Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 5
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
10.03.2017
Обращаясь к городскому ландшафту, Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен.
Ф.Я.Алексеев.Пейзажи.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ
ПЕЙЗАЖИ.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна 2017
АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ
ПЕЙЗАЖИ
Алексеев Федор Яковлевич первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
В 1766 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе "живописи цветов и
плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций,
хотя это и не соответствовало его склонностям.
«Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции»
1776г.
Копия картины А. Канале (Каналетто)
В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди,
увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме.
Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не
предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили
работать декоратором при театральном училище (177986). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто,
Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески
воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех.
Они принесли художнику славу "российского Каналетто" и долгожданную
возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Среди его работ 1790х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и
Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской
крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в
соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого,
величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек
чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в
полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика
перспективной живописи.
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
1794
Холст, масло 70 х 108
Государственная Третьяковская галерея Москва
В картине изображена панорама Дворцовой набережной СанктПетербурга. Поэт
К.Н.Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии
огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее!
…Как величественна и красива эта часть города!» На берегу Невы справа виден Мраморный дворец со служебным корпусом, далее – дом князей Барятинских и дворец
контрадмирала Х. де Рибаса, основателя Одессы. Замыкает панораму Летний сад с его
знаменитой оградой. Передний план картины занимает стена Петропавловской
крепости. Обращаясь к городскому ландшафту, Алексеев создал в картине идеальный
гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное
целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник
художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное
достоинство его кисти».
«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
1799.
Холст, масло 71,5 х 109
Государственный Русский музей
СанктПетербург
В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест,
которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов
Николаева, Херсона, Бахчисарая. «Вид города Николаева»
1799
Холст, масло 197 х 178
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Повторяя маршрут императрицы, Алексеев делал зарисовки и акварельные эскизы.
Картины были им написаны уже после возвращения. Город Николаев – малороссийский
город, морской и речной порт, основанный во время Русскотурецкой войны 1787–1791
по повелению князя Г.А. Потемкина. В 1788 здесь была построена верфь для
строительства судов, благодаря которой город стал важным портом и
административным центром. На картине изображен вид на Николаев со стороны реки
Ингул. На берегах реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видны
здания Черноморского адмиралтейского правления, справа – комплекс служебных
домов морского ведомства. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов.
Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы. «Вид города Бахчисарая»
1798г.
Холст, масло. 197 x 178.5 см
Государственный Русский музей
СанктПетербург
Россия «Площадь в Херсоне»
Бумага, акварель, итальянский карандаш
1796 1797
Холст, масло 23 х 40
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В 1800 году император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы.
Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и
выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал
серию живописных полотен. Привез оттуда ряд картин и множество акварелей с
видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом
разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже
документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных
заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской
семьи.
«Красная площадь в Москве» 1801.Холст, масло. 81.3 x 110.5 смГосударственная
картинная галерея. Пейзаж воссоздает облик первопрестольной столицы рубежа XVIII–XIX веков.
Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «герои» картины.
Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным
горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство
площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади – храм Василия
Блаженного и Лобное место. Кремлевская стена и Спасская башня замыкают правую
часть картины. На первом плане слева изображено здание Главной Аптеки, а также
торговые ряды. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского
монастыря, слева виден шатер Царской башни. Художник не просто «перечисляет»
многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но и пытается создать
целостный, единый образ города. Люди, заполняющие площадь, а также тщательно
прорисованные многочисленные и выразительные детали – торговые лавки, кареты,
повозки, лошади, собаки – всё участвует в раскрытии образа города, вносят в него
теплоту и человечность.
В Москве Алексеева интересует, прежде всего, старинная архитектура, своеобразный
колорит города, складывавшийся веками. Как истинный художникклассицист, к тому
же театральный декоратор по образованию, Алексеев разворачивает перед зрителем
величественную, но очень ясную, легко читаемую сцену, где древние здания выступают
в качестве главных героев, а гуляющим москвичам отведена роль статистов.
Фигурки людей на первом плане крупнее, чем в "Виде на Биржу и Адмиралтейство от
Петропавловской крепости" (1810). В их облике и одежде художник подмечает
патриархальные, еще напоминающие традиционный древнерусский уклад детали и
черты, но с точки зрения петербургской моды кажущиеся архаичными. Алексеев,
петербургский мастер, прошедший выучку в Италии, смотрит на город глазами
иностранцаевропейца.
Схожее отношение к Москве выразил современник художника поэт К.Н. Батюшков:
"Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов
европейских с нравами и обычаями восточными!"
«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста»
Холст, масло. 63 x 103 см
Государственный Русский музей Вид Владимирских (Никольских) ворот Китайгорода. 1800е
«Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в
Москве»
1811
Холст, масло 78 х 110,5
Государственная Третьяковская галерея Москва Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои»
пейзажа Алексеева. На первом плане художник изобразил мост через реку Неглинку,
ведущий к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и
Иверской часовней между проездами. К воротам примыкает здание Главной аптеки, в
котором первоначально находился университет. Справа изображена Арсенальная
башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней
– часть Китайгородской стены. Слева видно здание Монетного двора. Солнечный свет
окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона. Внимательно вглядываясь в
изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить
представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIIIXIX столетий. Кареты,
повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для
создания образа первопрестольной столицы. Дар П.А.Бурышкина в 1917.
«Соборная площадь в Московском Кремле»
Холст, масло 81,7 х 112
Государственная Третьяковская галерея Москва
На картине художник изображает Соборную площадь – главный и наиболее древний
ансамбль Кремля, чей уникальный архитектурный облик сформировался уже к началу
XVI столетия. В центре композиции, в глубине площади – Успенский собор, главный
храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним
виднеются церковь Двенадцати Апостолов, Чудов монастырь и здание Сената. Справа –
комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более чем ста
лет. Непосредственно за колокольней видны Спасская и рядом Царская башня. Изза
стены выглядывают главы Покровского собора (храм Василия Блаженного). На первом
плане слева изображено здание Грановитой палаты с Красным крыльцом, справа –
фрагмент западного фасада Архангельского собора. Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I. 1802
Вид от Лубянки на Владимирские ворота.1800е Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китайгорода. 1800е
Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке Колокольня Ивана Великого. 1800е
Москворецкая улица с людьми. 18001802 Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади «Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в
Московском Кремле»
1810
Холст, масло. 80.5 x 110.5 см
Государственная Третьяковская галерея
Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле Вид на Воспитательный дом. 1800е
Боярская площадка в Московском Кремле. 1810е Вид Москвы от Троицких ворот Кремля. 1810е
Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы
Страстная площадь Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа церковь Николы в Сапожке
ТроицеСергиева лавра Вид Москвы
В 1800х гг. Алексеев уже глава класса перспективной живописи в Академии
Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь
пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось
большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и
широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными
делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее,
объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую
плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова",
"Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса",
"Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от
Петропавловской крепости"
«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова»
Холст, масло 53 х 72,5
Государственный Русский музей
СанктПетербург
Россия «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса»
1810е
Холст, масло 138 х 178
Государственный Русский музей
СанктПетербург
«Вид Казанского собора в Петербурге»
1811г.
Холст, масло 71 х 112,5
Государственный Русский музей
СанктПетербург
Россия «Михайловский дворец в Петербурге»
1800
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге Около 1800 «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»
Около 1800
Холст, масло. 156 x 185 см
Государственный Русский музей
СанктПетербург
Россия
Картина написана в год окончания строительства здания Биржи, благодаря чему
окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль центральной части Санкт
Петербурга. Художник стремился представить столицу Российской империи
образцовым городом, в котором слились воедино природа и творения рук
человеческих. Смысловой акцент в композиции занимает здание Биржи. От него к Неве
ведет архитектурно оформленный спуск. Слева от Биржи – ростральная колонна. За
Биржей расположено здание Двенадцати коллегий. Противоположный берег Невы
застроен дворцами и административными зданиями: в глубине – старое здание Сената
(прежде дом А.П.БестужеваРюмина), Адмиралтейство с поднимающимися изза него
куполами церкви Исаакия Далматского. В левой части картины виден Зимний дворец.
По широкой водной глади Невы, которую называли главным проспектом Петербурга,
скользит множество больших и малых судов. «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»
1810г.
Холст, масло. 62 x 101 см
Государственная картинная галерея.
Алексеев при построении композиции использует классицистический принцип,
сопоставляя первый план, отмеченный коричневым левым углом и темным облаком
справа, и зеленоватоголубое открытое пространство в глубине.
Здание Биржи представлено несколько справа, так что в центре композиции
оказывается эффектная панорама Невы. На заднем плане Зимний дворец и
Адмиралтейство образуют единый ансамбль с небом и рекой, как бы утверждая
важнейшую для эпохи Просвещения идею гармонии разума и природы.
Художник показывает СанктПетербург таким, каким его видели современники, как
идеальную столицу просвещенного государства. Поэт К.Н. Батюшков писал:
"Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого
величественнее! На сии домы один другого красивее! Посмотрите на Васильевский
остров, [...] украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною
[...]. Как величественна и красива эта часть города! [...] Теперь от биржи с каким
удовольствием взор мой следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух
набережных, единственных в мире!" 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. 1824
Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный
живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом,
в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать
деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ПЕЙЗАЖИ. История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.