Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"
Оценка 4.7

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
Взрослым
23.04.2017
Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"
В данной исследовательской работе раскрывается понятие образности речи, имеется анализ программы, представлены игры, классифицирующиеся по возрасту от 2-х до 7-ми лет, 2 методики, направленные на диагностику образности речи дошкольников, список литературы и приложения. Данная работа может быть полезна студентам в написании своей исследовательской работы.
Kursova_Nikulina01.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Курсовой проект ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам по профессиональному модулю дошкольного образования Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование Исполнитель: Никулина Екатерина  Александровна Студентка 3 до группы Руководитель: Селиверстова Е.А.  Преподаватель филологических  дисциплин Камышлов, 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка............................................................................................3 Характеристика понятия развития речи с точки зрения методики развития  речи у дошкольников...............................................................................................5 Развитие образности речи у дошкольников...........................................................8 Игры и игровые упражнения, как средство развития образности речи  дошкольников.........................................................................................................11 Методика диагностики образности речи у дошкольников.................................16 Подбор игр и игровых упражнений, направленных на формирование  образности речи дошкольников............................................................................21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................34 Приложение 1.........................................................................................................37 Приложение 2.........................................................................................................39 2 Пояснительная записка Дошкольный   возраст   является   важным   периодом   для   развития   речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности   и   общения.   Развитие   речи   идет   в   нескольких   направлениях: совершенствуется   ее   практическое   употребление   в   общении   с   другими людьми,   вместе   с   тем   речь   становится   основой   перестройки   психических процессов, орудием мышления. Речь   как   ведущее   средство   общения   сопровождает   все   виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время   совместной   деятельности   педагога   и   ребенка,   при   планировании   и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание   образовательной   области   «Речевое   развитие»   направлено   на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение ряда задач. [5, с. 93].  Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации   его   образного   мышления,   воображения.   В   процессе   обучения дети   овладевают   умением   использовать   в   монологической   речи   несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки. Исследования психологов и педагогов (О.С. Ушакова, Л.Т. Туэт, Р.П. Боша,, Н.В. Гавриш, О.Н.Сомкова, Ю.Г. Илларионова и др.), показывают, что 3 к   старшему   дошкольному   возрасту   у   детей   развивается   осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Образная   речь   является   составной   частью   культуры   речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Анализ   психолого­педагогической   литературы   позволяет   выявить противоречие между целесообразностью процесса развития образности речи дошкольников   посредством   игр,   игровых   упражнений   и   недостаточностью методической разработанности данного вопроса.  Значимость проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы курсового проекта: «Игры и игровые упражнения как средство развития образности речи дошкольников».  Объект исследования: образная речь детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игры и игровые упражнения как эффективное средство развития образности речи дошкольников. Целью   данной   работы   является   –   подобрать   и   обосновать   игры   и   способствующие   развитию   образности   речи игровые   упражнения, дошкольников. В   соответствии   с   объектом,   предметом   и   целью   исследования   были поставлены следующие задачи: 1. 2. 3. Проанализировать подходы к развитию речи дошкольников. Изучить особенности развития словаря в дошкольном возрасте. Проанализировать   формы   работы   с   детьми,   направленные   на развитие образности речи детей дошкольного возраста.  речи.  4. 5. Изучить роль игр и игровых упражнений в развитии образности Подобрать   игры   и   игровые   упражнения,   способствующих развитию образности речи дошкольников. 4 Разработанный комплекс игр и игровых упражнений может быть полезен педагогам, психологам, а также родителям детей дошкольного возраста. Характеристика понятия развития речи с точки зрения методики развития речи у дошкольников По   утверждению   Е.   Асоповой,   речь   –   это   сложившаяся   в   процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Рассмотрим понятие развития речи А. Н. Смирновой. Она считает, что развитие речи ­ это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, который включает в себя три этапа: На  первом, довербальном этапе  складываются предпосылки  развития речи в процессе общения с детьми первого года жизни. На   втором   этапе   происходит   переход   ребенка   к   активной   речи.   Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. На   третьем   этапе   совершенствуется   речь   как   ведущее   средство общения.  В ней  все точнее  отражаются  намерения  говорящего, все  точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение   словаря,   усложнение   грамматических   конструкций,   четче становится произношение, формируется образная речь. Образность   речи   –   это   выразительно­изобразительные   качества   речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами). Образные   средства   это   лексико­грамматические   категории,   для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое). 5 Слова   «образность»,   «образный»   используются   в   разных   значениях. Образность в широком смысле слова как живость, наглядность, красочность изображения   —   неотъемлемый   признак   всякого   вида   искусства,   форма осознания   действительности   с   позиций   какого­то   эстетического   идеала; образность речи — частное ее проявление; в ее создании участвуют и лексика, и   звуки,   и   грамматические   средства   языка.   Ведь   эмоциональность, действенность   речи   могут   быть   достигнуты   благодаря   искусному использованию синонимов,  антонимов, омонимов,  экспрессивной лексики  и фразеологии;   благодаря   применению   фонетических   средств,   а   также словообразования   (суффиксов   субъективной   оценки),   частей   речи   и   их вариантных форм; наконец, с помощью разнообразных стилистических фигур —   риторических   вопросов,   восклицаний,   обращений   и   других   приемов поэтического синтаксиса. В понятие образной речи включается умение ярко, убедительно, сжато выразить   свои   мысли   и   чувства:   точным   словом,   интонацией,   правильно построенным предложением воздействовать на слушателя. [10, с. 135]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образная речь – это не только эмоциональная окрашенность звучания, но и образность слова. Каждый   ребенок   должен   научиться   в   детском   саду   содержательно, грамматически правильно, образно и последовательно излагать свои мысли. В то   же   время   речь   детей   должна   быть   живой,   непосредственной, выразительной. По мнению Т. В. Жуковой образная речь неотделима от мира мыслей: образность   речи   —   это   образность   мыслей.   В   образной   речи   отражается образность   мышления   ребенка,   его   умение   осмыслить   воспринимаемое   и выразить его в правильной и выразительной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. 6 Умение образно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или   литературный   текст)   оказывает   влияние   и   на   эстетическое   развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. М. И. Звонарёва считала, что образная речь должна рассматриваться в единстве   содержания   и   формы.   Умаление   смысловой   стороны   приводит   к тому,   что   внешняя,   формальная   сторона   (грамматически   правильное употребление   слов,   согласование   их   в   предложении   и   т.   п.)   опережает   в развитии   внутреннюю,   логическую   сторону.   Это   проявляется   в   неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие   формальной   стороны   речи.   Расширение   и   обогащение   знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Таким образом, под образной речью понимается развернутое изложение   которое   осуществляется   логично, определенного   содержания, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [2, с. 193]. По мнению Е. И. Тихеевой, главная задача образной речи ­ связывать с называемым   предметом   ряд   побочных   представлений,   вызывающих   у аудитории эмоциональные реакции, переживания. Закрепить эти позитивные переживания   целевой   аудитории   за   рекламируемым   объектом   означает сформировать   нужный   его   имидж,   что   достигается,   конечно,   не   только   с помощью языковых средств, речевого воздействия. Совокупный   анализ   психолого­педагогической   и   лингвистической литературы   дает   возможность   рассматривать   образность   речи   как интегративную   особенность   речи,  появляющуюся   в   целесообразном   выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Образность речи позволяет   дошкольнику   эффективно   проявить   себя   на   вербальном   и 7 невербальном   уровнях,   оказывая   влияние   на   коммуникативную   культуру личности. Развитие образности речи у дошкольников Образная речь является составной частью культуры речи.  Формирование   образной   речи   имеет   огромное   значение   для   развития связной   речи,   что   является   основой   воспитания   и   обучения   детей   в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного   произведения   и   осознавать   некоторые   особенности художественной формы, выражающей содержание.  Организованная   работа   по   формированию   у   дошкольников выразительной и образной речи требует решения следующих задач:  воспитание   чувственной   основы   восприятия   детьми художественного слова произведений литературы и фольклора и тем самым создание условий для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова»,  акцентирование   внимания   на   овладение   детьми   лексическими средствами речевой выразительности.   Важнейшими   источниками   развития   выразительности   детской   речи являются   произведения   художественной   литературы   и   устного   народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм.  В   процессе   анализа   ряда   исследований,   посвященных   развитию   речи детей дошкольного возраста, удалось выделить особенности образной речи детей, среди которых:  – наличие представлений у детей о средствах выразительности;  – понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;  8 – понимание и овладение переносным значением многозначных слов;  –   способность   детей   воспринимать,   выделять   и   замечать   средства художественной выразительности;  –   использование   в   своей   речи   разнообразных   средств   образности (эпитеты, метафоры, сравнения);  – владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;  –   умение   использовать   разнообразные   грамматические   средства (инверсия, уместное употребление предлогов);  – использование в речи синонимов и антонимов.  Формировать образную речь детей я решила при помощи сказки и малых форм фольклора. Выбор данного литературного жанра не случайный. Именно в   сказке   и   малых   формах   фольклора   имеется   наличие   всех   необходимых элементов образности. Именно эти жанры оказывают большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Они легко воспринимаются детьми, на их основе у детей развиваются мышление и воображение.  Система   работы   по   формированию   образной   речи   велась   в   двух направлениях:  1. Обучение на специально­организованных занятиях.  2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни. В   работе   по   развитию   образной   речи   использовались   пословицы   и поговорки, загадки, потешки, колыбельные песни и, конечно же, сказки.       Пословицы   и   поговорки   ­   особый   вид   устной   поэзии,   веками шлифовавшейся   и   впитавшей   в   себя   трудовой   опыт   многочисленных   Через   особую   организацию,   интонационную   окраску, поколений. использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. 9 Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично,   выразительно   выражать   свои   мысли   и   чувства,   интонационно окрашивая   свою   речь,   развивается   умение   творчески   использовать   слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.      Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического   образа   различных   средств   выразительности   (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений,   особой   ритмической   организации)   способствуют   формированию образности речи детей дошкольного возраста.       Загадки   обогащают   словарь   детей   за   счет   многозначности   слов, помогают   увидеть   вторичные   значения   слов,   формируют   представления   о переносном значении слова. Современная методика доказывает, что усвоение языка происходит не только и не столько в результате подражания речи окружающих и простого говорения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных   из   речи   взрослых,   поиска   связей,   отношений   между элементами языка, правил строит свои высказывания. Данная мысль подводит нас к тому, что в обучении речи главным должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова, действий с ним [1, с. 14]. Для   детей   дошкольного   возраста   характерно   особое   чутье   к   слову, языковая   способность.   Психологическая   школа   Л.   С.   Выготского рассматривает   языковую   способность   как   отражение   системы   языка   в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие­ то условно­рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого   механизма,   или   речевой   способности.   Этот   механизм   именно формируется   у   каждого   отдельного   человека   на   основе   врожденных 10 психофизиологических   особенностей   организма   и   под   влиянием   речевого общения» [6, с. 70]. Языковая   способность   непременно   должна   включать   в   себя   развитие чувства   языка.   Оно   вступает   в   силу   тогда,   когда   ребенок   должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Основной единицей языка является слово.  Игры и игровые упражнения, как средство развития образности речи дошкольников В   дошкольном   возрасте   большое   значение   в   речевом   развитии   детей имеет   игра.   Ее   характером   определяются   речевые   функции,   содержание   и средства   общения.  Для   речевого   развития   используются   все   виды   игровой деятельности. В   творческой   ролевой   игре,   коммуникативной   по   своей   природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая   игра   способствует   становлению   и   развитию   регулирующей   и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным   составом   и   грамматическим   строем,   в   результате   чего   речь становится более связной (Д. Б. Эльконин). Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это   должна   быть   содержательная   игра.   Однако   ролевая   игра   хотя   и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым   неправильным   формам.   Это   происходит   потому,   что   в   игре 11 отражаются   привычные   для   детей   жизненные   ситуации,   в   которых   раньше складывались   неправильные   речевые   стереотипы.   Поведение   детей   в   игре, анализ   их   высказываний   позволяют   сделать   важные   методические   выводы: детская   речь   совершенствуется   только   под   влиянием   взрослого;   в   тех случаях,   когда   идет   «переучивание»,   нужно   сначала   выработать   прочный навык   употребления   правильного   обозначения   и   только   потом   создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой   культуры.   Игры­драматизации   способствуют   развитию   речевой активности,   вкуса   и   интереса   к   художественному   слову,   выразительности речи, художественно­речевой деятельности. Дидактические и настольно­печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические   игры   –   широко   распространенный   метод   словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно   вторгается   в   игровое   действие,   отвлекает   детей   от   игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх 12 ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор   материала   для   дидактических   игр   должен   определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки   или   картинки,   изображающие   предметы   быта,   для   активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению. В   методике   дошкольного   воспитания   накоплен   богатый   арсенал дидактических   игр   с   детьми   разного   возраста   («Магазин»,   «Что   из   чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный   мешочек»,   «Парные   картинки»,   домино   «Транспорт»).   Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр. Для примера приведем наиболее типичные словарные игры. «Чудесный мешочек»  (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших). Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам;   активизировать   словарь   (в   соответствии   с   подбором   игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные) Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.) Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки. Ход   игры.   Обыгрывание   мешочка.   Доставание   предметов   и   их рассматривание,   сопровождающееся   характеристикой   их   внешнего   вида, частей, назначения, признаков. 13 Определение   предметов   (помещены   снова   в   мешочек)   на   ощупь,   их называние и описание. Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста. «Подбери посуду для куклы». Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение   использовать   их   по   назначению;   активизировать   словарь   (названия предметов посуды). Игровое   правило.   Отобрать   нужную   посуду   для   повара,   няни,   для угощения куклы чаем. Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу. Ход   игры.   Дети   рассматривают   кукол:   повара,   няню   и   девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую». В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная. Дидактические упражнения. Существуют разные виды упражнений. В школьной методике принято выделять лексические и словарные упражнения. Лексическими   называются   упражнения,   служащие   для   закрепления   знаний ребенка   в   области   лексики.   Материалом   для   них   являются   слова   и   функционирующие   в   речи:   антонимы, устойчивые   словосочетания, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида   упражнений   тесно   связаны   между   собой,   в   ряде   случаев   их   трудно разграничить. Если   придерживаться   такого   принципа   типологии,   то   очевидно,   что подавляющее большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует   назвать   словарными.   Однако   в   последние   годы   в   дошкольной 14 методической   литературе   и   практике   все   упражнения   в   области   лексики (словарного   состава   языка)   получили   название   лексических.   Термины «словарные» и «лексические» употребляются как синонимы. Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры   не   имеет   игровых   правил.   Игровая   задача   словарных   упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом. Упражнения   содействуют   формированию   умения   свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов. Применение   словарных   упражнений   имеет   в   педагогической   науке давнюю историю. Так, И. Г. Песталоцци в книге «Как Гертруда учит своих детей»   описывает   усложняющиеся   задания   на   определение   предметов,   их признаков: ∙          подбор   к   именам   существительным   имен   прилагательных. Например: угорь – скользкий, червеобразный, крепкокожий; вечер – тихий, ясный, прохладный, ненастный и др.; ∙          подбор   к   именам   прилагательным   имен   существительных. Например: круглый – ядро, шляпа, луна, солнце; легкий – перо, пух, воздух; высокий – башня, гора, великан, дерево. Затем   следовали   упражнения   на   употребление   слов   в   связной   речи. Особое   внимание   Песталоцци   уделял   глаголам,   их   сочетанию   с   другими словами. Постепенно дети должны были выполнять задания на описание и толкование   слов   и   выражений.   Все   эти   речевые   упражнения   Песталоцци рассматривал как «средство уяснения понятий». 15 Методика диагностики образности речи у дошкольников На   сегодняшний   день   существует   достаточно   большое   количество различных   методик,  направленных   на   диагностирование   образности   речи   у дошкольников. Например,   методика   «Выявление   умений   использования   образных средств в повседневном общении».  Цель данной методики – выявить умения дошкольников использовать образные средства в повседневной жизни.  Подробное описание методики в Приложении 1. Следующая   методика   «Изучение   умений   придумывать   монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка» направлена на исследование   умений   дошкольников   придумывать   сказки,   пользуясь образными средствами.  Данная   методика   помогает   отобразить   умение   детей   самостоятельно построить несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам,   описать   действия   героев   или   предметы   при   помощи   образных средств.  Подробное описание методики в Приложении 2.  Анализ парциальной программы для осуществления вариативной части в области «Речевое развитие» Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Автор: О. С. Ушакова Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих   разные   стороны речевого   развития (фонетическую, 16 лексическую,   грамматическую,   и   на   их   основе   на   решение   главной   задачи — развитие   связной   речи.   Основным   принципом   разработанной   системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе   выступает   в   разных   сочетаниях.   Отсюда   вытекает   принцип преемственности,   который осуществляется   в   двух   формах:   линейной концентрической.  Решение   каждой речевой   задачи (воспитание   звуковой   культуры, формирование   грамматического   строя,   словарная   работа, развитие   связной речи) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно   усложняется   материал   внутри   каждой   задачи,   варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении   на   каждом   этапе   обучения   сохраняется программное   ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.  О.С. Ушакова в пояснительной записке к программе, характеризуя, цели и задачи речевого развития, уделяет внимание понятию «образность речи». Развитие   образной   речи   является   важной   составной   частью   воспитания культуры   речи   в   широком   смысле   этого   слова.   Под   культурой   речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли,   чувства,   представления   в   соответствии   с   назначением   и   целью   точно   и высказывания   содержательно,   грамматически   правильно, выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими   источниками   развития   выразительности   детской   речи являются   произведения   художественной   литературы   и   устного   народного 17 творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Последовательное осуществление преемственности   в   обучении (и особенно   в   обучении   дошкольников   родному   языку) позволяет   не   только опираться   на   прошлое,   но   и   ориентироваться   на   последующее развитие речевых   умений   и   навыков.   Таким   образом,   важной   становится   проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах. Задачи: • Развитие   звукопроизношения,   слуховой   памяти   и   фонематического слуха • Развитие артикуляционного аппарата • Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса •   Формирование   правильного   произношения   звуков   формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи • Формирование грамматического строя речи • Обогащение словарного запаса • Формирование связной речи • Развитие моторики • Развитие познавательной деятельности, инициативности и творческие способности Условия реализации программы: • Соответствующая речевая и игровая предметно – развивающая среда в группе • Положительное эмоциональное и физическое здоровье детей • Доброжелательная обстановка в группе •   Интеграция   образовательной   области «Коммуникация» со   всеми образовательными областями ООП 18 • Вариативность   развития речи   каждого   ребенка, позволяющая развивать творческие способности детей • Взаимодействие с семьей по развитию речи детей • Взаимодействие с социальными партнерами по данному направлению Обучение   языку,   развитие   речи   рассматривается   не   только   в лингвистической   сфере   (как   овладение   ребенком   языковыми   навыками   – фонематическими,   лексическими,   грамматическими),   но   и   в   сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (затем, что индивидуальные   различия   речевого   уровня   у   детей   одного   возраста   могут быть исключительно велики). При   разработке   проблем   развития   речи   дошкольников, совершенствования   содержания   и   методов   обучения   языку   в   психолого­ педагогическом   аспекте   авторы   выделили   три   основных   направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка –   функциональное фонетического, грамматического);   лексического,   (формирование навыком владения языком его коммуникативной функции – развитие   связной   речи,   речевого   общения);   когнитивное,   познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Полноценное   овладение   родным   языком,   развитие   языковых способностей   являются   стержнем   полноценного   формирования   личности ребенка­дошкольника. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает: 19  владение   литературными   нормами   и   правилами   родного   языка, лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и свободное пользование составление      высказываний любого типа; умение   вступать   в   контакт   со   взрослыми   и   сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять); знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; умение   читать   и   писать   (элементарное   владение   грамотой   и письмом). Программа рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей   и   подготовительной   к   школе   группе,   и   состоит   из   следующих разделов:     воспитание звуковой культуры речи; словарная работа; формирование грамматического строя речи; развитие связной, образной речи. К   каждой   возрастной   группе   имеются   методические   указания   и разработаны   конспекты   занятий.   Индивидуальная   и   групповая   работа   с детьми 20 Подбор игр и игровых упражнений, направленных на формирование образности речи дошкольников Огромная воздействующая сила художественной литературы и устного народного   творчества   традиционно   использовалась   в   отечественной   и зарубежной   педагогике   как   важный   фактор   воспитания   и   образования подрастающего   поколения,   могучее   средство   развития   и   обогащения   его речевой культуры. Воспитательная   и   художественная   ценность   этого   вида   искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, и прежде всего языковых средств выразительности. Художественное слово эмоционально окрашивает произведение, и поэтому его содержание вызывает остроту   мысли   и   чувства,   воздействует,   убеждает,   воспитывает,   развивает образную   речь  у  читателя   и слушателя.  Язык  литературного  произведения является наилучшей, наивысшей формой литературной  речи, которой дети стремятся   подражать.   В   рассказах   они   осознают   лаконичность   и   точность слова;   в   стихах   улавливают   музыкальность,   напевность,   ритмичность; народные   сказки   раскрывают   перед   ребенком   меткость   и   выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями. Нередко в практике работы дошкольных учреждений главное внимание уделяется   воспитательному   и   познавательному   значению   литературных произведений, а языковые достоинства художественных текстов упускаются из   виду.   Работа   над   литературным   произведением   сводится   к   усвоению детьми основной линии сюжета. Довольно распространенным является взгляд на   художественный   текст   как   на   некий   эталон,   неизменный   и неприкосновенный. 21 Более   приемлемой   и   прогрессивной   нам   кажется   другая   позиция,   в основе   которой   —   активная   «исследовательская»   деятельность   ребенка   в процессе   восприятия   литературного   произведения, «сотворчества»   с   автором.   момент   его   Некоторые   исследователи   аналогичную   Харченко); деятельность «экспериментированием   с   художественным   текстом»   (Е.   Бодрова).   Мы   называют   «словесной   игрой»   (В. полагаем,   что   «переживание»,   «проживание»   литературного   произведения, возможность «играть» с художественным словом делают процесс восприятия более   глубоким,   заостряют   внимание   на   языковом   материале,   заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способ­ ствуют   обогащению   речи,   формированию   ее   образности.   Кроме   того,   игра естественна   для   природы   ребенка,   благодаря   ей   процесс   общения   с литературным   произведением   становится   радостным,   желанным.   Именно поэтому словесные игры, игровые творческие задания, упражнения должны активно   использоваться   в   работе   по   ознакомлению   дошкольников   с художественной литературой. Игры,   игровые   задания,   упражнения,   предлагаемые   нами   ниже, направлены на решение следующих задач: — развития воображения, словесного творчества; — формирования образности речи; — ознакомления с малыми фольклорными формами; — закрепления знаний о литературных произведениях. Эти   игры   разработаны   на   материале   отдельных,   конкретных   ли­ тературных   текстов,   но   могут   переноситься   и   на   другие   тексты   и использоваться в процессе ознакомления детей разных возрастных групп с произведениями   художественной   литературы   и   устного   народного творчества. 22 Игры и игровые упражнения для детей 2­3 лет, направленные на формирование образности речи. 1. Игра «Угадай» Целью   игры   является   умение   находить   предмет   по   его   признакам   и действиям.  Вначале   покажите   малышу   несколько   игрушек.  Затем   опишите   одну: зайчик   серенький,   у   него   маленький   хвостик,   он   любит   морковку.   Пусть ребенок попробует отгадать. 2. Игра «Опиши предмет» Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз   –   полосатый,   большой,   сладкий.   Так   малыш   научится   определять признаки предметов. 3. Игра «Сравнение». Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Тани – коричневые. Аналогично: волосы –   светлые   и   рыжие,   одна   в   платье,   другая   в   брюках.   Ребенок   сможет сравнивать предметы с разными характеристиками. 4. «Кто скажет по­другому?» Цель:  формировать   умение   подбирать   слова   и  выражения,  наиболее подходящие по смыслу. Материал: словацкая народная сказка «У солнышка в гостях». Воспитатель читает детям словацкую народную сказку «У солнышка в гостях». 23 Воспитатель .  В   сказке   вам   встретились   интересные   слова   и выражения,   например:   «Однажды   большая   туча   занавесила   небо».   Как сказать об этом по­другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно.) «Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом же иначе... А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята? «"Где же вы его найдете?" — закудахтала наседка». Как сказать, что она сделала? Вспомните, как будили друзья солнышко. Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите. Дети выполняют задания. 5. «Ошибка» Цели:  познакомить   с   образными   выражениями,   формировать   умение находить смысловые неточности, ошибки. Материал: кукла Незнайка. Воспитатель .  Незнайка,   который   теперь   ходит   в   Школу   веселых человечков,   написал   в   письме,   что   научился   составлять   предложения. Послушайте их. «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? Дети отвечают. «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? Дети отвечают. «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как правильно сказать? Дети отвечают. «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песоч­ ницу». Все ли здесь правильно? Как нужно сказать? 24 Дети отвечают. Игры и игровые упражнения для детей 4­5 лет, направленные на формирование образности речи. 1. «Весна» Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей. Ход.  Воспитатель предлагает детям такие вопросы:  Какое   солнце   весной? Лучистое,   золотое,   яркое,   оранжевое, жаркое, весеннее и т.д.  Какой   ветер   весной? Теплый,   свежий,   приятный,   освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д.  Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д. — Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная, распустила косы, шепчутся девушки­красавицы. в белых сарафанах, протянули ветви­руки друг к другу, встали в хоровод и т.д.     2.  «Парные картинки» Цель. Упражнять детей в составлении словосочетаний со словами как, как будто, словно. Побуждать к употреблению в речи сравнений яри описании осенней природы. Ход. На   доске   картинки   с   изображением   осеннего   клена,   листопада, осенней   тучи,   красной   рябины,   красных   яблок,   осеннего   леса,   покрытой листьями земли. 25 У   детей   картинки   с   изображением   красного   костра,   порхающих бабочек,   серой   кошки,   красных   бус,   красных   шаров,   сказочного   дворца, пестрого ковра. Детям   предлагается   подобрать   парные   картинки   и   составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т.п.    3. «На что похоже» Цель. Учить   детей   подбирать   сравнения;   составлять   словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно. Ход, На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков. У   детей   карточки   с   изображением   белого   кружевного   платка,   белой простыни,   белого   сахара,   перышек,   оранжевого   апельсина,   красного   шара, подсолнуха и т.д. Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д. 4. «Подбери картинку» Цель. Продолжать знакомить детей с фразеологизмами к переносным значением слов и словосочетаний. Оборудование. Картинки,   иллюстрирующие   фразеологизмы   (повесить нос,   выбиться   из   сил,   промерзнуть   до   костей,   держать   язык   за   зубами, задирать кос, покатываться со смеху и т.д.). Ход. Волшебница  заколдовала  все  картинки. Чтобы  их  расколдовать, нужно назвать и объяснить, что означают эти выражения. Отберите только те картинки, которые подходят к героям сказки «Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик­семицветик», «Аленький цветочек» и т.д. 5. «Загадка» 26 Цель:  развивать   воображение,   формировать   умение   выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. Воспитатель выбирает одного­двух детей, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой­либо эпизод, диалог из литературного   произведения.   Остальные   дети   должны   отгадать,   из   какой сказки   или   рассказа   этот   отрывок.   Кто   отгадает   первым   и   скажет,   что предшествовало   этому   эпизоду   и   какие   действия   в   произведении   за   ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя... А. Пушкин Затем   дети   могут   нарисовать   красками   иллюстрацию   к   своим   рас сказам. 6. «Кто внимательнее?» Цель: формировать умение выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Материал: уже известная детям любая народная сказка. Воспитатель .  Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть   свои   сказки.   Народные   сказки   легко   отличить   от   авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки.   Сейчас   я   расскажу   сказку,   которую   вы   уже   знаете.   Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова. 27 После   чтения   сказки   дети   называют   специфические   сказочные   вы­ ражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой. Выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов. 7. «Я начну, а вы продолжите» Цель: формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Материал: рассказ Н. Носова «На горке». Воспитатель   читает   рассказ.   Затем   говорит   незаконченные   пред­ ложения, а дети должны их закончить, использовав образные обороты речи. Примерный набор предложений. 1. Был   ясный   морозный   день,   снег   на   солнце...  (сверкал, искрился, переливался, блестел). 2. Миша сел на санки и помчался с горы...  (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией). 3. Санки перевернулись, и мальчик... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег). 4. Коле   очень   захотелось,   чтобы   горка   получилась.   Он трудился... (не покладая рук, без устали, в поте лица). Игры и игровые упражнения для детей 6­7 лет, направленные на формирование образности речи. 1. «Зима» Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей. 28 Ход. Воспитатель предлагает детям такие вопросы;  Какой   снег   зимой? Сверкающий,   Белый,   искристый,   холодный, ледяной, пушистый, обжигающий и т.д. т.д.   Что делает снег? Белеет, сверкает, холодит, хрустит, пушится и На что похож снег, когда покрывает все вокруг? На покрывало, на теплое, белоснежное одеяло, снег обрядил деревья в теплые снеговые шубы, снег падает хлопьями, снег лежит как заколдованный и мечтает о красавице весне; когда деревья в инее и тронешь ветку, то с нее полетит алмазная пыль. 2. «Зашифрованная мудрость» Цель. Закреплять   умение   распознавать   в   рисунках   сюжеты   пословиц; продолжать   учить   осмысливать   переносное   значение   образных   слов   и словосочетаний, пословиц и фразеологизмов. Оборудование. Картины, на каждой из которых изображены персонажи нескольких пословиц, поговорок, фразеологизмов. Например: птица в клетке — «Не сладко птице и в золотой клетке»; рыба   с   зонтом   —   «Как   рыбе   зонтик»   и   т.д.   Поговорок,   пословиц   и фразеологизмов на одной картинке должно быть не менее 10. Ход. Предложить   детям   узнать   по   изображениям   на   картинке пословицы, фразеологизмы, поговорки. Игра проводится в виде конкурса. С одной картинкой — «Кто больше назовет?» С двумя картинками (командой) «Назовите все изображенные пословицы и фразеологизмы. Кто быстрее?» 3. «Подбери пословицу к сказке» Цель. Уточнить   представления   детей   о   жанровых   особенностях пословиц;   учить   осмысливать   переносное   значение   образных   слов   и словосочетаний;   закреплять   умение   подбирать   пословицу   к   главной   идее сказки. 29 Оборудование, Иллюстрации   к   разным   сказкам,   карточки   с напечатанными на них пословицами. Ход. Детям предлагается прочитать пословицу; объяснить ее смысл и подобрать сказку, к которой она подходит. Подобрать определения к героям сказки. 4. «Подбери пословицу» Цель. Активизировать   использование   в   речи   детей   пословиц   и поговорок. Ход. Детям   раздаются   картинки,   и   предлагается   подобрать   к   ним подходящую пословицу или поговорку. 5. «На что похоже» Цель.   Учить   детей   подбирать   сравнения;   составлять   словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно. Ход: На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков. У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д. Детям   предлагается   найти   предметы,   похожие   на   солнце,   облако,   снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д. 6. «Подбери пословицу» Цель. Активизировать использование в речи детей пословиц и поговорок. Ход.   Детям   раздаются   картинки,   и   предлагается   подобрать   к   ним подходящую пословицу или поговорку.  7.  «Угадай по действиям» Цель.   Учить   детей   подбирать   глаголы   к   именам   существительным, воспитывать умение быстро отвечать. 30 Игровые   правила.   За   каждый   правильный   ответ   ребенок   получает   фишку; выигрывает тот, кто больше всех наберет фишек. Ход.   Ребята,   все   предметы,   явления,   животные,   птицы,   сказочные   герои выполняют какие­то действия. Например, солнце, что оно делает? Светит, пригревает, ласкает, ослепляет, веселит и т.д. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по действиям». Я задумаю слово, а вы по действиям должны отгадать это   слово.   Например,   снег.   Он   идет,   порхает,   кружится,   ложится,   тает, переливается, искрится и т.д. Затем роль ведущего предлагается ребенку. 8. «Подбери картинку» Цель.   Продолжать   знакомить   детей   с   фразеологизмами   к   переносным значением словам и словосочетаний. Оборудование.   Картинки,   иллюстрирующие   фразеологизмы   (повесить   нос, выбиться из сил, промерзнуть до костей, держать язык за зубами, задирать кос, покатываться со смеху и т.д.). Ход. Волшебница заколдовала все картинки. Чтобы их расколдовать, нужно назвать   и   объяснить,   что   означают   эти   выражения.   Отберите   только   те картинки, которые подходят к героям сказки «Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик­семицветик», «Аленький цветочек» и т.д. 9.  «Это очень хорошо, а вот это плохо» Цель.   Учить   детей   рассуждать,   грамматически   правильно   строить высказывания. Ход. Взрослый предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что хорошего в зиме?» Дети высказывают свое мнение: зимою очень красиво, зимою много снега, можно кататься с горы и т.д. Затем он спрашивает: «А что плохого в 31 зиме?» Ответы детей: очень холодно, надо надевать много одежды, очень рано становится темно и т.д. Можно содержание этой игры связывать с той лексической темой, которая изучается. Например, что хорошего и плохого в транспорте, в стеклянной посуде, в каждом времени года, в каком­нибудь сказочном герое и т.д. 10.  «На выставке» Цель:  формировать   умение   давать   описание   картины,   используя образные слова и выражения. Воспитатель   размещает   на  мольберте   или   в   группе   детские   рисунки (желательно   тематически   подобранные)  и  организует  выставку.  Из  группы детей   назначает   экскурсовода,   который   проводит   экскурсию   по   выставке. Экскурсовод   должен   красиво   описать   картины,   дать   им   названия.   Если ребенок в чем­то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод. 11.  «Играем со сказкой» Цель:  формировать   умения   придумывать   несколько   вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства. Материал:  сказки   Джанни   Родари   из   цикла  «Сказки,  у   которых   три конца»:   «Волшебный   барабан»,   «Большая   морковка»,   «Дудочник   и автомобиль», «Хитрый Буратино». Познакомив детей со сказкой, воспитатель обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы   дети   смогли   поиграть   с   этой   сказкой.   Предлагает   послушать   три варианта концовки, выбрать наиболее понравившийся или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку. Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием. 32 12.   «Придумай сказку» Цель:  формировать   умение   самостоятельно   подбирать   выразительные средства для составления сказки или рассказы на заданную тему. Воспитатель  (выразительно рассказывает стихотворение) ЧТО делали пчелы? (по сказке «Винни­Пух и все­все­все» А. Милна) Цель: развивать фантазию, образную речь. Материал: сказка А. Милна «Винни­Пух и все­все­все». Воспитатель   читает   детям   сказку   и   проводит   по   ней   беседу.  После беседы предлагает им пофантазировать. Воспитатель . В сказке рассказывается о том, что думал медвежонок, находясь перед дуплом, а вот о том, что происходило в это время у пчел, как они   себя   вели,   о   чем   думали   и   что   решили,   ничего   не   сказано.   Давайте придумаем,   что   же   происходило   в   пчелином   дупле.   Итак,   Пух   висел   на воздушном шарике перед деревом, а в это время в дупле... Дети могут нарисовать придуманный эпизод, разыграть его по ролям, надев шапочки пчел. Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры «Гуси­лебеди», «Где мы были — мы не скажем» и др. 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста   средствами   устного   народного   творчества.   /О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56­63. 2. Алексеева   М.М.   Методика   развития   речи   и   обучения   родному языку   дошкольников:   Учеб.пособие   для   студ.   высш.   и   сред.   пед.   учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с. 3. Бахвалова,   Н.И.   Педагогический   поиск   новых   форм   работы   по развитию   речи   через   русский   народный   фольклор/Н.И.   Бахвалова// Дошкольная педагогика – 2008. – №8. – С.20­24. 4. Бондаренко,   А.К.   Дидактические   игры   в   детском   саду   / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с. 5. БондаренкоА.   К.   Дидактические   игры   в   детском   саду/   А.   К. Бондаренко. ­ М.: Просвещение, 1998. – 490 с.  6. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с. 7. Бочкарева О.Н. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. /О. Г. Бочкарева. ­М.: Просвещение, 2008. – 294 с. 8. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2003 –120 с. 9. Викулина   А.М.   Элементы   русской   народной   культуры   в педагогическом   процессе   дошкольного   учреждения   /А.М.   Викулина   – Ниж.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. № – 10 – C.8­17 с. Выготский   Л.С.   Мышление   и   речь   /   Л.С.   Выготский.   –   М.: 10. Лабиринт, 1999. – 352 с. 11. Гербова   В.В.   Работа   с   сюжетными   картинками/В.В. Гербова//Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1– С.12­24 12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2009. – 459 с.  34 13. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП­б.: Изд­во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с. 14. Доронова   Т.Н.   Развитие   детей   раннего   возраста   в   условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2010 – 210 с. 15. Жукова, Л.Н. Вкус к образному слову/Л.Н.Жукова// Начальная школа. – 1993. – №6. С.131­133. 16. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Т.С.Комарова. – М.: АСТ, 2005 – 350 с. 17. Логинова   В.И.   Детство:   Программа   развития   и   воспитания   в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева – СП­б.: «ДЕТСТВО ПРЕС», 1997 – 300 с. 18. Малетина, Н.С. Обучение дошкольников описательной речи/Н.С. Малетина// Нижегородская образовательная газета – 2000. – № 5 – С.3­5. 19. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни/И.Н. Митькина – М.: Правда, 2001 – 200 с. 20. Никонова   В.Е.   Развитие   речи   дошкольников   посредством народного   фольклора   //   Научное   сообщество   студентов   XXI   столетия. Гуманитарные   науки:   сб.   Ст.   По   мат.   XLII   междунар.   Студ.   Науч.­практ. Конф.   №   5(42).   URL:   https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf   (дата обращения: 06.02.2017) 21. Новоселова   С.   Л.   Игра   дошкольника/С.   Л.   Новоселова.   –   М.: Просвещение, 1989. – 245 с. 22. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т.Поштарева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.24­28. 23. Скворцова   Л.Н.   Влияние   малых   форм   фольклора   на   развитие монологической   речи   старших   дошкольников   [электронный   ресурс]   /   Л.Н. Скворцова http://www.scienceforum.ru/2016/1666/21524 (дата обращения: 06.02.17)   Студенческий   научный   форум.   –   URL:   // 24. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/ Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с. 35 25. Стародубова   Н.А.   Развитие   выразительности   речи   у   детей дошкольного возраста/Н.А.Стародубова – М.: Академия, 2001 – 210 с. 26. Танникова Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников/ Е.Б. Танникова. – М.: Издательский центр «Сфера», 2008 – 105 с. 27. Тихеева   Е.И.   Развитие   речи   детей   (раннего   и   дошкольного возраста)/Е.И.Тихеева – М.: Просвещение, 1981. – 216 с. 28. Тихеева   Е.И.   Развитие   речи   детей   /   Е.И.   Тихеева.   –   М.: Просвещение, 1981. – 111 с. 29. Тихеева,  Е.И. Влияние  пословиц  и поговорок  на  развитие  речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с. 30. Ушакова   О.С,   Струнина   Е.М.   Методика   развития   речи   детей дошкольного   возраста:   Учеб.­метод.   пособие   для   воспитателей   дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. 31. Ушакова,   О.С.   Методика   развития   речи   детей   дошкольного возраста:   учебно­методическое   пособие,   для   студентов   высших   учебных заведений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия – 2004 –215 с. 32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно­исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с. 33. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева – М.: «М­Пресс», 1984 – 500 с. 34. Чиенева   Н.   Е.   Развитие   образной   речи   у   детей   среднего дошкольного   возраста   [Текст]   //   Проблемы   и   перспективы   развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 54­57. 36 Приложение 1 «Выявление умений использовать образные средства в повседневной жизни» Цель данной методики – выявить умения дошкольников использовать образные средства в повседневной жизни.  Воспитатель   наблюдал   за   речью   детей   в   повседневном   общении. Вопросы для анализа речи детей:    Какие   синтаксические   конструкции   использует   ребенок   в   речи   сложноподчиненные   сложносочиненные, (простые   распространенные, предложения).   Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?  Высокий   уровень.   Ребенок   использует   разнообразные   синтаксические конструкции   в   речи   (простые   распространенные,   сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные   из   художественной   литературы   и   речи   взрослых,   так   и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками), в зависимости от ситуации. Средний   уровень.   Ребенок   использует   в   речи   как   простые,   так   и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.  Низкий   уровень.  Ребенок   использует   в   речи   в   основном   простые предложения,   при   употреблении   сложных   допускает   ошибки,   которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет. 37 38 Приложение 2 «Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка» Воспитатель.  Давай   придумаем   рассказ   или   сказку   кукле,   чтобы   она быстрее заснула. Что ты хочешь ей рассказать? Рассказ или сказку? Придумай название рассказу (сказке). Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например,   «Приключение   Урала­батыра»   (если   ребенок   хочет рассказать сказку) или «Мое любимое домашнее животное» (рассказ). При анализе монологов оценивается умение детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога: 1. Умение выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром. 2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию. 3.   Умение   передать   сюжет   в   логической   последовательности,   не отступая от темы. 4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец). 5.   Использование   лексических   средств   выразительности   (тропов)   для раскрытия образов, сюжета. 6. Использование грамматических средств выразительности. 7. Использование интонационных средств выразительности. 8. Самостоятельность в составлении монолога. Каждый   показатель   оценивается   максимально   в   2   балла.   В   сумме высшая оценка составляет 16 баллов. Критерии оценки Ребенок получает 2 балла, если: 39  умеет   выбрать   жанр   монолога   и   отобрать   содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром; умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу; разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;  конец);  высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и самостоятельно   использует   в   высказывании   разные   виды лексических средств выразительности (больше 3­х); при   составлении   высказывания   использует   разнообразные синтаксические   конструкции   (простые   распространенные   предложения, сложносочиненные   и   сложноподчиненные   предложения),   перечисления, обобщения,   прямую   речь;   грамматические   ошибки   отсутствуют   или незначительны; высказывание интонационно выразительно оформлено; составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога. Ребенок получает 1 балл, если:  жанр   своего   высказывания   определить   не   может,   но   строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров; придумать   название   не   может,   но   умеет   выбрать   тему самостоятельно или с помощью взрослого; при   развертывании   сюжета   иногда   отступает   от   темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность; наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует           начало или конец рассказа (сказки); использует   одно­два   лексических   средства   выразительности самостоятельно или с помощью взрослого; в  основном   использует   однотипные   по   структуре   предложения, допускает   незначительные   синтаксические   ошибки,   может   их   исправить   с помощью взрослого, прямую речь не использует; 40   речь не всегда интонационно выразительна; составляет   монолог   с  помощью   взрослого  (наводящие  вопросы, подсказки). Ребенок получает 0 баллов, если:     умеет определить жанр высказывания; не умеет определить тему, дать название высказыванию; нарушает   логическую   последовательность   событий,   причинно­ следственные связи; высказывание состоит из нескольких предложений; не использует лексические средства выразительности; наблюдаются   ошибки   при   построении   предложений,   которые      исправить самостоятельно ребенок не может; речь интонационно невыразительна, монотонна; постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка. Высокий уровень: ребенок набирает 12­16 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 7­11 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0­6 баллов. 41

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"

Курсовой проект на тему: "Речевые игры и упражнения, направленные на формирование образности речи дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017