Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Оценка 5

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Оценка 5
Мероприятия
doc
родителям
Детсад
02.05.2018
Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста», направлены на ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет и 4-5 лет, обучать родителей видеть успехи и неудачи, любить своих детей, стараться повышать компетентность родителей в развитии и воспитании детей.Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста», направлены на ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет и 4-5 лет, обучать родителей видеть успехи и неудачи, любить своих детей, стараться повышать компетентность родителей в развитии и воспитании детей.
Семинар-практикум для родителей по теме -«Возрастные и психологические особенности.doc
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска ДЛЯ КУРСЫ РОДИТЕЛЕЙ Семинар для родителей воспитанников младшего  и среднего  дошкольного возраста по теме: «ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями  детей 3­4 лет и 4­5 лет, обучать родителей видеть успехи и неудачи, любить своих детей, стараться повышать компетентность родителей  в развитии и воспитании детей. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 1 Октябрь ­2015г. Добрый вечер,  уважаемые родители! Я   рада   Вас   приветствовать   на   семинаре,  который   посвящен    «Возрастным   и психологическим особенностям развития   детей младшего и среднего дошкольного возраста». Сегодня я прошу Вас уйти от суеты повседневной жизни и побыть самим собой. Для начала давайте мы с вами познакомимся. 1. Игровое упражнение «Клубочек»                   (слайд №2) (Родители сидят на ковре полукругом.  Знакомство при помощи клубочка.) Инструкция: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя, имя своего ребенка и группу, которую посещает ваш сын или дочь . Я начну, а продолжит тот, кто сидит  слева от меня.  Психолог обматывает вокруг пальца ниточку и представляется: ­ меня зовут Елена Михайловна, и передает клубочек следующему! и т.д.  Посмотрите,   пожалуйста,   каждый   из   нас   соединен   ниточкой,   не   просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 3 ­ 4 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мною все согласитесь! Скажите   мне,   пожалуйста,   а   задумывались   ли   вы   о   том,   что   часто   за повседневными заботами вы не замечаете, как меняются ваши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.                 Вот   почему   очень   важно   знать   о   возрастных   особенностях   ребенка,   его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Возрастные особенности детей 3 ­ 4 лет            (слайд №3) Младший возраст ­ важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это   время   происходит   переход   малыша   к   новым   отношениям   со   взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Малыш  радуется росту  своих возможностей и стремится самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. 2 (слайд №4)   Кризис ­ это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития.     Психологи часто называют 3 года возрастом строптивости.  И это не напрасно.  Многие родители ближе к трем годам замечают у своего малыша изменения  в поведении.   Ласковый   и спокойный ребенок будто меняется на глазах всей семьи. Еще вчера он беспрекословно слушался вас   и   с радостью   выполнял ваши просьбы, а сегодня вы не узнаете свое чадо: оно все время кричит, требует непонятно чего,  дерется, протестует и не слушается. В кризисе,   поведение ребенка меняется, и это  создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.  (слайд №5)  В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится  настоять на своем требовании, упорствует  в осуществлении своих целей. Отделение себя от взрослого ­ характерная черта кризиса 3х  лет.  Поэтому         Измените,  прежний   тип   взаимоотношений   с   ребенком,   а   именно: большую  самостоятельность!  Поддержите предоставьте малышу стремление   к   самостоятельности,  не   погасите  его   критикой   неумелых действий ребенка, не подорвите веру ребенка в собственные  силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.   (слайд №6)   Важно понять, что  требование  ребенка «я ­ сам» прежде всего, отражает   появление   у   него   желания   быть   самостоятельным,   а   не   фактический уровень его возможностей. Ребенок   уверенно   осваивает   приемы   самообслуживания   и   гигиены.   С удовольствием   самостоятельно   повторяет   освоенные   действия,   гордится   своими успехами. Поэтому        Если ваш ребенок еще не научился одеваться, самостоятельно кушать, ходить в туалет – поторопитесь его научить этому! У него может что­то не получаться, и педагоги д/с всегда придут на помощь ребенку, но он должен сам пытаться справиться с трудностью. А пока вы  делаете все за ребенка, он   не захочет ничему научиться. (слайд   №7)   В   этот   период   высока   потребность   ребёнка   в   движении   (его двигательная   активность   составляет   не   менее   половины   времени   бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения.  Поэтому          3 Создайте ребенку все условия для проявления двигательной активности: достаточно   гуляйте,   вместе   играйте   в   подвижные   игры.   Потребность   в движении – главная потребность дошкольного возраста! (слайд   №8)   В   это   время   активно начинает развиваться   правое   (образное, пространственное   полушарие),   усложняется   восприятие   (слуховое,   зрительное, тактильное   и   т.п.),   что   способствует   формированию   целостной   картины   мира ребенка.  Поэтому Обогащайте   чувственный   опыт   ребенка  через   разные   модальности: теплый/холодный,   громкий/тихий,   гладкий/шероховатый,   светлый/темный   т.п. Здесь   речь   идет   в   первую   очередь   об   опыте,   ощущении,   а   потом   уже   о назывании, о слове. (слайд   №9)   Ребенок   младшего   возраста   не   способен   длительное   время удерживать свое внимание на каком­то одном предмете (примерно 10­15 мин), он быстро   переключается   с   одной   деятельности   на   другую. Память детей  непосредственна, непроизвольна и имеет яркую  Преобладает   узнавание,   а   не эмоциональную   окраску. запоминание. Хорошо   запоминается   только   то,   что   было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально  окрашено.  Мышление   трёхлетнего  ребёнка является   наглядно­действенным:   малыш   решает   задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т.   п.). конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».  В   дальнейшем  происходит   постепенный   отрыв   действий   ребенка   от В   развитии   воображения  ребенок   способен   лишь   воссоздать   образы, почерпнутые   из   сказок   и   рассказов   взрослого.   Большое   значение  играет   опыт   и знания   ребенка,   его   кругозор.   Для   детей   этого   возраста   характерно   смешение реального   и   сказочного.   Фантастические   образы,   возникающие   у   малыша, эмоционально   насыщены   и   реальны   для   него. Ребенок   живо   интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.    Поэтому Обогащайте   личный   опыт   ребенка:   читайте   книги,   рассказывайте 4 истории,  посещайте интересные места.   (слайд   №9)  Ребенка   отличает   высокая  речевая   активность.   Он   знает наизусть несколько стихов, песенок и с удовольствием их повторяет.   В   играх   ребенок   самостоятельно   передает   несложный   сюжет,   пользуется предметами­заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет  изображать в игре зверей и птиц. Поэтому Играя   с   малышом,   рекомендуется   использовать   предметы­ заместители,   т.е.   палочку   вместо   ложечки,   камешек   вместо   мыла,   стул   – вместо машины для путешествий и т. д.  Показывайте игровые действия,  и ребенок охотно будет им подражать.   (слайд   №10)     Для   ребенка   трех   лет  характерны   резкие   перепады настроения.   Эмоциональное   состояние   продолжает   зависеть   от   физического комфорта.  Малыш   способен  сопереживать,   утешать   сверстника,   помогать   ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя,  эти чувства неустойчивы. Поэтому Обязательно соблюдайте режим дня ребенка дома даже тогда, когда он не посещает детский сад.   (слайд №10)    Взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Последствия своего поведения ребёнок не представляет. Стремление   ребёнка   быть   независимым   от   взрослого   и   действовать,   как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.  Поэтому     Обсуждайте ребенком  правила с поведения    («можно»,   «нужно», «нельзя»). Нарушивший  правило   ребёнок,   если ему   специально   не   указать   на   это,   не испытывает   никакого   смущения.   Как   правило, дети   переживают   только   последствия   своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием наказания от  взрослого.   (слайд №11)    Ребенок   адекватно  идентифицирует   себя  с  представителями своего   пола,   имеет   первоначальные   представления   о   собственной   гендерной принадлежности­мальчик/девочка,   аргументирует   её   по   ряду   признаков   (одежда, предпочтения   в   играх,   игрушках,   причёска   и   т.   д.).   В   этом   возрасте   дети различают  других   людей   по   полу,   возрасту; распознают   детей,  взрослых,  пожилых   людей,  как   в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  Поэтому Будьте   аккуратны   в   выражениях:   «Не испачкай одежду ­ ведь ты девочка!», «Не плачь ­ ты   ведь   мальчик!»   Эти   упреки   совершенно   не относятся  к  особенностям  гендерного  поведения. Не правда ли? В   целом,   трех   летний   ребёнок   жизнерадостен   и   активен,   его   глаза   с неиссякаемым   любопытством   вглядываются   в   мир,   а   сердце   и   ум   открыты   для добрых дел и поступков. 5 Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по­своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать  от его реальных возможностей,   чтобы   запастись   терпением   и   спокойно   относиться   ко   всем проявлениям   вашего   ребенка,   надо   знать   о   характерных   для   того   или   иного возрастного периода особенностях. Три года ­ это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития   ребенка   с   момента   его   рождения.  Кризис  трех лет завершает период «слияния»   с   матерью,   малыш   все   больше   начинает   осознавать   собственную «отдельность».  Основные   потребности   в   этом   возрасте  ­  потребность   в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности ­ игра. В этом возрасте у вашего ребенка: (памятка) Происходит формирование «противо­воли», что выражается в желании делать все по­своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что­то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.  Появляется   возможность   действовать   не   под   влиянием   любого   случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и   воспринимать   их   наличие   у   других   людей.   Ребенок   вынужден   учиться учитывать   желания   и   чувства   партнеров   по   игре,   иначе   рискует   остаться   в одиночестве и скучать. Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.   (слайд   №12)  Хотелось   бы   отметить   самые   важные   с   точки   зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста: ­ мышление ребёнка носит наглядно­образный характер; ­ внимание, память, мышление остаются непроизвольными; ­ ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент. Вам как его родителям важно: ( памятка) 6   С   терпением   и   пониманием   относиться   к   проявлениям   «противо­воли» ребенка.   Помните,   что   подавленная   в   этом   возрасте   воля   ребенка   впоследствии может   привести   к   пассивности,   апатии,   зависимости   и   инфантильности.   Следует позволять   ребенку   настаивать   на   своем   (если   это   не   вредно   для   его   жизни   и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.   Помнить,   что   так   называемое   упрямство   ­   это   реакция   ребенка,   который настаивает на чем­то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.   Подготовить   ребенка   к   детскому   саду   или   обеспечить   ему   другую возможность   общения.   Для   этого   надо   помочь   ему   в   освоении   навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий  режим дня, настроить ребенка на позитивное  отношение к детскому саду   и  быть   готовыми   к   возможным   негативным   реакциям   при   расставании.  Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.  Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.  Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции,   а   научить   его   правильно   обходиться   с   собственными   эмоциональными реакциями.  Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на   одной   ноге,   играть   с   мячом),  мелкую   моторику   (этому   способствуют   занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка   был   спортивный   уголок,   где   он   мог   бы   отрабатывать   физические упражнения.   Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным   образом   из   той   речи,   которую   он   слышит   в   семье.   Совместное   чтение детских   книг,   соответствующих   возрасту   ребенка,   необыкновенно   полезно.   Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст   эмоциональную   близость   и   теплоту   в   ваших   отношениях.   Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы. (слайд   №12)    пусть Чтобы   сделать   ребенка   умным   и   рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,   постоянном   движении! /Жан­Жак Руссо/   он   находится   в (слайд №13)  Возрастные особенности детей 4 ­ 5 лет 7 Возраст   от   четырех   до   пяти   лет   ­   период   относительного   затишья.   Ребенок вышел  из  кризиса  и  в целом  стал  спокойнее,  послушнее,  покладистее. Все  более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако  важнейшими новообразованиями являются два:  завершение  в основном  процесса  формирования активной речи  и  выход  сознания  за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. (слайд   №14)  Взрослый   для   ребенка,   теперь   представляет   интерес   в   первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно­деловой характер.  В поведении и деятельности детей пятого года   жизни   появляется   ряд   новых   черт,   проявляющихся   в   физическом, интеллектуальном, социально­эмоциональном развитии. Кризис 3 лет остался позади,  дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно   организовать   формы   взаимодействия   детей,   предполагающие сотрудничество,   а   не   соревнование.  Никогда   не   сравнивайте   ребёнка   с   другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку.  Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит. (слайд №14)  Мышление по­прежнему носит наглядно­образный характер. Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему.   Самым   эффективным   способом   сделать   информацию привлекательной для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:  Стремление   к   самостоятельности.  Ребенку   важно   многое   делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.   Обратная   сторона   самостоятельности   ­   заявление   о   своих   правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. (слайд   №15)  Эмоционально   окрашенная   деятельность   становится   не   только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей  отличает   довольно   высокая среднего   дошкольного   возраста, возбудимость.    которых Этические   представления.  Ребенок   расширяет   палитру   осознаваемых эмоций,   он   начинает   понимать   чувства   других   людей,   сопереживать.   В   этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком   не   через   то,   что   говорят   ему   взрослые,   а   исходя   из   того,   как   они поступают. 8 Творческие способности.  Развитие воображения входит в очень активную фазу.   Ребенок   живет   в   мире   сказок,   фантазий,   он   способен   создавать   целые миры на бумаге или в своей голове.  В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.  (слайд   №16)  Страхи   как   следствие   развитого   воображения.  Ребенок чувствует   себя   недостаточно   защищенным   перед   большим   миром.   Он задействует   свое   магическое   мышление   для   того,   чтобы   обрести   ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.  Отношения со сверстниками.  У ребенка появляется большой интерес к ровесникам,  и   он   от   внутрисемейных   отношений   все   больше   переходит   к   более широким   отношениям   с   миром.  Совместная   игра   становится   сложнее,   у   нее появляется   разнообразное   сюжетно­ролевое   наполнение  (игры   в   больницу,   в магазин,   в   войну,   разыгрывание   любимых   сказок).  Дети   дружат,   ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка,  все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.  Активная   любознательность,   которая  заставляет   детей   постоянно задавать   вопросы   обо   всем,   что   они   видят.  Они   готовы   все   время   говорить, обсуждать   различные   вопросы.   Но  у   них   еще   недостаточно   развита произвольность,   то   есть   способность   заниматься   тем,   что   им   неинтересно,   и поэтому   их   познавательный   интерес   лучше   всего   утоляется   в   увлекательном разговоре или занимательной игре.                                      (слайд 17)     Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:         1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева,  посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.         2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,  треугольник и прямоугольник)         3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в  пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.         4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной  последовательности и в обратном порядке.         5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение:  больше ­ меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять  один предмет к группе с меньшим количеством предметов.                                (слайд 18) Логическое мышление                                ­Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 9 1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). 2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2­4 частей. 4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи. 6. Ребенок   может   уметь   вкладывать   в   отверстия   недостающие   фрагменты картинок. 7. Ребенок   может   уметь   называть   обобщающим   словом   группу   предметов (корова, лошадь, коза­домашние животные; зима, лето, весна­ времена года). Находить   лишний   предмет   в   каждой   группе.   Находить   пару   каждому предмету. 8. Ребенок   может   уметь   отвечать   на   такие   вопросы   как:   Можно   ли   летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? и т.д. 9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:   стакан полный ­ стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный ­ ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д. 10. Ребенок   может   уметь   запоминать   пары   слов,   после   прочтения   взрослым: стакан­вода, девочка­мальчик, собака­кошка и т.д. 11. Ребенок   может   уметь   видеть   на   картинке   неправильно   изображенные предметы, объяснять, что не так и почему. (слайд 19)                           Развитие Речи Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок   может   использовать   тысячу   слов,   строить   фразы   из   6­8   слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. 2. Ребенок   может   понимать,   чем   отличается   строение   человека   от   строения животных,   называть   их   части   тела   (руки   ­   лапы,   ногти   ­   когти,   волосы   ­ шерсть). 3. Ребенок   может   уметь   правильно   ставить   существительные   в   форму множественного числа (цветок ­ цветы, девочка ­ девочки). 4. Ребенок   может   уметь   находить   предмет   по   описанию   (яблоко   ­   круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета. 5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). 6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. 10 7. Ребенок   может   уметь   поддерживать   беседу:   уметь   отвечать   на   вопросы   и правильно их задавать. 8. Ребенок   может   уметь   пересказывать   содержание   услышанной   сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек. 9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет. 10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?                        (слайд 20)     Окружающий мир         Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:         1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они  бывают, когда созревают.         2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они  передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)         3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.         4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы  каждого из них.                                             Навыки обихода         Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:        1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его  хорошо слушаются ложка и вилка.       2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.       3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.      4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не  выходя за контуры рисунка.      5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.     6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её  края.     7. Ребенок может различать правую и левую руку.         (слайд 21)      Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4­5­ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические  особенности детей данного возраста: ­ мышление носит наглядно­образный характер; ­   дети   проявляют   интерес   к   волшебным   сказкам   и   легче   воспринимают   и запоминают информацию, если она касается кого­то живого. 11 К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная   роль   принадлежит   компетентности,   в   особенности   интеллектуальной   (это возраст «почемучек»), а также креативности. (слайд 22) Вам как его родителям важно: (памятка) Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так:   «Тебе   нельзя   рисовать   на   стене,   но   можно   на   этом   куске   бумаги».   Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы  что­то   однозначно  запрещаете   ребенку,   будьте   готовы   выдержать   его справедливую злость или обиду по этому поводу.  Говорить   ребенку   о   своих   чувствах,   чтобы   он   лучше   понимал,   какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к   тому,  чтобы   разобраться   вместе   с  ним   в   сложной   этической   ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. Не перегружать совесть ребенка.  Чрезмерное неодобрение, наказания  за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины,   страх   перед   наказанием,   мстительность.   Может   также   развиваться пассивность, пропадать инициатива. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей  Важно подобная   информация   может   стать   сверхсильным   раздражителем. выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.  Предоставлять   ребенку возможности   для   проявления   его   творчества   и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак   его  не   оценивая,   ни   положительно,   ни   отрицательно,   предлагая самому ребенку оценить свое творчество.  Обеспечить   ребенку   возможность совместной   с   другими   детьми   игровой деятельности, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.  Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.  Понимать,   что   ребенок   уже   способен   достаточно   долго   и   увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.  Быть   открытыми   к   вопросам   ребенка,  интересоваться   его   мнением, превращая   его   жажду   знания   в   способность   самому   найти   ответы   на интересующие   его   вопросы.  Полезно   обсуждать   с   ребенком   любые   события   и 12 явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. (слайд 23) 2. Упражнение “Каким вы хотите видеть своего ребенка?” ­ Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Запишите, каким вы  хотите видеть своего ребенка на “лепестке ромашки”. (После совместного обсуждения родителей “лепестки” прикрепляются на доску  в виде “ромашки”) Звучит музыка, настраивающая на совместную работу. Столы расположены  полукругом.  (слайд 24)   В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный   образ   "я"  ­   чувство   собственного   достоинства,   формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный   ответ   на   самый   трудный   вопрос   всегда   будет   связан   с   осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему   МЫ   ВСЁ ребёнку: ПРЕОДОЛЕЕМ".  "Я   ТЕБЯ   ЛЮБЛЮ,   МЫ   РЯДОМ,   МЫ   ВМЕСТЕ, Любить   ребёнка   ­   это   не   значит   обладать   им   или   жить   рядом,   а   скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском.   Но   воспитание   на   доверии   принесёт   гораздо   больше   положительных результатов и радости, как детям, так и взрослым. (слайд 25)  Как любить своего ребёнка правило первое:   уметь слушать своего ребёнка всегда и везде не перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт. правило   второе:  уметь   говорить,   проявляя   мягкость   и   уважительность, исключая назидательность грубость и хамство. правило третье: наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление. правило четвёртое:   достичь успехов в воспитании можно лишь тогда,  когда родители ­ пример для подражания. правило пятое:   признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других. Ребёнок   пришёл   в   детский   сад.   Социальная   среда   в   детском   саду противоположна   домашней.  Дома   ребёнок   воздвигнут   на   пьедестал.   Жизнь   семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы, и зачастую   он   не   знает   как   себя   вести.   Поэтому   дома  установка   должна   быть следующей: ребёнок ­ не главный в семье, а часть семьи. Во   время   пребывания   ребёнка   в   детском   саду   мы   все   (дети,   педагоги   и родители)  составляем  треугольник,  во  главе   треугольника,   конечно   же,  стоит ребёнок.  Он,   познавая   новое,   открывает   самого   себя   (что   я   умею,   могу,   на   что 13 способен).  Задача взрослых ­ помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как вы думаете, что произойдёт с трёхногим табуретом если подломится одна ножка?( правильно, он упадёт). Или вспомним басню И. Крылова "Лебедь, рак и щука": "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, а только мука". Отсюда вывод, что  нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду. 2. ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ        (слайд 26)    Я хочу вам рассказать старинную притчу. Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу: " О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?" Если скажет "мёртвая", разомкну руки,   и   она   улетит,   а   если   "живая",   незаметно   сомкну   руки   и   покажу   мёртвую бабочку. Пришёл, спросил. А мудрец ответил: "Всё в твоих руках человек!".  Так что уважаемые родители, ваш ребёнок в ваших руках. Наши   дети   взрослеют,   становятся   умнее,   и   нам   с   вами   хотелось   бы,   чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные.  (слайд 27) Притча Сократа о детях. ( слайд 28)  3. Игра «Пирамида» Цель: закрепление   материала   семинара­практикума;   определение,  что   нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома. Ход   : родители, психолог стоят в кругу. Психолог протягивает руку и говорит, что   важного   она   почерпнула   из   данного   семинара   сегодня.   Родители   по   очереди кладут   свою   руку   сверху   и   сообщают,   что   важного   для   себя   они   почерпнули   из проведенного семинара. Я приготовила для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в воспитании ваших детей.  ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ  И БОЛЬШОМ ЖЕЛАНИИ РАЗОБРАТЬСЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ!                                     1. Игровое упражнение «Клубочек» (Родители сидят на ковре полукругом.  Знакомство при помощи клубочка.) Инструкция: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя, имя своего ребенка и группу, которую посещает ваш сын или дочь . Я начну, а продолжит тот, кто сидит  слева от меня.  14 Психолог обматывает вокруг пальца ниточку и представляется: ­ меня зовут Елена Михайловна, и передает клубочек следующему! и т.д.  Посмотрите,   пожалуйста,   каждый   из   нас   соединен   ниточкой,   не   просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 3 ­ 4 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мною все согласитесь! 3. Упражнение “Каким вы хотите видеть своего ребенка?” ­ Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Запишите, каким вы хотите видеть своего ребенка на “лепестке ромашки”. (После совместного обсуждения родителей “лепестки” прикрепляются на доску в виде “ромашки”) Звучит   музыка,   настраивающая   на   совместную   работу.   Столы   расположены полукругом.  4. Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает   как   себя   вести.   Поэтому   дома  установка   должна   быть   следующей: ребёнок ­ не главный в семье, а часть семьи. Во   время   пребывания   ребёнка   в   детском   саду   мы   все   (дети,   педагоги   и родители)  составляем  треугольник,  во  главе   треугольника,   конечно   же,  стоит ребёнок.  Он,   познавая   новое,   открывает   самого   себя   (что   я   умею,   могу,   на   что способен).  Задача взрослых ­ помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как вы думаете, что произойдёт с трёхногим табуретом если подломится одна ножка?( правильно, он упадёт). Или вспомним басню И. Крылова "Лебедь, рак и щука": "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, а только мука". Отсюда вывод, что  нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду. 5. ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ  Я хочу вам рассказать старинную притчу. 15 Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу: " О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?" Если скажет "мёртвая", разомкну руки,   и   она   улетит,   а   если   "живая",   незаметно   сомкну   руки   и   покажу   мёртвую бабочку. Пришёл, спросил. А мудрец ответил: "Всё в твоих руках человек!".  Так что уважаемые родители, ваш ребёнок в ваших руках. Наши   дети   взрослеют,   становятся   умнее,   и   нам   с   вами   хотелось   бы,   чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные.  6. Игра «Пирамида» Цель: закрепление   материала   семинара­практикума;   определение,  что   нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома. Ход   : родители, психолог стоят в кругу. Психолог протягивает руку и говорит, что   важного   она   почерпнула   из   данного   семинара   сегодня.   Родители   по   очереди кладут   свою   руку   сверху   и   сообщают,   что   важного   для   себя   они   почерпнули   из проведенного семинара.          16 17 18 19 20 21

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Курсы для родителей по теме: «Возрастные и психологические особенности  детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2018