Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.8
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.10.2017
Кинешма - красивый город в Ивановской области был источником вдохновения великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927). С 1777 года Кинешма получила статус уездного центра Кинешемского уезда Костромской губернии ( позже город был приписан к Ивановской области ).
Впервые Борис приехал в Кинешму летом 1898 года, будучи еще студентом Академии художеств, где учился у Ильи Ефимовича Репина и был одним из его любимых учеников. Город сразу приглянулся молодому художнику, он открыл для себя в Кинешме «вторую родину» и возвращался сюда не раз.Темой своей дипломной работы Кустодиев решил избрать Кинешемскую ярмарку. Крупные ярмарки проходили в Кинешме дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, а вторая, более крупная ярмарка - Крестовоздвиженская - начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября.
Кинешма Родина кустодиевских ярмарок..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
КИНЕШМА – РОДИНА
КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна 2017
КИНЕШМА – РОДИНА
КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК.
Кинешма красивый город в Ивановской области был источником вдохновения
великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927). С 1777
года Кинешма получила статус уездного центра Кинешемского уезда Костромской
губернии ( позже город был приписан к Ивановской области ).
Впервые Борис приехал в Кинешму летом 1898 года, будучи еще студентом Академии
художеств, где учился у Ильи Ефимовича Репина и был одним из его любимых
учеников. Город сразу приглянулся молодому художнику, он открыл для себя в
Кинешме «вторую родину» и возвращался сюда не раз.
В конце июля 1900 года художник выезжает в поисках натуры в Костромскую
губернию, он изучает старинные волжские города и городки и вновь заезжает в
Кинешму.
В 1901 году Борис знакомится со своей будущей женой Юлией Евстафьевне
Прошинской, которая вместе со своими родными и сестрой жила в усадьбе Высоково,
неподалеку от деревни, куда он приехал на каникулы со своими товарищами.
Кустодиев женился на Юлии Прошинской 8 января 1903 года.
Темой своей дипломной работы Кустодиев решил избрать Кинешемскую ярмарку.
Крупные ярмарки проходили в Кинешме дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по
старому стилю), начиналась Тихоновская, а вторая, более крупная ярмарка
Крестовоздвиженская начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась
вплоть до октября.
В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению дипломной картины «Базар в деревне»
(или «На базаре»).
В письме своей невесте Юлии он писал:
«…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой
типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой
странной формы». «…Вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно,
и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из
природы, которая разнообразнее всего выдуманного».
Многие источники пишут, что эта работа художника не сохранилась, остался только
эскиз. Борис Кустодиев На базаре.190203 гг.
Окончив Академию 31 октября 1903 года с золотой медалью, Кустодиев уже в декабре
1903 года с женой и двухмесячным сыном Кириллом уехал в Париж.
В 1904 году Кустодиевы вернулись в Россию и с июля по октябрь жили опять же в
Костромской губернии, гостя в усадьбе Павловское, принадлежащей профессору
геологии Казанского университета (а с 1916 года Пермского университета) Борису
Константиновичу Поленову (26 августа 1859 — 29 января 1923). В письме от 25
августа 1904 года граверу В.В. Матэ художник писал из Павловского:
«Два месяца мы уже живём в благословенных краях благословенной русской земли, и
всё виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и
не верится, был ли когданибудь дальше этих мужиков, этих берёз и елей».
Костромские места настолько очаровали Кустодиева, что весной 1905 года он
приобрёл у профессора Б.К. Поленова недалеко от Кинешмы 2,5 десятины земли возле
деревни Маурино и начал строить свой знаменитый доммастерскую «Терем». Пока на
купленной художником земле строился его дом, он, следя за постройкой, с семьёй жил
у Поленовых. Здесь же родилась дочь Ирина.
Еще одна картина Кустодиева, написанная в 1905 году на кинешемском материале,
«Из церкви», тоже, увы, не сохранилась. Один из этюдов к этой картине хранится в
Бердянском художественном музее. Борис Кустодиев Этюд крестьянки к несохранившейся картине Из церкви. 19031905
гг. Бердянский худ. музей
В 1906 году, опять же в Кинешме, художник пишет картину «Ярмарка». На полотне на
фоне Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей изображена традиционная
Кинешемская ярмарка.
Вот еще вариант "Ярмарки", написанной на картоне графитом и темперой в том же
1906 году. Возможно, это предварительный эскиз большой картины. Борис Кустодиев Ярмарка. 1906 г.
Воскресенская (Николаевская) церковь была построена в 1720 году,
Крестовоздвиженская (Казанская) – в 1744 году, обе – на средства прихожан.
В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной
яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с
любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.
В настоящее время картина «Ярмарка» находится в Государственной Третьяковской
галерее. Еще одна прямая «адресная» картина – «Купчихи в Кинешме» была написана в 1912
году.
Борис Кустодиев Купчихи в Кинешме. 1912 г.
Впрочем, историки пишут, что «Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» —
целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века —
начала XX столетия».
Борис Кустодиев Ярмарка. 1908 г. Борис Кустодиев Ярмарка. 1910 г. Саратовский государственный художественный
музей им. А.Н. Радищева Борис Кустодиев. Ярмарка в деревне.1919 г.
Борис Кустодиев Сельская ярмарка. 1920 г. Закончить хочется цитатой художника, историка искусства и критика Александра
Николаевича Бенуа:
«Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина,
«глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад
и русское село, с их гармониками, пряниками,
расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю,
что это его настоящая сфера, его настоящая радость»
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. КИНЕШМА – РОДИНА КУСТОДИЕВСКИХ ЯРМАРОК. История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.