:"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"
Оценка 4.7

:"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"

Оценка 4.7
docx
13.11.2022
:"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"
Рисуем кокошник.docx

Тема:"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"

Цель: Развивать художественные склонности и задатки.

Задачи: Возрождение утерянных традиций русской культуры.Формирование эстетических вкусов. Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.

Материалы: Наглядные пособия репродукции костюма, рисунок педагога и детские работы. Альбомы, кисти, краски, стакан для воды.

ХОД занятия

Эпиграф к занятию:

“В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

(А.П.Чехов)

 

I. Организационный момент

 Здравствуйте ребята, тема нашего занятия: “Русское народное творчество” и сегодня  мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.

http://festival.1september.ru/articles/561480/img1.jpg Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи, которую человек носил от рождения до смерти. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.
Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.

http://festival.1september.ru/articles/561480/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/561480/img3.jpgЮжнорусский комплекс отличался наличием понёвыпередника-занавески, поверх которых надевали навершник. Головные уборы: сорока, кичка
Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый. 
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр.
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. (Презентация головных уборов).

Беседа:

 Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами слайдов.

Их называли:

Обруч
Перевязка
Венок
Кичка
Сорока
Позатыльник
Кокошник

http://festival.1september.ru/articles/561480/img4.jpg Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны – подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” – петух.

III. Практическая работа

Педагограздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона). 
Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и др.). 
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные). 
Предлагаю рассмотреть элементы росписи кокошников. 
Кокошники  имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем. 
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.
Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент, т.к. цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну встречать. 
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая

Выполнение работ

Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.

IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются

V. Подводится итог:

·         Что нового вы сегодня узнали?

·         С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?

·         Какие формы головных уборов вы знаете?

·         Как украшали головные уборы?

·         Какой орнамент используется при изображении кокошника?

 

 


 

Тема:"Красота русского костюма

Тема:"Красота русского костюма

Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи

Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи

Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора

Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора

При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника

При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022