муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поросозерская средняя общеобразовательная школа»
Принята на педагогическом совете Утверждаю
Протокол № 1 от 30.08.19
Директор школы:_____Щербакова Е.Г.
Приказ №
«30» августа 2019.
Программа метапредметного курса внеурочной деятельности
«Здоровое питание»
Возраст обучающихся: 5классы
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Скрипченко И. В.,
учитель биологии
Поросозеро
2019 год
Пояснительная записка.
Основу для разработки рабочей программы курса: «Здоровое питание» для 5 класса составляют следующие нормативные документы: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" ;
Приказ от 29 декабря 2014 г. N 1643 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
· формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
· формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
· освоение детьми практических навыков рационального питания;
· формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
· информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
· развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
· развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа « Здоровое питание» построена в соответствии с принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· возрастная адекватность;
· необходимость и достаточность информации;
· модульность программы;
· практическая целесообразность
· динамическое развитие и системность;
· вовлеченность семьи и реализацию программы;
· культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В отличие от многих других обучающих программ, «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Описание места программы в учебном плане.
Преподавание программы «Здоровое питание» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Здоровое питание» изучается в 5 классе 1 час в неделю: 5 класс -34часа.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания программы «Здоровое питание» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра любви.-– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Предполагаемые результаты освоения школьниками курса внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать
и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
5 класс.
Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы
и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий
непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес
к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие
способности.
Из чего состоит наша пища. Основы рационального питания и здорового образа жизни
Основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Функции этих веществ в организме. Какие питательные вещества содержатся в разных продуктах. Разнообразное питание как обязательное условие здоровья.
Гигиена питания и приготовление пищи. Где и как готовят пищу. Кухонное оборудование, его назначение. Основные правила гигиены на кухне. Один из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых блюд. Осторожное поведение на кухне.
Блюда из зерна. Полезность продуктов, получаемых из зерна. Многообразие продуктов из зерна, включение их в свой ежедневный рацион. Традиционные народные блюда, приготовляемые из зерна., традициях, связанных с их использованием. Культура собственного народа и других народов.
Молоко и молочные продукты. Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона (исключения). Ассортимент молочных продуктов и свойства. Молочные блюда в разных регионах страны.
Какую пищу можно найти в лесу. Что можно есть в походе. Дикорастущие растения. Блюда, приготовленные из дикорастущих растений. Забота и сохранение природных богатств. Правила поведения в лесу, позволяющих избежать ситуаций, опасных для здоровья.
Вода и другие полезные напитки. Питьевой режим. Роль жидкости для нормальной работы организма, необходимом количестве жидкости. Разнообразие напитков и их польза для организма. Какую воду можно пить. Основные способы очистки питьевой воды. Бережное отношение к воде.
Что и как можно приготовить из рыбы. Ассортимент рыбных блюд, их полезность. Животные, которых человек использует в пищу. Правильное поведение в походе.
Дары моря. Морские съедобные растения и животные. Многообразие блюд из морепродуктов. Польза морепродуктов, необходимость микроэлементов для организма.
Кулинарное путешествие по России.
Кулинарные традиции как часть культуры народа. Кулинарные традиции своего
народа. Физическая активность и польза занятий спортом. Многообразие спортивных
занятий. Наиболее подходящий для тебя вид физической нагрузки.
Рациональное питание как часть здорового образа жизни.
Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Роль физической активности в укреплении
здоровья, развитии силы и выносливости, важности физической активности.
Необходимый объём двигательной активности. Виды двигательной активности.
Зарядка – как обязательный элемент режима дня. Закаляйся, если хочешь быть
здоров. Закаливание как один из важных способов укрепления здоровья. Варианты
закаливания. Основные правила закаливающих процедур. Ответственность человека
за своё здоровье, о связи поведения и здоровья.
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Зависимость рациона питания от физической активности. Рацион питания с учётом собственной физической активности. Роль питания и физической активности для здоровья человека. Дневник здоровья.
Продукты разные нужны – блюда разные важны. Пищевые вещества. Белки и продукты – источники белка. Продукты – источники углеводов. Продукты – источники жиров. Энергия пищи. Калорийность продуктов. От чего зависит потребность в энергии. Где и как мы едим. Правила питания, если ешь не дома. Продукты для длительного похода или экскурсии. Съедобные грибы и ягоды. Ты – покупатель. Основные отделы магазина. О чём рассказала упаковка. Ты готовишь себе и друзьям. Как правильно хранить продукты, красиво сервировать стол, правильно вести себя. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. Приготовление пищи и правила сервировки стола. Кухни разных народов. Питание и климат. традиции и культура питания. Кулинарная история. Как питались доисторические люди. Как питались в древнем Египте. Как питались в Древней Греции и Риме. Ка питались в Средневековье. Как питались на Руси и в России.
Традиции Русского народа, русские блюда. Русская каша. Хлеб – всему голова. Посуда на Руси. Необычное кулинарное путешествие. Кулинарные музеи. Кулинария в живописи. Кулинарная тема в музыке. Кулинарная тема в литературе.
Формы занятий: ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, конкурсы, обсуждение.
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 5 класс.
№ раздела |
№ занятия |
Тема занятия. |
Деятельность обучающихся |
Виды деятельности |
||||
1.) Разговор о здоровье и правильном питании. (11ч.). |
|
|||||||
|
1. |
Как научиться питаться правильно? |
Беседа. Основы рационального питания и здорового образа жизни |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
2. |
Из чего состоит наша пища. |
Беседа. Чтение тетради. Знакомство с героями. |
Оздоровительная |
||||
|
3. |
Гигиена питания и приготовление пищи. |
Чтение тетради . Беседа. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
4. |
Блюда из зерна. |
Чтение тетради. Игра в пословицы.
|
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
5. |
Молоко и молочные продукты. |
Чтение тетради по ролям. Кроссворд.
|
Оздоровительная |
||||
|
6. |
Какую пищу можно найти в лесу. |
Игра: «Походная математика».
|
Игровая |
||||
|
7. |
Вода и другие полезные напитки. |
Игра: « Отгадай кроссворд». Конкурс плакатов «Береги воду» |
Игровая |
||||
|
8. |
Рыбные блюда Карелии, России и др. |
Игра: «Что из чего приготовлено?»
|
Игровая |
||||
|
9. |
Дары моря. |
Чтение тетради и выполнение заданий в тетради. |
Оздоровительная |
||||
|
10. |
Кулинарное путешествие по России. |
Игра – проект: «Кулинарный глобус» |
Познавательная |
||||
|
11. |
Рациональное питание как часть здорового образа жизни. |
Викторина |
Проблемно – ценностное общение |
||||
2.) Движение и здоровье. (7ч.). |
|
|||||||
|
12. |
Двигательная активность школьника. |
Беседа. Подбор упражнений для зарядки.
|
Оздоровительная |
||||
|
13. |
Правила закаливания. |
Чтение по ролям. Создание правил закаливания. |
Оздоровительная |
||||
|
14. |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. |
Составление рациона питания с учётом собственной физической активности. |
Оздоровительная |
||||
|
15. |
Самооценка объективных показателей здоровья. |
Проверка показателей. |
Оздоровительная |
||||
|
16. |
Самооценка субъективных показателей здоровья |
Самооценка показателей. |
Оздоровительная |
||||
|
17. |
Дневник здоровья. |
Оформление показателей. |
Оздоровительная |
||||
|
18. |
Олимпиада здоровья. |
Забота о собственном здоровье. |
Проблемно – ценностное общение и оздоровительная |
||||
3.) Формула правильного питания (16ч.). |
|
|||||||
|
19. |
Продукты разные нужны – блюда разные важны. |
Чтение тетради. Беседа. |
Оздоровительное |
||||
|
20. |
Пищевые вещества. Белки, жиры и углеводы. |
Чтение тетради. Викторина. |
Игровая |
||||
|
21. |
Энергия пищи. |
Расчёты. Калорийность продуктов. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
22. |
Где и как мы едим. |
Беседа. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
23. |
Продукты для длительного похода или экскурсии. |
Беседа. Выработка правил питания. |
Игровая |
||||
|
24. |
Ты – покупатель. Основные отделы магазина. |
Игра: « Основные отделы магазина». |
Игровая |
||||
|
25. |
О чём рассказала упаковка. |
Видеофильм. Беседа. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
26 |
Ты готовишь себе и друзьям. |
Беседа. |
Игровая |
||||
|
27. |
Как правильно хранить продукты, |
Выполнение заданий в тетради. |
Оздоровительное |
||||
|
28. |
Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. |
Беседа по технике безопасности. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
29. |
Приготовление пищи и правила сервировки стола. |
Беседа. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
30. |
Кухни разных народов. Питание и климат. |
Чтение и выполнение заданий в тетради. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
31. |
Кулинарная история. |
Видеофильм и выполнение заданий в тетради. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
32. |
Как питались на Руси и в России. |
Чтение и выполнение заданий в тетради, беседа. |
Проблемно – ценностное общение |
||||
|
33. |
Необычное кулинарное путешествие. |
Чтение и выполнение заданий в тетради. |
Познавательное |
||||
|
34. |
Что я узнал о правильном питании? |
Викторина. |
Игровая |
||||
Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
2. Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое
пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
3. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа
Групп, 2014.;
4. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп,
2014;
5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
6. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе
«Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
7. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера»,
2001.
8. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.
9. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
10. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
11. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
12. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.