ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО
ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В
АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ»
Занятие №1
1. История возникновения комплексных чисел.
2. Мнимая единица. Степени мнимой единицы.
3. Понятие комплексного числа.
4. Действия над комплексными числами в
алгебраической форме.
В своем «Великом искусстве»
ДЖЕРОЛА́МО КАРДА́НО привел следующую
задачу: «Найти два числа, сумма которых
равна 10, а произведение равно 40».
Соответствующая этой задаче система
уравнений не имеет действительных
решений. Кардано назвал ее корни софистическими, т.е.
мудреными.
à
à
à
Он предложил . Кордано назвал такие величины
“чисто отрицательными” или даже
“софистически
отрицательными”, считая их бесполезными и стремился не
применять их.
Однако,
РАФАЭЛЬ БОМБЕЛЛИ (ПОЧИТАТЕЛЬ И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ КАРДАНО), начал действовать с корнями так, как оперируют с обычными числами,
учитывая что
.
1 2
1
В 1572
Бомбелли
были
над
вплоть
кубических
до
году итальянский учёный
выпустил книгу, в которой
установлены первые правила
арифметических операций
комплексными
числами,
извлечения
них
корней.
из Французский математик Декарт в 30-х
годах 17-ого века ввел наименование мнимые
числа, которое применяется по сей день. В
противоположность мнимым числам прежде
(положительные и
отрицательные, в том числе иррациональные) стали
называть действительными или вещественными.
известные числа
Сумма действительного и мнимого чисел и
называется комплексным числом.
Это
термин впервые ввел немецкий математик и
астроном Гаусс в 1831-ом году.
В
1707-ом году Муавр открыл формулу для
возведения в степень (и извлечения корней)
комплексных
в
тригонометрической форме
заданных
чисел,
Из этих соотношений для SINnx и COSnx легко
получается тождество Именно его в учебной литературе чаще называют
формулой Муавра.
Исчерпывающие правила действий с
комплексными числами дал в середине 18-ого
века русский академик Эйлер.
(Дания) и Арганом
На рубеже 18 и 19 веков было указано
Весселем
(Франция)
геометрическое изображение комплексных чисел. Но на
работы Весселя и Аргана не обратили внимания, и лишь в
1831г., когда тот же способ был развит великим
математиком Гауссом, он стал всеобщим достоянием.
Большой вклад в развитие теории функций комплексного
переменного внесли русские и советские ученые:
Н. И. Мусхелишвили занимался ее применениями к
теории упругости; М. В. Келдыш и М. А. Лаврентьев - к аэро- и
гидродинамике;
Н. Н. Богомолов и В. С. Владимиров - к проблемам
квантовой теории поля.
В настоящее время комплексные числа имеют
прикладное значение:
во многих областях науки, являются основным
аппаратом для расчетов в электротехнике и связи;
применяются при конструировании ракет и
самолетов;
при вычерчивании географических карт;
в исследовании течения воды, а также во многих
других науках. Определение 1: символ
будем называть мнимой
1
единицей, и обозначать i
.
i 1
Следуя определению, находим, что i 2= -1.
Введение мнимой единицы позволяет извлекать
квадратные корни из отрицательных чисел.
Пример:
36
36
)(*
1
*
36
i
61
Рассмотрим степени мнимой единицы:
i1=i, i2= -1, i3= i2*i=(-1)*i=-i, i4= i3*i=-ii=1,
далее значения степеней начнут повторяться, т.е. если
выписывать все значения степеней числа i подряд, то
получим последовательность: i, -1, -i, 1, i, -1, -i, 1....... и т.д.
Примечание:
Выяснив, что значения степеней числа i повторяются с
периодом 4, получаем алгоритм вычисления любой степени
числа i:
показатель степени делится на 4, значение степени
равно 1;
показатель степени при делении на 4 дает остаток
1, значение степени равно i.
показатель степени при делении на 4 дает остаток
2, значение степени равно - 1.
показатель степени при делении на 4 дает остаток
3, значение степени равно -i. (ИЛИ, чтобы возвести число i в целую положительную
степень, надо показатель степени разделить на 4 и возвести
i в степень, показатель которой равен остатку от деления)
Задание. Вычислите значение выражений:
i28+i33+i135 ,
(i13+i14+i15)i32,
i43+i48+i44+i45,
(a)
(b)
(c)
(d)
.
9
16
64
Решим (а):
28=47, i28=1;
33=48+1, i33=i;
135=433+3, i135= -i
Таким образом, получаем: i28+ i33+ i135=1+i-i=1.
b)
i)1=1,
c)
(i13+i14+i15)i32=(i4*3+1+i4*3+2+i4*3+3)i4*8+0=(i1+i2+i3)i0=(i+1-
i43+i48+i44+i45=i4*10+3+i4*12+0+i4*11+0+i4*11+1=i3+i0+i0+i1=-
i+1+1+i=2.
Вычислить самостоятельно:
1) (i36+i17)i23;
2) (i133+i115+i200+i142)(i17+i136);
3) i145+i147+i264+i345+i117;
4) (i64+i17+i13+i82)(i72-i34).
Определение 2: выражения вида z=a+bi, где a и b-
будем
i-мнимая единица,
действительные числа,
называть комплексными числами.
Примечание:
1) a-действительная часть числа z (Re a), bi-мнимая
часть числа z, b – коэффициент при мнимой части (Im b); 2) z=a+bi-алгебраическая форма комплексного числа z;
3) если а=0, то комплексное число bi называется чисто
мнимым;
4) если в=0, то комплексное число а называется
действительным;
5) если а=0 и в=0, то комплексное число 0+0i равно
нулю.
Определение 3: два комплексных числа z=a+bi, z=c+di
условимся считать равными тогда и только тогда, когда в
отдельности равны их действительные и мнимые части.
Задания.
1. Найти такие значения x, y при которых комплексные числа
z1 , z2 будут равны:
z1=3y+5xi и z2 =15-7i;
z1=7x+5i и z2 =1-10iy;
(a)
(b)
Решение (а):
По определению комплексные числа равны, если 3y=15,
5x= -7.
Отсюда находим x=(-7)/5, y=5.
2. При каких x и y справедливы равенства?
1) x+(3x-y)i=2-i;
2) (2x+3y)+(x-y)i=7+6i;
3)(3i-1)x+(2-3i)y=2-3i.
Решение:
2
x
y
x
3
;
1
)1
x
y
2
7
)2
2
x
3
7
y
x
;
y
6
x
6(2
y
6
y
3)
y
;
7
x
12
6
2
y
y
;
7
3
y
x
5
6
y
5
y
;
x
y
5
1
32
i
6
yi
y
2
3(
)6
32
iy
i
x
2
2
y
x
2
;
2(3
y
3
3)3
xi
x
)2
(
x
y
2
y
x
6
y
3
x
Ответ: решений нет
6)2
y
x
6
2
2
y
66
y
y
;
3
;
3
2
2
y
x
3
6
Решите самостоятельно: Определите, при каких
действительных значениях x и y комплексные числа:
а) Z1=2i(x+2yi)+3x и Z2=1-2i;
б) Z2=y2–7y+9xi и Z2=-12+20i+x2i
равны.
Определение 4: суммой комплексных чисел z1=a+bi,
z2=c+di называют комплексное число
Определение 5:
z= (a+c)+ (b+d)i.
разностью комплексных чисел
z1=a+bi, z2=c+di называют комплексное число
z= (a-c)+ (b-d)i . Определение 6: произведением комплексных чисел
z1=a+bi, z2=c+di называют комплексное число
z=(ac-bd)+(ad+bc)i.
Примечание: на практике нет нужды пользоваться
формулой произведения. Можно перемножать данные числа
как двучлены, а потом учитывать, что i2= -1.
Таким образом, видим, что сложение, вычитание и
умножение комплексных чисел в алгебраической форме
производят по правилам соответствующих действий над
многочленами.
Задания.
1. Выполните действия:
(3+5i)+(7-2i)
(-5+2i)-(5+2i);
(5-4i)+(6+2i);
Решение:
(3+5i)+(7-2i)=(3+7)+(5i-2i)=10+3i;
2. Найдите значение выражений:
(2+3i)2
(3-5i)2;
(7+6i)3;
(11-7i)(11+7i);
Решение:
Здесь рациональнее будет использовать формулы
сокращенного умножения, а не разбивать в произведение
некоторого числа скобок.
(2+3i)2=4+2*2*3i+9i2=4+12i-9=-5+12i.
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ В АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ ФОРМЕ» (занятие 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.