Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти
Оценка 4.9

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа +2
7 кл—9 кл
05.04.2017
Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти
Культура российского народа в картинах художников.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти                                                                                       Салмина Дарья Выполнили: ученицы  9 класса Б Чикнайкина Кристина  Руководитель: Короткова И.В. учитель истории и обществознания Саранск ­ 2016 Содержание  Введение 1. Традиции и быт русского народа 1.1 «Делу – время, потехе – час» 1.2 Красота   русской   природы,   народных   обычаев   и   широта русского   человека   в   работах   Кустодиева   Бориса   Михайловича Стр. 3 5 5 6 1.3 Художник­бытописатель     деревни   —   Федот   Васильевич 11 Сычков 2. Семейные традиции и ценности в России 2.1 Чаепитие 3 Религия и традиции Заключение Список использованных источников 12 14 17 21 22 2 Введение Актуальность.  Культура   ­   важнейшая   составная   часть   общественной   жизни.   Как   всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в   определенную   эпоху,   ­   в   социальных   отношениях,   идейных   взглядах, эстетических   представлениях,   нравственных   понятиях.   Вместе   с   тем   культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором.  Национальная культура,   как   память,   выделяет   русский   народ   из   других,   позволяет   ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.  История русского народа продолжается уже более 1500 лет. И все это время в мире слагаются легенды о загадочной русской душе и непостижимом характере русской   культуры,   где   тесно   сплетаются   современные   тенденции   с   наследием далеких предков.  В России свято чтят национальные традиции, передавая их из поколения в поколение   на   протяжении   целых   столетий.   Какие­то   обычаи   появились   только после Революции 1917 г., а некоторые берут свое начало еще со времен Древней Руси, что, как ни странно, не мешает им присутствовать в жизни современного русского человека. Очень важно чтить традиции и обряды земли, на которой мы живём. Будучи бесценным   опытом,   накопившимся   за годы   существования   поколений   наших предков, русские обычаи знаменуют собой  духовную память пращуров.  Именно поэтому их необходимо хранить и почитать. Ведь земля отцов наших — это и наша земля. Объект исследования:  Быт и обычаи российского народа Предмет исследования:   картины  художников как источник самобытности и национального самосознания российского народа. 3 Цель:   Исследование   национальных   традиций,  характера   и   самобытности российского народа как  уникальной формы отечественной памяти, позволяющей ощущать связь чреды поколений. Задачи работы:   1. Проанализировать полученные материалы по теме исследования; 2. Изучить социальные   отношения, идейные взгляды, эстетические представления, нравственные понятия народов России; 3. Определить роль творчества российских художников на формирование духовности современного человека;  4. Установить и обосновать взаимосвязь между культурным наследием прошлого и настоящего. Методы   исследования:   теоретический   анализ   литературы,   сбор информации,   анализ,   систематизация,   обобщение,   методы   информационных технологий. Гипотеза: мы предполагаем, что традиции и обычаи наших далеких предков просуществуют еще ни одно столетие, потому что Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит прошлое  своей нации, глубоко уходящее  корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Это и есть русский менталитет, а в нем сила народной памяти и великого патриотизма. 4 1 Традиции и быт русского народа 1.1 «Делу – время, потехе – час» Древние   традиции   русского   народа   помогают   почувствовать   связь   между поколениями   и   получить   современному   человеку   духовную   поддержку. Национальные   обычаи   проходили   через   всю   жизнь   древнерусского   человека:   в речи, фольклоре, традиционной кухне, поделках,  предметах домашнего обихода и т. д.  Русский   народ   издавна   накапливал   богатую   культуру   с   разнообразными обычаями   и   традициями.   Благодаря   своим   особенностям   наша   национальная культура отличает русский народ от остальных. Значимая часть русских народных обычаев   связана   с   календарными   датами,   праздниками,   которые   зачастую сопровождались   определенными   обрядами.   В   Древней   Руси   календарь   носил название месяцеслова и содержал в себе полное описание года из жизни крестьян. В   нем   каждому   дню   соответствовали   определенные  праздники  или   будни, народные   приметы,   всевозможные   погодные   явления,   обычаи,  традиции  и суеверия. Долгое   время   в   деревнях   жили   тремя природный,   Первый   календарями.   – земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй – языческий, дохрстианских времён, так же, как   земледельческий,   соотносился   с   явлениями природы.   Третий,   самый   поздний   календарь   – христианский,   православный,   в   котором   только великих праздников, не считая Пасхи, ­ двенадцать. Поскольку   месяцеслов   по   сути   был   земледельческим,   его   особенности повлияли   на   название   указанных   в   нем   месяцев.   Кроме   того,   он   содержал 5 накопленный опыт по земледелию, описывал нормы уклада общественной жизни и ее традиции и поэтому представлял собой своего рода энциклопедию.  Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время,   потехе   –   час»,   крестьяне   отдыхали   в   основном   в   праздничные   дни. Приуроченные к наиболее значимым для русского народа праздникам обряды и традиции   сопровождались   многообразием   песен,   танцев,   хороводов,   игр,   им соответствовали   традиционные   костюмы   и реквизит. К   примеру,   очень   интересны   народные обычаи   на   масленицу,   которые   неразрывно связаны с семейной тематикой, поскольку в этот день   чествовали   молодоженов,   поженившихся   в прошедшем году. 1.2 Красота русской природы, народных обычаев и широта русского человека в работах  Бориса Михайловича Кустодиева Борис   Михайлович   Кустодиев  (1878­1927)       увлеченно   работал   над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей,   в   многофигурных   композициях   «Ярмарка»   (1906,   1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением   и   мягкой   авторской   иронией.   Живопись   его   делалась   все   более красочной,   приближаясь   к   народному   искусству.   Итогом   стала   «Масленица» (1916) ­ идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. В картинах, изображающих многочисленные ярмарки, масленицы и гулянья, художник воспел красоту русской природы, народных обычаев и широту русского человека.   Зимние   пейзажи,   на   фоне   которых   происходят   веселые   масленичные 6 гулянья, порой фееричны по сочетаниям зелено­розоватого неба и ослепительно голубого   снега.   Среди   этой   красочности   природы   особенно   празднично   ярки костюмы и разрумянившиеся лица. Картина Б.М.Кустодиева «Деревенский праздник».  В   отличие   от   других   кустодиевских   праздников,   этот   не   выглядит разгульным   и   шумным.   Скорее   всего,   перед   нами   деревенская   свадьба   или помолвка. Широкая панорама включает в себя несколько групп. Возле телеги собрались хозяева праздника. Судя по всему, разговор идет деловой, обсуждаются вопросы организационные. Рядом группа мальчишек, занятая игрой.    7 В центре, несомненно, почетные гости праздника на лавке. Среди почетных гостей легко угадывается фигура приходского священника.    Справа расположилась самая многочисленная группа ­ молодежь. Девушки в светлых платьях, нарядно одетые парни. Заиграла гармошка, танец начался.  Всю композицию заливает яркое осеннее солнце. Золотом и медью отражают свет листья на деревьях. Атмосфера картины ­ счастливое ожидание праздника. Зеленоватое небо продолжает поля и луга, упирающиеся в горизонт. Деревянные избы, нежно­голубого цвета, создают празднично­беззаботный фон. Совсем скоро начнется веселье. Иван Есаулков посвятил творчеству Б.М.Кустодиева свое стихотворение, в  котором наиболее ярко и точно отразил талант художника. Под кистью его деревенская Русь Возникла в обычаях разных, Но только в картинах отсутствует грусть – Ликует и плещется праздник! Наивно, восторженно воспринимал Он жизнь деревеньки забытой. В картинах его виден нам идеал – Метафора сельского быта! Деревня на этом холсте ожила – Наверное, праздник престольный! Звонит потому во все колокола Народ на большой колокольне. А за колокольней виднеется храм, И в небо взвилась птичья стая... И, выпив по случаю «несколько» грамм, Враз все мужики оживают. Вот женщины в ярких нарядах, в платках Кружком сели возле избушки, А рядом с ребёнком своим на руках Сидит у берёзы подружка. 8 Лошадка людей на повозке везёт. Мужик на гармошке играет. А здесь, на поляне, ведут хоровод... Народ на деревне гуляет!..  Творчество Бориса Михайловича Кустодиева ­ яркая страница в истории русского   изобразительного   искусства.   Произведения   мастера   отличаются жизненной достоверностью, неистощимой фантазией и, самое главное, неизменной любовью к своей земле, своему народу и своей Родине. Кустодиев Б.М. Ярмарка. Центральная площадь в Семеновском­ Лапотном около церквей Николы и Афанасия. 1906 г. Глубокая любовь Бориса Михайловича к Поволжью стала отправной точкой для формирования обширного ряда образов, отражающих некое идеализированное бытие, героями которого становились купцы и купчихи, извозчики и дворники, простые горожане и крестьяне. Чистые, веселые краски, декоративность нарядов и интерьера,   сочно   выписанные   натюрморты   и   тщательно   прорисованные   детали 9 придавали картинам Бориса Кустодиева сходство с лубком – искусством, близким народному восприятию. Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1908 г. 10 1.3 Художник­бытописатель  деревни — Федот Васильевич Сычков  Художник  Федот  Васильевич  Сычков  (1887­1958)  явился основоположником  профессиональной  живописи  в  мордовском  крае.  Всю  свою жизнь и творчество он связал с родными местами, со своими земляками, посвятив им все свое богатое творческое наследие.  Ф.В.Сычков создал в своих полотнах яркие запоминающиеся, убедительные народные   образы.   Прекрасные   своим   здоровьем   и   жизнерадостностью,   они утверждают духовную красоту и ценность человека труда, его право на счастье. Созданный художником образ, хотя и опирается на изображение конкретных людей, носит скорее собирательный характер.  Федот Сычков.   Собираются в гости. 1940. В нем обаяние цветущей молодости, избыток жизненных сил, бьющая через край   энергия,   сила   и   здоровье.   Сычковские   красавицы   обладают   румянцем   на полных щеках, милыми и ясными глазами, веселой, белозубой улыбкой. Улыбка ­ 11 непременная   черта   героинь   художника.   Благодаря   улыбке   они   вступают   в непосредственный контакт со зрителем. Федот Сычков.   Девушка в синем платке. 1935.   Изображение крестьянских детей ­ одна из любимых тем Ф.В.Сычкова. В его   детских   портретах   ощущается   та традиционная самостоятельность, сызмальства   привитая   «трудовая хватка», которая до сих пор отличает деревенскую   детвору   от   городских ребят.   Он   ясно   показывает   зрителю, что   любит   своих   героев,   любуется ими,   понимает   их   своеобразную прелесть. И   сколько   бы   не   прошло   лет, картины   Ф.В.Сычкова   всегда   будут учить   людей   любить   родную   землю, будут   дарить   людям   радость,   как дарят уже не одному поколению. Потому что замечательного живописца, певца Мордовии,   певца   народной   жизни   вдохновляли   на   творчество   непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота человеческого труда и счастья. 12 1 Семейные традиции и ценности в России.   Традиции – это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что   способно   объединить   самых   разных   людей.   Семейные   традиции   русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая   знакомит   нас   с   опытом   наших   предков.   Начнем   с   того,   что   семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства».   Составление   подробной   родословной,   своего   фамильного   дерева являлось   неотъемлемой   частью   традиций   каждой   семьи.   Когда   появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай   успешно   дошел   и   до   наших   дней   –   наверное,   у   большинства   имеются старые   альбомы   с   фотокарточками   дорогих   сердцу   родных,   может   быть,   уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома…  История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. Существует также прекрасный обычай называть   ребенка   в   честь   кого­нибудь   из   членов   семьи   (есть   так   называемые «семейные   имена»).   Кроме   того,   нашей   уникальной   традицией   считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын­отец) и выражает почтение. Называть кого­то по отчеству – значит,   быть   с   ним   вежливым.   Имя   может   даваться   и   по   церковным   книгам, святцам,  в   честь   святого,   которого   чествуют   в   день   рождения   ребенка.  А   вот 13 семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это   старинные   профессиональные   династии   (то   есть   когда   все   члены   семьи занимались   каким­то   одним   видом   деятельности).   Известны   целые   династии   плотников, потомственных   пекарей, священников,   артистов.   И,   конечно   же,   самым   любимыми   являются   семейные   сапожников,   кондитеров,   военных, праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор.  Всех  входящих  гостей  встречали хлебом­солью,  затем выходила  хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь,   рыба,   ягоды,   мед)…   Стоит   отметить,   что   для   сервировки   стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки соблюдают некоторые обычаи из давних времен. 2.1 Чаепитие  Вы спросите, когда зародились традиции русского чаепития? В Россию чай попал в 30­х годах XVII века. Василию Старкову, послу русского царя Михаила Федоровича,   Алтын­хан   —   повелитель   Китая,   преподнес   в   дар   четыре   вьюка сушеной травы. Дело чуть не закончилось войной, ведь поначалу Старков посчитал это за насмешку над царем — проклятые басурмане сено ему подсылают. Еле уговорили   его   и   миром   дело   порешили,   так   как   чай   государю   понравился,   и особенно его боярам, и даже самому патриарху. С того времени русские чаепития стали   главной   приметой   национального   быта   и   основным   времяпровождением русских людей. За горячим чаем купцы решали свои дела, крестьяне согревались долгими холодными зимами, принимали дорогих гостей и лечились от простуды, добавляя в чай мед, лечебные травы.  В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком.   Само   чаепитие   стало   не   просто   утолением   жажды,   а   своеобразным 14 проявлением   общественной   жизни.   За   чаем   решали   семейные   дела,   заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Гиляровский  оставил  прекрасное  описание старых  московских  трактиров. Где­нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты   заключали   сделки   на   десятки   и   сотни/тысяч   рублей.   Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать»   Повсеместное означает   «проклажаться   за   чаемъ,   пить   его   въ   раздольи».   распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека,   общение   со   своим   внутренним   миром.   Она   как   бы   вырывает   его   из будничной   суеты.   Способы   самой   заварки   чая   и   его   подачи   на   стол   ­   это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.  Русская   же   церемония   чаепития   направлена   на   получение   абсолютно противоположного эффекта ­ объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора. 15 В   чем Самовар.  заключается   притягательная сила   самовара,   почему   он остался устойчивым     наиболее атрибутом домашнего   уюта, понять,   можно   только   поняв особенности традиции ­ чаепития.    русской Б. М. Кустодиев. Извозчики. 1920 Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать   у   самовара.   Этот   предмет   вошел   в   классику   русской   литературы   и искусства   как   непременный   атрибут   семейного   покоя.   Он   сам   стал   объектом художественного   интереса,   и   целый   ряд   мастеров   декоративно­прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства. Васнецов В.М. Чаепитие в таверне. 16 Как бы ни изменялись с годами наши вкусы, в сокровенных уголках нашего сознания картины эти сохраняют значение достовернейшего свидетельства о жизни наших предков. И когда мы противополагаем современность далекому прошлому, то для наглядности неизменно вызываем в памяти с детства, запомнившиеся нам бытовые картины российских художников. Русская бытовая живопись поражает, прежде всего, широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Богданов­Бельский Н.П. Чаепитие. 2 Религия и традиции Православие –  это  основная  религия в  России. Её  исповедуют почти все славянские   народы   и   национальности,   которые   проживают   на   территории Российской Федерации, и ещё некоторая часть огромных неславянских этногрупп, таких   как   чуваши,   коми,   грузины,   осетины,   армяне,   мордва   и   т.д. К   остальным   религиям   многих   народов   России   можно   отнести   протестантизм, 17 католицизм,   иудаизм,   ислам,   буддизм,   и,   конечно   же,   некоторые   верования, которые   исповедуются   традиционно,   они   и   в   настоящее   время   очень распространены в незначительно малых этнических группах. Россияне ходят в христианские православные церкви, отмечают религиозные традициям. христианским и     праздники   следуют   Русский   народ   отличается   богатой   культурой,   множественными   обычаями   и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ   из   других,   позволяет   ощутить   неподдельную   связь   между   временами   и поколениями,   дает   возможность   получить   жизненную   опору   и   духовную поддержку. В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян.   В   нем   каждому   дню   соответствовали   определенные   праздники   или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. Народный   календарь   русского   народа   ­   это   слияние   христианского   и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые испокон веков   приурочены   к   достаточно   большим   праздникам,   включали   огромное количество   песен,   хороводов,   игр,   приговоров,   танцев,   масок,   драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства. Интересными являются традиции русского народа на масленицу. Они связаны с темой   семейно­брачных   отношений,   так   как   на   масленицу   чествовали   тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с церковным праздником Пасхи, характеризуются Священным   писанием   –   Библией,   а   также   украшением   столов   освященными 18 пасхами   из   творога,   расписными   яйцами   и   куличами.   Рождество   традиционно является   праздником   возвращения   и   возрождения,   его   обычаи   исполнены подлинной добротой, человечностью, высокими нравственными идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали и собирают дорогих родственников и гостей, а молодые девушки в ночь перед этим праздником увлекались народными гаданиями. А вот день летнего солнцестояния русский народ олицетворял с праздником Ивана Купала. Теплыми вечерами распевались песни, а молодежь прыгала через костер. Это действие смешивало языческую и христианскую традицию. Русские национальные традиции в быту связаны с такими событиями, как ожидание и рождение младенца, крестины, свадьбы. Пополнение в семье всегда было радостной вестью и связано с множеством примет, которые многие будущие мамы соблюдают и по сей день. Ни   смотря   на   сходство обычаев   с   другими   народами, русские   народные   обряды наиболее   красочны,   музыкальны и красноречивы. К. Е. Маковский «Святочное гадание на жениха» 19 Кустодиев Б.М. Зима. Крещенское  водосвятие Маковский К. Е. Под венец 20 Федот Сычков. Христославы  Коровин П.И. Крестины. 1896  г. Заключение Русский народ имеет очень богатую культуру, интереснейший фольклор и продолжительную историю существования. И потому традиции и обряды русского народа   чрезвычайно   интересны   и   многогранны.   Из   поколения   в   поколение переходили эти обряды, практически не меняясь. И сегодня они также остаются популярными.  21 Следует отметить, что у современных россиян есть немало оригинальных самобытных праздников, которые не отмечаются больше нигде в мире. Многих старинных традиций мы придерживаемся, и сегодня. И все это является свидетельством нашей неразрывной связи с предками, о нашем умении ценить свою историю и фольклор. Русские   традиции,   обряды   и обычаи   являются   неотъемлемой   частью  Их   влияние   прослеживается   во всех   сферах культуры   славянского   народа. современной жизни. Обряды русского народа органично впитались в нашу плоть и кровь. Невзирая на то, что мы живём в городах, мы продолжаем чтить традиции предков.   В России   существует   масса   канонических   устоев,   примет   и преданий,  Национальная   культура —   это которые   трогают   сердце   и цепляют   за душу. уникальная   форма   отечественной   памяти,   позволяющая   ощущать   связь   чреды поколений.  В заключение хочется отметить, что мы не знаем, какие традиции привнесет в нашу жизнь новое время, суждена ли им будет долгая жизнь, или они вскоре позабудутся. Но в том, что обычаи наших далеких предков просуществуют еще ни одно столетие, можно не сомневаться. Таков уж наш русский менталитет. В нем сила народной памяти и великого патриотизма. Список источников Литература 1. Архиепископ Серафим (Соболев).Русская идеология.— СПб.: Изд­во имени А. С. Суворина, 1992.— 104 с. 2. Быт и нравы  русского народа в XVI и XVII столетиях. Очерк домашней жизни   и   нравов   великорусского   народа   XVI   и   XVII   столетиях   /   Н.   И. 22 Костомаров. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. ­ Смоленск: Русич, 2002. ­ 560 с.  3. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа.— М.: Изд­во «Паломник», 2000.— 544 с.  4. Познанский   В.   В.   Очерк   формирования   русской   национальной   культуры.   224с. Первая   половина   XIX   в.   М.:   Мысль,   1975.­ Интернет­источники: http://azbyka.ru/m­lipuchij­drug­semi.shtml http://h.ua/story/58579/ http://www.e­reading.club/chapter.php/1034729/27/Kocharyan_­_Pol_Golbah.html http://www.unmonument.ru/mon020.html http://konec­sveta.org/analitika/contagion/hatred­vice­modern­society.html http://samlib.ru/m/marina_a_a/russia.shtml http://www.ote4estvo.ru/tradicii­i­prazdniki/ http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm klub­drug.ru/deti/semejnye­tradicii­v­rossii­cennosti­russia.html http://www.liveinternet.ru/users/rinagit/post309387057/ http://www.mouzenidis­travel.ru/article/religia­rossii http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/5489­hudozhnik­fedot­vasilevich­sychkov­ 1887­1958.html http://samopoznanie.ru/schools/russkie_tradicii/ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=15569 http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/219­article_31.html 23

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского народа в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти

Культура российского  народа  в картинах художников как уникальная форма отечественной памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017