Тема:"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"
Цель: Развивать художественные склонности и задатки.
Задачи: Возрождение утерянных традиций русской культуры.Формирование эстетических вкусов. Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
Материалы: Наглядные пособия репродукции костюма, рисунок педагога и детские работы. Альбомы, кисти, краски, стакан для воды.
ХОД занятия
Эпиграф к занятию:
“В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
(А.П.Чехов)
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, тема нашего занятия: “Русское народное творчество” и сегодня мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.
Каждый народ выражал своё
понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм»,
пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только
практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму
можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто
служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас
в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины
в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался
магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым
старанием и передавались по наследству от матери к дочери.Основой женского и
мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи,
которую человек носил от рождения до смерти. Дети до 12 лет обычно носили
рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали
пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и
переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери –
рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине
рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды
родителей.
У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней
грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет
полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Узоры располагали
по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов
как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по
дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее,
чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки
заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли
ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.
Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных
обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и
северорусский.
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески,
поверх которых надевали навершник. Головные уборы: сорока, кичка.
Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка.
Головной убор: кокошник.
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси
«красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные
цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и
украшений к ним.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать
всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в
виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс
весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он
представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым
большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду
украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали
речной жемчуг и рубленый перламутр.
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым
распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали
головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами.
(Презентация головных уборов).
Беседа:
Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами слайдов.
Их называли:
Обруч
Перевязка
Венок
Кичка
Сорока
Позатыльник
Кокошник
Эти головные уборы были с открытым
верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи
ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых
северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны – подвески в форме вертикальных полос,
опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо
(птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов,
которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч
женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они
по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или
иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных
уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также
перекликается с именем пернатого: “кокош” – петух.
III. Практическая работа
Педагограздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из
белого картона).
Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый,
красный, оранжевый и др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости,
цвета яркие, праздничные).
Предлагаю рассмотреть элементы росписи кокошников.
Кокошники имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем.
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить
“равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.
Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент, т.к.
цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну
встречать.
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии
бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая
Выполнение работ
Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.
IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются
V. Подводится итог:
· Что нового вы сегодня узнали?
· С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
· Какие формы головных уборов вы знаете?
· Как украшали головные уборы?
· Какой орнамент используется при изображении кокошника?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.