пути решения, создания алгоритма и их обоснование (Познавательные УУД); -постановка цели; составлять последовательность алгоритма; оценивать результат деятельности(Регулятивные УУД) — признание права каждого человека на собственное мнение (Коммуникативные УУД); — положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности (Личностные УУД)
Конспект урока русского языка.doc
Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК Перспектива) Тема : «Правописание соединительных гласных в сложных словах» Цели: ­Формировать предметные умения: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что  в  сложных словах соединительные буквы о и е, закрепить знания образовании  сложных слов. ­Формируемые УУД: ­формулировать  проблемный вопрос; строить пути решения, создания алгоритма и их обоснование  (Познавательные УУД); ­постановка цели; составлять последовательность алгоритма; оценивать результат деятельности(Регулятивные  УУД) — признание права каждого человека на собственное мнение (Коммуникативные УУД); — положительная  мотивация  к коллективной познавательной деятельности (Личностные УУД) Ход урока: I. Мотивация к уроку.  Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова,  Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов! Актуализация знаний. II. 1. Открыли  тетради.  Записали  число,  классная  работа. 2. Орфографическая минутка. (СЛАЙД) К­л­со , те­­итория, тру­,  ло­кость,  чес­ность,  шля­ка,  в­сёлый. ­ Сформулируйте задание к этим словам.(Вставить пропущенные слова и объяснить  их.  Лишнее  слово.  Что  общего  у  всех  слов.) ­ В какой части слова находится орфограмма? На какие правила? ­ Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут  буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных  звуков. Какие это буквы? ( Буквы гласных  звуков: о и е.) (СЛАЙД) На доске элементы чистописания:    III. Самоопределение к деятельности    (СЛАЙД) вода                вода  еоео воды               водный воду               водичка о воде           подводный водовоз ­ Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Это однокоренные слова.) ­ Докажите. ­ Что такое корень? ­ Выделите корень в словах второго столбика. ­ Какие слова  образованы  при помощи приставок? ­ Какие слова образовано с помощью суффиксов? — Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это формы одного и того же слова.) IV. Постановка проблемного вопроса.   – Лишнее слово в 1­ом столбике? ­ Какое слово вызвало затруднение? Чем отличается от предыдущих ?  (Водовоз) ­ Как называются такие слова? (Сложные) ­ Как вы думаете, почему они так называются? (В них два корня.) ­ Найдите значение слова сложный в словаре.   ­ Сколько значений имеет это слово?(Два.) ­ Назовите первое значение (Состоящий из несколько частей.). ­ Назовите второе значение.(Трудный, запутанный.) (СЛАЙД) ­ Какое значение подходит к словам из двух корней?(Первое значение.) ­ Как же называется тема нашего урока?   V. Выявление места и причины затруднения. ­ Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется  ферма, на которой разводят птиц? ­Дети записывают слово «птиц…ферма». (СЛАЙД)   (Сложные слова)          (СЛАЙД) ­ В каком месте возникла трудность при написании данного слова? (В написании  соединительной гласной.) ­ Что такое соединительная гласная? ­Это буква, соединяющая два корня сложного слова. ­ Почему возникла трудность? ­Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).  ­ Кто написал с буквой «о»? ­ Кто написал с буквой «и»? ­ Кто написал с буквой «е»? ­ Кто написал с буквой «ы»? ­ Кто написал с другой буквой? ­ Почему выбрали именно эту букву? Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только  гласные «о» или «е». ­Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?       ­ Нет. ­ Почему? В чём проблема возникла?    ­ Не знаем правила написания соединительных гласных. ­ На  какой  вопрос  мы  сегодня  на  уроке  должны  дать  ответ? ­ Мы должны определить, когда пишется соединительная  гласная «о», а когда ­  соединительная  гласная «е»? ­  Сформулируйте цель нашего урока.  (на доске) (Вспомнить, какие слова называются сложными, поупражняться в образовании  новых слов,  узнать  правила  написания  соединительных  гласных) VI. Построение проекта выхода из затруднения 1. ­  Какие  слова  называются  сложными? ­  Проверим  правы  ли  мы  (учебник с. 109) ­  Какой  вывод  сделали?  (корни в сложных  словах  соединяются  буквами О  ли  Е) ­ Ребята, я предлагаю вам работу в группах ­ Какие правила мы обязаны соблюдать? ­ Разбейтесь, пожалуйста,  группы, выберите  ответственного и повторите правила работы в группах. ­Неперебивать друг друга. ­ Выслушивать мнение каждого члена группы. ­ Принимать общее решение. Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. (СЛАЙД) Дети строят алгоритм наблюдения над словами: 1. Прочитай (произнеси) слово. 2. Убедись,   что   оно   сложное:   найди   корни   и   устно   подбери   к   каждому однокоренные слова. 3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.  4. Сделай вывод: ­ соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) после… ­ соединительная буква «о» пишется после… Вывод детей: ­ соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (сталевар); 2) после шипящих и после «ц» (кашевар, птицелов);  ­ соединительная буква «о» пишется:   после твёрдых согласных (водолаз, самокат). ­  Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд) А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную  гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?  ­ Соединительную гласную «е». ­ Почему? ­ После «ц» в сложных словах пишется «е». (Слайд)  ­ Молодцы! А  помнить всегда это правило  вам поможет стихотворение –  «запоминалка»:                       Слайд  После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется «Е». А после твёрдых пишется «О» – Не перепутает буквы никто! Сначала  стихотворение читает один ученик, а затем все хором ­ Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В  сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.) VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи пыл нос­ о е о пар­ 1. Работа  в  парах.  Игра   «Кто быстрее»   книг ­сос ­воз о ( Паровоз,  пылесос,  носорог,  книголюб,  мореход)  ­  5 слов Оцените      Проверьте  правильность  написания  соединительных гласных   в графе №3 « Образование сложных слов»  (Слайд) е люб­ ­рог Мор­ ­ход е Оцените   в графе №4 «Умение применить алгоритм на практике»  2. Игра «Переводчик»  Рубить, лес;  сам, летать;  снег, падать;  лес, степь;  каша, варить  (Слайд) Оцените   в графе №4 «Умение применить алгоритм на практике написания» ­  Посчитайте,  сколько  баллов  набрали  за  весь  урок! 3. Работа по учебнику. (самостоятельно) ­ А сейчас выполните  упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любое  словосочетание, где в сложном  слове пишется соединительная гласная «е» и 1  словосочетание, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о». Оцените   в графе №4 «Умение применить алгоритм на практике написания» ­  Посчитайте,  сколько  баллов  набрали  за  весь  урок! VIII. Рефлексия. Подведём  итоги.  (вернёмся к цели  урока) ­  Какие слова называются сложными? ­ Почему они так называются? ­ Как образуются сложные слова? ­ Какие соединительные буквы пишутся в сложных словах? (СЛАЙД) 1). Слова , у которых два корня, называются Д) сложными Г ) простыми  2). Укажите слово, в котором пишется буква  е Ж) неб . склон Ц)  земл . трясение 3.). Укажите слово, в котором допущена ошибка Э) водовоз Ы) пешиход  VIII. Домашнее задание (СЛАЙД) Упр.194 стр. 109 стр. (по желанию) Подберите,  как можно больше слов, где одна  из корней слово –ход­. Составить кроссворд. IX. Итог урока.   Дайте оценку своей работе на уроке. (Слайд)                                       Продолжите высказывание: Сегодня на уроке Я узнал… Меня удивило… Что захотелось…            Спасибо за урок! На перемене сдайте карты самооценки. Дополнительно:  (СЛАЙД) ­ Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив  следующее задание:  ­ Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом,  объясните орфограмму. Слайд  ­ Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота (Описание животного читает вслух кто­то из детей.) ­ Землеройка! Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях. Пример объяснения: В слове землеройка два корня: ­земл­ и –рой­, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой. Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,  подчеркиваю орфограмму: землеройка.  ­ Молодцы!  (Появляется картинка с изображением землеройки.) Слайд  Млекопитающее с   окаменелым панцирем, обитающее в Америке.  ­  Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.) Слайд  Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух). ­  Верно! (Появляется картинка.) 3. Работа в парах. ­ А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать  отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди. Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа. Слайд  Слайд Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных  рыбок.  Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы. ­ Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске: 4. Сверка по образцу. Слайд утконос меченосец носорог Слайд VI. Включение в систему знаний. Работа по учебнику. (самостоятельно) ­ А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3  словосочетания, где в сложном  слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в  которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019