Курс по внеурочной деятельности для детей 10 -11 лет "Здоровое питание"
Оценка 4.7

Курс по внеурочной деятельности для детей 10 -11 лет "Здоровое питание"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
23.08.2020
Курс по внеурочной деятельности для детей 10 -11 лет "Здоровое питание"
Курс разработан с использованием рабочей тетради "Формула правильного питания" , авторы: М.М.Безруких, Т. А. Филиппова
Курс Здоровое питание.doc

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Поросозерская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Принята на педагогическом совете                                                            Утверждаю

Протокол № 1  от   30.08.19

                                                                                             Директор школы:_____Щербакова Е.Г.

                                                                                                             Приказ №

                                                                                                                  «30»  августа 2019.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа метапредметного курса внеурочной деятельности

 «Здоровое питание»

Возраст обучающихся: 5классы

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

    Разработчик:

Скрипченко И. В.,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поросозеро

2019 год

 

Пояснительная записка.

 

     Основу для разработки рабочей программы  курса: «Здоровое питание» для 5 класса  составляют следующие нормативные документы: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" ;

Приказ от 29 декабря 2014 г. N 1643 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

 

     Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

     Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

     Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

     Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

·                                 формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

·                                 формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

·                                 освоение детьми практических навыков рационального питания;

·                                 формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

·                                 информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

·                                 развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;

·                                 развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

 

 

                  Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

 

Программа « Здоровое питание» построена в соответствии с принципами:

·                                 научная обоснованность и практическая целесообразность;

·                                 возрастная адекватность;

·                                 необходимость и достаточность информации;

·                                 модульность программы;

·                                 практическая целесообразность

·                                 динамическое развитие и системность;

·                                 вовлеченность семьи и реализацию программы;

·                                 культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В отличие от многих других обучающих программ, «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

 

Описание места программы в учебном плане.

Преподавание программы «Здоровое питание» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Здоровое питание» изучается в 5 классе 1  час в неделю: 5 класс -34часа.

 

                               Описание ценностных ориентиров содержания программы

Одним из результатов преподавания программы «Здоровое питание» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра  любви.-– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 

Предполагаемые результаты освоения школьниками курса внеурочной деятельности.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.

    II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

                                              5 класс.

     Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. 

     Из чего состоит наша пища. Основы рационального питания и здорового образа жизни

Основные группы питательных веществ –  белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Функции этих веществ в организме. Какие питательные вещества содержатся в разных продуктах. Разнообразное питание как обязательное условие здоровья.

Гигиена питания и приготовление пищи. Где и как готовят пищу. Кухонное оборудование, его назначение. Основные правила гигиены на кухне. Один из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых блюд. Осторожное поведение на кухне.

Блюда из зерна. Полезность продуктов, получаемых из зерна. Многообразие продуктов из зерна, включение их в свой ежедневный рацион. Традиционные народные блюда, приготовляемые из зерна., традициях, связанных с их использованием. Культура собственного народа и других народов.

Молоко и молочные продукты. Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона (исключения). Ассортимент молочных продуктов и свойства. Молочные блюда в разных регионах страны.

Какую пищу можно найти в лесу.  Что можно есть в походе. Дикорастущие растения. Блюда, приготовленные из дикорастущих растений. Забота и сохранение природных богатств. Правила поведения в лесу, позволяющих избежать ситуаций, опасных для здоровья.

Вода и другие полезные напитки. Питьевой режим. Роль жидкости для нормальной работы организма, необходимом количестве жидкости. Разнообразие напитков и их польза для организма. Какую воду можно пить. Основные способы очистки питьевой воды. Бережное отношение к воде.

Что и как можно приготовить из рыбы. Ассортимент рыбных блюд, их полезность. Животные, которых человек использует в пищу. Правильное поведение в походе.

Дары моря. Морские съедобные растения и животные. Многообразие блюд из морепродуктов. Польза морепродуктов, необходимость микроэлементов для организма.

Кулинарное путешествие по России. Кулинарные традиции как часть культуры народа. Кулинарные традиции своего народа. Физическая активность и польза занятий спортом. Многообразие спортивных занятий. Наиболее подходящий для тебя вид физической нагрузки.
Рациональное питание как часть здорового образа жизни.
Здоровье в порядке  - спасибо зарядке. Роль физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости, важности физической активности. Необходимый объём двигательной активности. Виды двигательной активности. Зарядка – как обязательный элемент режима дня. Закаляйся, если хочешь быть здоров. Закаливание как один из важных способов укрепления здоровья. Варианты закаливания. Основные правила закаливающих процедур. Ответственность человека за своё здоровье, о связи поведения и здоровья.

     Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Зависимость рациона питания от физической активности. Рацион питания с учётом собственной физической активности. Роль питания и физической активности для здоровья человека. Дневник здоровья.

     Продукты разные нужны – блюда разные важны. Пищевые вещества. Белки и продукты – источники белка. Продукты – источники углеводов. Продукты – источники жиров. Энергия пищи. Калорийность продуктов. От чего зависит потребность в энергии. Где и как мы едим. Правила питания, если ешь не дома. Продукты для длительного похода или экскурсии. Съедобные грибы и ягоды. Ты – покупатель. Основные отделы магазина. О чём рассказала упаковка. Ты готовишь себе и друзьям. Как правильно хранить продукты, красиво сервировать стол, правильно вести себя. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. Приготовление пищи и правила сервировки стола. Кухни разных народов. Питание и климат. традиции и культура питания. Кулинарная история. Как питались доисторические люди. Как питались в древнем Египте. Как питались в Древней Греции и Риме. Ка питались в Средневековье. Как питались на Руси и в России.

Традиции Русского народа, русские блюда. Русская каша. Хлеб – всему голова. Посуда на Руси. Необычное кулинарное путешествие. Кулинарные музеи. Кулинария в живописи. Кулинарная тема в музыке. Кулинарная тема в литературе.

Формы занятий: ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, конкурсы, обсуждение.

 

III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.                   5 класс.

№ раздела

№ занятия

Тема занятия.

Деятельность обучающихся

Виды деятельности

1.) Разговор о здоровье и правильном питании. (11ч.).

 

 

1.

Как научиться питаться правильно?

Беседа. Основы рационального питания и здорового образа жизни

Проблемно – ценностное общение

 

2.

Из чего состоит наша пища.

Беседа. Чтение тетради. Знакомство с героями.

Оздоровительная

 

3.

Гигиена питания и приготовление пищи.

Чтение тетради . Беседа.

Проблемно – ценностное общение

 

4.

Блюда из зерна.

Чтение тетради. Игра в пословицы.

 

Проблемно – ценностное общение

 

5.

Молоко и молочные продукты.

Чтение тетради по ролям. Кроссворд.

 

Оздоровительная

 

6.

Какую пищу можно найти в лесу. 

Игра: «Походная математика».

 

Игровая

 

7.

Вода и другие полезные напитки.

Игра: « Отгадай кроссворд». Конкурс плакатов «Береги воду»

Игровая

 

8.

Рыбные блюда Карелии, России и др.

Игра: «Что из чего приготовлено?»

 

Игровая

 

9.

Дары моря.

Чтение тетради и выполнение заданий в тетради.

Оздоровительная

 

10.

Кулинарное путешествие по России.

Игра – проект: «Кулинарный глобус»

Познавательная

 

11.

Рациональное питание как часть здорового образа жизни.

Викторина

Проблемно – ценностное общение

2.)  Движение и здоровье. (7ч.).

 

 

12.

Двигательная активность школьника.

Беседа. Подбор упражнений для зарядки.

 

Оздоровительная

 

13.

Правила закаливания.

Чтение по ролям. Создание правил закаливания.

Оздоровительная

 

14.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Составление рациона питания с учётом собственной физической активности.

Оздоровительная

 

15.

Самооценка объективных показателей здоровья.

Проверка показателей.

Оздоровительная

 

16.

Самооценка субъективных показателей здоровья

Самооценка показателей.

Оздоровительная

 

17.

Дневник здоровья.

Оформление показателей.

Оздоровительная

 

18.

Олимпиада здоровья.

Забота о собственном здоровье.

Проблемно – ценностное общение и оздоровительная

3.)   Формула правильного питания (16ч.).

 

 

19.

Продукты разные нужны – блюда разные важны.

Чтение тетради. Беседа.

Оздоровительное

 

20.

Пищевые вещества. Белки, жиры и углеводы.

Чтение тетради. Викторина.

Игровая

 

21.

Энергия пищи.

Расчёты. Калорийность продуктов.

Проблемно – ценностное общение

 

22.

Где и как мы едим.

Беседа.

Проблемно – ценностное общение

 

23.

Продукты для длительного похода или экскурсии.

Беседа. Выработка правил питания.

Игровая

 

24.

Ты – покупатель. Основные отделы магазина.

Игра: « Основные отделы магазина».

Игровая

 

25.

О чём рассказала упаковка.

Видеофильм. Беседа.

Проблемно – ценностное общение

 

26

Ты готовишь себе и друзьям.

Беседа.

Игровая

 

27.

Как правильно хранить продукты,

Выполнение заданий в тетради.

Оздоровительное

 

28.

Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне.

Беседа по технике безопасности.

Проблемно – ценностное общение

 

29.

Приготовление пищи и правила сервировки стола.

Беседа.

Проблемно – ценностное общение

 

30.

Кухни разных народов. Питание и климат.

Чтение и выполнение заданий в тетради.

Проблемно – ценностное общение

 

31.

Кулинарная история.

Видеофильм и выполнение заданий в тетради.

Проблемно – ценностное общение

 

32.

Как питались на Руси и в России.

Чтение и выполнение заданий в тетради, беседа.

Проблемно – ценностное общение

 

33.

Необычное кулинарное путешествие.

Чтение и выполнение заданий в тетради.

Познавательное

 

34.

Что я узнал о правильном питании?

Викторина.

Игровая

 

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.

2. Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое

пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.

3. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа

Групп, 2014.;

4. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп,

2014;

5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.

6. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе

«Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.

7. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера»,

2001.

8. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.

9. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.

10. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.

11. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.

12. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.


Поросозерская средняя общеобразовательная школа»

Поросозерская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

России и других стран . В отличие от многих других обучающих программ, «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе…

России и других стран . В отличие от многих других обучающих программ, «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе…

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками…

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками…

Гигиена питания и приготовление пищи

Гигиена питания и приготовление пищи

Тема занятия. Деятельность обучающихся

Тема занятия. Деятельность обучающихся

Энергия пищи. Расчёты. Калорийность продуктов

Энергия пищи. Расчёты. Калорийность продуктов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020