КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)
Оценка 4.8

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
01.10.2018
КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)
Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, а для десятков поколений людей, т. е. искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
ДОКЛАД Лаптева.doc
КУРСЫ   «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ»   и   «ИЗУЧАЕМ   ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ            Изменения последних лет в социально­экономической жизни страны и общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, а для десятков поколений   людей,   т.   е.   искать   опору   в   краеведческих   знаниях,   в   лучших традициях прошлого, в своей природе. Важная роль комплексного изучения своей малой Родины была осознана в России давно. В начале ХХ в. такое изучение стали называть краеведением. В   работе   академика   Д.   С.   Лихачева   «Краеведение   как наука и   как деятельность» очень четко сформулировано: «Мы не храним старину»: «Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей   красоты   прошлого,   мало   патриотов,  любящих   родную историю и родное   искусство,   а   потому,   что   слишком   спешим,   слишком   ждем немедленной   «отдачи»,   не   верим   в   медленные   целители   души.   А   ведь памятники   старины   воспитывают,   как   ухоженные   леса   воспитывают заботливое отношение к окружающей природе». История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90­е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что­де служение только России   для   российского   гражданина   должно   уйти   в   прошлое.   Его   нужно заменить   служением   всему   человечеству.   Понятие   «патриотизм»   у   многих вызывало ироническую усмешку. Но ведь именно благодаря любви к Родине нашему народу удавалось выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды   истории.   Поэтому   нам   необходимо   возрождение   высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного порога, с малой Родины.      Внеурочная деятельность «Белгородоведение» и «Изучаем природу родного края»  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая   тем   самым   одну   из   наиболее   сложных   проблем   современной педагогики.     В   процессе   совместной   творческой   деятельности   учителя   и обучающегося   происходит   становление     личности   ребенка.     Для   младших школьников – это способ   научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Интегрированный   курс  «Белгородоведение»  и   «Изучаем   природу родного края» опираются на принцип гуманизации образования, реализуемый через   культурологический,   личностно­ориентированный   и   системно­ деятельностный   подходы.   Предполагает,   прежде   всего,   ориентацию   на развитие   гражданина,   патриота,   высокоразвитой   личности,  которая   в  свое личное   прошлое,   настоящее   и   будущее  включает   и   историческое   прошлое родного края, культурное наследие региона и будущее своего отечества.                     Многие педагоги по­разному   видят   и   оценивают   роль   и   место «Белгородоведения» и  «Изучаем природу родного края»  в образовательно­ воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного курса   «Белгородоведения»   и  «Изучаем   природу   родного края»: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны,   позволяя   школьникам   получать   краеведческие   знания   не только на уроке, но и при желании участвовать в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Особенно   важно   и   ценно,   если   изучением   родного   края   занимается подрастающее поколение — граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России. В   чем   же педагогическая значимость   краеведческой   работы   среди школьников? Основные ее достоинства следующие: 1.   В   ходе   изучения   истории   города,   района,   области   или   края   в распоряжение   школы   предоставляется   собранный   ребятами   краеведческий материал,   который   найдет   применение   в   учебной   работе.   На   его   основе, например,   учитель   может   подготовить   раздаточный   материал   (отрывки   из газет, воспоминания ветеранов, письма, фотографии и пр.).  Предметы   из   школьного   музея   могут   использоваться   учителями истории, ИЗО, МХК, географии, иностранного языка. 2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе. На основе собранного материала ребята пишут заметки в газету, готовят учебно­исследовательские работы для городских, областных и всероссийских конференций, делают проекты. З. Принимая участие в изучении истории района, города, области во всех   его   формах   (работа   в   библиотеках,   архивах,   походах,   экскурсиях, оформление   экспозиций   музея,   встречи   и   др.),   школьники   развивают   уже имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной работы, учатся   ответственности.   Таким   образом,   краеведческая   работа   позволяет создавать ситуации развития личности ребенка, способствует реализации его личной активности. 4.   Необходимо   отметить,   что   краеведческая   деятельность   оказывает положительное влияние на выбор профессии ученика и на профессиональное совершенствование учителя.   Кто­то   из   ребят   поступает   на исторический факультет, кто­то выбирает профессию археолога, музейного работника и др. 5.   Применение   краеведческого   материала   помогает   осуществлять творческий   подход   к   разработке   уроков   и   внеклассных   мероприятий,   что позволяет, в свою очередь, повышать их эффективность и интерес к предмету. В педагогической деятельности краеведческая работа носит системный характер. При этом решатся следующие задачи: • расширение и углубление знаний по истории школы, района, города, области; •   подготовка   школьников   к   творческому   труду   в   различных   сферах жизнедеятельности, формирование умений и навыков общения, подготовки и проведения внеклассных мероприятий и выступлений перед аудиторией; •   формирование   внутренней   готовности   ребенка   использовать полученные знания на пользу общества; • воспитание уважения к традициям своего народа, чувства гордости за его многовековую историю, патриотических чувств. Большую   роль   по   данной   теме   играет   школьный   историко­ краеведческий музей и районный краеведческий музей, находящийся в доме князей   Юсуповых.   Он   является   тематическим   систематизированным собранием   подлинных   памятников   истории,   культуры,   природы.   Музеи являются центрами поисково­исследовательских работ. Очень ценно, что юные краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни. Ведь хорошо известно, что труднее всего найти что­то значительное и интересное в привычном и доступном. Исследователи погружаются в проблемы истории, геральдики, архитектуры, хозяйствования, культурной жизни и т. д., причем путем поиска и деятельного проживания, а не   пассивного   заучивания   информации.   Работая   в   краеведческом     музее посёлка   Ракитное,     ребята   получают     практические   навыки   по   сбору   и систематизации   краеведческого   материала;   умение   написать   и   оформить исследовательскую   работу;   умение   анализировать   и   сопоставлять краеведческий материал о малой Родине с историческими событиями России; приобретают   практический   опыт   работы   с   краеведческой литературой и архивными   документами.   Исследовательская   работа   Кладиёвой   Анастасии «Как в старину на Белгородчине одевались?» завоевала высокую награду во Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке» в 2016 году. Есть очень хорошие слова А. С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы, переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Чтобы иметь моральное право присоединиться к этим словам поэта, нужно знать не только историю своего Отечества, но и историю своей малой Родины, того места, где родился,   вырос   и   живешь,   откуда   твои   родословные   корни.   В   этом   очень хорошим   помощником   во   внеурочной   работе является   курс «Белгородоведение» и такие темы как «Мой край – родная Белгородчина», «Символика   Ракитянского   района»,   «Жизнь   и   быт   населений   в   разные исторические времена» и темы из курса «Изучаем природу родного края», где ребята знакомятся с растительным и животным миром Белгородской области. Изучение   истории   и   культуры   белгородского   края   создает   большие возможности   для   развития   художественных,   технических   и   других   видов творчества   детей   и   подростков,   приобщения   их   к   поисковой,   проектной деятельности,   будет   способствовать   формированию   целостного представления учащихся об историческом развитии региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности. В   результате   внедрения   и   реализации   курсов   «Белгородоведение»   и «Изучаем   природу   родного   края»   должно   сформироваться   устойчивое позитивное   отношение   к   гражданским, национальным, духовно­нравственным ценностям.  политическим,   правовым, Проектно­исследовательская   деятельность   школьников   по   изучению истории, культуры, экономики, географии отдельных страниц своего  поселка Ракитное, города Белгород, участие в работе организаций дополнительного образования   и   мероприятиях   культурных   центров   по   месту   проживания, активное включение в современную культурную жизнь своей малой родины помогут   создать   единую   социокультурную   среду   для   воспитания  духовно­ нравственной  личности,   готовой   к  служению   Отечеству   на   основе   таких ценностей, как справедливость, честь, достоинство, милосердие, стремление к здоровому   образу   жизни,   сохранение   достижений   прошлого   для   создания достойного будущего.                В заключение подчеркнем, что краеведение помогает сформировать нравственные понятия и чувства школьников на основе живого восприятия окружающей   деятельности,   воспитывает   у   ребят   сознательную   любовь   к родному краю. Литература 1.Деев   А.Л.   КРАЕВЕДЕНИЕ   КАК   СРЕДСТВО   ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35­35; 2.  Белгородоведение   в   начальных   классах:   Методическое   пособие   для   учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд­во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD. 3.«Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1­4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд­во БелИРО, 2014.  4.Белгородоведение:   Учебник   для   общеобразовательных   учреждений   /   Под   ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд­во БелГУ, 2002. – 410 с., ил. 5.Белгородская   энциклопедия   /   Гл.   ред   В.В.Овчинников.   ­   Белгород:   ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил. 6.Декада   белгородоведения   в   начальных   классах:   Методическое   пособие   для учителей   начальных   классов   и   воспитателей   групп   продленного   дня   /   под   ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд­во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)

КУРСЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» и «ИЗУЧАЕМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (доклад, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018