Лекция на тему: "ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51», КАК ФАКТОР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ."
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
doc
администрации +2
Взрослым
21.11.2017
В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Таким образом, творческая образовательная среда – единственная, которая способна обеспечить личностное саморазвитие субъекта на позициях здорового образа жизни.Педагоги школы осваивают новую для себя функцию - проектировщиков и организаторов школьной развивающей среды, основанной на позициях здорового, экологичного и безопасного образа жизни. Включение в школьную среду уже на начальном уровне обучения (1-4 класс) обеспечивает его личностное развитие как освоение специфического образа жизни в исследовательской среде.Одним из важнейших механизмов по формированию и развитию творческого типа образовательной среды МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51», стало проведение с учителями психологических тренингов, направленных на коррекцию профессиональных установок в сфере их педагогического взаимодействия, ориентирующих педагогов на не директивное межличностное взаимодействие с обучающимися, носящее характер помощи и поддержки.
Творческая образовательная среда СОШ №51.doc
ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ Г. АСТРАХАНИ
«СОШ № 51», КАК ФАКТОР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К
ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
В творческой среде формируется личность, которая характеризуется
активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой
самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Таким образом, творческая образовательная среда – единственная,
которая способна обеспечить личностное саморазвитие субъекта на позициях
здорового образа жизни.
Одним из важнейших механизмов по формированию и развитию
творческого типа образовательной среды МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ №
51», стало проведение с учителями психологических тренингов, направленных
на коррекцию профессиональных установок в сфере их педагогического
взаимодействия, ориентирующих педагогов на не директивное межличностное
взаимодействие с обучающимися, носящее характер помощи и поддержки. К
основным задачам тренингов для педагогов были отнесены:
укрепление личностной и профессиональной самооценки, осознание
своих личностных особенностей и творческих возможностей на основе
овладения основами ортобиоза;
развитие представлений о себе как о субъекте (равноправном участнике)
образовательного процесса;
коррекция и развитие смыслов, ценностей и приоритетов педагогической
формирование партнерского стиля межличностного
деятельности,
взаимодействия.
Педагоги школы осваивают новую для себя функцию проектировщиков
и организаторов школьной развивающей среды, основанной на позициях
здорового, экологичного и безопасного образа жизни. Педагогический
коллектив поставил перед сообществом школы ряд стратегических задач:
1) принятие обучающимися школы с присущими ей общеобразовательными
особенностями, функциональными и эстетическими характеристиками,
предоставляемыми возможностями межличностного общения как
субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего
пребывания в ней в виде чувств привязанности, комфортности,
принадлежности к своему духовно
ученическому сообществу;
2) полнота (разносторонность) вхождения в среду и ориентировки в ней;
открытие для обучающегося возможностей самореализации в учебной,
информационной,
сфере
межличностного общения различного уровня от эпизодического партнерства
до дружбы и сотворчества;
исследовательской сферах,
проектно 3) наличие у обучающегося устойчивой сферы взаимодействия (лаборатория,
секция, клуб, «команда»), которая выступает как своего рода референтная
группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение; 4)
отношение к среде школы не только как к источнику основного, но и
дополнительного обучения, личностного опыта, присутствие которого в
известной степени «достраивает» образование до целостности, формируя
здоровьесберегающий ресурс.
Включение в школьную среду уже на начальном уровне обучения (14 класс)
обеспечивает его личностное развитие как освоение специфического образа
жизни в исследовательской среде. Основой психологического механизма
влияния среды на становление обучающегося является актуализация
ценностной ориентировки на сохранение и приумножение всех сегментов
здоровья (физического,
духовно нравственного) в
многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей
самореализации, референтной группы; формирование умения выявить свою
личностную роль, статус, позиции; обеспечить своего рода подчинение среды
потребностям личностной и ученической социализации.
психического,
При проектировании и создании образовательной среды перспективным
представляется средовой подход, который можно рассматривать не только
как методологию исследования, но и как технологию организации такой
среды. Можно выделить два уровня реализации данной технологии: макро
(как проектирование и построение образовательной среды класса, параллели,)
и микро (реконструкция среды в педагогическом смысле проектирование
ситуации личностного развития на основе актуализации жизненных событий
обучающихся, привлечение самих обучающихся к выявлению в средовых
отношениях импульсов собственного развития).
Проектирование ситуаций личностного развития как средового феномена
отличается от создания ситуаций учебных на основе постановки предметных
и метапредметных задач. Различие основывается на включении обучающихся в
многообразные средовые контакты, расширяющие пространство их
жизнедеятельности, имитирующие мир будущей профессии и обеспечивающие
сознательный выбор здорового образа жизни, круга общения, образцов
оптимистичного отношения к жизни в целом. Средовые проблемы учащихся
отличаются от собственно учебных (предметных,
В
образовательной среде они повседневно решают,
как выстроить
взаимоотношения с учителем, родителями, другими учениками; к кому
обратиться за советом; как экономно использовать время; на чем остановить
свой выбор и т.д.
задачных). Эффективность технологии проектирования творческой образовательной
среды детерминирована выполнением ряда условий:
включением
обучающихся в процесс проектирования на этапе анализа образовательной
среды и ожиданий от нее; оказанием равноценного внимания всем субъектам
образовательного процесса (обучающимся, учителям, администрации,
родителям); организацией среды на макро и микроуровне; согласованностью
по горизонтали и вертикали образовательной среды, проектируемой на том
или ином методическом объединении, школы в целом.
Среди здоровьесберегающих технологий в рамках формирования творческой
образовательной среды, которые сегодня присутствуют в системе работы
школы, можно выделить несколько направлений, использующих разные
подходы к повышению мотивации ведения здорового образа жизни.
Вопервых,
речь идет о медико гигиенических технологиях,
подразумевающих наличие контроля за гигиеническими нормами, а также
помощь по созданию необходимых гигиенических условий. Понимание
здорового образа жизни в рамках ортобиотики не исчерпывается
гигиеническими нормами. Скорее акцент делается на обретении человеком
самоценности личной жизни, которая в свою очередь включает в себя и
формирование философии отношения человека к своему здоровью, и
практические навыки самоконтроля и саморегуляции, а также помогает
овладевать методами самоактуализации своей личности.
Вовторых, используются физкультурнооздоровительные технологии. Они
направлены на закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты,
гибкости и т.п. То есть акцент делается на комплексную физическую нагрузку
с метапредметной составляющей. Реализуется чаще всего через уроки
физкультуры и спортивные секции.
Втретьих, экологические здоровьесберегающие технологии. Реализуется
через создание живых уголков, природоохранные мероприятия, обустройство
пришкольной территорий и т.п.
Вчетвертых, это технологии, направленные на обеспечение безопасности
жизнедеятельности. Реализуются во время изучения курса ОБЖ.
Впятых, можно выделить социально адаптирующие и развивающие
технологии.
Вшестых,
составляют
самостоятельную медикопсихологическую область знаний, помогающую
восстанавливать физическое здоровье школьников. (Работа с детьми,
освобожденными от активных занятий физкультурой, в том числе с
использованием интерактива)
Вседьмых, можно выделить здоровьесберегающие образовательные
технологии. На сегодняшний день они представляют собой разнообразные
подходы к процессам обучения и воспитания, которые оказывают
значительное воздействие на здоровье обучающихся. Именно в их
лечебнооздоровительные
технологии концептуальном обосновании заложено разрешение противоречия между
количеством и качеством поступающей учебной информации, ложащейся на
плечи ученика и учителя после принятия к реализации той или иной
программы.
В статье под технологией понимаем такую систему знаний и умений,
которая позволяет овладеть ими до операционального уровня. Наличие
операционального уровня свидетельствует о том, что новое знание
последовательно «прожито» и принято не только на логическом, но и на
эмоциональном плане. В парадигме гуманистического образования это
означает, что во внутриличностных структурах обучающегося происходит
образование и принятие новых убеждений, мировоззренческих позиций, что
приводит к новому способу реагирования и поведения в целом.
Вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий, формировании
культуры здорового образа жизни на сегодняшний день стоит остро. И он не
исчерпывается проблематикой интенсификации обучения в школе. Ведь если
бы дело было только в этом, то теоретически можно было бы пойти по пути
снижения нагрузки за счет уменьшения какихто предметов. Но проблема
осознается как более глобальная. Сегодня человек, окончивший школу,
высшее учебное заведение и уже приступивший к работе, находится, также
как и школьник под гнетом постоянного хронического стресса. Появился в
последние десятилетия даже термин, обозначающий это явление – «синдром
хронической усталости». К этому явлению современной жизни ведет много
факторов. И один из центральных – это количество поступающей информации
и качество ее обработки. Количество того, что нужно понять, осмыслить и
сделать выводы растет лавинообразно, а возможности человека остаются
неизменными. То есть наблюдается противоречие между количеством и
качеством усвоения информации. Отсюда напряжение, дискомфорт,
заболевания. Поэтому очень важно научить школьника обрабатывать
информацию быстрее и качественнее, чтобы, став взрослым, он также смог
воспользоваться полученными навыками и быть более успешным в профессии,
личной жизни, своих духовных исканиях.
Лекция на тему: "ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51», КАК ФАКТОР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ."
Лекция на тему: "ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51», КАК ФАКТОР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ."
Лекция на тему: "ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51», КАК ФАКТОР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ."
Лекция на тему: "ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МБОУ Г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51», КАК ФАКТОР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.