Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Оценка 4.8
Лекции
doc
русский язык
Взрослым
12.05.2017
Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"
Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка" представляет собой текст выступления учителя русского языка на заседании школьного методического объединения на тему "Сотрудничество. Обмен опытом". Данная лекция может оказаться полезной для начинающих специалистов, в ней приведены простые, но действенные приемы организации работы учащихся.
Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка.doc
Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка Известно,   что   творческие   возможности   человека   чаще   всего   рождаются стихийно,   ими   нельзя   управлять   напрямую.   Они   развиваются   в   совместной деятельности.   Эта   деятельность   станет   развивающей,   если   она   окажется увлекательной для всех. Если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы. Для   многих   учеников   такой   сферой   реализации   своих   творческих способностей становится урок русского языка. Здесь на развитие личности ребенка сориентирована эффективная совместная деятельность, основой которой должна стать продуманная система подготовительной работы учителя. Хочется   остановиться   на   некоторых   аспектах   урока,   обеспечивающего обучение, развитие и воспитание каждого из учеников. Создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать все свои интеллектуальные   ресурсы,   является   одной   из   важнейших   предпосылок   его развития,   умения   действовать   коллективно,   обучаясь   и   обучая   других   членов группы. Так, например, изучение темы «Возвратные глаголы» начинается с записи глаголов  одевается,   одевает.   Вызванным   ученикам   предлагается   выполнить названные действия: Сережа одевается (сам). Сережа одевает (братишку). Остальные   ученики   записывают   эти   предложения,   отмечают   разницу   в значении глаголов и их написании и самостоятельно формулируют определение возвратных глаголов. При   отработке   навыка   правописания  ­тся   ­   ­ться  в   глаголах   ребята сравнивают пары слов: ставят вопрос, определяют значение слова и часть речи, находят «похожие» морфемы и самостоятельно делают вывод: Теплица   –   теплиться   –   теплится,   курица   –   куриться   –   курится, охотница – охотиться – охотится.  На следующем уроке вновь сопоставительный анализ в ходе диктовки: Чистая   водица,   водиться   с   малышом,   рыба   здесь   не   водится;   над крышей   дымок   курится,   трубка   мира   начала   куриться,   рябая   курица;   мне нездоровится. Ученики теперь практически не делают ошибок на данную орфограмму. На   уроках   с   применением   ИКТ   можно   обратиться   к   культуре.   При изучении деепричастия вместе в ведущим  передачи «История одного шедевра» рассматриваем   картину   В.И.   Сурикова   «Взятие   снежного   городка».   Сначала ребята   записывают   глаголы­сказуемые,  обозначающие   основное   действие,  после этого   –   деепричастия,   деепричастные   обороты.   Такие   задания   увлекают   всех учеников, развивают внимание, память, помогают проявить себя, записав больше слов, а особенно таких, которых не нашли другие. Следует отметить успехи всех и каждого. В результате, с каждым заданием дети чувствуют себя увереннее. Не менее важно научить детей организовывать совместную деятельность. Работа в парах, в группах проводится без предварительной домашней подготовки. Так, на уроке закрепления материала по теме «Причастие» класс делится на пять групп, каждой дается задание: необходимо за пять минут продумать и подготовить оригинальное объяснение предложенных тем: ­ Действительные и страдательные причастия. ­ Причастный оборот. ­ Не с причастиями. ­ Гласные перед н и нн. ­ Нн в причастиях. С огромным интересом участвуют дети в учебных диалогах о частях речи, морфемах,   видах   предложений,   правописании   различных   орфограмм   и   т.п. Например, завершая изучение деепричастия, предлагаю задание: вступить в диалог с соседом по парте, проявляя все знания по данной теме. Ученики ведут беседу в парах, делая вступление, строя своеобразные «мостики­связи» между вопросами, проявляя чувство юмора.  Урок для ученика – образец организации учебной деятельности. Он должен быть   напряженным,   трудным,   целенаправленным   и   одновременно   приносящим удовлетворение.   Совместная   деятельность   учителя   и   учеников   воспитывает любовь к упорному труду, дающему результаты, учит тому, как надо учиться. Это работа, которая  состоит  из  подготовки  к   выполнению  определенной  задачи,  ее решения,   тренировки   и   выхода   на   ее   творческое   осмысление.   Именно мыслительная деятельность учеников, которую организовать значительно труднее, чем просто сообщить новые знания, является основной составляющей урока. «Я сравнил, обнаружил общее, сопоставил факты и понял», ­ такие открытия после анализа отобранного учителем материала происходят на каждом уроке.  Теоретический материал, где это целесообразно, можно дать блоком, на последующих   уроках   идет   формирование   навыков.   Работа   с   опорными конспектами, если начинать ее с пятого класса, ученикам понятна   и интересна. Сначала они успешно воспроизводят опоры, данные учителем, дают по ним устные ответы.   А   вот   составление   собственного   конспекта   –   сложная   мыслительная деятельность, предполагающая овладение такими операциями, как анализ и синтез. С этой задачей учащиеся впервые успешно справились, когда самостоятельно дома составляли   конспект   по   теме   «Причастие».   Затем   на   уроке,   обменявшись подготовленными дома работами, прослушали ответы двух учеников, высказали предложения   и   замечания   по   опорным   конспектам,   обсудили   устные   ответы   и выставили оценки, которые стали стимулом в последующей работе. При   повторении   темы   «Деепричастие»   ученикам   можно   предложить поработать   в   парах   по   своим   конспектам,   поставить   оценки.   Потом   вызвать   к доске   учеников,   получивших   отличную   оценку;   они   отвечают,   пользуясь подготовленными опорами. В это время все внимательно слушают, сопоставляя их ответы   со   своими   записями.   Высказывания   обсуждаются,   дополняются, оцениваются. Ученикам предлагается уточнить оценку, которая была выставлена ранее  соседу по парте, в соответствии с только что прозвучавшими ответами. Все   конспекты,   подготовленные   детьми   на   альбомных   листах, демонстрируются всему классу, анализируются. В каждой работе есть какая­то особенность,   на   нее   обязательно   следует   обратить   внимание   детей.   Например, одним из лучших был признан конспект, автор которого проявил не только умение глубоко   обобщать,   но   и   эстетический   вкус,   выразившийся   в   лаконичности, соразмерности,   подборе   цвета,   и   свою   детскую   непосредственность:   слова, которые называют признаки глагола и наречия, помещены в обведенные красным цветом яблоки, соединенные зелеными стрелочками­веточками. Для   того   чтобы   ученик   мог   выполнять   задания   творческого   характера, необходимо показывать, как это можно делать. На уроке ребятам предлагаются своеобразные   «загадалки»,   которые   они   с   энтузиазмом   разгадывают.   Вот некоторые из них: 1.Отвечает на вопрос какой? Обозначает признак. Имеет суффикс –вш­ (Причастие) 2.В предложении является сказуемым. Отвечает на вопрос каков? С не пишется только раздельно (Краткое причастие) 3.Имеет признаки глагола. Может быть с суффиксом –ш­ Изменяется по родам, числам и падежам (Причастие) 4.В предложении может быть определением. Может быть притяжательным. Указывает на принадлежность (Местоимение) 5.В предложении является обстоятельством Имеет суффикс –а­. Обозначает добавочное действие (Деепричастие) 6.Имеет вид. В предложении бывает сказуемым. Обозначает действие предмета (Глагол) Эти   были   просто   продиктованы   и   отгаданы,   а   детям   дано   задание придумать   свои   собственные.   Ученики   сочинили   и   записали   их   в   книжечки, сопроводив   рисунками.   В   одной   книжке   помещены   зарифмованные   загадки   о разных частях речи; в другой не только «спрятаны» за вопросами какие­то слова­ термины,   но   и   сделаны   подсказки,   нарисованы   полоски   с   клеточками   для ответа(как в кроссворде). Многократно   замечено,   что   ребенок,   успешно   выполнивший   пусть   даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него появляется   желание  вновь и  вновь добиваться  успеха, его  способности растут.   Знание,   которым   он   овладел,   будит   его   творческие   силы,   те,   в   свою очередь,   начинают   развивать   его   интеллектуальные   способности.   У   ребенка повышается   самооценка,   он   начинает   себя   осознавать   значимой   личностью   – начинается процесс саморазвития. Занимательные   задания,   соревнования,   словарная   работа,   работа   над ошибками, формирующие навык устной речи упражнения, уроки развития речи, включение   в   уроки   интересной   информации,   веселых   стихов,   скороговорок вызывают в учащихся интерес к предмету «русский язык».

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"

Лекция "Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017