Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"
Оценка 4.8

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
26.04.2017
Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"
Тема 1. Подготовка родственников к принятию ребенка в семью Тема 2. Подготовка родных детей к принятию ребенка в семью Тема 3. Подготовка ребенка к жизни в новой семье Тема 4. Что делать, чтобы приемные и собственные дети жили дружно? Тема 5. Рекомендации принимающим родителямЛекция для школы приемных родителей
Документ Microsoft Word.docx
Лекция. Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения? Тема 1. Подготовка родственников к принятию ребенка в семью Тема 2. Подготовка родных детей к принятию ребенка в семью Тема 3. Подготовка ребенка к жизни в новой семье  Тема 4. Что делать, чтобы  приемные и собственные дети жили дружно? Тема 5. Рекомендации принимающим родителям Тема 1. Подготовка родственников к принятию ребенка в семью В   разговоре   с   родителями,   желательно   выяснить   степень   их   осведомлённости   и отношение к принятию ребенка в семью и сиротам вообще. Поможет в этом совместный просмотр фильмов, обсуждение статьи или передачи, рассказ о знакомых, взявших детей на воспитание.   Если   родители   начитались   газетных   страшилок,   надо   аккуратно   подобрать позитивный   материал   о   приемных   семьях   и   показать   наглядно   на   популярных   газетах специфику СМИ: чем больше в них печатается материалов об ужасах и сексе, тем лучше они продаются.  Не стоит требовать от родителей немедленного ответа или положительной реакции. Родители   некоторое   время   должны   свыкнуться   с   мыслью,   что   у   них   скоро   появиться внучок или внучка.  Нужно поблагодарить родителей за воспитание, которое они вам дали. Сказать, что это   благодаря   их   отношению   к   вам   в   детские   годы,   вы   поняли   ценность   детства   и научились любить детей. Родители быстрее всего поддержат тех замещающих родителей, которые уже крепко стоят на ногах, в первую очередь морально, а потом уже материально. Тех, кто не сединами и морщинами, а поступками и поведением доказал свою взрослость. Тех,   у   кого   счастливая   супружеская   жизнь   и   гармоничные   отношения   с   собственными детьми.   Больше   непонимания   встретят   те   усыновители,   у   которых   отсутствуют вышеперечисленные качества, и ваше решение об усыновлении будет расцениваться как блажь   кризиса   среднего   возраста   или   как   экстравагантный   и   несерьезный   поступок. Приготовьтесь к тому, что если родители вас поддержали или просто не имеют возражений на счет вашего решения, некоторые из них не сразу полюбят приемного ребенка. Они будут присматриваться к нему, может искать недостатки, сравнивать с родным внуком или с вами, когда вы были маленькими и только со временем примут его как своего. Прекрасным стимулом для этого послужит ваш пример: безусловное принятие ребенка и искренняя к нему любовь.  Даже если вы получили поддержку родителей, старайтесь рассчитывать в первую очередь   только   на   себя.   Все   же   это   было   ваше   решение,   а   вашим   родителям   уже необходима более спокойная жизнь, т.е. не перекладывайте свои проблемы на их плечи. А помогать они вам будут всегда, пока есть силы и здоровье. Тема 2. Подготовка родных детей к принятию ребенка в семью Если в семье, пожелавшей взять приемного ребенка, есть свои собственные дети, то их надо подготовить еще до прихода приемного сына или дочери. Но как сделать так, чтобы,   помогая   одному   малышу,   не   обделить   другого,   родного   ребенка?   Эти   вопросы волнуют многих приемных родителей, которые понимают, что решение о принятии ребенка необходимо принимать всей семьей. При соответствующей предварительной подготовке собственные дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи. Начать   нужно   с   искреннего   разговора   с   ребенком,   объясняя   ему   на   доступном языке, почему вы хотите взять осиротевшего малыша. Потом можно съездить с дочкой или сыном в детский дом или дом ребенка. Ребенок, мечтавший иметь братика или сестричку и подготовленный к появлению еще одного ребенка, сталкивается с реальностью повседневной жизни. Ему приходиться делиться своими игрушками, а в большинстве случаев и частью своей комнаты. Новый маленький родственник может сломать любимые игрушки, порвать или испачкать тетрадь. Он может не спать по ночам, хулиганить, и самое главное не слазить с рук папы или мамы и постоянно   требовать   их   внимания.   Пройдет   совсем   немного   времени   и   долгожданный братик   или   сестричка   может   ударить   вашего   ребенка,   и   между   ними   возникнет соперничество   за   родительское   внимание.   Ваш   ребенок   чувствует,   что   перестает   быть пупом земли, что малышу уделяют больше внимания, и иногда ему так хочется, чтобы жизнь протекала  как раньше, и чтобы он был  единственным и  любимым. Ваш ребенок сталкивается с обыкновенной ревностью, которая встречается у всех детей, когда мама рожает второго ребенка.  Разница  только  в том, что малыш был взят из  дома  ребенка, детского дома или приюта.  Семья с двумя родными детьми Приходят к психологу молодые родители и спрашивают, сколько детей необходимо иметь в семье, так, чтобы и детям было хорошо, и они не очень уставали. «Три», ­ отвечает психолог.   Когда   вы   воспитываете   одного   ребенка,   то   у   него   много   шансов   вырасти эгоистичным человеком, и он часто чувствует себя одиноким. Когда в семье два ребенка, то между ними существует конкуренция ­ кто больше получит родительского внимания, и дети постоянно «теребят» отца и мать. Когда в семье – три ребенка, то складывается наиболее удачная атмосфера для всех в семье. У детей своя компания, они часто и подолгу вместе играют и поэтому не занимают много времени у папы и мамы, которые могут теперь себе   позволить   заняться   личной   жизнью   и   образовать   свою   компанию   для времяпровождения. Многодетная семья В   многодетных   семьях   дети   привыкли,   что   их   много,   что   старшие   помогают младшим. Поэтому, появление приемного ребенка будет воспринято детьми, как обычное и естественное событие. Родителям не стоит беспокоиться, что негативное приобретенное поведение   усыновленного   ребенка   перенимут   остальные   дети.   Наоборот,   приемный ребенок, смотря на других детей, быстрее избавиться от негативных качеств и будет вести себя соответственно правилам, установленными в семье. Во   всех   случаях   будущие   приемные   родители   при   выборе   ребенка,   должны учитывать его возраст. Желательно, чтобы приемный ребенок был младше родного или примерно такого же возраста. Реально взвесьте свои возможности, потому что, чем дольше ребенок находился в учреждении или жил в неблагополучной семье, тем больше душевных сил и времени вам придется потратить на его реабилитацию и адаптацию. Как бы сильно не было ваше желание усыновить сироту, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у вас гармоничные отношения и взаимопонимание с собственными детьми Принимаемые дети биологически родные между собой  Еще одним очень деликатным вопросом, не имеющим однозначного ответа, как и многое другое, является достижение совместимости между так называемыми биологически родными детьми. Между тем, как утверждают исследователи и частично подтверждает практика,   кровные   братья   и   сестры,   воспитывающиеся   в   интернатных   учреждениях, нередко   не   питают   друг   к   другу   никаких   родственных   чувств.   По   мнению   ученых, причиной является то, что в современном детском доме нет ни места для встреч братьев и сестер   разного   возраста,   ни   времени.   Более   того,   ученые   утверждают,   что   даже   при создании такой возможности, т.е. при организации частных встреч, отношения сами собой не   налаживаются   и   требуется   дополнительная   разработка   специальных   средств, помогающих воспитанникам детского дома полноценно общаться со своими братьями и сестрами. Данный факт отнюдь не повод, чтобы не брать в семью родных братьев и сестер, тем более что в большинстве случаев отношения между ними складываются нормально. Но, поощряя   стремление   замещающих   родителей   не   разрывать   кровных   уз,   вероятно,   есть необходимость предусмотреть возможные последствия этого шага, особенно при наличии у детей серьезных физических или психических отклонений. Кроме того, следует сделать процесс подбора приемных детей менее эмоциональным, но более профессиональным. Опыт   многих   приемных   семей   показывает   два   явных   типа   отношений   родных   и приемных детей.  Первый — когда разделение родных и приемных достаточно заметно, смешивание их   почти   не   происходит.   Положение   еще   более   усложняется,   если   есть   родственники, живущие отдельно, которые берут родных к себе в гости, на каникулы.  Второй, когда такого разделения нет, родители ко всем детям относятся одинаково, у всех условия жизни и отношения равные.  Чтобы родные дети (в первую очередь речь идет о подростках, юношах и девушках) стали вашими союзниками, их надо к этому подготовить.  Зарубежные психологи  считают, что родным детям  будет легче принять идею  о принятии ребенка, если они знают ответы на такие вопросы:  1 Почему дети попадают в приемные семьи? Что такое детский дом, как там живут?  2 Какого возраста будут приемные дети?  3 Хорошо, если они будут одного возраста с родными детьми?  4 Не приведет ли это к соперничеству между детьми, переложению обязанностей? 5 Хорошо ли иметь брата, сестру старше (младше) себя?  Лучше   всего   эти   проблемы   обсудить   всей   семьей,   стараясь   учесть   все   «за»   и «против».  Тема 3. Подготовка ребенка к жизни в новой семье   Детям­сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Сотрудники детских   учреждений   (детского   дома,   приюта,   больницы,   дома   ребенка)   постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни. Можно   выделить   определенные   этапы   подготовки   ребенка   к   переходу   в   новую семью.  Прежде   всего,   в   учреждении,   куда   вначале   помещается   ребенок,   проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог – состояние и уровень   психического   развития   и   здоровья.   Очень   важно   на   данном   этапе,   чтобы социальный работник или орган опеки собрали сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе. На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.  Работа на этом этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей).  Следующий   этап   подготовки   наступает   тогда,   когда   точно   известна   семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы будут определяться возрастом ребенка. Здесь можно выделить две ступени. Заочное знакомство.  Хотя на него отводится не так уж много времени, сделать можно   немало.   Естественно,   выбор   приемов   зависит   от   возраста   ребенка.   Самый распространенный   —   обмен   письмами   и   фотографиями.   Как   только   ребенок   начинает дифференцировать   знакомых   людей   от   незнакомых,   стоит   показывать   фотографии приемных родителей. Лучше если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Хорошо, если будущие родители пришлют малышу игрушку, а потом с собой привезут такую же и при встрече покажут ее, поиграют с ребенком.  Личное знакомство. Последний, но очень значимый момент подготовки — личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где   будет   происходить   первая   встреча   —   в   группе   или   в   специальном   помещении. В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы. Подготовленные дети вначале как   бы   замирают,   присматриваются,   но   потом,   идентифицировав   с   фотографией появившихся взрослых, идут на контакт.  Тема 4. Что делать, чтобы  приемные и собственные дети жили дружно? Как выстроить отношения приемного ребенка с родными детьми?  Кровные   дети,   как   бы   они   сами   ни   относились   к   приемным,   все   равно   займут позицию родителей. Если родитель настроен на то, что приемный ребенок будет жить в семье, то дети рано или поздно примут эту позицию. Если же родители колеблются или начинают себя неправильно вести по отношению к приемным детям, то, конечно, кровные дети повторяют и выявляют это как индикатор.  Если  в семье  есть свои  дети,  то психологи  рекомендуют брать приемных  детей младше   своих,   чтобы   установилась   естественная   иерархия.   Безусловно,   детей   следует подготовить к предстоящему событию, вместе продумать, как и взрослые, и дети в семье смогут помочь адаптироваться «новичкам», еще раз обсудить правила и традиции семьи, которые будут преподноситься и новым членам семьи.  Конфликты и напряжение практически неизбежны, особенно в период адаптации, здесь от родителей потребуется максимум терпения и объективности, очень важно при разрешении трудных ситуаций опираться не на сиюминутные эмоции, а апеллировать к правилам, единым для всех (если в семье нельзя без спроса брать чужие вещи, то нельзя это и родным детям, и приемным, если нельзя бить братьев и сестер, то это правило тоже распространяется на всех).  Хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент в отношениях между взрослыми и детьми: в обыкновенных семьях ребенка часто любят просто так, независимо от того, хорош ли он для других людей или нет, только за то, что он есть. Желательно, чтобы  и в приемной  семье  к детям сохранилось такое  же отношение: ребенок должен твердо знать, что, несмотря на возможные неудачи, в этом доме он в любом случае найдет тепло и поддержку.  При   работе   с   родными   детьми   важно   показать   им   их   возможности   в   оказании помощи новым членам семьи, разъяснить то, как они могут повлиять на ситуацию. Важно донести   до   сознания   родных   детей,   что   после   прихода   в   семью   приемных   детей,   они останутся так же горячо любимыми, как и прежде, и что другие дети не смогут повлиять на отношение  родителей к ним. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями. Как устранить конфликты между детьми? Вместо того чтобы стараться не замечать негативные чувства ребенка по отношению к товарищу, осознайте их сами и помогите осознать ребенку. Назовите предполагаемое вами   чувство   ребенка,   покажите,   что   вы   его   понимаете.   Можно   назвать   вслух   не осуществляемые желания ребенка (из­за чего возникла нелюбовь к сопернику – помехе для желаний), да еще выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональное облегчение. Это может   помочь   ребенку   понять,   что   именно   его   тревожит   и   огорчает.   Когда   от   детей требуют   хороших   чувств   по   отношению   друг   к   другу,   у   них   лишь   усиливается отрицательное чувство. Когда вы позволяете ребенку испытывать негативные чувства – выслушиваете   его   спокойно,   показываете,   что   понимаете   его   чувства,   это   приведет   к появлению   позитивных   чувств.   Отнеситесь   к   негативным   чувствам   ребенка   как   к естественным чувствам, а не как зловещим признакам того, что ребенок зол, завистлив, плохой. Важно понять: ребенок не виновен в своем неприятии, в своих чувствах. Постарайтесь   помочь   детям   найти   безопасный   и   безвредный   выход   для   их негативных чувств: приучайте их выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, стихи и т.п.). А не в ругани или в драках. Ребенка надо учить осознавать свое чувство и уметь его безопасно выражать, а не запрещать себе это чувство испытывать. Когда ребенку нужно выразить чувства, поставьте его  перед выбором пути выражения и помогите   ему   найти   наиболее   конструктивный   для   данной   ситуации.   Это   навык   –   не мгновенная реакция крика  или  драки,  а поиск  конструктивного    способа справиться с проблемой – поможет ему и в будущем. Вмешиваясь   в   драки,   прекращайте   их   немедленно,   но   при   этом   старайтесь   не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что их спор решают родители, поощряйте их самостоятельное решение. Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить конфликт, или переключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь вам. Тема 5. Рекомендации принимающим родителям 1. Если вы планируете родить или только что родили ребенка, то принятие еще одного ребенка в семью стоит отложить – в этой ситуации обычно страдают оба ребенка. Приемный ребенок первое время требует очень много времени и у него будет иной режим и иные потребности.  2. Если у вас уже 2­3 детей – тщательно подумайте, стоит ли увеличивать семью, приемный   ребенок   первый   год   требует   сил   и   времени   вдвое,   втрое   больше,   а   закон перехода количества в качество никто не отменял. Это будет не просто больше детей – изменится структура и жизнь всей семьи.  3. Если есть возможность выбора, то будет лучше, если приемный ребенок будет младше младшего кровного и другого с ним пола – так намного меньше риска нарушения иерархии в семье, к которой дети относятся очень­очень ревностно.  4. Оптимальная разница в возрасте между детьми, как минимум, год, а лучше два.  5. Обязательно учитывайте мнение кровных детей! Не просто получите их согласие, а   постарайтесь   вовлечь   их   в   подготовку   дома   к   приему   ребенка   и   общение   с   ним   до момента, когда он появится в семье. Чем старше приемный ребенок и, чем больше у вас детей,   тем  дольше  должен  быть  срок   предварительного  знакомства  и  участие   кровных детей.  6. Для детей от 7 лет, лучше всего начать общение детей с гостевого посещения тогда велики шансы, что кровные дети сами предложат взять этого ребенка в семью. 7. Заранее подготовьте дом к приему ребенка, заранее определитесь, где он будет спать, играть, учиться и обязательно согласуйте это с кровными детьми. Перестановки после появления ребенка могут вызвать серьезные конфликты среди детей.  8. Если кровный ребенок занимает отдельную комнату, лучше не «уплотнять его» подселением приемного. Изыщите возможность разместить нового ребенка на нейтральной территории.   Возможно,   позже   дети   захотят   жить   вместе,   но   это   будет   уже   более осознанное решение.  9. Найдите и проштудируйте литературу по сплочению детей, рекомендуем книгу – «Ревность» Даниэль Даллос, «Как научить детей сотрудничать». Фоппель К.  10.   Не   планируйте   превращать   кровного   ребенка   в   няньку,   даже   если   он   сам предлагает   такую   помощь,   –   это   провоцирует   ревность.   Дети   могут   помогать   вам,   но только с охотой, одобряйте их помощь вам.  11. Разъясняйте кровным детям поведение и поступки приемного ребенка – почему он   ломает   игрушки,   агрессивное   поведение   или   смущение,   неуклюжесть   и   неумения, просите быть их терпеливыми и не смеяться над промахами новичка.  12. В общении с детьми, ни при каких обстоятельствах, ни в лучшую, ни в худшую сторону не сравнивайте их между собой и, тем более, не противопоставляйте детей, не ставьте их в пример друг другу.  13. Попросите кровных детей помочь вам в общении с приемным ребенком, часто ребенку проще попросить или что­то объяснить через брата, чем сказать это родителю, особенно первые дни появления в семье. 14. Хвалите кровных детей за сотрудничество и терпение. Разъясните им, что новый брат или сестра не могут сразу стать им друзьями и играть с ними так, как им хочется.  15.   Постарайтесь   уделять   кровным   детям   времени   не   меньше,   чем   раньше, максимально   вовлекать   их   в   процесс   вашей   игры   или   обучения   приемного   ребенка   на равных с ним тем самым вы уменьшите проявление ревности со стороны кровных детей и опасение вытеснения их родительского сердца.

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети: как относится, как строить взаимоотношения"

Лекция " Собственные и приемные дети:  как относится, как строить взаимоотношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017