Краткосрочная адаптационно-развивающая программа для подготовки дошкольников к обучению в первом классе
Оценка 4.9

Краткосрочная адаптационно-развивающая программа для подготовки дошкольников к обучению в первом классе

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
11.01.2017
Краткосрочная адаптационно-развивающая программа для подготовки дошкольников к обучению в первом классе
Краткосрочная адаптационная программа для подготовки дошкольников к обучению в 1 классе рассчитана на 30 занятий (календарно-тематическое планирование прилагается). Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность. Ведущей деятельностью является игра: сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная, а также дидактическая и продуктивная деятельность: рисование, конструирование и т.д.Адаптационно-развивающая программа для подготовки дошкольников к обучению в первом классе состоящая из 30 занятий.
Программа краткосрочной подготоки дошкольников.docx

Адаптационно-развивающая краткосрочная программа

подготовки детей к школе.

Учитель начальных классов Бутырина Г. Н.

Пояснительная записка

к «Адаптационно-развивающей краткосрочной  программе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в первом классе».

 Программа состоит из следующих разделов:

А) Раздел "Учимся читать" нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Раздел помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Б) Раздел "Математика и логика" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

В) Раздел "Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики" направлен на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.

Продолжительность обучения: 10 дней.

 Общее число занятий: 30.

 Режим занятий: 10 дней по 3 занятия в день.

 Длительность занятия: 30 минут.

 Перерыв между занятиями: 10 минут.

 Форма проведения занятий - комбинированная.

 Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.

 Ведущей деятельностью является игра: сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная, а также дидактическая и продуктивная деятельность: рисование, конструирование и т.д.

 Образовательный процесс осуществляется по следующему учебному плану:

 1. Подготовка к обучению чтению            10

 2. Подготовка ребёнка к освоению навыка первоначального письма  10

 3. Введение в математику  10

Основными целями программы являются:

 Подготовка детей к обучению на начальной ступени образования.

 Развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.

 Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных задатков детей.

 Основные задачи программы:

 Оказать квалифицированную помощь родителям (законным представителям) в подготовке ребенка к школе.

 Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.

 Формировать интеллектуальную готовность, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятель

 Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу.

 Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

 Содействовать формированию волевой готовности детей, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых.

 Способствовать развитию психических процессов: мышления, речи, памяти, воображения, восприятия; развитию творческих способностей.

 В данной программе учитываются основные принципы работы при подготовке детей к обучению, такие как:

 учет индивидуальных особенностей и возможности детей старшего дошкольного возраста;

 доброжелательный климат;

 положительная оценка любого достижения ребенка;

 проведения занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

 Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

 Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

 Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё. Определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи.

 В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определенные правила поведения принятые в обществе.

 Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, штриховка, конструирование; каждое из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. От каждого ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.

Учимся читать (10 занятий)

Раздел  решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению и ведет работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.  Содержание раздела позволяет организовать работу по двум направлениям: развитие связной речи и подготовка к обучению чтению.

 Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

 При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности.  Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

 Темы раздела:

 Звуки речи. Игра "Глухой телефон"

 Выделение из слов звуков. Звуковой анализ слова. Игра "Какой по счёту?"

 Выделение слов из предложения. Игра "Живые слова и предложения".

 Гласные звуки. Игра "Поём песенки"

 Согласные звуки твёрдые и мягкие. Игра "Гласные и согласные".

 Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Игра "Найди звук".

 Слушание сказки, рассказа и стихотворения. Различие. Пересказ. Игра "Рассыпалось слово".

 Составление рассказов по картинкам. Игра "Доскажи слог"

 Описание предметов. Игра "Угадай предмет"

 Игры со словами: "Пантомима", "Крепкая цепочка", "Кто кого переговорит".

 К завершению подготовки к обучению дети должны:

 правильно произносить все звуки;

 выделять из слов звуки;

 отчетливо и ясно произносить слова;

 выделять слова и предложения из речи;

 соблюдать орфоэпические нормы произношения;

 раскрывать смысл несложных слов;

 давать описания знакомого предмета;

 пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

 составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Математика и логика (10 занятий).

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработка форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себе его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.

 Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

 В разделе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.

 Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

 Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

 Темы:

 Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: : "Сколько?", "Какой?", "Который?". Игра "Стройся в ряд!"

 Направления движения. Игра "Третий лишний".

 Сравнение группы предметов. Игра "Математический экспресс"

 Знакомство с цифрами от 0 до 10. Игра "Найди пару"

 Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Игра "Кто первый?"

 Счет предметов в прямом и обратном порядке. Сравнение чисел. Игра "Что изменилось?"

 Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами. Игра "Какой по счету?"

 Названий действий и их обозначение. Знаки =, - , +, ≠, > , <. Игра "Зоопарк".

 Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Игра "Чем мы похожи?"

 Логические задачи. Игра "По секрету всему свету".

 К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:

 называть числа в прямом и обратном порядке;

 соотносить цифру и число предметов;

 сравнивать числа в пределах 10;

 устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

 сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

 выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);

 сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики (10 занятий)

Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. Программа "Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики" направлена на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.  Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

 Темы:

 Обведи по контуру. Игра "Семья"

 Письмо малых наклонных линий. Игра "Краб»"

 Штриховка фигур животных прямыми линиями по горизонтали. Игра "Пальчики встречаются"

 Письмо больших наклонных линий. Игра "Очки и бинокль"

 Штриховка рисунков ягод волнистыми линиями. Игра "Братья"

Письмо малых наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Домик"

Штриховка и раcкрашивание геометрических фигур. Игра "Сон"

 Письмо больших наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Утро"

 Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали. Игра "Грибы"

 Письмо малых наклонных линий с закруглением вверху влево. Игра "Качели"

 К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:

аккуратно, ровно штриховать фигуры;

 писать прямые больших и маленьких наклонных линии с закруглением внизу вправо и влево;

 обводить ровно и аккуратно по контуру;

 аккуратно разукрашивать фигуры;

 следить за осанкой.

Литература:

 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Рабочая тетрадь дошкольника "30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет", части 1, 2. Серия "Мои первые тетрадки", ОАО "Дом печати - ВЯТКА", г.Киров.

 Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. Владос, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Общее количество часов

Количество часов по теме

Дата

 

1.

 

 

 

2.

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

 

8.

 

9.

 

 

10.

Математика и логика.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: : "Сколько?", "Какой?", "Который?". Игра "Стройся в ряд!"

 Направления движения. Игра "Третий лишний".

 Сравнение группы предметов. Игра "Математический экспресс"

 Знакомство с цифрами от 0 до 10. Игра "Найди пару"

 Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Игра "Кто первый?"

 Счет предметов в прямом и обратном порядке. Сравнение чисел. Игра "Что изменилось?"

 Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами. Игра "Какой по счету?"

 Названий действий и их обозначение. Знаки =, - , +, ≠, > , <. Игра "Зоопарк".

 Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Игра "Чем мы похожи?"

 Логические задачи. Игра "По секрету всему свету".

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1.

2.

 

3.

 

4.

5.

 

6.

 

7.

8.

9.

 

10.

Учимся читать.

Звуки речи. Игра "Глухой телефон"

 Выделение из слов звуков. Звуковой анализ слова. Игра "Какой по счёту?"

 Выделение слов из предложения. Игра "Живые слова и предложения".

 Гласные звуки. Игра "Поём песенки"

 Согласные звуки твёрдые и мягкие. Игра "Гласные и согласные".

 Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Игра "Найди звук".

 Слушание сказки, рассказа и стихотворения. Различие. Пересказ. Игра "Рассыпалось слово".

 Составление рассказов по картинкам. Игра "Доскажи слог"

 Описание предметов. Игра "Угадай предмет"

 Игры со словами: "Пантомима", "Крепкая цепочка", "Кто кого переговорит".

 

10

 

1

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

 

1

 

 

 

1.

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики.

Обведи по контуру. Игра "Семья"

 Письмо малых наклонных линий. Игра "Краб»"

 Штриховка фигур животных прямыми линиями по горизонтали. Игра "Пальчики встречаются"

 Письмо больших наклонных линий. Игра "Очки и бинокль"

 Штриховка рисунков ягод волнистыми линиями. Игра "Братья"

Письмо малых наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Домик"

Штриховка и раcкрашивание геометрических фигур. Игра "Сон"

 Письмо больших наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Утро"

 Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали. Игра "Грибы"

 Письмо малых наклонных линий с закруглением вверху влево. Игра "Качели".

 

Итого

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 занятий

 

 

1

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 


 

Адаптационно-развивающая краткосрочная программа подготовки детей к школе

Адаптационно-развивающая краткосрочная программа подготовки детей к школе

Введение в математику 10

Введение в математику 10

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти

Выделение слов из предложения.

Выделение слов из предложения.

В разделе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности…

В разделе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности…

К завершению подготовки к обучению дети должны уметь : называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; сравнивать числа в пределах…

К завершению подготовки к обучению дети должны уметь : называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; сравнивать числа в пределах…

Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали

Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали

Тематическое планирование №п/п

Тематическое планирование №п/п

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017