Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.9

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.

Оценка 4.9
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
06.03.2017
Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ.
«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы. Его художественная скрипка пропела нам о незабываемых красотах скромной русской природы» (Иогансон Б.В.). «Он самый большой поэт и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Левитан смог создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного "левитановским"» (Грабарь И.Э.).Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.
Художник-передвижник И.Левитан.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017 Художник – передвижник Исаак Левитан  Искусство   такая   ненасытная   гидра   и   такая   ревнивая,   что   берет   всего человека,   не   оставляя   ему   ничего   из   его   физических   и   нравственных сбережений (Исаак Левитан). Исаак       Ильич.  Левитан (1860­1900).   «Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы. Его художественная скрипка пропела нам о незабываемых красотах скромной русской природы» (Иогансон Б.В.).  «Он самый большой поэт и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже.   Левитан   смог   создать   свой   собственный   стиль,   который   явился вместе   с   тем   и   стилем   русского   пейзажа,   по   справедливости   названного "левитановским"» (Грабарь И.Э.). Левитан Исаак Ильич (Isaak Levitan, 1860–1900), русский художник. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего.   В   1873   поступил   в   Московское   училище   живописи,   ваяния   и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил   училище   в   1885.   Жил   преимущественно   в   Москве.   Работал   также   в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму   (1886,   1899),   на   Волге   (1887–1890).   Был   членом   «Товарищества передвижников». Была   весна   нашей   жизни,   мне   было   шестнадцать,   Левитану   семнадцать   лет. Московская школа живописи переживала лучшую свою пору… Я узнал Левитана юношей, каким тогда был и сам… Одетый   донельзя   скромно,   в   какой­то   клетчатый   поношенный   пиджак, коротенькие   штанишки,   он   терпеливо   ждал,   когда   более   удачливые   товарищи, насытясь   у   "Моисеича"   расходились   по   классам;   тогда   и   Левитан   застенчиво подходил к "Моисеичу", чтобы попросить доброго старика подождать старый долг (копеек 30) и дать ему вновь пеклеванник с колбасой и стакан молока. В то время это был его обед и ужин. Левитан   сильно   нуждался,   про   него   ходило   в   школе   много   удивительных, странных рассказов. Говорили о его большом даровании и о великой его нужде. Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого   дома   Юшкова,   где   когда­то,   при   Александре   I,   собирались   масоны,   а позднее этот дом смущал московских обывателей "страшными привидениями". Вот   здесь­то,   юный   Левитан,   выждав   последний   обход   опустелого   училища солдатом Землянкиным, прозванным Нечистая сила, оставался один коротать ночь в   тепле,   оставался   долгий   зимний   вечер   и   долгую   ночь   с   тем,   чтобы   утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе. Проходило много дней и ночей; страх, горе, обиды сменялись восторгом и радостью… В школьные годы Левитан числился и работал в так называемой саврасовской мастерской. Там работал ряд талантливых учеников… Мастерская   Саврасова   была   окружена   особой   таинственностью,   там священнодействовали, там уже писали картины, о чем шла глухая молва среди непосвященных. Саврасовская мастерская должна была поддержать славу первой ученической выставки. Михаил Нестеров. Воспоминания о Левитане из книги "Давние дни" «Пейзажи   настроения»   Левитана   содержат   особую   психологическую насыщенность,   отражая   все   грани   человеческой   души.   Восприняв   новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света  и цвета,  пребывая  в кругу  своих лиричных образов. Уже  ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Сокольники", 1879, "Мостик. Саввинская   слобода",   1883).   Зрелый   период   Левитана   как   мастера   пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Та   же   поэтика   тонкого   образного   обобщения   одухотворяет   произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888; " Вечер. Золотой Плес", 1889; " После   дождя.   Плес",   1889;   "Свежий   ветер.   Волга",   1891–1895).   Он   создает шедевры   «церковного   пейзажа»,   где   здания   храмов   вносят   в   природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, "  У омута", 1892, либо в знаменитой " Владимирке", 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов   в   Сибирь,   видна   лишь   крошечная   фигурка   странника   близ придорожной иконки. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895; " Золотая осень", 1895; " Весна – большая вода", 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Левитан   вырос   в   большую   величину.   Каждый   пейзаж   его   был   событием   на передвижной выставке. Он берег свою славу, вынашивал подолгу вещи и ставил только то, что его удовлетворяло. Вещи, которые оказывались на выставке по его мнению   слабыми,   он   снимал   и   увозил,   не   показывая   публике.   Из   десятка привозимых на выставку вещей он снимал иногда половину. Иные переписывал, другие уничтожал. Частых повторений, как у большинства пейзажистов, у него не было. Почти в каждую картину вносил он новую ноту. Его   возмущало   количество   представляемых   на   выставку   необработанных, непродуманных вещей, повторений старых мотивов, картинного базара. ­­ Для чего это? ­­ показывал он на ряд пейзажей. ­­ Думают попросту заработать и жестоко   ошибаются.   Простой   расчет:   ведь   на   этом   рынке   будет   взято потребителем ровно столько, сколько он может затратить, ни больше, ни меньше, а потому   не   следует   выходить   из   границ,   а   делать   только   то,   что   самого удовлетворяет. Этот базар ни к чему. Учеников своего пейзажного класса возил на ученическую дачу на этюды, "заражаться природой". ­­ Без этого нельзя, ­­ говорил Исаак Ильич. ­­ Надо не только иметь глаз, но и внутренне   чувствовать   природу,   надо   слышать   ее   музыку   и   проникаться   ее тишиной. Он был охотник, ходил на тягу вальдшнепов и, конечно, не ради самой охоты, стрельбы,  но  чтобы   переживать   моменты,  связанные   с  охотой,  которые   давала ранняя весна. Он красиво описывал время пробуждения природы, вечерние зори ранней весны и остатки снега в березовых рощицах, окутанных сумерками. Я.Д.Минченков. «Воспоминания о передвижниках». К   сожалению,  1896­1897  годы   стали   для   Левитана   не   только   временем   новых достижений   и   соприкосновения   с   новейшими   тенденциями   искусства,   но   и печальным,   роковым   жизненным   рубежом.   В   1896   году,   после   вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца. Вскоре стала очевидной и мера тяжести, неизлечимость болезни. В начале марта   1897   года   в   одном   из   писем   Чехова   появились   строки:   "Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук­тук слышится пф­тук...". И в другом письме: "Художник Левитан, по­видимому, скоро умрет, у него расширение аорты". Перед   нами   Левитан,   признанный,   любимый.   С   него   пишет   прекрасный,   очень похожий   портрет   Серов,   лепит   тогда   еще   молодой   скульптор   Трубецкой статуэтку, и все же Левитана надо назвать "удачливым неудачником". Что тому причиной? Его ли темперамент, романтическая натура или что еще, но художник достиг   вершины   славы   именно   в   тот   час,   когда   незаметно   подкралась   к   нему тяжелая болезнь (аневризм сердца). Известный тогда врач профессор Остроумов не скрыл от Исаака Ильича опасности для его жизни. И потянулись дни, месяцы в постоянной тревоге, переходы от надежды к отчаянью. Последние   годы   ­   два­три   ­   Левитан   работал   под   явной   угрозой   смерти, вызывавшей в нем то упадок духа, то страстный небывалый подъем творческих сил. Натура Левитана, страстная, кипучая, его темперамент мало способствовали тому, чтобы парализовать болезнь, чтобы можно было оттянуть развязку. Левитан и шел к этой развязке неуклонно... Предчувствие неминуемого конца заставляло его   спешить   жить,   работать   ­   и   он   жил   и   работал   со   всем   свойственным   ему увлечением. Он спешил насладиться жизнью ему так скупо отпущенной, спешил налюбоваться красотами природы, такой непоказной у нас, но полной сокровенных тайн, доступных лишь тем немногим избранникам, к коим принадлежал Левитан. Михаил Нестеров. Воспоминания о Левитане из книги "Давние дни" Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900, Русский музей) является   –   вопреки   смертельной   болезни   –   едва   ли   не   самым   радостным   его произведением. Весной 1900 года, вскоре после приезда из Парижа, художник простудился на даче в Химках, куда ездил на этюды с учениками. 22 июля, не дожив до сорокалетия всего   26   дней,   он   скончался   от   легочного   кровоизлияния...   Умер   Левитан   в Москве 22 июля (4 августа) 1900. Лето  было  очень поздним. В июле  еще  доцветала  сирень. Ее тяжелые  заросли заполняли весь палисадник около дома. Запах листвы, сирени и масляных красок стоял   в   мастерской,   где   умирал   Левитан,   запах,   преследовавший   всю   жизнь художника, передавшего на полотне печаль русской природы, ­ той природы, что так же, как и человек, казалось, ждала иных, радостных дней. Константин Паустовский. Исаак Левитан Своим творчеством художник оказал огромное влияние не только на русское, но и европейское искусство ХХ века. Став практически основателем жанра пейзажа настроения, мастер обогатил отечественную культуру, а его духовный авторитет сыграл огромное значение в судьбе русской пейзажной живописи.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Художник – передвижник Исаак Левитан   История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017
Посмотрите также: