Лекция "Научный проект школьника"
Оценка 4.9

Лекция "Научный проект школьника"

Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
10.01.2017
Лекция "Научный проект школьника"
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.лекция
Научный проект школьника.docx

Лекция «Научный проект школьника»

 

Учитель Захода Н.В.

МАОУ СОШ №211 им. Л.И.Сидоренко г.Новосибирска

 

…учёный не принимает ничего на веру без

исследования, потому что он хочет видеть

                                                                                        своими глазами, и его трудно обмануть.

 К.А.Гельвеций

Цель: сформировать у педагогов систему теоретических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.

         Современному обществу нужны одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Он чрезвычайно важен для всех детей без исключения, но особенно для тех, природные задатки которых требуют особого внимания. Именно с развитием талантов и способностей, подкрепленных с раннего возраста личным трудолюбием и активной гражданской позицией, мы связываем будущее интеллектуального потенциала нашего общества.

     К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

     Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка.

     Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

     Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

      Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

      Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?

      Исследователь должен уметь:

ü    сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи;

ü    определить цель исследования;

ü    собрать необходимую информацию;

ü    разработать ведущий замысел;

ü    разработать гипотезу решения познавательной задачи;

ü    разработать мысленную (или реальную) модель объекта исследования;

ü    разработать методику проведения исследования;

ü    провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.);

ü    описать и объяснить полученные результаты;

ü    разработать предложения по применению полученных знаний;

ü    публично отстаивать результаты своего исследования.

 

Сегодня мы говорим об исследовательском проекте. А что- же такое исследование.

Исследование - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Различают два взаимосвязанных уровня исследования: эмпирический и теоретический. 

На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Я хочу донести до вас, какие же требования предъявляются к научной работе, и расскажу о структуре научной работы. Требования к научной работе (к изложению):

- конкретность;

- логичность построения материала (отсюда - необходимость написания плана работы);

- аргументированность (выводы должны быть подкреплены экспериментальными, научными данными или мнениями ученых);

- точность формулировок.

 

Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части:

- титульный лист - оформляется согласно требованиям организаторов конференции;

- аннотация – краткая характеристика работы с точки зрения содержания, назначения и др. особенностей. Она должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в работе?».

  - содержание - оглавление всех разделов и составных частей работы;

 

В аннотации обязательно должна быть отражена теоретическая и практическая значимость научного проекта.

Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

Содержание научной работы должно включать:

- введение - В этой части автор вводит в круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований. Во введении представлен аппарат исследования, первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат.

- теоретическая часть -  в этой главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

- практическая часть - ключевая глава научной работы. В биологических исследованиях здесь должны быть отражены следующие разделы:

  1. материал и методика;
  2. описание места и условий исследования;
  3. основные результаты исследования;
  4. обобщение и выводы.

- заключение (выводы, рекомендации) - в этом разделе кратко формируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правильно, состоять из двух - трех пунктов;

- список литературы;

Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:

1)                  алфавитный принцип;

2)                  в публикациях на русском языке сначала помещаются названия русских работ, затем – иностранных;

3)                  если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы, руководствуясь алфавитным принципом;

4)                  если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в хронологической последовательности;

5)                  если ссылки в тесте даются с помощью цифр, заключенных в скобки, то последовательность литературных источников в списке должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе.

 

- приложения - включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору работы для иллюстрации научных исследований.

 

Последовательность выполнения научно – исследовательской работы (НИР)

 

1)      Выбор темы исследования.

Этот этап должен удовлетворять двум критериям:

1) субъективному – тема должна соответствовать специализации и интересам исследователя; отвечать возрастным особенностям ученика;

2) объективному – а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной важной в научном и (или) практическом отношениях; б) тема должна быть реально выполнимой – необходимы условия для успешного проведения исследований (литература, материальное обеспечение).

 

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

              Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

              потребностью в новых данных;

              потребностью в новых методах;

              потребностью практики.

2) На втором этапе должна быть поставлена цель исследования. Она легко формулируется из темы работы.

 Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель неразрывно связана с актуальностью проводимого исследования, формулируется после ее изложения и включает в себя, что конкретно будет выполнено автором, какая задача будет решаться в работе. Цель исследований обычно излагается в виде одного или двух предложений и отражает последовательность тех предполагаемых действий, которые предпримет автор, чтобы достигнуть конечного результата. Различают следующие пути достижения цели: общепринятые, общеизвестные, нестандартные и альтернативные.

Наиболее типичны следующие цели:

             определение характеристики явлений, не изученных раннее, малоизученных, противоречиво изученных;

             выявление взаимосвязи явлений;

             изучение динамики явлений;

             описание нового эффекта, явления;

             открытие новой природы явлений;

             обобщение, выявление общих закономерностей;

             создание классификаций, типологий;

             создание методики

              адаптация методик

 

Для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы необходимо тщательное знакомство с литературой по данной проблеме.

3) Гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. По существу, научная гипотеза - это предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования, это описание продвижения исследователя к цели, это развернутое предположение, своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления, благодаря которой происходит открытие нового в науке.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: “Если ..., то ..., так как...”. Первая часть гипотезы содержит формулировку условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы, вторая часть гипотезы показывает предположительный результат будущего исследования, и третья часть гипотезы заключает теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.

4) Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы. Это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

 

5) Выбор и освоение методики работы - «инструмента», с помощью которого будут решаться поставленные задачи.

 

6) Составление календарного плана работы на весь период исследования и на отдельные его промежутки.

 

7) Разработка  программы исследования.

Программа исследования включает следующие положения: основное содержание работы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план.

 

8) Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.

 

9) Анализ результатов работы, сопоставление с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д.

 

10) Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.

 

Демонстрация грамотного оформления научного проекта на примере научной работы одного из учеников.


 

Лекция «Научный проект школьника»

Лекция «Научный проект школьника»

Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части: - титульный лист - оформляется согласно требованиям организаторов конференции; - аннотация – краткая…

Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части: - титульный лист - оформляется согласно требованиям организаторов конференции; - аннотация – краткая…

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: •

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: •

Программа исследования включает следующие положения: основное содержание работы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план

Программа исследования включает следующие положения: основное содержание работы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017