Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся"
Оценка 5

Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся"

Оценка 5
Лекции
doc
русская литература
Взрослым
29.04.2017
Лекция "Роль сочинения  в развитии речи учащихся"
Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся" создавалась, как выступление на заседании школьного методического объединения для передачи опыта новым коллегам. Данный материал способен помочь молодому специалисту разработать собственные приемы работы(или использовать описанные) по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Роль сочинения в развитии речи учащихся.doc
Роль сочинения  в развитии речи учащихся      Научить писать сочинения — дело очень непростое, и в этом помогают сочинения­ миниатюры,   работа   над   которыми   начинается   в   5­м   классе   и   продолжается   до   11   ­го класса. Сочинение­миниатюра  ­ это творческая работа, проводимая  на каждом  уроке в течение   7­10   минут.  Ученикам   предлагается   тема,   и   они   в   свободной  форме   должны выразить свои мысли, чувства, переживания. Лучше давать этот вид работы в конце урока.  Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в пятом­шестом классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале. Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы не сковать творчество ученика, чтобы страх перед плохой оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.     Темы   предлагаются   самые   разные.   Чаще   всего   неожиданные,   но   заранее   продуманные учителем.  Тема,  во­первых,  должна  быть интересной для  детей,  во­вторых,  она должна помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать  свои мысли на бумаге логично,   лаконично   и   последовательно.  В­третьих,  сочинения­миниатюры  могут  помочь родителям   глубже   понять   своего   ребенка.  В­четвертых,  большинство   тем   служит   для учеников   психологической   разрядкой,   когда   они  на   бумагу   «выплескивают»   свои отрицательные  эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или на улице негативными впечатлениями. Таким  образом, ребенок внутренне успокаивается, и к  нему возвращается хорошее настроение. Например, у меня на уроке произошел такой случай. Это было в пятницу на последнем уроке в 7­м классе, тема — «Суффиксы причастий». За неделю дети устают, и к последнему уроку   внимание   ослабевает   и   рассеивается,   ребятам   уже   не  хватает   ни   физических,   ни моральных сил. Но ведь  учителю нужно не только провести урок, а познакомить с новой темой, отработать ее. В этой ситуации мне на помощь пришло сочинение­миниатюра на тему «Ох уж этот последний урок».  Всего 7  минут писали  дети,   но  как они  оживились,   как обрадовались, писали, улыбаясь, о том, как тяжело высидеть последний урок, даже любимый, как трудно воспринимать хоть что­то; как хочется есть, как хочется домой. Когда потом несколько учеников прочитали свои сочинения, и мы вместе  от души посмеялись,  началась серьезная   работа.  Груз  усталости   ушел   в   сочинение,   и   дети   были  готовы к плодотворной работе. Прошло всего 10 минут, а передо мной сидели совсем другие ученики: внимательные, заинтересованные. Тема  «Я»  хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится с детьми. Для начала учитель в течение 2­3 минут рассказывает о себе, о своем образовании,  своей   семье,   увлечениях,   домашних   питомцах.   А   потом   предлагает   детям рассказать о себе в сочинении­миниатюре «Я». Таким образом, учитель узнает о семье ребенка, о его хобби, о его устремлениях и чертах характера и даже об удачах и неудачах.   Эти   сочинения  потом  с  интересом   читают  родители  в тетрадях своих  детей.  Но можно попросить написать сочинения­миниатюры на листочках, чтобы у каждого ребенка была возможность самому выбирать — показывать или не показывать их дома. Сочинения  типа «Я люблю», « Я не люблю», « Я боюсь», «Что меня радует или огорчает в жизни» раскрывают переживания детей, их проблемы и поэтому помогают так строить работу с родителями и детьми, чтобы эти проблемы по возможности были решены. Например,  такой  «лакмусовой  бумажкой»   отношений   в   классе   явилось   сочинение Гульнары (8­й класс) «Кто Я?»: Я ученица восьмого класса, учусь я не очень хорошо, у меня не очень хорошие  взаимоотношения с одноклассниками. Это я знаю  точно. В классе я, скорее всего, серая мышка или наблюдатель. Меня могут заметить, когда я  нахожусь в обществе Аньки и Светки, а так до меня никому нет дела. Дома я чувствую себя  раскрепощеннее и увереннее, с друзьями на улице я также легко и свободно общаюсь. Мне  бывает трудно адаптироваться в новом обществе. Я человек сложный, меня бывает трудно понять. Лично я думаю так. Возможно, я совсем  не такая, какой себя считаю, в глазах моих одноклассников, но, не зная человека, они не  должны делать поспешные выводы.    Такие   темы   не   теряют   актуальности   и   в   5­м,   и   в   6­м,   и   в   10­м   классе.   Но   у старшеклассников они отличаются большей глубиной, самоанализом, четкостью мысли, логикой изложения   материала.  Раскрытие   собственного   внутреннего   мира   для   подростка   —   задача непростая. Но благодаря тому, что ученики с 5­го класса привыкают излагать свою точку зрения через  сочинение­миниатюру,  к девятому классу  ученики  описывают  себя образно,  используя метафоры и сравнения    Методика преподавания сочинения­миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких   методических   знаний,   умения   преподнести  инструкцию   и   создать   атмосферу психологического   комфорта.  Для   этого   существуют   специальные   правила   для   учителя   и инструкция   написания   сочинений­миниатюр   для   учеников   5­го   класса,   которые   впервые встретились с этим видом работы.    Второй этап обучения сочинению­миниатюре переходит в иную плоскость. Если вначале я учу свободно, быстро и с удовольствием выражать свое мнение, то к седьмому классу моя цель как педагога и учителя несколько модифицируется.   Здесь уже основной целью становится научить грамотно, лаконично и доступно для восприятия другого человека, ярко и образно выражать свои мысли как устно, так и письменно, используя и употребляя   художественные   средства   выразительности:   эпитеты,   метафоры,   олицетворения, сравнения.    Для лучшего усвоения новых знаний используются сочинения­миниатюры с грамматическим заданием.   Например,   написать   сочинение­миниатюру   на   заданную   тему,   употребив   несколько причастных, деепричастных оборотов и т.д.                                                                  Немаловажным   в   моей   работе   становится   последующее   обсуждение   творческих   работ учеников.   По­прежнему   даны   только   положительные  отзывы,   ненавязчиво   акцентировано внимание   ребенка   на   удачно   сформулированных   им   фразах,  грамотно   построенных предложениях, на правильно подобранных средствах художественной выразительности. Например:  «Молодец, Женя, какой красивый эпитет ты подобрала... Ребята, а вы заметили, какие необычные метафоры у Сережи? А кто обратил внимание на особенность композиции у Ильи?». Или,   если   моей   целью   является   закрепление  типов   речи,     акцентируется   внимание учеников  следующим образом:  «Ребята, какому типу речи  соответствует сочинение­ миниатюра Насти? Андрея? Адель? Галима?».   Таким образом, к концу 7 ­ го класса дети научились выражать свои мысли не только лаконично, но и образно, выразительно, используя богатство русского языка. При этом написание   сочинения­миниатюры   по­прежнему   вызывает   живой   отклик   в   их   жизни   и помогает узнать лучше себя и своих одноклассников. «Вашему вниманию представлена супер­Света, со встроенными руками и ногами, а также глазами последней модели. Инструкция. Международное непатентованное название: супер­Света. Форма: округлая. Состав: 90% воды, а также различные примеси. Показания   к   применению:   служит   для   поднятия  настроения,  может  поддержать  в трудную минуту. Противопоказания: не кусать, не отрывать детали, не разбирать, не нажимать красную кнопку, не бесить во избежание непредсказуемых последствий. Взаимодействие с другими супер­Светами запрещено. Способ применения: НАРУЖНО, в хорошем настроении. Побочные действия: может пнуть или ударить. Выпускается в хорошую погоду. Условия хранения: при комнатной температуре. Без врача не выпускается!»   «Меня  зовут  Ира.   Я   учусь   в   седьмом   классе.   Я   очень  избалованный   ребенок,   но совесть я  еще не потеряла! Мне очень нравится общаться  с друзьями, поэтому у меня много друзей, которых я очень люблю. Я обожаю природу, животных и все в этом духе. А еще я очень люблю каникулы. Так что я обычный человек, который хочет достичь совершенства в этом мире».                                              В 8­9­х классах работа продолжается. Дети вступают в противоречивый подростковый возраст.  Часто возникают проблемы во взаимоотношениях  с ровесниками и взрослыми. Сочинения­миниатюры типа «Взрослые — это ...», «Подростки — это...», «Отцы и дети» помогают   осмысливать   жизненный   опыт,   смотреть   на   себя   со   стороны   и   стремиться обсудить свои проблемы с учителем. Устно ученику сложно пойти на контакт со взрослым, рассказывая о своих проблемах, потому что очень часто подростки считают это слабостью. А письменно легче ­ «все пишут, и я пишу». Данные   сочинения­миниатюры   очень   важны   не  только   для   обучения   написанию сочинения   на  литературную   тему,   но   и   для   душевного,   эмоционального   воспитания. Сочинения читаются вслух учениками только по их желанию. При   кратком   анализе   этих   работ   учитель   обращает   внимание   на   логику   изложения материала,  образность языка, четкость композиции, отмечает и поощряет искренность детей, при этом акцентируя свое внимание, внимание самого ученика и всего класса на сильных сторонах работы. Если у подростка есть проблемы в общении с  родителями, со сверстниками, то учитель может  дать домашнее задание в виде развернутого сочинения «Отцы и дети: проблемы и решения» или «Я белая ворона: что будет, если это правда». А потом можно провести урок­диспут или классный час с таким же названием, как и тема домашнего сочинения. Урок­диспут строится так, что одна группа детей выступает от имени родителей  и защищает их точку зрения, отстаивает  их права  и мнение, а вторая группа учащихся делает то же самое, но с позиции детей. Здесь   уже   возникает   благодатная   почва   для   снятия   многих   комплексов,   внутренних противоречий и проблем подростков. Таким образом, проблема если и не уходит совсем, то ее острые углы стираются. В   10­11­x  классах   сочинения­миниатюры   (мини­сочинения)   в   рамках   ЕГЭ   чаше задаются на дом. Задание дается такое: «Написать мини­сочинение на тему «Золотая пора листопада», состоящее из 150 слов. Также даются сочинения по произведениям классиков. Темы сочинений выбираю  исходя из требований ЕГЭ, и они могут формулироваться так: «По проблеме, поднятой автором в данном произведении, составьте мини­сочинение из 150 слов».   Также     продолжаю   использовать  свободные  темы,  например:  «Русский  язык как иностранный», «За стенами школы», «Мой выбор», «Мои фантазии», «Я через 5 лет», « Оценка или знание?» Подростки готовятся к ЕГЭ, так как они учатся укладываться в строгие временные и объемные рамки. К тому же сам метод сочинения­миниатюры, или мини­сочинения, знаком ученикам с 5­го класса, что будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема, пусть даже самая неожиданная, не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно  выражать свою точку зрения по любому вопросу. Таким   образом,   сочинения­миниатюры   развивают   устную   и   письменную   речь учащихся,   приучают   их   логически   и   образно   мыслить,   будят  воображение,   творчески развивают   личность   ребенка,   умение   выражать   свои   мысли   правильно,  четко,   искренне, грамотно.

Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения  в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения  в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения  в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения в развитии речи учащихся"

Лекция "Роль сочинения  в развитии речи учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017