Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.9
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.03.2017
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (около 1056—1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором «Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игумене Стефане (годы игуменства которого — 1074—1078) и возведен им в « диаконский сан» и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».В 1113—1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.
В.Васнецов.Нестор-летописец.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
В. Васнецов «Нестор летописец».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна 2017
18851896 Васнецов В.М. "Несторлетописец" Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 18851896 годами.
Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в домемузее В. М. Васнецова.
Нестор, монах КиевоПечерского монастыря (около 1056—1114), духовный писатель,
мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором
«Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игумене
Стефане (годы игуменства которого — 1074—1078) и возведен им в « диаконский сан»
и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».
«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцию Бориса и Глеба» написано
Нестором по канону житиямартирия. Истории гибели сыновей Владимира
Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором
размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история — это
борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном
сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских
идеалов — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских
козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию
о Борисе и Глебе».
После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена
Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей
монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре,
«Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор
достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно
изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно
выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает
не лишенную какихлибо индивидуальных черт благочестивую христианку,
предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину
властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не
останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока,
мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.
Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия:
отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее
резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили
в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских
житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда
наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В
этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся гдето за городом,
поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого
Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за
постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а
Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно
соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное
почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом
эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи — прославления смирения Феодосия — немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения
отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто
реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда
начинают слипаться глаза.
В 1113—1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных
лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.
В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как
противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг
сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо
«беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно
посредством их множится мировое зло.
Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ.
Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.