КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
03.07.2019
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА" ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах".
Цели:
-Формировать предметные умения: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что в сложных словах соединительные буквы о и е, закрепить знания образовании сложных слов.
-Формируемые УУД:
-формулировать проблемный вопрос; строить пути решения, создания алгоритма и их обоснование (Познавательные УУД);
-постановка цели; составлять последовательность алгоритма; оценивать результат деятельности(Регулятивные УУД)
— признание права каждого человека на собственное мнение (Коммуникативные УУД);
— положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности (Личностные УУД)
Конспект урока русского языка.doc
Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК Перспектива)
Тема : «Правописание соединительных гласных в сложных словах»
Цели:
Формировать предметные умения: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что в
сложных словах соединительные буквы о и е, закрепить знания образовании сложных слов.
Формируемые УУД:
формулировать проблемный вопрос; строить пути решения, создания алгоритма и их обоснование
(Познавательные УУД);
постановка цели; составлять последовательность алгоритма; оценивать результат деятельности(Регулятивные
УУД)
— признание права каждого человека на собственное мнение (Коммуникативные УУД);
— положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности (Личностные УУД)
Ход урока:
I.
Мотивация к уроку.
Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!
Актуализация знаний.
II.
1. Открыли тетради. Записали число, классная работа.
2. Орфографическая минутка. (СЛАЙД)
Клсо , теитория, тру, локость, чесность, шляка, всёлый.
Сформулируйте задание к этим словам.(Вставить пропущенные слова и объяснить
их. Лишнее слово. Что общего у всех слов.)
В какой части слова находится орфограмма? На какие правила?
Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут
буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных
звуков. Какие это буквы? ( Буквы гласных звуков: о и е.) (СЛАЙД)
На доске элементы чистописания:
III. Самоопределение к деятельности (СЛАЙД)
вода вода
еоео воды водный
воду водичка
о воде подводный
водовоз
Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Это однокоренные слова.)
Докажите.
Что такое корень?
Выделите корень в словах второго столбика.
Какие слова образованы при помощи приставок?
Какие слова образовано с помощью суффиксов?
— Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это формы одного и того же
слова.)
IV. Постановка проблемного вопроса. – Лишнее слово в 1ом столбике?
Какое слово вызвало затруднение? Чем отличается от предыдущих ? (Водовоз)
Как называются такие слова? (Сложные)
Как вы думаете, почему они так называются? (В них два корня.)
Найдите значение слова сложный в словаре.
Сколько значений имеет это слово?(Два.)
Назовите первое значение (Состоящий из несколько частей.).
Назовите второе значение.(Трудный, запутанный.) (СЛАЙД)
Какое значение подходит к словам из двух корней?(Первое значение.)
Как же называется тема нашего урока?
V. Выявление места и причины затруднения.
Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется
ферма, на которой разводят птиц?
Дети записывают слово «птиц…ферма». (СЛАЙД)
(Сложные слова) (СЛАЙД)
В каком месте возникла трудность при написании данного слова? (В написании
соединительной гласной.)
Что такое соединительная гласная?
Это буква, соединяющая два корня сложного слова. Почему возникла трудность?
Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном
положении (в слабой позиции).
Кто написал с буквой «о»?
Кто написал с буквой «и»?
Кто написал с буквой «е»?
Кто написал с буквой «ы»?
Кто написал с другой буквой?
Почему выбрали именно эту букву?
Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только
гласные «о» или «е».
Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»? Нет.
Почему? В чём проблема возникла? Не знаем правила написания соединительных
гласных.
На какой вопрос мы сегодня на уроке должны дать ответ?
Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда
соединительная гласная «е»?
Сформулируйте цель нашего урока. (на доске)
(Вспомнить, какие слова называются сложными, поупражняться в образовании
новых слов, узнать правила написания соединительных гласных)
VI. Построение проекта выхода из затруднения
1. Какие слова называются сложными?
Проверим правы ли мы (учебник с. 109)
Какой вывод сделали? (корни в сложных словах соединяются буквами О ли Е)
Ребята, я предлагаю вам работу в группах
Какие правила мы обязаны соблюдать? Разбейтесь, пожалуйста, группы, выберите
ответственного и повторите правила работы в группах.
Неперебивать друг друга.
Выслушивать мнение каждого члена группы.
Принимать общее решение.
Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в
нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.
(СЛАЙД)
Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
1. Прочитай (произнеси) слово.
2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому
однокоренные слова. 3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый
корень.
4. Сделай вывод:
соединительная буква «е» пишется:
1) после…
2) после…
соединительная буква «о» пишется после…
Вывод детей:
соединительная буква «е» пишется
1) после мягких согласных (сталевар);
2) после шипящих и после «ц» (кашевар, птицелов);
соединительная буква «о» пишется:
после твёрдых согласных (водолаз, самокат).
Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд)
А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную
гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?
Соединительную гласную «е».
Почему?
После «ц» в сложных словах пишется «е». (Слайд)
Молодцы! А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение –
«запоминалка»:
Слайд
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!
Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором
Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В
сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.)
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
пыл
нос
о
е
о
пар
1. Работа в парах. Игра «Кто быстрее»
книг
сос
воз
о
( Паровоз, пылесос, носорог, книголюб, мореход) 5 слов
Оцените
Проверьте правильность написания соединительных гласных
в графе №3 « Образование сложных слов» (Слайд)
е
люб
рог
Мор
ход
е Оцените в графе №4 «Умение применить алгоритм на практике»
2. Игра «Переводчик»
Рубить, лес;
сам, летать;
снег, падать;
лес, степь;
каша, варить (Слайд)
Оцените в графе №4 «Умение применить алгоритм на практике написания»
Посчитайте, сколько баллов набрали за весь урок!
3. Работа по учебнику. (самостоятельно)
А сейчас выполните упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любое
словосочетание, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 1
словосочетание, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».
Оцените в графе №4 «Умение применить алгоритм на практике написания»
Посчитайте, сколько баллов набрали за весь урок!
VIII. Рефлексия. Подведём итоги. (вернёмся к цели урока)
Какие слова называются сложными?
Почему они так называются?
Как образуются сложные слова?
Какие соединительные буквы пишутся в сложных словах?
(СЛАЙД)
1). Слова , у которых два корня, называются
Д) сложными
Г ) простыми
2). Укажите слово, в котором пишется буква е
Ж) неб . склон
Ц) земл . трясение
3.). Укажите слово, в котором допущена ошибка Э) водовоз
Ы) пешиход
VIII. Домашнее задание (СЛАЙД)
Упр.194 стр. 109 стр.
(по желанию) Подберите, как можно больше слов, где одна из корней слово –ход.
Составить кроссворд.
IX. Итог урока. Дайте оценку своей работе на уроке. (Слайд)
Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке
Я узнал…
Меня удивило…
Что захотелось… Спасибо за урок! На перемене сдайте карты самооценки.
Дополнительно: (СЛАЙД)
Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив
следующее задание:
Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом,
объясните орфограмму.
Слайд
Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота
(Описание животного читает вслух ктото из детей.)
Землеройка!
Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.
Пример объяснения: В слове землеройка два корня: земл и –рой, однокоренные слова земля,
земляной и рой, нарой.
Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную
гласную е. Пишу слово, выделяю корни,
подчеркиваю орфограмму: землеройка.
Молодцы!
(Появляется картинка с изображением землеройки.)
Слайд
Млекопитающее с окаменелым панцирем,
обитающее в Америке.
Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)
Слайд
Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).
Верно! (Появляется картинка.)
3. Работа в парах. А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать
отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.
Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.
Слайд
Слайд
Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных
рыбок.
Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.
Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:
4. Сверка по образцу.
Слайд
утконос
меченосец
носорог
Слайд
VI. Включение в систему знаний.
Работа по учебнику. (самостоятельно)
А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3
словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в
которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
КОСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.