Курс лекций. История картин. И.И. Левитан « Осенний день. Сокольники». История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.7
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
06.03.2017
Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идёт изящная молодая женщина в чёрном (её Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества. Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие её тонкие пожелтевшие клёны и тёмные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха - всё в картине «участвует» в создании проникновенного и целостного «музыкального» образного строя.Изображение проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметенные к краям дорожки, кажутся шуршащими, а растрепанные верхушки сосен - качающимися в небе.
И.И.Левитан.Осенний день.Сокольники.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
И.И. Левитан « Осенний день. Сокольники».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна Осенний день. Сокольники
2017 Листья падают в саду,
Пара кружится за парой
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой,
В сердце новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее,
Сердце слезы мне теснят,
И, кружат в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом!
И.А. Бунин. «Листья падают в саду…»
Картина Осенний день. Сокольники (1879, Государственная Третьяковская галерея,
Москва) свидетельство усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений
русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. Запечатлев
усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идёт изящная
молодая женщина в чёрном (её Левитану помог написать товарищ по училищу Николай
Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегическипечальными чувствами
осеннего увядания и человеческого одиночества. Плавно изгибающаяся аллея,
обрамляющие её тонкие пожелтевшие клёны и тёмные высокие хвойные деревья,
влажная дымка воздуха всё в картине «участвует» в создании проникновенного и
целостного «музыкального» образного строя. Замечательно написаны плывущие по
пасмурному небу облака. Картина была замечена зрителями и получила, пожалуй,
высшую из возможных в то время оценку была приобретена Павлом Третьяковым,
чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не «красоты», но
душу, единство поэзии и правды.
Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины
большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные
клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы
вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется
задумчивая женская фигура в темном платье.
Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в
дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими
деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым
небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и
их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет
важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его
осенней сырости и тишины.
Левитан заменяет предметную выписанность и детализацию своих предыдущих
пейзажей более широкой манерой письма. Он, скорее, обозначает деревья, их стволы,
кроны, листву кленов. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов
даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма
была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду»
пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их
очертания.
Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно
маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка. Изображение
проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка
движется на нас, желтые листья, только что сметенные к краям дорожки, кажутся
шуршащими, а растрепанные верхушки сосен качающимися в небе.
Курс лекций. История картин. И.И. Левитан « Осенний день. Сокольники». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. И.И. Левитан « Осенний день. Сокольники». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. И.И. Левитан « Осенний день. Сокольники». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. И.И. Левитан « Осенний день. Сокольники». История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.