Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.7

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Оценка 4.7
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.03.2017
Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.
Первым большим произведением, показавшим своеобразие подхода к исторической тематике, стало «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), сюжет которого он почерпнул из «Слова о полку Игореве». На картине представлена вечерняя степь, усеянная телами павших в жарком сражении. Преобладание в колорите холодных (зеленых, синих и голубых) тонов вызывает ощущение мертвой тишины, окутавшей бранное поле. Однако надвигающиеся сумерки еще не приглушили нарядности красок бархатных и шелковых одеяний русских витязей. Смерть не исказила мученическим выражением их лица. Воины покоятся, как в глубоком сне, на ковре из изумрудной муравы.Эпосу всегда чужд натурализм. Фольклору свойственно наделять героев идеальными чертами.
В.Васнецов.После побоища Игоря Святославича с половцами.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017 В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ».     Картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" является одним из  самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова.   Картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" была написана Васнецовым в 1880 году. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 205 x 390  см (то есть около 2 х 4 метра!). Картина находится в Третьяковской галерее.    "...первым... большим произведением, показавшим своеобразие подхода к исторической тематике, стало «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), сюжет  которого он почерпнул из «Слова о полку Игореве». На картине представлена вечерняя степь, усеянная телами павших в жарком сражении. Преобладание в колорите  холодных (зеленых, синих и голубых) тонов вызывает ощущение мертвой тишины,  окутавшей бранное поле. Однако надвигающиеся сумерки еще не приглушили  нарядности красок бархатных и шелковых одеяний русских витязей. Смерть не  исказила мученическим выражением их лица. Воины покоятся, как в глубоком сне, на  ковре из изумрудной муравы. Подобное решение исторической батальной сцены  смутило многих даже в среде Товарищества. Васнецова упрекали в том, что он написал картину­«оперу», указывали, что одежда погибших должна была бы быть изрубленной,  залитой кровью, а тела — покрытыми зияющими ранами. Дальновиднее всех оказался  Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «...трудно Васнецову пробить кору  рутины художественных вкусов». Художник воссоздавал событие не в том виде, в  котором оно некогда происходило, а в том виде, в котором оно продолжало жить в  благодарной памяти народа: в песне, былине и сказаниях. Эпосу всегда чужд  натурализм. Фольклору свойственно наделять героев идеальными чертами. Красота  погибшего княжича, изображенного в центре композиции,— собирательная красота  любимца народных преданий. В их поэтизирующем представлении смерть за родину  делает облик погибшего еще более прекрасным. Васнецов выражает народное  благоговение перед памятью таких людей в участливом отношении к их судьбе самой  природы. Эпическая напевность «Слова..» подсказала Васнецову своеобразные  средства художественной выразительности. Уже в данной картине Васнецов обрел  особый монументально­декоративный стиль. Фронтальная композиция отвечает  торжественно­медлительному ритму повествования поэмы. Живописная манера,  сочетающая крупные цветовые пятна одежды, подымающейся из­за горизонта луны и  парящих орлов с узорчатой россыпью полевых цветов и орнаментикой костюмов,  напоминает о декоративных началах, характерных для народно­прикладного искусства. Васнецову удалось ощутимо передать поэтический строй народного предания,  убедительно засвидетельствовав огромные возможности реализма." (И. И. Пикулев  "Русское изобразительное искусство", 1977 г.)   "Эта тема, навеянная «Словом о полку  Игореве» и нашедшая выражение в картине «После побоища Игоря Святославича с  половцами», потребовала от Васнецова серьезной, углубленной подготовки.  Для  русской передовой культуры этого времени характерен интерес к истории народа, к его устному творчеству, как поэтическому отражению исторических черт его жизни и  характера.  Увлечение великим памятником героического русского эпоса присуще  было широким кругам русского общества того времени.  Васнецов не только тонко  воспринимал древнерусское народное творчество, он был чуток и к вопросам русской  действительности.  Он откликнулся своей картиной на волновавшие русское общество  военные события 1877—1878 годов, но откликнулся своеобразно, не так как на них  отозвались В. В. Верещагин.  Васнецов показал присущую русскому народу беззаветную готовность мужественно отдать свою жизнь за родину, за правое дело. Великий  патриотизм пронизывает древнерусскую поэму, и он был созвучен настроениям русских людей в годы русско­турецкой войны. В прекрасной древней воинской повести,  проникнутой печалью, — «Слово о полку Игореве» — Васнецов воспринял те мысли,  чувства и образы, которые были созвучны его времени.  Народное творчество  вдохновило его на создание поэтического произведения во славу мужества народа.  Не  случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти  Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до  последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая,  раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть,  защитить родную землю. Васнецов сосредоточил внимание на той части «Слова», в  которой оно воспевает и возвеличивает князя Игоря и его воинов. Ему созвучно было в  «Слове» полное мужества обращение князя Игоря к дружине, когда он «возбудил ум  крепостью и поострил (его) мужеством своего сердца; исполнившись воинственного  духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую... И сказал  Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем  плененным». Образ Игоря был близок и дорог художнику, потому что в нем он  чувствовал исключительную силу мужественного русского духа; силу, пронизывающую  всю повесть даже в тех строфах, в которых с эпической проникновенностью  оплакивается гибель храброй дружины Игоря.  Его картина — не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а  эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее  глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.  Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов  — русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью  героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое  впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и  прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. В глубине поля, справа,  торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался  зажатым лук. Эти образы определяют идею картины — величие, благородство и  красоту совершенного патриотического подвига.  По всему полю рядом с русскими  полегли поверженные половцы. Они гибли в судорогах страданий и лежат ничком, на  боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане  слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темная тень от них легла на  край степи, из­за туч выходит тусклая, красная, как бы омытая в крови луна. На степь  ложится сумрак.  Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей  земли и полегли за ее честь и неприкосновенность — таково содержание картины,  эпически величавой и глубоко лиричной.  Создавая картину, Васнецов стремился  выразить преклонение перед павшими воинами. Он украсил их последнее ложе  печально склонившимися к телам полевыми цветами — колокольчиками и ромашками,  воплощая в своем произведении поэтический образ «Слова».  От этого поэтического  образа печали, тончайшими нитями связанного с народной поэзией, и шел Васнецов,  творчески претворяя мотивы древней повести в своей композиции.  Картина «После  побоища Игоря Святославича с половцами» не является иллюстрацией какого­либо  отдельного эпизода «Слова о полку Игореве»... Васнецов воплощал самую сущность  образов «Слова».  Васнецовым все опоэтизировано, все облечено в напевно­звучные, эпические образы.  Для картины Васнецов использовал также и то, что раскрылось  перед его творческой фантазией при непосредственном ознакомлении с хранилищами  исторических реликвий, древних доспехов, вооружения и одежд, покрытых богатым  народным орнаментом. Здесь он проявил себя не только знатоком археологии и  воссоздателем старины, но и чутким поэтом­художником, для которого имели особое,  художественно­поэтическое значение древние доспехи, булатное оружие, мечи, копья,  луки, шлемы, вся их тонкая чеканка, все их детали. Сохранив и используя их формы,  узорчатость и орнаментацию, Васнецов заставил все это звучать как красивые  добавочные мотивы декоративной композиции. Большую роль в картине «После  побоища» играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нем воплощено  величественное представление о патетико­возвышенных образах сказания,  воспевавшего героическую кончину витязей Игоревой дружины. Весь тон пейзажа с  мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающимися на поле битвы,  царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы,  тревожно­сумрачный облик восходящей кроваво­красной луны выражают  вдохновенный образ «Слова».  Картина «После побоища Игоря Святославича с  половцами» была для Васнецова не просто новым по теме и крупным по размерам  произведением, но и боевым выступлением, утверждающим особые художественные  принципы в исторической живописи — возможность поэтической интерпретации  исторического сюжета.  Васнецов хотел доказать не только допустимость, но и  законность подобного рода исторических произведений. Сознание, что он способен  сказать свое слово в области русской исторической живописи, будило в нем  творческую энергию. Новая и сложная проблема встала перед художником во всей  серьезности. Васнецов не предполагал ограничиваться иллюстрированием одного из  эпизодов «Слова». Он взялся за интерпретацию повести в целом, за перевоплощение  образов поэзии в образы живописи, поэтического ритма в линейные ритмы, словесного  и звукового в зрительное.  Весь строй картины и ее живописное решение поэтично и  выразительно. Оно идет от образности и настроения «Слова». Степная даль и синие  тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью.  Блеклые, приглушенные тона темно­зеленого ложа погибших воинов объединяют  другие оттенки: стальной брони и доспехов, багряных щитов, сине­голубых одежд и  узоров орнамента, желтой и оранжевой кожи, поблескивающих шлемов. Только фигура  юноши­воина слишком светла.  Цветовое решение носит декоративный характер.  Симметричное расположение крупных цветовых пятен гармонирует с общим  композиционным ритмом. На темно­зеленом фоне луга напряженно звучит кровавый  тон щитов. Сквозь синие тучи выходит красный диск луны. На переднем плане ему  созвучен тон красных сапогов витязя. Коричневые пятна бьющихся орлов в центре,  головы павшего половца справа и сидящего на земле орла слева поддерживают  композиционное равновесие. Голубые и желтые пятна одежд дополняют колорит. Мелкая цветовая россыпь орнаментов и полевых цветов вносит узорчатость в картину.  Живописное решение эпически­лирической темы несло в себе декоративное начало,  которое близко народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому  выразительному пятну. Красочность образов, свойственная народной поэзии,  сказавшаяся в эпитетах и образах интерпретировавшегося поэтического произведения,  нашла у Васнецова отражение в его красочной гамме, в самом звучании цвета.  Являясь  новатором поэтической трактовки исторического сюжета, Васнецов откликнулся в  своем произведении и на новую тенденцию развития русского искусства 70­х годов —  создания положительного образа народа. В его картине прозвучали, как отражение  событий современности, не только трагическое, но и сила, величие и героизм народа.   Картина была написана в предельно короткий срок. Трудности заключались и в том,  что до этого Васнецов не стоял ни разу перед холстом такого большого размера и  такого ответственного и сложного содержания. Как только картина была закончена и  представлена на VIII Передвижную выставку в марте 1880 года, она принесла автору  много огорчений. Прежде всего в самой среде Товарищества сна не встретила  единодушного и полного признания. Были художники, не только не понимавшие  произведения, но и решительно протестовавшие против принятия картины на выставку. Итак, картина эта, вызвавшая большие споры, возражения, одновременно привлекла к  художнику доброжелателей, нашедшихся среди посетителей передвижных выставок в  Петербурге и Москве. Она укрепила также и материальное положение его.  Картину  хотел приобрести президент Академии художеств вел. кн. Владимир Александрович.  Но Васнецов охотно согласился на предложение П. М. Третьякова, ценя включение  картины в широко известное уже тогда его собрание, тем более что Третьяков уже  приобрел в 1873 и в 1876 годах жанровые произведения художника.   Что же нового  внес Васнецов своей картиной в русское искусство? Чем были вызваны горячие споры  вокруг нее и почему многие чуткие знатоки искусства второй половины XIX века не  могли прийти к единому мнению в оценке этого произведения?  Васнецова не  удовлетворял только археологический бытовизм, снижавший идейность исторической  живописи, лишавший ее силы и действенности. Ему было чуждо и превращение картин  в «прозаические протоколы», лишенные обобщения и поэзии. Васнецов пленился  содержанием «Слова», полным любви к родине, проникнутым печалью от сознания  поражения князей в результате феодальной розни, вдохновился призывом к единству, к борьбе за народное дело. Вместе с тем он первый из художников XIX века оказался  способным вдохновиться своеобразием стиля «Слова», его красотой. Картина  Васнецова показала путь историческим живописцам к родникам народного творчества  и выразила, пусть еще и неполно, тот «дух истории», которого недоставало многим  произведениям русской исторической живописи 70­х годов. Она явилась решительным  шагом вперед по пути глубокого художественного воплощения исторического  прошлого русского народа и поэтической интерпретации родной старины в образах реалистического изобразительного искусства. Этот путь был нов, и по нему смело  пошел Васнецов, тем самым расширив границы идейного реализма.   «После побоища  Игоря Святославича с половцами» — картина не во всем технически безупречная. Но  при наличии некоторых ее слабых сторон она явилась все же первым произведением, в  котором была провозглашена новая художественная программа, была поставлена и для  своего времени смело решена задача воплощения национальной красоты и героизма в  образах монументальной реалистической живописи.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. В. Васнецов  «После побоища Игоря Святославича с половцами ». История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017
Посмотрите также: