Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)
Оценка 4.9

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +1
7 кл—8 кл
08.03.2018
Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)
Цель: повысить уровень знаний родителей в области профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Задачи: - расширить кругозор правовых знаний родителей; - продолжить формировать у родителей ответственное отношение к воспитанию своих детей; - способствовать укреплению взаимопониманий между детьми и родителями. Подрастают наши дети.… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Как уберечь своего ребенка от проступков, правонарушений? Как уберечь ребенка от всевозможных соблазнов и опасностей современного мира.
беседа4.doc
Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 ­8 классов) Цель:   повысить   уровень   знаний   родителей   в   области   профилактики   преступлений   и правонарушений среди несовершеннолетних. Задачи: ­ расширить кругозор правовых знаний родителей; ­   продолжить   формировать   у   родителей   ответственное   отношение   к   воспитанию   своих детей; ­ способствовать укреплению взаимопониманий между детьми и родителями. Содержание:                  Здравствуйте   уважаемые   родители!   Эпиграфом   к   сегодняшней   нашей   встрече станет   высказывание   великого   русского   педагога   В.   Сухомлинского:   «В   семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». Подрастают   наши   дети.…   Из   маленьких   беспомощных   детишек   они   превращаются   в подростков.   Растут   дети,   и   более   серьезными   становятся   проблемы,   с   которыми   мы сталкиваемся  сегодня. Как  уберечь  своего  ребенка  от проступков, правонарушений? Как уберечь ребенка от всевозможных соблазнов и опасностей современного мира. Эти и многие другие вопросы беспокоят современных родителей. Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем вместе разобраться в этой проблеме. Основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности   ребенка   с   момента   его   рождения.   Если   же   в   какой­то   период   жизни   ребенка воспитательное   воздействие   на   него   было   утрачено   или   ослаблено,   то   пожинать   плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи». В последнее время насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули страну.   В   волну   преступности   всё   чаще   оказываются   втянутыми   несовершеннолетние, действия   которых   поражают   цинизмом,   дерзостью,   глумлением   над   жертвами.   В подростковой   среде   растёт   чувство   агрессивности,   равнодушия,   неуверенности   в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких преступников,   хладнокровно   уничтожающих   кошек   и   собак,   придающих   мучениям   своих друзей,   близких,   знакомых   и   незнакомых.   Поэтому   в   настоящее   время   на   первый   план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними. Вовремя замеченные отклонения   в   поведении   детей   и   подростков   и   правильно   организованная   помощь   могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных   на   выявление   и   устранение   причин   и   условий,   способствующих безнадзорности,   правонарушениям   несовершеннолетних.   От   родителей   зависит   то,   как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Контакт с родителями необходим взрослеющим детям для их полноценного развития. Во   время   обсуждения   с   детьми   книг,   статей,   телепередач,   посвящённых   нравственно­ правовым   вопросам,   родителям   необходимо   формировать   в   детях   чувство   долга   и ответственности. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным   за   них.   «Не   знал»,   «не   думал»,   «не   хотел»   ­   те   фразы,   которые   можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянного. Правовой   основой   воспитания   и   образования   несовершеннолетних   детей   являются соответствующие нормы Семейного кодекса. Принципиальное значение имеет закрепление в положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей,   заботится   об   их   здоровье,   физическом,   психическом,   духовном   и   нравственном развитии. В   этой   связи   вполне   обоснованно   установление   Семейным   кодексом   ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции   ООН   о   правах   ребенка.   В   частности,   за   неисполнение   обязанностей   по воспитанию   детей   родители   могут   быть   привлечены   к   различным   видам   юридической ответственности: административной, семейно­правовой, уголовной. Источник   нравственной   и   педагогической   запущенности   детей   необходимо   искать   в   тех отношениях,   которые   сложились   в   семье.   Атмосфера   психологической   напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации действуют отрицательно на ребёнка. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего   напряжения.   Разногласия   между   родителями   тесно   связаны   с   развитием   у детей склонности к нежелательному поведению. В педагогической науке выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей: ­ неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков,   связанное   с   шалостями,   озорством,   непослушанием,   непоседливостью, упрямством; ­   порицаемое   поведение   ­   поведение,   вызывающее   осуждение   окружающих,   педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности); ­   девиантное   поведение   ­   нравственно   отрицательные   действия   и   поступки   (лживость, притворство,   лицемерие,   эгоизм,   конфликтность,   агрессивность,   воровство   и   т.д.), принявшие характер систематических или привычных; ­   предпреступное   поведение   ­   поведение,   несущее   в   себе   зачатки   криминального   и деструктивного   поведения   (эпизодические   умышленные   нарушения   норм,   регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие   спиртных   напитков,   злостные   нарушения   дисциплины   и   общепринятых   правил поведения и т. д.); ­   противоправное   или   преступное   поведение   ­   поведение,   связанное   с   различными правонарушениями и преступлениями. Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит   у   себя   в   доме».   В   период   своего   становления   ребёнок   встречает   и   грубость,   и жестокость,   но   только   тогда   их   усваивает,   им   подражает,   когда   в   семье   отсутствует взаимопонимание,   поддержка,   когда   терпят   провал   попытки   утвердить   себя   с положительной   стороны   и   найти   сочувствие,   отклик   у   самых   близких   людей.   Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Данные   статистики   говорят,   о   том,   что   в   результате   поражения   семей   алкоголизмом   и наркоманией   ежегодно   около   60   тыс.   детей   остаются   без   родительского   попечения.   За последние   три  года   40   тыс.  отцов   и  матерей   лишены   родительских   прав,  более   50   тыс. ограничены   в   дееспособности.   Исходя   из   данных   исследований   –   среди   осужденных   за изнасилование подростков около 48 % – дети из неполноценных  семей. Эти удручающие цифры   –   свидетельство   десятков   тысяч   изломанных   судеб,   озлобившихся   душ   детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не   хотят   правильно   воспитывать   детей,   сознательно   прививают   им   антиобщественные взгляды,   буквально   единицы.   Гораздо   чаще   родители   или   не   умеют   (обычно   этого   не сознавая) воспитывать детей, или не могут из­за целого ряда причин, где известную роль играют   и   такие,   как   болезнь,   занятость.   Трудные   дети   вырастают   и   в   тех   внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.                 Таким   образом,   решающим   является   не   состав   семьи,   а   те   взаимоотношения, которые   складываются   между   ее   членами.   Именно   неблагополучные   взаимоотношения   в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь   постоянно   ущемляется.   И   агрессивность   подростков   возникает   зачастую   как своеобразная форма самозащиты. Многие   родители   считают,   что   воспитывать   будут   позже,   когда   сын   или   дочь   пойдёт   в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу. Но   воспитание   не   может   быть   делом   личным,   так   как   растёт   будущий   гражданин,   член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.                Кроме этого следует учесть, что во многих семьях отцы работают не по месту жительства. Эта   ситуация   получила   термин   «социальное   сиротство».   Данный   социальный   анализ свидетельствует о семейных проблемах или трудностях, которые наносят серьезный вред нравственным   ценностям   и   воспитательному   потенциалу   семьи.   Перед   тем,   как   назвать наиболее   существенные   дефекты   межличностных   отношений,   с   которыми   ребенок сталкивается в семье и за которыми следует нравственная деформация личности ребенка, предлагаю вам ответить на следующий вопрос: Как вы думаете, уважаемые родители, в каких семьях дети­подростки в большей степени подвержены риску совершить правонарушение? (педагог комментирует, добавляет ответы родителей). Асоциальное поведение родителей. Для   ребенка   самый   действенный   образец   это   его   родители.   Данные   ряда   научных исследований   свидетельствуют   о   том,   что   каждый   третий   несовершеннолетний правонарушитель   воспитывался   в   такой   семье,   где   он   постоянно   сталкивался   с   резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное   поведение   взрослых   носит   антиобщественный   характер,   выходит   в   10   раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей ­ потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный,   вовремя   накормленный   и   модно   одетый   ребенок   может   быть   внутренне одиноким,   психологически   безнадзорным,   поскольку   до   его   настроения,   интересов   и переживаний   никому   нет   дела.   Такие   ребята   особенно   стремятся   к   общению   со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей. Эмоциональная   холодность   родителей   и   их   эгоизм   превалируют   над   всем   остальным   в семье.   Бывает,   что   родители   исходят   из   неправильных   педагогических   посылок,   когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее   избалованными   они   вырастут,   тем   больше   они   будут   их   любить.   Эти   люди   не понимают,  что  выражение   чувств   и   баловство  детей   –   вещи  разные.   Часто   у   родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей. Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности,   так   как   нравственность   предполагает,   прежде   всего,   свободу   выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека ­ заботливости, желания добра и блага во спасение, ­ она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие   ­   инфантильность,   несамостоятельность,   личная   несостоятельность   ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером   этому   могут   служить   случаи,   когда   послушные   дети   заботливых   родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В  семьях,  где   детям   ни   в   чем   не   отказывают,   потакают   любым   капризам,   избавляют   от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает   их   на   преступления,   совершаемые   под   влиянием   мотивов   и   желаний   чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное  использование  всевозможных  ограничений  и запретов,   наказаний,   унижающих   детей,   оскорбляющих   их   человеческое   достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность  суждений   и  приказной   тон,  использование   принуждения   и   репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу  взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. «Это может случиться с кем­ то другим, но не со мной и моим ребенком» ­ говорят большинство родителей. Бездуховность жизни семьи. Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных,   а   порой   и   запретных   удовольствий   –   вот   главнейшая   внутренняя побудительная  сила, которая  движет сегодня действиями и поведением  молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности.  В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых. "Общение в лицах" А сейчас я попрошу Вас ответить на вопросы: Сколько времени вы проводите с ребенком? Существуют ли в вашей семье традиции? С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? Представьте его себе. Изобразите. С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок? Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами? Представили. Стоит задуматься? Перенося   опыт   общения   с   родителями   на   общение   со   сверстниками,   ребёнок   будет копировать вашу модель. И как разговаривают с ним родители, с таким же выражением, как правило, будет и сам ребёнок вступать в разговор со сверстниками. И как он смотрит на родителей   во   время   разговора,   так   он   и   будет   смотреть   на   взрослых   при   общении. Задумайтесь над этим. Притча. Жили   по   соседству   два   человека:   один   ­   добрый,   другой   ­   злой.   Злой   всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой человек подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая ­ я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая ­ я разожму ладонь ­ бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой человек к доброму. Возле доброго толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, ­ какая она?» ­ спросил злой человек, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!» Помните: всё в наших руках, именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Какие бы поступки дети не совершали ­ это наши дети. И наши дети ­ это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья. Заключение: В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок, во многом  зависит  от  взаимоотношений  в  семье.  Помните,  что  всегда  есть  выход  из  любой ситуации.   Очень  важно   всегда  помнить  о   том,   что   только  любовь,  внимание,  понимание могут стать надежной опорой в профилактике правонарушений. Только в тесном контакте школы   и   семьи   можно   добиться   желаемых   результатов.   И   я   желаю   всем   вам   терпения, взаимоуважения,   взаимопонимания   (педагог   предлагаем   родителям   памятки,   см. Приложение). Источники: 1. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М.,1995. [20.05.2016]

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018