Лекция № 1 к уроку технологии 10 класс по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Оценка 5
Лекции
docx
технология
10 кл
15.03.2018
Лекционный материал для уроков технологии в 10 классе по разделу: «ТЕХНОЛОГИЯ И ТРУД КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» включает в себя цикл лекций составленных в дополнении к параграфам учебника "Технология" 10-11 класс.
Лекция № 1 к уроку по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».Лекционный материал для уроков технологии в 10 классе по разделу: «ТЕХНОЛОГИЯ И ТРУД КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» включает в себя цикл лекций составленных в дополнении к параграфам учебника "Технология" 10-11 класс.
1.Влияние технологий на общественное развитие.docx
Лекционный материал для уроков технологии в 10 классе по разделу:
«ТЕХНОЛОГИЯ И ТРУД КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ»
Лекция № 1 к уроку по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Цель : сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии
ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с
наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким
технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
более
является
развитой?
Прежде, чем рассматривать влияние технологий на общественное развитие, попробуем
ответить на вопрос: что означает "развитие" или "прогресс" общества? Как вы определите,
какая страна мира является более развитой, а какая менее? Относительно проще
определить, какая страна богаче, а какая беднее. Однако известно, что показатели
богатства, т. е. объема ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, еще не дают нам
информации о преобладающих способах использования этих ресурсов, о том, например,
насколько равномерно распределено богатство среди различных групп населения, какая
его часть используется для предоставления бесплатных услуг всем членам общества
(например, в области здравоохранения и образования) или какое влияние оказывает
производство и потребление на состояние окружающей среды. Понятно поэтому, что даже
страны с примерно одинаковыми показателями средних доходов населения могут
существенно различаться по показателям "КАЧЕСТВА ЖИЗНИ": возможности выбора
рабочего места, доступности образования и медицинских услуг, чистоте воздуха и
питьевой воды, уровню преступности и т. д. Как же тогда определить, которая из этих
стран
Ответ на этот вопрос в принципе зависит, наверное, от того, как вы определите главную
цель общественного развития: заключается ли она просто в накоплении богатства или в
чемто большем в повышении благосостояния большинства, в создании условий для
свободы людей,
В современных документах ООН акцент делается на так называемом развитии
человеческого потенциала, или человеческом развитии, достижения которого
оцениваются не только по показателям доходов населения, но и по таким факторам, как
ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, процент грамотности среди взрослого
населения и уровень доступности образования. В широком смысле слова в понятие
"общественное развитие" включаются все аспекты развития личности человека от
состояния его здоровья до степени его экономической и политической свободы. Как
отмечено в "Докладе о человеческом развитии1996" (Программа развития ООН),
"человеческое развитие является целью, а экономический рост лишь средством к ее
достижению".
Несомненно, что ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, увеличивая богатство страны в целом,
расширяет ее потенциальные возможности в борьбе с нищетой и в разрешении прочих
социальных ("человеческих") проблем. Однако из опыта последних десятилетий известен
ряд примеров экономического роста, не сопровождавшегося соответствующим прогрессом
в области человеческого развития, роста, достигавшегося при усилении экономического
неравенства, ущемлении демократии, разрушении окружающей среды. Благодаря более
глубокому пониманию многочисленных взаимосвязей между экономическим ростом с
одной стороны и социальными и экологическими проблемами с другой специалисты, в
том числе экономисты, наконец осознали, что такой рост неизбежно неустойчивv, т. е. не
увеличении их социальной защищенности и т.
д.? в
течение
долгого
поддерживаться
может
времени.
Для того чтобы быть
устойчивым, экономический рост должен постоянно
"подпитываться" такими результатами человеческого развития, как рост знаний и умений
работников (ростом ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА) наряду с расширением
возможностей их эффективного использования увеличением количества и улучшением
качества рабочих мест, облегчением условий обзаведения собственным бизнесом,
демократизацией управления на всех уровнях (см. рис. 1.1). Наоборот, отставание с
решением проблем человеческого развития способно резко затормозить экономический
рост. Согласно уже упоминавшемуся "Докладу o человеческом развитии", за последние
тридцать лет "ни одной стране не удалось перейти от одностороннего прогресса с
замедленным человеческим развитием и быстрым экономическим ростом к благодатной
спирали прогресса, в которой человеческое развитие и экономический рост взаимно
содействовали бы друг другу". Поскольку за замедлением человеческого развития
неизменно следовало замедление экономического роста, такая модель прогресса была
расценена
"тупиковая".
как
Устойчивое
общественное
развитие
Призывы к устойчивому общественному развитию сегодня часто можно услышать в
выступлениях политических деятелей разных стран мира. Однако само понятие
устойчивого развития вошло в оборот сравнительно недавно и зачастую трактуется по
разному. Концепция устойчивого общественного развития, при всей ее важности,
находится пока в самой начальной стадии разработки и постоянно расширяется и е.
т.
развития
"устойчивого",
усложняется. Вы сами можете попытаться уточнить определение этого понятия и отыскать
взаимосвязь между составляющими его элементами многочисленными экономическими,
социальными и экологическими условиями обеспечения сбалансированного и
долговечного,
общества.
Классическая формулировка, предложенная Комиссией ООН по вопросам окружающей
среды и развития еще в 1987 г., гласит, что общественное развитие является "устойчивым",
если оно "позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом
ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для
удовлетворения их собственных потребностей". Понятно, что такого рода справедливости
в отношениях между поколениями невозможно достигнуть при нарушении того же
принципа в отношениях между группами ныне живущих людей, если экономическая
деятельность одних будет попрежнему угрожать благополучию других, принадлежащих к
иной социальной группе или живущих в другой стране. Представьте себе, например, что
продолжающаяся вырубка лесов в бассейне реки Амазонки лесов уникальных в
отношении биологического разнообразия привела к исчезновению с лица земли
малоизученного растения, использование которого в фармакологии могло бы спасти
человечество от СПИДа. Или что рост выбросов в атмосферу углекислого газа,
преимущественно индустриально развитыми странами, привел к глобальному потеплению
климата, таянию ледников и затоплению островных и прибрежных территорий, в
результате чего целые страны в развивающемся мире оказались в тяжелом экономическом
положении.
Социальная справедливость, понимаемая как обеспечение равенства возможностей для
благосостояния людям, принадлежащим как к нынешнему, так и к будущим поколениям,
имеет по меньшей мере три аспекта: экономический, социальный и экологический.
Общепризнано, что, для того чтобы развитие общества могло продолжаться длительное
время, необходимо добиться определенной сбалансированности в решении всех трех групп
задач (см. рис. 1.2). Игнорирование же одной из сторон этого "треугольника" способно
поставить под угрозу и дальнейший экономический рост и все дальнейшее развитие
общества. Литература
1. Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. – Киев, 1985
2. Горохов В.Г., Симоненко О.Д. Социальные и методологические проблемы
новой техники и технологии // Вопросы философии. – 1988. №1
3. Горохов В.Г., Степин В.С. Философия науки и техники. – М., 1995
4. Князев В.Н. Человек и технология. – Киев, 1990
5. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. – Л., 1970
6. Методологические проблемы создания новой техники и технологии. –
Новосибирск, 1989
7. Наука и технология: методологические и социальноэкономические
аспекты взаимодействия. – М., 1990
8. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986
9. ОртегаиГассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. –
1993. №10
10. Философские вопросы технического знания. – М., 1984
Лекция № 1 к уроку технологии 10 класс по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Лекция № 1 к уроку технологии 10 класс по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Лекция № 1 к уроку технологии 10 класс по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Лекция № 1 к уроку технологии 10 класс по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Лекция № 1 к уроку технологии 10 класс по теме: «Влияние технологий на общественное развитие».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.