Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".
Оценка 4.9

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
информатика
Взрослым
29.01.2017
Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".
Внеклассная работа по предмету играет не маловажную роль в развитии интереса к изучаемому предмету. Наиболее популярной формой организации внеклассной работы в школе является кружок. Но современная методика преподавания информатики располагает сравнительно малым количеством информации по методически грамотным особенностям организации кружка в 5 классе. Поэтому данная работа является достаточно актуальной.
курсовая.doc
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………….….  ГЛАВА  I. ВНЕКЛАССНАЯ  РАБОТА В УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  …………………………………………………..............      Значение, функции и содержание внеклассной работы………..…..     1. 2.Педагогические требования к организации внеклассной работы..         Формы организации внеклассной работы по информатике …….....  3. ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ……………………………...……….………………............   1.   Индивидуально   –   типологические   и   возрастные   особенности подростков…………………………………………..………………...    2.  Особенности организации работы кружка по информатики………   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..  ПРИЛОЖЕНИЕ   1.     Примерные   план­конспекты   кружковых   занятий   по информатике для 5 класса…………………………………. Приложение   2.   Комплект   мультимедийных   презентаций   к   кружковым занятиям по информатике……………………………………… 3 ВВЕДЕНИЕ Профессиональная подготовка учителя весьма многогранна. Она включает в себя   предметно­содержательную,   психолого­педагогическую,   методическую подготовку. Учебный процесс не только средство формирования знаний и умений, но и важнейший   фактор   всестороннего   развития   личности.   Неотъемлемым компонентом  этого является  систематическая внеклассная работа. Внеклассная   работа  ­   это   специально   организуемые   внеучебные   занятия, которые   способствуют   углублению   знаний,   развитию   умений   и   навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха детей. Разнообразная   внеучебная   деятельность   способствует   более разностороннему   развитию   личности,   помогает   преодолеть   стереотипы   в воспитании   ребенка   как   ученика.   Включение   в   различные   виды   внеклассной работы   обогащает   личный   опыт   ребенка,   его   знания   о   разнообразии человеческой   деятельности,   ребенок   приобретает   необходимые   умения   и навыки.    Внеклассная   работа   способствует   развитию   у   ребенка   интереса   к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. В различных формах внеклассной деятельности дети не только проявляют свои   индивидуальные   особенности,   но   и   учатся   жить   в   коллективе,   т.   е. сотрудничать друг с другом.  Внеклассная работа по предмету играет не маловажную роль в развитии интереса к изучаемому предмету. Наиболее популярной формой организации внеклассной   работы   в   школе   является   кружок.   Но   современная   методика 4 преподавания   информатики   располагает   сравнительно   малым   количеством информации по методически грамотным  особенностям организации кружка в 5 классе. Поэтому данная работа является достаточно актуальной. Объект исследования: внеклассная работа по информатике. Предмет   исследования:  кружок   как   форма   организации   внеклассной работы по информатике в 5 классе. Цель   исследования:  выявить   особенности   организации   кружковой деятельности по информатике в  5 классе. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого­педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Раскрыть возможности  внеклассной работы по предмету в  обучении и развитии личности ребенка. 3. Рассмотреть формы организации внеклассной работы по информатике. 4.  Выявить особенности организации кружковой работы по информатике в 5 классе. 5. Разработать   примерные   план   ­   конспекты   кружковых   занятий   по информатики для 5 классу. Методы   исследования:  изучение   литературы,  анализ   и   синтез, классификация и обобщение. 5 ГЛАВА  I.   ВНЕКЛАССНАЯ   ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ   РАБОТА   В УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1. Значение, функции и содержание внеклассной работы Внеклассная   воспитательная   работа   ­   это   организация   педагогом различных   видов   деятельности   школьников   во   внеучебное   время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Прежде   всего   следует   определить   место   внеклассной   воспитательной работы в педагогическом процессе школы. Внеклассная   воспитательная   работа   представляет   собой   совокупность различных   видов   деятельности   и   обладает   широкими   возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Рассмотрим эти возможности. [20] Во­первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему   раскрытию   индивидуальных   способностей   ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Во­вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный   опыт   ребенка,   его   знания   о   разнообразии   человеческой деятельности,   ребенок   приобретает   необходимые   практические   умения   и навыки. В­третьих,  разнообразная   внеклассная   воспитательная   работа способствует  развитию у детей интереса  к различным видам деятельности, желания   активно   участвовать   в   продуктивной,   одобряемой   обществом 6 деятельности.  Если   у  ребенка   сформирован   устойчивый   интерес   к  труду  в совокупности  с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему  успешность   в   выполнении   заданий,   тогда   он   сможет   самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Замечено,   что   в   школах,   где   хорошо   организована   разнообразная внеклассная   воспитательная   работа,   «трудных»  детей   меньше   и   уровень приспособления, «врастания» в общество выше.  В­четвертых,  в   различных   формах   внеклассной   работы   дети  не   только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности ­  творческой,   познавательной,   спортивной,   трудовой,   игровой   ­   обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер   функциям   целостного   педагогического   процесса   ­   обучающей, воспитывающей и развивающей.  Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она  выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучаю­ щая  функция  внеклассной   работы   заключается   не   в   формировании   системы научных знаний, учебных умений и навыков, а  в  обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр. Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника. 7 Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников  через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к   участию   в   спектакле,   празднике,   КВНе   и   пр.   Ребенку   с   математическими способностями   можно   предложить   участвовать   в  олимпиаде   по   информатике, рассчитать   наиболее   интересный   и  безопасный   маршрут   прогулки   по   городу   за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей,   развитии   склонностей,   интересов   ребенка.   Заметив,   что   ребенок интересуется чем­либо, педагог может сообщить дополнительную интересную ин­ формацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог   открывает   новые   возможности   ребенку   и   тем   самым  укрепляет   его интересы.  Как же можно использовать информацию о функциях  внеклассной работы при   подготовке   конкретной   деятельности?   Для   того   чтобы   получить положительные   результаты,  Допустим, необходимо провести с детьми беседу о правилах пользования компьютером.  необходимо   сформулировать   цель. Ставится цель: сообщить детям знания о правилах пользования компьютером. Эта   цель   направлена   на   реализацию   обучающей   функции   и   не   является приоритетной   во   внеклассной   работе.   Поэтому   нужно   сформулировать   цель бесед с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с   задачами   внеклассной   работы,   а   сообщение   новых   знаний   о   правилах пользования   компьютером.   Эта   цель   направлена   на   реализацию   обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные 8 функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах пользования компьютером будет одной из задач этой беседы. Это может сформировать у детей желание определенных правил при работе с программами; развивать интерес к правилам; формировать этическое понятие «норма   поведения»,   скорректировать   представления   детей   о   правилах поведения в локальных и глобальных сетях и т.д. Содержание   внеклассной   работы  представляет   собой   адаптированный социальный   опыт,   эмоционально   пережитые   и  реализованные   в   личном   опыте ребенка   разнообразные   аспекты   человеческой   жизни:   наука,   искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр. Специфика   содержания   воспитательной   внеклассной   работы характеризуется: ­ во­первых, над информативным   (для   эффективного   воспитательного   воздействия   требуется преобладанием   эмоционального     аспекта   обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции); ­ во­вторых,   в   содержании   внеклассной   работы   определяющее   значение имеет   практическая   сторона   знаний,   т.е.   содержание   внеклассной   работы направлено   на   совершенствование   разнообразных   умений   и   навыков.   Во внеклассной   работе   совершенствуются   учебные   навыки   («Занимательная информатика»,  «Веселая   математика»   и   т.д.),   отрабатываются   умения   само­ стоятельной работы при поиске информации,  коммуникативные умения,  умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные,  сюжетно­ролевые походы, игры);  умения  соблюдать этические  нормы  (повседневное  общение, «Правовые нормы   работы   с   информацией»,   «Путешествие  в   страну   информационных технологий» и пр.). Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект над теоретическим,   разумнее   рассматривать   содержание   с   позиции   деятельности преобладает 9 детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта. Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования   у   них   познавательного   интереса,   положительной   мотивации   в обучении,   совершенствования   учебных   навыков.   Она   является   продолжением учебной  деятельности   с   использованием   иных   форм.   Это   может   быть  «Клуб почемучек»,   «Турнир   любознательных»,   «Что?   Где?   Когда?»,   экскурсии   в Политехнический музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т.д. [14] Досуговая   (развлекательная)   деятельность  необходима  для   организации полноценного   отдыха   детей,   создания   положительных   эмоций,   теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие  формы,   как   «Игроград»,   «Страна   Алгоритмика»,   «День   рождения компьютера» и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два   аспекта   ­   познавательный   и  развлекательный.   Например,   «Поле   чудес», «Занимательная  информатика»,   конкурс   фантазеров,   викторины,   «Вечер загадок»   и   пр.   Для   того   чтобы   определить,   какой   из   аспектов   преобладает, нужно   проанализировать   цели,   задачи,   приоритетную   функцию,   реализуемые педагогом в конкретной форме. Оздоровительно­спортивная   деятельность   детей  во   внеклассной   работе необходима   для   их   полноценного   развития,   так   как   в   младшем   школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений   в   работе   организма   в   подростковом   возрасте.   Спортивно­ оздоровительная   деятельность   осуществляется   в   экскурсиях   на   природу,   в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр. Трудовая   деятельность  во   внеклассной   работе   отражает  содержание различных   видов   труда:   бытового,   ручного,   общественно   полезного, обслуживающего. Для педагога представляет определенные трудности организация 10 трудовой   деятельности   во   внеклассной   работе,   но   его   усилия   стоят   того   вос­ питательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников. [20] Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн­клуб. Перед   вышеперечисленными   деятельностями   в   качестве  одной   из   задач стоит   задача   формирования   нравственного,   эмоционального   и   волевого компонентов мировоззрения школьников. Нравственная сфера формируется через знакомство и принятие нравственных понятий и освоение норм поведения: в беседах, диспутах, игровых занятиях и других формах.   Важнейшими   составляющими   мировоззрения   школьников   выступают экономические, экологические взгляды и убеждения.  Содержание   внеклассной   работы   не   во   всех   школах   одинаковое.   На   него оказывают влияние следующие факторы [18]: 1. Традиции и особенности школы. Например, если в школе приоритет обучения,   то   во   внеклассной   воспитательной  работе   может   преобладать познавательный   аспект.   В   школе  под   патронажем   религиозной   концессии внеклассная работа будет содержать соответствующие духовно­нравственные по­   в нятия.     Экологическое   воспитание     станет     приоритетным   школе соответствующего профиля и пр. 2. 3. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и   во   внеклассной   работе   он   будет   отбирать   то   содержание,   которое 11 способствует   достижению   этой   цели,   т   е.   организовывать   познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность   ученика,   поэтому   во   внеклассной   работе   он   будет   отдавать и приоритет трудовой       школьников творческой через   организацию   оздоровительно­спортивной   деятельности   будет   педагог, деятельностям; воздействовать на       любящий спорт. 2. Педагогические требования к организации внеклассной работы   Исходя   из   особенностей  внеклассной   воспитательной   работы,   следует назвать определяющие требования к ней.    и     организации     При   1.   проведении     внеклассной     работы обязательна   постановка   цели. формализм,   порождает   который   разрушает   отношения   между   педагогом   Отсутствие   цели     и   детьми, равной нулю или иметь отрицательные результаты.   в   результате   эффективность   воспитания   может   быть 2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает   сформулировать  задачи  таким  образом,   чтобы   они   способствовали достижению   общей   цели   ­ формированию позитивной системы ценностей.  усвоению   ребенком   социального   опыта   и 3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический 12   каждом подход, Поскольку   результаты   в   воспитательной   работе лучшее опора на       в     ребенке.   отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата. Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше. 4. Педагог­организатор   должен   обладать   высокими   личностными качествами. Во   внеклассной  работе велика  роль  контакта  педагога с детьми, установление   которого   невозможно  без   определенных   личностных   качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как лич­ ность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. 5.   При   организации   внеклассной   воспитательной   работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы. Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности,   предлагается     определенная     последовательность   организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.  Изучение   и   постановка   воспитательных   задач.  Данный  этап   направлен   на изучение   особенностей   школьников   и   коллектива   класса   для   эффективного воспитательного   воздействия   и   определение   наиболее   актуальных   для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Цель   этапа   ­   объективная   оценка   педагогической   реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач. 13 Изучение   осуществляется   с   помощью   уже   известных   методов педагогического   исследования,   ведущим   среди   которых   на   данном   этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только   расширит   представления   педагога,   но   и   даст  профессиональные рекомендации. В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними. 1. Моделирование  предстоящей   внеклассной   воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной   формы.   При   этом   следует  использовать   в   качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы. В   соответствии   с   целью,   задачами,   приоритетными   функциями внеклассной   работы   и   результатами   изучения   подбираются   конкретное содержание, формы, методы, средства. 2. Практическая   реализация   модели  направлена   на   осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе. 3. Анализ   проведенной   работы  направлен   на   сравнение   мо дели   с   реальным   воплощением,   выявление   удачных   и   проблемных моментов, элемент   постановки     их   причин   и   последствий. важен задачи   для   дальнейшей   воспитательной   Очень   работы.   Данный   этап   очень   важен   для   корректировки   воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы. 14 3.Формы внеклассной работы Формы   внеклассной   работы   ­   это   те   условия,   в   которых   реализуется   ее содержание.  [12]  Форм   внеклассной   работы   огромнейшее   количество.   Это многообразие   создает   сложности   в   их   классификации,   поэтому   единой классификации   нет.   Существует  классификации   по   объекту   воздействия (индивидуальные,  групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам вос­ питания   (эстетическое,   физическое,   нравственное,   умственное,   трудовое, экологическое, экономическое).  Особенностью некоторых форм внеклассной работы в  школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, — «Тимуровская,  шефская работа», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Ко­ гда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и др. Выбирая   форму   внеклассной   работы,   следует   оценить   ее   воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций. Методы   и   средства   внеклассной   работы   представляют   собой   методы   и  формой средства   воспитания,   выбор   которых   определяется   содержанием, внеклассной   работы.   Например,   выбрав   общеклассное   занятие   «Человек   и космос», направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей,   педагог  может   использовать   такие   методы:   беседа   с   детьми   с   целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; поручения детям подготовить   сообщения   (своеобразный   метод   рассказа);   метод   игры   будет применяться в различных вариантах: элемент сюжетно­ролевой игры, когда с по­ мощью   специальных   игровых   атрибутов   (космического  «шлема»,   «ракеты») одного   из   детей   отправляют   в   «космос»   и  просят   описать,   что   он   видит; 15 составление   «плана   полета»,  когда   дети   должны   перечислить   те   виды   работ, которые   выполняют   космонавты;   расшифровать   загадочные   письмена, оставленные на далекой планете (метод приучения в данной форме направлен на приучение детей к работе в группе через четкое распределение обязанностей), и т.д. [12] В качестве средств на этом общеклассном занятии выступают: оформление класса (карта звездного неба, портреты  космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформление («космическая музыка», записи переговоров космонав­ тов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеоматериалы, «послание  чужой   планеты»,  книги   о  космосе,  рекомендуемые детям. Итак,   рассмотрев   сущность   внеклассной   воспитательной  работы   через   ее возможности,   цели,   задачи,   содержание,   формы,   методы   и   средства,   можно определить ее особенности [19]: 1. Внеклассная     работа     представляет     собой     совокупность различных   видов   деятельности   детей,   организация   которых   в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка. 2. Отсроченность   во   времени.   Внеклассная   работа   ­   это прежде   всего   совокупность   больших   и   малых   дел,   результаты   которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом. 3. выбора Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет большую свободу   методов содержания, средств, форм,       внеклассной   воспитательной   работы, урока.   С   одной   стороны,   проведении   это   дает   возможность   действовать   в   чем     при       убеждениями. соответствии   С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный   собственными     взглядами     и     с             выбор.   Кроме   того,   отсутствие   жесткого 16 регламента требует от учителя проявления инициативы. 4. Отсутствие   контроля   за   результатами   внеклассной   работы.   Если обязательный   элемент   урока   ­   контроль   за   процессом   овладения   учениками учебным   материалом,   то   во   внеклассной работе такого контроля нет. Он не может   существовать   ввиду   отсроченности   результатов.   Результаты   воспита­ тельной   работы   определяются   эмпирически   через   наблюдение за   учащимися   в   различных   ситуациях.   Более   объективно   оценить   результаты   данной помощью специальных средств. работы   может   школьный   психолог   с Оцениваются,   общие   результаты,   уровень   развития индивидуальных   качеств.   Эффективность   конкретной   формы   определить   очень   как   правило, сложно и подчас невозможно. Данная  особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, не формальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов. 5. переменах, Внеклассная   воспитательная   работа   осуществляется   на   на   после   уроков,   в   праздничные,   выходные   дни, каникулах, т.е. во внеучебное время. 6.  Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. В   словаре   С.И.   Ожегова   дается   девять   значений   слова   «форма».   Это   и внешнее   сочетание,   и   установленный   образец   и   т.   п.  Говоря   о   форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся.   Е.В.   Титова   определяет   форму   воспитательной   работы   как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных   педагогических   задач   (воспитательных   и   организационно­ 17 практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. В   индивидуальной   внеклассной   воспитательной   работе  общая   цель   ­ обеспечение педагогических  условий для полноценного развития личности ­ достигается   через   формирование   у  ребенка   положительной   Я­концепции   и развитие   разнообразных сторон  его личности, индивидуального  потенциала. [20] Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании   у   него   потребности   в   самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от   точного   выбора   формы   в   соответствии   с  поставленной   целью,  но   и   от включения ребенка в тот или иной вид деятельности. В   реальности   не   такой   уж   редкой   бывает   ситуация,   когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Формы массовой внеклассной воспитательной работы  позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию  у   детей   умений   понимать   другого,   взаимодействовать   в   коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. [12] Эти массовые формы внеклассной работы можно разделить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности детей. Первая группа  ­ фронтальные формы. Деятельность детей  организована по принципу   «рядом»,   т.е.   они   не   взаимодействуют   друг   с   другом,   каждый осуществляет одну и ту же деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на   каждого   ребенка   одновременно.   Обратная   связь   осуществляется  с ограниченным   количеством   детей.   По   принципу   «рядом»  организовано большинство общеклассных воспитательных занятий. Вторая   группа  форм   организации   внеклассной   деятельности   детей характеризуется   принципом   «вместе».   Для   достижения   общей   цели   каждый 18 участник   выполняет   свою  роль и делает свой вклад в общий результат. От действий  каждого   участника   зависит   успешность   действий   всех.   В  процессе такой организации дети вынуждены тесно взаимодействовать  друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а воспитательная работа ­ коллективной воспитательной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности,   а   на   взаимосвязь   между  детьми,   что   способствует   лучшей обратной связи между ним и школьниками. По принципу «вместе» может быть организована деятельность детей в парах, в малых группах, в классе. Организационные   формы   воспитательной   работы  являются  внешним, видимым проявлением структуры информационных связей между педагогом и учащимися. В значительной степени они определяются также содержанием и методами преподавания (учения). Новым, формообразующим элементом этой структуры является компьютер. [1] В   общей   дидактике   принято   различать   конкретные   формы  по следующим признакам: a) число       участников       совместной       деятельности       — фронтальная форма, бригадная (звеньевая), индивидуальная, парная работа (последняя характерна и для информатики); б) роли участников учебного процесса (кто управляет — учитель или учащийся). На   организационную   форму   влияет   и   содержание  обучения:   знания, опыт деятельности и т. д. С учетом того, что и метод обучения в основном определяется  именно содержанием обучения, то он  принимает свою форму. Применительно к информатике, например, демонстрация учителем образца деятельности   за   компьютером  (метод   обучения)   с   целью   передачи   опыта такой   деятельности   (содержание   обучения)   наибольшему   числу   учащихся (эффективность) приобретает адекватную, фронтальную форму занятий. 19 Рассмотрим   такой   пример.   Ролевая   игра   «Автор   —  ЭВМ   — Исполнитель», будучи методом обучения, является одновременно и сложной организационной формой. По отношению к участникам игры у доски — это работа в составе звена из 3 учащихся плюс учитель, под управлением «ЭВМ». Для   остального   класса   —   это  фронтальная   демонстрация   модели взаимодействия  ЭВМ   и   исполнителя   и   процесса   исполнения   самого алгоритма. Итак,   конкретная   форма   обучения  образуется   при   сочетании рассмотренных  признаков,   с   учетом   выбранного   метода,   отвечающего содержанию обучения. В   пределах   одного   занятия   могут   комбинироваться  многие   формы. Рассмотрим наиболее популярные формы организации внеклассной работы.        1.  Фронтальные формы. Фронтальные формы применяются, как и до появления информатики, при усвоении всеми учащимися одного и того же содержания или  образцов деятельности. Это лекция об обработке текстов на ЭВМ, семинар с выступлением учащегося о применении ЭВМ в сельском хозяйстве,   демонстрация  алгоритма,   построенного   первым   из   решивших задачу на большом экране демонстрационного телевизора или доске. Влияние   компьютера   проявляется   в   возможности  немедленного   которая   демонстрируется воспроизведения   учащимся   деятельности, учителем.   Чтобы   учащиеся   не  разбрелись   до   конца   объяснения   по комбинаторным  джунглям   состояний   компьютера,  еще   не   зная   конкретной среды  и  способов   возврата,  учитель  должен  иметь  возможность   не   только голосом, но и клавишей прервать начавшуюся индивидуальную деятельность и восстановить единое состояние компьютерной среды на всех ПЭВМ либо перейти   к   парной   или   индивидуальной   работе.   Последний   переход достаточно типичен, и работа становится более индивидуальной по мере ус­ воения общих способов действий. 20 2.  Обучение в составе бригады (звена).  При обучении в  составе  бригады (звена) внутри нее возникает интенсивный обмен информацией. На бригаду может отображаться структура компьютера многопроцессорной параллельной ЭВМ   (ролевая   игра   «суперЭВМ   рассчитывает   температуру»).   Эта   форма может отражать и реальное разделение труда в коллективе  программистов, работающих над одной задачей. Учебный пример: рисование дома из частей «крыша», «стена» (по элементу названия ЭВМ.)  3.   Экскурсия.  Можно   сформулировать   три   основные   цели  экскурсии: показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию   на   профессии,   связанные   с   использованием   ЭВМ; скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике. Экскурсия   может   проводиться   до   и   после   изучения   курса.   В   первом случае одна из ее целей — формирование интереса к предмету, во втором — обобщение знаний, их систематизация, связь с реальностью. Экскурсия должна быть обязательно подготовлена. Основное ее отличие от туристической — большая компетентность экскурсантов, большая точность приобретаемых знаний. Учителю   следует   предварительно   пройти   по   маршруту   экскурсии, выяснить   и   договориться,   что   и   как   будет  показано,   кто   конкретно   будет комментировать   деятельность.   Целью   наблюдения   является   именно   кон­ кретная,   практическая   деятельность   людей,   использующих   компьютер   во время работы.  Полезно заготовить перечень вопросов, на которые  учащимся предстоит ответить в результате экскурсии. Вопросы должны показывать информатику всесторонне.  Можно   проводить   смелые,   обобщающие   параллели  между   школьным материалом   и   тем,   что   показывается  на   экскурсии.  Итогом   экскурсии 21 является  коллективное  обсуждение  результатов  и ответов на поставленные вопросы. 4.   Факультативные   курсы.  Целями  факультативных   занятий  являются: углубление знаний в области информатики или другой дисциплины, изучение которой   связано   с   ЭВМ;   профориентация,   в   том   числе   и   на   профессию педагога. Примерный   перечень   тем   факультативных   курсов  может   быть следующим. [1] 1. Общее   направление   —   компьютер   как   средство: компьютер   и   физика   (биология,   математика);   компьютер   и   управление школой; компьютер как средство общения (коммуникации). 2. Компьютер   (и   ПО)   как   объект   изучения:   изучение языка программирования; изучение устройства ЭВМ. 3. 4. Интернет и коммуникационные технологии. Подготовка   к   сдаче   единого   государственного   экзамена   по информатике. Особого   внимания   заслуживают   межпредметные   факультативы.   Не стоит   далеко   выходить   за   рамки   школьных   предметных   программ.   Ведь нынешнее   школьное  (да   и   вузовское)   образование   настолько   разрозненно, фрагментарно,   поделено   на   непересекающиеся   дисциплины   и   темы,   что никаких   дополнительных   занятий   не  хватит,  чтобы   привести   его   в  голове учащегося в какую­то систему. Поэтому можно начать с малого (а это малое совсем   не   просто)   —   с   применения   компьютера   в  другой   дисциплине, которой   владеет   учитель   информатики.   Это   может   предшествовать систематической компьютеризации второй дисциплины. Можно   сделать   вывод,   что   информатика   оказывается  необычайно практичной дисциплиной даже в школе.  Школьник не только  готовится  к 22 будущей жизни, он  уже живет, и этой жизни можно придать еще один ин­ тересный смысл — продуктивную, общественно полезную работу на ЭВМ. Для   факультативных   занятий   характерны   большая  самостоятельность, самоуправление познавательной деятельностью, меньшее число обучаемых. 5.Олимпиады. Цели олимпиад. Олимпиады вообще занимают особое место среди других организационных форм. Олимпиады по информатике нацелены на   следующее:   поиск   одаренных,   развитых   и  образованных   школьников; оценку уровня преподавания информатики в школе в целом; предъявление предельного   уровня   требований,   дальнего   ориентира   при  изучении информатики; реализацию обратной связи в звене школа — вуз. [1, с. 158] Учитывая   основную   цель   олимпиады   —   выявление  способностей школьника, необходимо выполнить следующее. 1. Выявить     школьников   с     развитым     логико­алгоритмическим мышлением. Его неразвитость может маскироваться использованием готовых ПС или библиотек языка. 2. Выявить       школьников       с       развитым       системно   ­ комбинаторным   мышлением.   Это   проявляется   в   умении использовать, причем оригинально  и  нестандартно, разнообразные   готовые программные   средства   и   команды  и  избегать   программирования. Отсутствие  такой  образованности  и  типа   мышления   может   маскироваться высоким уровнем техники «голого» программирования. 6.  Кружок — наиболее гибкая, глубоко индивидуальная форма работы с разнообразным   содержанием.   В   кружке  могут   участвовать   ученики   разных возрастов.   В   кружке  занимаются   только   те,   кто   проявил   явный   и повышенный   интерес   к   делу.   Легкое   ограничение   на   численность участников кружка вызовет полезное соревнование за право участия в нем. [8] 23 Для   старшего   возраста   можно   ставить   задачи­проекты   большего объема, связанные целостным содержанием: создание баз данных для школы, разработка сервисных средств — программ для учителя информатики. Проект выполняется несколькими учащимися. На занятиях  кружка можно отладить  свои инструкции к занятиям  по информатике до их тиражирования. Учитель  может узнать нечто интересное от «хакера» и в  свою очередь попытаться гуманизировать и упорядочить его деятельность, расширить сферу его интересов через  постановку межпредметных и прикладных задач, нала­ дить отношения сотрудничества. Работая с младшими школьниками, следует избегать крена в стандартный курс   информатики,   который   они  пока   не   изучали.   Оптимальный   путь   — освоение готовых программных средств, способствующих усвоению знаний из других дисциплин, изучаемых ими параллельно: через диалоговые вычисления, работу с готовыми моделями, разумеется, без программирования. Цель   кружка  –  овладение   младшими   школьниками   навыками   работы  на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно­творческой деятельности.  Основные задачи кружка  состоят  в освоении   первоначальных   навыков   в   работе   на   компьютере,   например,   с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого, в овладении умением   работать   с   различными   видами   информации,   в   т.ч.   графической, текстовой, звуковой, обучении основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно­творческой деятельности. Решение данных задач способствует:   выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации  формированию алгоритмического мышления школьников  развитию навыков проектно­творческой деятельности 24  воспитанию   целеустремленности   и   результативности   в   процессе решения учебных задач В   основу   обучения  положены   практические   групповые   занятия, проводимые   в   классе,   оснащенном   современными   персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия –  30  мин,  в   том   числе   на   компьютере   не   более   20  мин.   Одним   из   главных методов   изучения   материала   является   самостоятельное   выполнение практических заданий на компьютере. [8] Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной   работы   учителя,   осуществляемой   во   взаимосвязи   с воспитательной   работой   на   уроке,  способствует разнообразному раскрытию индивидуальных   способностей   ребенка,   личный   опыт   ребенка,   его   знания   о разнообразии   человеческой   деятельности,   ребенок   приобретает   необходимые практические   умения   и   навыки.   У   детей   развивается   интерес   к   различным видам   деятельности,   дети   не   только   проявляют   свои особенности, но и учатся жить в коллективе. 25 ГЛАВА   II.   ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ   КРУЖКА   ПО ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ 1.   Индивидуально   ­   типологические   и   возрастные   особенности подростков Особенности восприятия. Воспринять учебный материал ­ это значит как­ то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. [2]         Учитель   стоит   перед   классом   и   объясняет.   Мальчики   и   девочки внимательно   слушают   и   воспринимают   то,   что   он   рассказывает.   Но   за   этой одинаковой формой поведения, за этими внимательными глазами кроется сугубо индивидуальная   мыслительная   деятельность.   Здесь   начинается   та   область,   в которую нельзя вторгаться с одинаковыми мерками. Оказывается, что одно и то же каждый ребенок воспринимает по­разному. 26         В  5  классе   было   проведено   такое   занятие:   прочитали   детям   сказку Джанни Родари «Пятерка с плюсом» и попросили ее пересказать. [13]         Герои   сказки   ­   цифры,   с   которыми   производятся   определенные математические действия (математическое содержание). В то же время в сказке есть   сюжет,   характеристики   действующих   лиц   (литературное   содержание). Кроме   того,   произведение   ­   сказка,   значит,   имеется   простор   для   фантазии. Задание одно для всех, понятное всем. Как выполняют его дети? Оказалось, что дети   восприняли   сказку   совершенно   по­разному.   Каждый   пятиклассник выделил, вычленил в ней самое существенное со своей точки зрения, расставил свои смысловые акценты в зависимости от того, что ему интереснее, понятнее, на что было направлено его внимание.     Отсюда можно сделать несколько выводов. Во­первых, мы видим яркие индивидуальные   различия   детей   в   восприятии,   осмыслении,   запоминании   и воспроизведении   одного   и   того   же   материала.   Во­вторых,   по   характеру   за­ поминания и воспроизведения материала можно в какой­то степени судить об интересе учащихся к тому или иному учебному предмету, области знания. В­ третьих,  в   этом   избирательном   отношении   к   материалу   проявляется   опреде­ ленная   направленность   умственной   деятельности   учащихся:   одни   дети непроизвольно   уделили   основное   внимание   математическому   содержанию сказки,   другие   ­   литературному;   определение   такой   направленности   имеет важное   значение   в   выявлении   индивидуальных   особенностей   познавательной деятельности   учащихся.   В­четвертых,   чтобы   учитель   был   уверен,   что   дети воспримут в учебном материале именно то, что он считает главным, наиболее существенным, необходимо четко направить их сознание на восприятие именно этой стороны материала, проверить выборочно разных ребят.  Особенности памяти. С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. [14] 27 Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по­разному. И не только лучше или хуже, а именно по­своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо ­ математические формулы, правила, другие ­ наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда­то запомнили. Такие дети снижают темп урока,   чем   часто   раздражают   учителя,   но   все­таки   торопливость   здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться ­ успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, ­ то постепенно он научится быстрее воспроизводить выученный ранее материал. Существуют разные типы памяти. Словесно­логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно,   как   по­разному   пересказывают   дети   содержание   кинокартин,   книг. Каждый   по­своему   вспоминает   экскурсии,   походы.   Одни   перечисляют последовательность   событий,   воспроизводят   объяснения   экскурсовода   или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился. У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно­логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка   слабее,   чтобы   развить   ее.   «Педагог,   желающий   что­нибудь   прочно 28 запечатлеть в детской памяти, ­ писал К.Д. Ушинский, ­ должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей ­ глаз, ухо, голос, чувство мускульных   движений   и   даже,   если   возможно,   обоняние   и   вкус   ­   приняли участие в акте запоминания». [14] При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового   запоминания,  в  основе  которого лежит установление  смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала. У одних детей происходит смысловое, обобщенное запоминание, у других ­ запоминание отдельных деталей. Развить   память   любого   типа   помогает   заинтересованность   материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития   памяти   ребенка   полезны   не   только   и   не   столько   специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Особенности   внимания.  Возрастными   особенностями   внимания подростков   являются   сравнительная   слабость   произвольного   внимания   и   его небольшая   устойчивость.   [11]   Подростки   еще   не   умеют   длительно   сосре­ доточиваться   на   работе,   особенно   если   она   неинтересна   и   однообразна,   их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале подросткового возраста весьма ограниченные. Значительно   лучше   у   подростков   развито   непроизвольное   внимание.  Все новое,   неожиданное,   яркое,   интересное   само   собой   привлекает   внимание учеников,   без   всяких   усилий   с   их   стороны.   Дети   могут   упустить   важные существенные   моменты   в   учебном   материале   и   обратить   внимание   на 29 несущественные   только   потому,   что   они   привлекают   своими   интересными деталями. Перед   учителем   в   учебном   процессе   стоит   сложнейшая   задача   ­ продумывать  специальную работу по организации  внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания,   его   устойчивости   и   сосредоточенности.   По   мере   того   как расширяется   круг   интересов   ребенка   и   он   приучается   к   систематическому учебному   труду,   его   внимание   ­   как   непроизвольное,   так   и   произвольное   ­ интенсивно развивается. Строить   обучение   только   на   непроизвольном   внимании   ошибочно,   да   и невозможно.   Педагогический   процесс   предполагает   умение   :   1)   использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного. Условием   поддержания   внимания   является   разнообразие   сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации   внимания   умение   учителя   предложить   задание   и   так   его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, ­ возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.C. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом,   и   поэтому   естественной   причиной   рассеянности   ребенка   всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. «С этой точки зрения, ­ писал JI.C. Выготский, ­ всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними 30 для   него   влияниями   наград,   наказаний,   страха,   желания   угодить   и   т.п.   Но признание   всесилия   детского   интереса   отнюдь   не   обрекает   педагога   на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог   активно   вмешивается   в   процессы   протекания   детских   интересов   и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей.   Однако   его   правилом   всегда   будет:   прежде   чем   объяснять   ­ заинтересовать; прежде чем заставить действовать ­ подготовить к действию, прежде чем сообщить что­нибудь новое ­ вызвать ожидание нового».  Развитие   произвольного   внимания   подростков   является   одним   из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием   у   ребенка   волевых   качеств   и   находится   в   теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.  Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.C. Выготский указывал на   его   интегральный   целостный   характер.   От   работы   внимания   зависит   вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера».  Развитие воображения. Без достаточно развитого воображения не может успешно   протекать   учебная   работа   школьника.   Читая   произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор.   Изучая   географию,   он   вызывает   в   своем   воображении   картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Школьник не видел никогда пустыни, океана, извержения   вулканов,   не   был   свидетелем   жизни   других   цивилизаций,  но   обо всем этом он может иметь свое представление, свой образ. Чем   больше   будет   участвовать   воображение   во   всех   познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. Основное условие развития воображения ребенка включение его в самую разнообразную   деятельность.   В   процессе   развития   ребенка   развивается   и 31 воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность  его воображения ­ основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются   они   по­разному,   в   зависимости   от   его   индивидуальных особенностей. Прежде   всего   различна   степень   легкости   или   трудности   преобразования данного в воображении. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что   не   в   состоянии   мысленно   представить   то,   что   говорит   учитель   или   что написано в учебнике. Нередко ученика обвиняют в лености за то, что он не написал сочинения, да еще на свободную тему, а он не может ничего придумать, не может вызвать к жизни ни одного образа. Учащиеся различаются и тем, в какой мере их воображение контролируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным или вредным, ибо может уводить человека от реального мира. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только,   как   ученик   воспринимает   материал,   но   и   как   этот   материал преломляется в его воображении. Воображение   можно   тренировать   и   развивать,   как   любую   сторону психического облика человека.  Развивать   воображение   можно   разными   путями,   но   обязательно   в   такой деятельности,   которая   без   фантазии   не   может   привести   к   желаемым результатам. Надо не насиловать, воображение, а увлекать его. Л.С. Выготский отмечал, что воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. 32 Большое   значение   для   развития   творческого   воображения   детей   имеют различные   кружки:   литературные,   технические,   юных   натуралистов   по информатике и др. Работа   кружков   должна   быть   организована   так,   чтобы   ученики   видели результат своего труда, своего творчества. Вот ответ одного пятиклассника на вопрос,   понравилось   ли   ему   в   кружке   «Юные   информатики»:   «Нет,   там неинтересно. Мы рисовали корабли на компьютере, а раскрашивали их какие­ то другие ребята. И мы не видели, что получилось».  Подростки с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким­либо закрытым ее звеном. Необходимо   учитывать   и   такие   особенности   воображения   учащихся (причем   разных   возрастов),   которые   ярко   проявляются   при   работе   над сочинением. Для   одних   детей   нужна   определенно   и   четко   сформулированная   тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления. Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на конкретную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им   навязана,   чужая.   В   процессе   работы   они   отходят   от   темы,   расширяя поставленные рамки. Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.  Некоторые особенности мышления подростков.  Мышление подростков неразрывно   связано   с   восприятием.   Воспринял   ученик   только   отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, 33 основные   внутренние   зависимости   ­   все   это   имеет   большое   значение   для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания. При   выполнении   этого   задания   ярко   проявляются   индивидуальные различия школьников. Одни дети идут к ответу на вопрос путем логического рассуждения,   что   дает   им   возможность   постигнуть   смысл   изображенного   и оправданно   восполнить   недостающие   элементы.   Другие   первоклассники,   не пытаясь рассуждать логически, ярко представляют происходящее на картине; картина   у   них   как   бы   оживает,   персонажи   начинают   действовать.   При   этом возникающий у них в голове образ нередко далеко уводит их от содержания картины.  Наиболее   успешно   справились   с   заданием   те   дети,   у   которых   хорошо развито и логическое мышление, и наглядно­образное. Некоторые   подростки   сразу   улавливают   в   учебном   материале существенные   связи   между   отдельными   элементами,   выделяют   общее   в предметах   и   явлениях.   Другие   дети   затрудняются   анализировать   материал,   Особенно   ярко рассуждать,   обобщать   по   существенному   признаку. индивидуальные особенности мышления школьника проявляются при работе с математическим материалом. Необходимо отметить, что у некоторых детей способности к обобщению развиты  одинаково  ­  они   одинаково   хорошо   или  одинаково   плохо   обобщают любой   материал.   Другие   школьники   математический   материал   обобщают свободно, сразу, при обобщении же нематематического материала испытывают большие   трудности.   И   наоборот,   некоторые   учащиеся   легко   и   свободно обобщают нематематический материал, а математический ­ только после многих тренировочных   упражнений.   [20]   Поэтому,   чтобы   судить   об   особенностях мышления   ребенка,   необходимо   проанализировать   выполнение   им   (и неоднократное!) заданий из разных областей знания. 34 Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений   и   несущественных   признаков,   может   ли   выделять   существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может существовать как таковой? Задача школы ­ сформировать такое важное для мышления свойство, как способность к обобщению у всех детей на материале всех учебных предметов и на самом высоком уровне.  2.Особенности организации внеклассной работы по информатике Следует различать два вида внеклассной работы по информатике:  работа с учащимися,   отстающими   от   других   в   изучении   программного   материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению   информатики   повышенный,   по   сравнению   с   другими,   интерес   и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).   Говоря о первом направлении внеклассной работы,   отметим следующее. Этот вид внеклассной работы с учащимися по информатике в настоящее время имеет место в каждой школе.  Вместе с тем повышение эффективности обучения информатике должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В   идеальном   случае   первый   вид   внеклассной   работы   должен   иметь   ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например,  в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из 35 школы другого типа т. п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя информатики. Основной целью ее является   своевременная   ликвидация   (и   предупреждение)   имеющихся   у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу информатики.   Передовой     опыт     работы     учителей информатики свидетельствует об   связанных   с   организацией   и эффективности   следующих   положений,   проведением внеклассной работы с  отстающими.   1.  Дополнительные (внеклассные) занятия по информатике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3­4 человека в каждой);  эти группы   учащихся   должны   быть   достаточно   однородны   как   с   точки   зрения имеющихся   у   школьников   пробелов   в   знаниях,   так   и   с   точки   зрения способностей к обучаемости.   2.   Следует   максимально   индивидуализировать   эти   занятия   (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).   3. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.   4.   После   повторного   изучения   того   или   иного   раздела   информатики   на дополнительных   занятиях   необходимо   провести   итоговый   контроль   с выставлением оценки по теме.  188 Внеклассная работа по информатике  5. Дополнительные занятия по информатике, как правило, должны иметь обучающий   характер;     при   проведении   занятий   полезно   использовать соответствующие   варианты   самостоятельных   или   контрольных   работ   из дидактических   материалов,   а   также   учебные   пособия   (и   задания) программированного типа.   6.  Учителю  информатики  необходимо постоянно анализировать  причины отставания   отдельных   учащихся   при   изучении   ими   информатики,     изучать 36 типичные ошибки,   допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по информатике более эффективными.   Второе   из   указанных   выше   направлений   внеклассной   работы   по информатике – занятия учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:   1. 2. 3. Пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике.   Расширение и углубление знаний по программному материалу.   Оптимальное   развитие   способностей   учащихся   и   привитие   им определенных навыков научно­исследовательского характера.    4. 5. Воспитание культуры мышления.   Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно­популярной литературой.   6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении информатики в жизни общества.   7. Расширение   и   углубление   представлений   учащихся   о   культурно­ исторической ценности информатики, о роли информатики в мировой науке.   8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.   9. Установление   более   тесных   деловых   контактов   между   учителем информатики   и   учащимися   и   на   этой   основе   более   глубокое   изучение познавательных интересов и запросов школьников.   10. Создание актива,  способного оказать учителю информатики помощь в организации эффективного обучения информатике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде знаний по информатике среди других учащихся).   Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий,  ограниченных рамками учебного времени и программы,  это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому 37 окончательная   и   полная   реализация   этих   целей   переносится   на   внеклассные занятия этого вида. Вместе   с   тем   между   учебно­воспитательной   работой,   проводимой   на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая   у   учащихся   интерес   к   знаниям,   содействуют   развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить   знания   на   практике,   расширяющие   и   углубляющие   эти   знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа   не   должна   дублировать   учебную   работу,   иначе   она   превратится   в обычные дополнительные занятия.   Структура кружкового  занятия Тема занятия:  Цель занятия:  Оборудование: I. Организационно­подготовительная часть. Ход занятия     1. Приветствие.     2. Проверка готовности членов кружка к занятию.     3. Психологический настрой. I. Повторительно­обучающая работа. 1. 2. 3. Фронтальный опрос по ключевым моментам прошлого занятия. Фронтальная практическая работа. *Выполнение   творческих   заданий   по   теме  прошлого   занятия (решение кроссвордов, чайнвордов, разгадывание ребусов и т.д.). 4. Подведение итогов этапа. II. Основная часть. 1. 2. Сообщение темы и цели занятия. Вступительное слово руководителя кружка. 38 Изложение нового материала. Обобщение. Выполнение   упражнений,   направленных   на   закрепление 3. 4. 5. основных моментов темы занятия. 6. Физкультминутка. III. Практическая часть 1. 2. 3. Сообщение практического задания. Вводный инструктаж. Самостоятельная работа за ПК. IV. Организационно – заключительная часть. 1. Анализ готовых работ (отметить достоинства работ и наметить пути устранения недостатков). 2. 3. Обобщающая беседа. Уборка рабочих мест.  Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информатикой,   отметим   следующее.   Традиционная   тематика   внеклассных занятий   ограничивалась   рассмотрением   таких   вопросов,   которые   хотя   и выходили   за   рамки   официальной   программы,   но   имели   много   точек соприкосновения   с   рассматриваемыми   в   ней   вопросами.   Так,   например, традиционными   для   рассмотрения   на   внеклассных   занятиях   по   информатике   задачи   повышенной   трудности   по были   исторические   сведения, программированию,  элементы математической логики, системы счисления и т.д. За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое   значение   и   большой   познавательный   интерес   –   компьютерные технологии   обработки   информации,   в   частности,   мультимедиа,   гипертекст, Интернет.   Эти   вопросы   уже   нашли   свое   отражение   в   программе   по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов 39 явно   недостаточно,   и   поэтому   внеклассная   работа   может   стать   серьезным подспорьем в повышения качества подготовки учащихся по информатике.   Происходящее   обновление   содержания   курса   информатики   привело   к возникновению   тенденции   обновления   содержания   внеклассных   занятий   по информатике, однако это не означает, что следует отказаться от тех или иных традиционных   вопросов,   которые   составляли   до   сих   пор   содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес. Таким образом, в настоящее время наибольшей популярностью пользуется такая форма внеклассной воспитательной работы, как кружок. Кружок – это наиболее   гибкая,   глубоко   индивидуальная  форма   работы   с   разнообразным содержанием. В кружке могут участвовать ученики разных возрастов. Работа в кружке строится на занимательности. 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внеклассная работа по предмету играет не маловажную роль в развитии интереса   к   изучаемому   предмету.   Но   современная   методика   преподавания информатики   располагает   сравнительно   малым   количеством   информации   по методически грамотным  особенностям организации кружка в 5 классе. Поэтому данная работа является достаточно актуальной. 1. В ходе выполнения курсовой работы были решены все поставленные задачи.   При   анализе   литературы   были   подобраны   материалы   методического, психолого­педагогического   содержания,   периодические   издания.   Наиболее полно данная тема освещена в пособии Смирнова  С. А. [15], в котором автор характеризует   виды   внеклассной   работы.  Основные   методические   подходы   к организации   кружковой   работы   достаточно   подробно   освящены   в   работе Лапчика   М.   П.   [7].   Пособие   Бочкина   А.И.   [1]   раскрывает   формы индивидуальной и массовой работы.   Анализ литературы показал, что данная тема   в работах учёных – методистов изложена достаточно подробно, но на практике  этой  теме  не  уделяется   должного  внимания, поэтому   актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. 2. Являясь   составной   частью   воспитательной   работы   в   школе, внеклассная   работа   направлена   на   достижение   общей   цели   обучения   и воспитания   –   усвоения   ребенком   необходимого   для   жизни   в   обществе социального   опыта   и   формирования   принимаемой   обществом   системы ценностей. Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,  которые не всегда проявляются на уроке; способствует 41 самореализации ребенка, повышению его самооценки,  уверенности в себе,  т.е. положительному   восприятию   самого   себя.   Включение   учащихся   в   различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой   деятельности,   формирует   необходимые   практические   умения   и навыки. 3. Форм   внеклассной   работы   огромнейшее   количество.   Это многообразие   создает   сложности   в   их   классификации,   поэтому   единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям,   задачам   обучения   и   воспитания.   Любая   форма   внеклассной работы   в   той   или   иной   мере   способствует   решению   задач   нравственного, умственного,  физического,  экологического,  экономического,  эстетического и т.д.   обучения,   воспитания   и   развития.   Во   внеклассной   деятельности   следует широко   использовать   такие   формы   массовой   работы,   как   соревнование, конкурсы,   олимпиады,   смотры.   Они   стимулируют   активность,   развивают инициативу,  укрепляют коллектив. 4. В   настоящее   время   наибольшей   популярностью   пользуется   такая форма внеклассной воспитательной работы, как кружок.  Кружок  — наиболее гибкая, глубоко индивидуальная форма работы с разнообразным содержанием. В кружке могут участвовать ученики разных возрастов. В кружке занимаются только те, кто проявил явный и повышенный интерес к делу. Работа кружка строится   на   основе   занимательности   и   состоит   из   теоретического   и практического занятия.   5. Практическая часть курсовой работы представлены в виде планов­ конспектов кружковых занятий по информатике для 5 класса. Все выбранные темы способствовают выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том   числе   при   обработке   различных   видов   информации,   формированию алгоритмического   мышления   школьников,   развитию   навыков   проектно­ творческой деятельности, воспитанию целеустремленности и результативности 42 в   процессе   решения   учебных   задач.   К   каждому   кружковому   занятию разработана   презентация,   которая   способствует   наглядному   восприятию излагаемого материала и помогает эмоционально обогатить занятие.  Т.о.   в   ходе   курсовой   работы   выяснилось,   что   внеклассная   работа  по предмету   играет   не   маловажную   роль   в   развитии   интереса   к   изучаемому предмету.   Наиболее   популярной   формой   организации   внеклассной   работы   в школе является кружок. В настоящее время кружковая работа по информатике находит   все   большее   применение   и   в   начальной   школе.   Но   современная методика   преподавания   информатики   располагает   сравнительно   малым   особенностям количеством   информации   по   методически   грамотным   организации   кружка   в   начальных   классах.   Поэтому   данная   работа   является достаточно актуальной. 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. – Минск.: Высшая школа, 1998. 2. Дубровина   И.   В.,   Данилова   Е.   Е.,   Прихожан   А.   М.   Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. И. В. Дубровиной. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с. 3. Дуванов   А.   А.   Азы   информатики.   Книга   4.   Рисуем   на   компьютере. Уроки 6, 7. // Информатика. –  2004. – №2.  – С. 2­10. 4. Дуванов   А.   А.   Азы   информатики.   Книга   4.   Рисуем   на   компьютере. Уроки 4, 5. // Информатика. –  2004. – №1.  – С. 14­21. 5. Информатика и ИКТ. Начальный уровень. Учебник под редакцией Н.В. Макаровой. – Питер, 2008. 6. Кузнецов   А.А.,   Бешенков   С.А.,   Ракитина   Е.А.   Современный   курс информатики: от концепции к содержанию//ИНФО­2004­№2. 7. Лапчик  М. П.,  Семакин  И.  Г., Хенер  Е.  К.  Методика  преподавания информатики. – М.: Академия, 2003. 8. Макарова Н. В. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. ­ М.: Юникс, 2001. 44 9. Макарова   Н.В.   Программа   по   информатике.   Системно­ информационная   концепция   к   комплекту   учебников   по   информатике.   5­11 класс. – Питер, 2006. 10. Мураховский В.И. Компьютерная графика/Под ред. С.В. Симоновича. – М.: «АСТ­ПРЕСС СКД», 2002. ­ 640с.: ил. 11. Мухина   В.   С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.  12. Симонович   СВ.,   Евсеев   Г.А.   Занимательный   компьютер:   Книга   для детей, учителей и родителей. ­ М.: ACT­ПРЕСС, Информком­Пресс, 2000. 13. Симонович   СВ.,   Евсеев   Г.А.,   Алексеев   А.Г.   Общая   информатика: Учебное пособие для средней школы. ­ М.:  ACT­ПРЕСС, Информком­Пресс, 2000. 14. Сластенин   В.   А.,   Исаев   И.   Ф.,   Мищенко   А.   М.,   Шиянов   Е.   Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений ­  4­е изд. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с. 15. Смирнов С. А. Педагогика. – М.: Academ A, 1998. 16. Смирнов   С.   А.   Педагогика:   педагогические   теории,   системы, технологии. ­ М.: Просвещение, 1998. 17. Шамсутдинова   Т.   М.   Развитие   творческого   мышления   на   уроках информатики// Информатика и образование. – №7. – 2002. – с. 23. 18. http://festival.1september.ru/ 19. http://www.klyaksa.net/ 20. http://www.metod­kopilka.ru

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".

Курсовая работа на тему: "Кружок, как форма организации внеклассной деятельности по информатике в 5 классе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017