Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"
Оценка 4.9

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
9 кл
28.01.2017
Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"
Конспект.docx
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Народность поэзии С.А.Есенина» Гринченко Валентина Сергеевна МБОУ Межгривненская ООШ Учитель Литература 9 класс Народность поэзии С.А. Есенина (1 урок) Литература 9 класс. Авторы: В.Я Коровина, В.П. Журавлёв. Цель: познакомить учеников с творчеством поэта; показать народность  поэзии С. А. Есенина. Задачи:   Рассмотреть отражение народных традиций (праздники народного  календаря)  в творчестве поэта на примере книги «Радуница».  Продолжить работу по анализу лирического произведения.  Содействовать воспитанию патриотизма, любви и уважения к прошлому своего народа, к традициям предков. Тип урока: Литературная гостиная. Форма работы учащихся: фронтальная. Методические приемы: литературоведческий анализ стихотворений, беседа,  сообщения учащихся, слово учителя.  Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, музыкальная  аппаратура. № Этап урока 1 Организационны й момент Название  используемы х ресурсов Фонограмма  романса «Не  жалею, не  зову, не  плачу» Слайд 1­ 5 2 Работа по теме  урока Слайд 6 Презентация Презентация Презентация Презентация Аудиозапись  (Хор женщин  на троицу) Деятельность  учителя Деятельность  ученика Врем я 5мин Исполняет  романс  ученица Сообщение  темы  урока Небольшое  выступление о  С. Есенине. Представляет  1 страницу  календаря «Троица» 33  мин Сообщение. (Биография  Есенина) Сообщение  (Творческий  путь) Сообщение (Традиции  празднования  праздника  «Троица») Чтение учеником  наизусть  стихотворени я Есенина   «Троицыно  утро,  утренний  канон…» Работа по  анализу  стихотворени я Сообщение  (Праздник  Иван Купала») Чтение  стихотворения учеником  «Матушка в  Купальницу по лесу ходила» Работа по  анализу  стихотворени я Сообщение о  народном    празднике   «Яблочный  Презентация Представляет  2 страницу  календаря «Иван Купала» Презентация Представляет  3 страницу  календаря «Яблочный  спас» Презентация Презентация Аудиозапись стихотворени я «Гой ты,  Русь моя  родная!»  спас» Работа по  анализу  стихотворени я Заключительно е слово  учителя 5 мин 2 мин 3  Подведение  итогов урока 4 Домашнее  задание ХОД УРОКА I. II. Организационный момент:  Исполняет романс ученица  на стихи С. А. Есенина «Не жалею, не  зову, не плачу…». Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатёр, А в поле василёк хрустально­синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы – сёстры русского рассвета­  Сбежались у околицы села: В них жажда жить до трепета, до дрожи, Им повезло – он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже­ Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике ему горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его ­Россия –  Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По­прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин – то не просто имя, ­ России стихотворная душа. Т. Зубкова. Наше занятие в литературной гостиной мы посветим творчеству Сергея  Есенина. А тема нашего занятия звучит так «Народность поэзии»  Слайд 1  Но занятие будет  необычное, а виде календаря.  Народный  календарь будет представлен несколькими страницами,  раскрывающими  народность его лирики.    23 июня ­Троица  7 июля  ­Иван Купала  19 августа  ­ Яблочный спас. _________________________________________________________ II. Работа по теме урока. Слайд 6  Cлово учителя: Сергей  Александрович  Есенин – это самый читаемый в  России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение  его в литературу. Есенин – единственный среди русских великих лириков  поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый  раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Есенин  народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его  стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России ,  хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил  национальный характер, мечты, сомнения, надежды.  Есенин настолько свой,  что нам кажется, что о нем­то мы все знаем. Этот человек за свою короткую  жизнь оставил литературное наследие, которое содержит еще очень много  загадок. В самом звучании его фамилии есть что­то природное, лесное,  весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не  понадобилось. Cлово учителя: Прежде чем мы перейдём к народным праздникам ,  отражённым в творчестве Есенина, давайте поговорим о жизни и начале  творческого пути поэта. Слайд 7 Доклад­сообщение ученика 1: крестьянский сын Сергей Есенин пришел в этот мир, спустя почти 100 лет после рождения А. С. Пушкина.  Слайд 8­9  Новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая была  единственным  расточительным и неряшливым, но все же хранителем  тайны  связи самой природы и народного мышления. В поисках новых  выразительных возможностей русского слова Есенин обращается к мифу  и мифологии, ищет способы оживить мертвые слова и обогащает  поэтическую речь живым народным словом. Рождение Есенина было  отмечено историческим для России событием. 21 сентября (3 октября по  новому стилю) 1895 года Рязань праздновала свое 800­летие. Во всех  уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гуляния – так  земля русская приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен  в Константиновской церкви иконы Божьей Матери и наречен Сергеем в  честь Сергия Радонежского. В зрелые годы, вспоминая свое детство,  Есенин признавал, что никто не имел для него такого значения,  Слайд 10  как дед, Федор Андреевич Титов. Бабушка Наталья Евтихиевна,  она  была человеком кротким, набожным и ходила с внуком по церквям и  монастырям. «Я рос, ­ вспоминал позже Есенин, ­ дыша атмосферой народной  поэзии». Доклад­сообщение ученика 2:  Стихи Есенин начал складывать рано, лет в  8–9. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец  мой даже слагал их. Стихи писал, подражая частушкам». Есенин не раз говорил о том, что для него, как поэта много значил образный строй русского  фольклора, частушек, песен, сказок и духовных стихов. Взгляды Есенина  развивались в духе народных традиций. Его любование Родиной было  воспринято от отцов и дедов. В стихах Есенина нашло отражение все, чем  жила его душа.  Слайд 11 Сначала образ матери, отца , родственников, потом родное село и, наконец,  вся необъятная земля русская…  Слайд 12 Главным событием в жизни Есенина стал выход его первой книги  «Радуница». Само название книги вызывает ассоциации с народной жизнью, ведь Радуница – весенний обрядовый праздник встречи весны и  поминовения усопших . Слайд 13  В России в Радуницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом,  оставив на могиле наполовину очищенные 2–3 красных яйца и кусок пирога  или чего­нибудь для покойника, уходят. Такое глубокое знание традиций  народных праздников Есенин впитал от своей набожной бабушки.  Слайд  Особенно ярко традиции русского народа отразились в сборнике «Радуница»,  в который поэт включил 33 стихотворения, составляющие 2 раздела: «Русь» и  «Маковые побаски». Побаска, или побасенка­ это короткий рассказ, нечто  среднее между частушкой и притчей. «Притча» на Руси означает волшебное  слово, излечивающее от болезни, а «побасить» – значит «полечить». Слово учителя: именно этим – врачеванием человеческих душ занимался  Есенин, создавая свои произведения, посвященные народу, его традициям,   народной жизни. __________________________________________________________  А сейчас мы открываем первую   страницу  нашего календаря   «Троица» Слайд 16  «Троицкие гуляния». 1­я сказительница: в народном календаре седьмая неделя после Пасхи  отмечается особо и носит название семиковой, русальной, зеленой 2­я сказительница: в большинстве деревень Троицкие гуляния  начинались в среду, накануне Семика, который, как известно, приходится на четверг. Девушки отправлялись в лес, выбирать – «заламывать» ­  березки Слайд 17 1­я сказительница: на следующий день, в семицкий четверг, шли  завивать ленточки и бумажки на березе.  2­я сказительница: после завивания березки обычно совершался обряд  кумления. Девушки менялись венками и пели специальные песни.  Покумившиеся считались близкими подругами.   Слайд 18 1­я сказительница: Троицкая суббота, как правило, посвящалась умершим.  Воскресенье же вновь проводили в лесу, вокруг березок.   Слайд 19 2­я сказительница: завивали ее, а затем рубили под корешок, несли в село и  продолжали водить вокруг хороводы. Слайд 20 1­я сказительница: к вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по  веточке, а саму березку несли к реке, где бросали в воду.   Слайд 21 2­я сказительница: прославленная в течение нескольких дней, березка  должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю,  способствовать урожаю и благополучию людей.  1­я сказительница: в этот же вечер у реки девушки гадали по венкам,  предсказывали свои судьбы.  2­я сказительница Троица отмечается в воскресенье на 50­й день после  Пасхи. Этот праздник входит в число самых почитаемых праздников на Руси.  Троица – это прощание с весной и встреча лета. Слово учителя:.  А сейчас отгадайте загадку:  Стоят в поле сестрицы, Платьица белены,  Шапочки зелены.  Слайд 23 Да, символом праздника является береза, ее всегда почитали, в праздник  украшали и рядили. С наступлением праздничного вечера звучали отовсюду заклички: Благослави меня, Троица, Благослави на славные дела… Дальше праздник набирал силу: парни и девушки водили хороводы, ели  пироги, пели песни.  Слайд 15 Аудиозапись (Хор женщин на троицу) Сейчас прослушаем одно из стихотворений  Есенина из книги  «Радуница», которое называется «Троицыно утро, утренний канон…»., в котором упомянут праздник «Троица» 1. Чтение учеником наизусть стихотворения Есенина  «Троицыно  утро, утренний канон…» Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам белый перезвон. 4. Работа по анализу стихотворения:  В этом стихотворении мы видим, как поэт показывает традиции  празднования Троицы. Канон – церковное песнопение в похвалу святого или  в честь праздника, которое поют на заутрене или вечерне. В строках «Я  пойду к обедне плакать на цветы…» чувствуется отзвук дохристианского  магического обряда, согласно которому оплакивание цветов должно было  вызвать дождь. К Троице перед каждым домом подметались улицы, и  молодая зеленая трава становилась как будто еще зеленее. Оконные  наличники и двери домов украшались березовыми ветвями, в церковь  ходили с букетами цветов, на которые во время молитвы полагалось  плакать. ____________________________________________________________ Итак,2 страница нашего  календаря – Иван Купала. Сообщение ученика о празднике «Иван Купала» Презентация Календарный праздник Иван Купала был упомянут в стихотворении  «Матушка в Купальницу по лесу ходила», послушаем это  стихотворение   Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Только не по совести счастье наготове, Выбираю удалью и глаза и брови. Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе­разлучнице след свой заметаю. 13. Работа по анализу стихотворения: В этом стихотворении  Есенин назвал себя внуком купальской ночи и  символически связал свое появление на свет с Купальницей, или Аграфеной­ купальницей. Название этого праздника, который приходится на канун  Ивана Купалы, перекликается с именем бабушки Есенина по отцовской  линии. Древний купальский обряд автор использует для развития  поэтического подтекста о рождении поэта, которому родная земля дает свои чудодейственные силы, имея в виду, прежде всего, себя самого __________________________________________________________ 17. Слово учителя: Итак, мы переходим к последней странице нашего  календаря «Яблочный спас» Презентация О народном   празднике  «Яблочный спас» упомянуто в стихотворении  Есенина  «Гой ты,  Русь моя родная!» Аудиозапись «Гой ты, Русь моя родная!»  19. Работа по анализу стихотворения. С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ  стихотворения ­ сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах.  Для поэта родная деревня в России ­это нечто единое, родина для него,  особенно в раннем творчестве, ­ это прежде всего родной край, родное  село. Здесь прослеживается  присущая С.Есенину­лирику склонность  одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Гой ты, Русь, моя родная».          В  стихотворении мы сталкиваемся с упоминанием церковных праздников,  которые в народе называют первым, или медовым Спасом и вторым,  яблочным, Спасом или Преображением.  III. Подведение итогов урока 2. Заключительное слово учителя: таким образом,подводя итог занятия,  мы видим, что в книге Сергея Есенина «Радуница» Русь предстала традиционной  для крестьянской поэзии. Поэт верил в возрождение национального  искусства, внеся немалый вклад в это дело. Нередко Есенина называли  деревенским крестьянским поэтом, но с годами становилось все яснее, что  такое представление о нем – неполное. Есенин – великий русский  национальный поэт 20 века. Его неповторимое дарование уходит корнями в  глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Есенин  ничего не отвергал и ни от чего не отказывался. Он обращался к истокам  русской мифологии, выражал самые разные уровни национального сознания. В своем творчестве Есенин наиболее полно отразил различные лики своей  любимой Руси и самые разные стороны национального характера и русской  души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и  мирового значения. IV. Домашнее задание выучить наизусть любое стихотворение из сборника С. А. Есенина  «Радуница». "Народность поэзии С.А.Есенина» Перечень используемых на данном уроке интернет – ресурсов. № Название ресурса, гиперссылка на ресурс,  обеспечивающий доступ к ЭОР 1 http://x­minus.org/ 2 3 4 «Народность поэзии С.А. Есенина» http://muzofon.com/search/на%20Троицу 2. http://zaycev.net/pages/15014/1501444.sht ml Форма  предъявления  информации  (статья,  иллюстрация,  презентация,  видеофрагмент ы, тест,  интерактивное  задание,  модель и т.д) Фоногамма  романса «Не  жалею, не зову, не плачу.» Презентация Аудиозапись  (Хор женщин на троицу) Аудиозапись  стихотворения  «Гой, ты Русь  моя родная» в  исполнении С.  Безрукова 3. Перечень дополнительной литературы.

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"

Литературная гостиная на тему "Народность поэзии С. А. Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017