Игра « Колесо истории »
(детство и юность А.С.Пушкина).
« И с вами снова я..»
1 сцена « Мамушки» ( на сцене 3 женщины: одна вяжет чулок,другая раскладывает
пасьянс, третья читает книгу)
1 ТУР « Детство.»
Мария Алексеевна: Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: Сашенька умен,
охотник до книжек, а учится плохо. Редко , когда урок свой сдаст порядком. То его не
расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг как развернется и расходится, что
его ничем не уймешь. Из одной крайности в другую бросается. Бог знает, чем это кончится,
если он не переменится.
Надежда Осиповна: Мальчик порою бывает несносным. Каждый день теряет носовые
платки, мне приходится прикалывать их на курточку.
Арина Родионовна: Что ты, Надюша…Я помню, какой ты шалуньей была. Спасу не было. А
сейчас вон какая степенная да строгая. Вот и Сашенька наш, Бог даст, остепенится. Люблю
я его , как дитя родное. Он вроде мне своих дороже .
Надежда Осиповна : Балуешь ты его, няня…Построже тебе с ним надо.
Арина Родионовна : Не могу, Надюша. И обижаться на него не могу. И боюсь за него:
думается мне: жизнь у него впереди нелегкая, Господи его спаси!
Ведущий читает отрывок : « Ах, умолчу ль о мамушке моей…
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу л о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня.
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало,
Все в душу страх невольно поселяло.
Я трепетал и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Вопрос: Кому посвящены строки этого стихотворения поэта?
1.Матери поэта Надежде Осиповне.
2.Бабушке поэта Марии Александровне Ганнибал
3.Няне поэта Арине Родионовне.
2 сцена « Арап Петра Великого – Ибрагим Ганнибал»
( на сцене рассказчик – военный и штатский слушатель) Рассказчик: Да, много рассказывают о тех временах, когда Петр1 правил. Мой дед тому
свидетелем был, я у него и понаслышался. С одним арапом Ганнибалом историй сколько,
что хоть книгу пиши.
Слушатель: А кто этот Ганнибалто? Фамилия вроде знакомая.
Рассказчик: Тото! Был он сыном абиссинского князя. Напали на Абиссинию враги да и
забрали ребенка в рабство, а на невольничьем рынке вместе с двумя другими арапчатами
купили мальчишку русские офицеры и привезли в Россию.
Слушатель: А зачем в Россиюто везти?
Рассказчик: Модно тогда было арабов в домах держать, вот они и подарили чернокожих
Петру1 . Заметил Петр1 и сметливость, и ум Ибрагима, крестил его Абрамом Петровичем
Ганнибалом, и отправил учиться за границу во Францию.
Слушатель: Да, занимательная история. Велик был Петр, умел чудеса творить. Не зря
наши литераторы так любят описывать его время да и самого государя. А что ж Ганнибал
то?
Рассказчик: А Ганнибал был выпущен из парижского училища капитаном артиллерии ,по
зову Петра вернулся в Петербург. Дед мой был свидетелем встречи Петра с крестником.
Было это на почтовой станции верстах в 28 от Петербурга . Дед лошадей дожидался и
поначалу не обратил внимания на человека, что читал гамбургские газеты, устроившись за
угловым столиком.
Вдруг входит в избу чернокожий офицер. Дед пуглив был, от неожиданности даже
перекрестился. А человекто изза столика встал во весь рост, волосами до потолка
достает, да как крикнет на всю избу: «Ба! Ибрагим? Здорово, крестник!» Вот тут дед и
совсем оробел, узнав царя. А чернокожий в радости было к царю бросился, но почтительно
остановился. Петр приблизился, обнял его и поцеловал в голову: «Я был уведомлен о
твоем приезде и поехал тебе на встречу. Жду тебя здесь со вчерашнего дня.» Черный
онемел от благодарности, слова сказать на может.. И то верно: где это слыхано, чтоб сам
царь двое суток на станции офицера дожидался.
Слушатель: И что же дальше было с царевым крестником?
Рассказчик: А дальше дослужился Ибрагим до генераланшефа, пожаловал ему Петр за
большие заслуги земли на Псковщине : Михайловское, Петровское. И дожил он до
глубокой старости. От него , сказывают, и род Пушкина пошел по материнской линии.
Вопрос: Впоследствии в Михайловском А.С. Пушкин напишет:
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодворец
……………………….арап,
Где позабыв Елизаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлаждены Леты
О дальней Африке своей…
Восстановите пропущенные в строке слова:
1. «скрывался дядя мой арап»
2. «скрывался прадед мой арап»
3. « дед скрывался мой, арап»
3 сцена «Спор об образовании» ( на сцене 34 человека: один с газетой, другой с
трубкой, третий стоит за стулом, женщина разливает чай) Сергей Львович: Да, господа, воспитание такое трудное дело! Нужна армия учителей! Нет
такого человека, который совмещал бы знания всех этих пифагоров и оксигенов, которые
теперь должны знать даже надзиратели, со знанием французской литера туры, которая
нужна для воспитания чувства, и при этом учил танцевать, ибо это развивает изящество!
Василий Львович: А почему вы не отдали Александра в Университетский пансион?
Сергей Львович: Нет, пансион…Бог с ним. Я предпочитаю Петербург. Кажется, одни
иезуиты способны дать благородное воспитание.
А.И.Тургенев: Так Вы хотите его определить его в колледж к иезуитам?
Сергей Львович: Да, разумеется, в колледж. Куда же деться. Только колледж и остается.
Ах, скольких трудов стоит воспитание детей!
А.И.Тургенев: Иезуиты дороги…В Петербург его , в Петербург.. Там открывается Лицей
для небольшого числа дворянских детей ,которым должно получить наилучшее
образование, чтобы потом участвовать в управлении и просвещении России.
Сергей Львович: И что для этого нужно сделать?
А.И.Тургенев: Надо подать прошение о приеме, заручиться поддержкой Ивана Ивановича
Дмитриева, друга семьи и министра юстиции.
Василий Львович: Это придаст вес вашему прошению. И неплохо было бы получить
свидетельство , что Александр Пушкин происходит из древнего дворянского рода, коего
герб занесен в общий гербовник.
Сергей Львович: Ах, скольких же трудов стоит воспитание детей! Но надо сделать все
возможное, чтобы устроить судьбу сына.
Вопрос: Кому же принадлежала идея обучения Пушкина в Лицее?
1.отцу Сергею Львовичу Пушкину.
2.Дяде Василию Львовичу Пушкину.
3. Другу семьи Александру Ивановичу Тургеневу.
2 ТУР « Лицей. Друзья. Проба пера ».
1 сцена «Комната 14» ( на сцене рассказчик и уборщик Фома в фартуке с веником)
Рассказчик: А комната была все та же..№14 бюро, железная кровать, решетка над
дверью. Он называл ее в стихах кельею, себя пустынником, графин с холодной водой он
называл глиняным кувшином. Он бродил по Лицею. Теперь он был юноша мудрец, писал о
лени, о смерти, о деве в легком покрывале.. Иногда вскакивал по ночам с постели, чтобы
записать стихотворение. Каждое утро, убирая комнату Пушкина, уборщик Фома ворчал,
удивлялся.
Фома ( выметая клочки бумаги, другой мусор): Опять гуси прилетели..
Вопрос: Что означает эта фраза Фомы?
2 сцена « Два лицеиста» ( уокна стоят два лицеиста, разговаривают, мимо проходят
две ссорящиеся женщины, затем входит профессор )
«Пущин»: Народ пошел от всенощной. Смотрика, Александр, какая забавная пара. Да они
, вроде, ссорятся?
«Пушкин»: Где? О ком ты говоришь?
«Пущин»:Да вон та хорошенькая девушка в цветастом платке. А рядом с ней старушка.
Ох, как горячиться, а жесты – то какие, словно грозится. Любопытно было бы знать, о чем
они так спорят, идя от молитвы? Ээ, да ты не слушаешь меня! «Пушкин»: Что? Да, это интересно! (уходит)
«Пущин» садится за книгу, через некоторое время входит «Пушкин», подает ему листок.
«Пушкин»: Вот что ты заставил написать меня, любезный друг Пущин! Прочти!
( Начинает читать в лицах):
От всенощной вечор, идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась,
Антипьевна отменно горячилась.
Постой, кричит, управлюсь я с тобой!
Ты думаешь , что я забыла
Ту ночь, когда забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила.
Постой, о всем узнает муженек!
Тебе ль грозить, Марфушка отвечает,
Ваняша что? Ведь он еще дитя,
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж ,кума: и ты, как я, грешна,
Словами всякого, пожалуй, разобидишь,
В чужом глазу соломинку ты видишь,
А у себя на видишь и бревна..
( в этот момент подходит профессор и протягивает руку к листку)
Профессор: Нутес, молодые люди, не позволите ли познакомиться с новыми виршами?
(надевает очки, берет листок со стихами и уходит, бормоча, вслед за ним оба лицеиста)
Почитаем, почитаем! «От всенощной вечор..» (пробежав глазами стихотворение, берет
«Пушкина» за ухо) Не советую вам, Пушкин, заниматься такой поэзией. Особенно кому
нибудь сообщать ее. И вы, Пущин, не давайте волю язычку.
Вопрос: В годы господства классицизма в литературе подобные стихи считались
вольностью и заслуживали порицания. Кому же из преподавателей юный лицеист
Пушкин не побоялся показать эти свои стихи?
1. .любимец лицеистов , профессор нравственных и политических наук Куницын Александр
Петрович.
2. профессор истории Кайданов Иван Кузьмич
3. доктор философии и свободных искусств, знаток античной литературы, профессор
латинской и российской словесности Николай Федорович Кошанский.
3 сцена «Первая любовь» ( на сцене девушка под музыку читает монолог или
воображаемое письмо )
На балы, устраеваемые в Лицее к праздникам, приезжали родственники и друзья
лицеистов, круг знакомств стремительно расширялся. И когда он встретил в зале
приехавшую к брату молоденькую , очень занятную, очень стройную девушку, он понял,
что влюблен.Это было вовсе не похоже на то, что он испытывал , гоняясь за горничной
Наташей или вслушиваясь в звуки оперы, в которой пела другая Наталья, крепостная
актриса Царскосельского театра графа Варфоломея Толстого. Горничную он называл –
Наташа, а Наталью – Натальей. ЕЕ он называл Эвелиной. Эвелине можно была писать только элегии. Потребность видеть
ее стала у него привычкой хоть ее, хоть край ее платья, которое мелькнуло изза деревьев.
Раз он видел ее в черном платье, которое очень шло ей. Она шла мимо Лицея, с кемто
разговаривая. Он был счастлив три минуты, пока она не завернула за угол. Ночью он долго
не ложился спать, вспоминая чудесное мгновение. Он написал стихотворение о смерти,
которая присела у порога в черном платье. И сам испугался этой тоски. Он знал, что это
воображаемая тоска, и удивился бы, если бы обнаружил что хочет ЕЕ только видеть, а не
говорить с ней. Что бы он сказал ей? И чем дальше шло время, тем встреча становилась все
более невозможной и даже не нужной.
Вопрос: Кого А.С.Пушкин считал своей первой любовью? О ком впоследствии на
пишет в стихотворении «Мое завещание»(1815 ):
Друзья! Вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней,
Окованных счастливой ленью,
На ложе маков и лилей.
Мои стихи я предаю забвенью,
Последний вздох, о други, ЕЙ!
1. сестра Алексея Илличевского
2. сестра Александра Бакунина ,Екатерина
3. сестра Александра Гончарова.
3 ТУР «Жизнь. Творчество».
1сцена «Три царя». ( на сцене выставлены портреты А.С.Пушкина и Натальи
Николаевны. На фоне музыки звучит голос за кадром)
Чтец : Наталии Николаевне Пушкиной. СанктПетербург, дом Алымова на Фурштадской.
«Милая моя женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Вчера прибыл благополучно в
Торжок. Ямщики закладывают коляску щестерней , стращая меня грязными проселочными
дорогами. Коли не утону в луже, буду писать тебе из Яропольца. Не кокетничай ни с кем.
Я только завидую друзьям моим , у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не
Мадонны. Знаещь русскую песню: «Не дай бог хорошей жены.
Хорошу жену часто в пир зовут.»
Так что , мой ангел, не кокетничай, особливо с царем. От них добра не жду. Видел я трех
царей: первый велел снять с меня картуз и пожури за меня мою няньку., второй меня не
жаловал, третий упек меня в камерпажи на старости лет..
Посмотрим, както наш Сашка будет ладить с властью Не дай бог ему пойти по моим
стопам: писать стихи да ссориться с царями.21 октября,1833года.
Вопрос: О каких трех царях идет речь в пушкинском письме? Назовите их в
хронологической последовательности.
1.Петр1 4.Павел 1
2.Александр 1 5.Петр 111
3.Александр 11 6.Николай 1
2 сцена «Лицей. Военные науки.» ( на сцене директор Лицея, император) Император: Скажите мне, господин Энгельгардт, а есть ли среди лицеистов желающие
поступить в военную службу?
Директор: Да, государь, чуть ли не более десяти человек этого желают.
Император: В таком случае надо познакомить их с фронтом.
Директор: Что вы хотите сказать? Что лицеистам нужны военные науки? Но, государь,
Лицей – это гражданское заведение, имеющее целью образовать юношей, предназначенных
для службы государственной. И я оставлю лицей, если в нем будут ружья.( более
спокойно) Да и к тому же я сам не носил никогда никокого оружия, кроме того, которое у
меня всегда в кармане. Вот. Садовый ножик.
Император (рассмеялся): Ну, вас, господин Энгельгард , не переспоришь. Но уж от
дежурства императрице Елизавете Алексеевне во время ее летнего пребывания в Царском
селе я , надеюсь, вы своих лицеистов не оградите?.
Директор : А чем вызвана необходимость подобных дежурств?
Император: Это дежурство приучит молодых людей к дисциплине и сделает их свободнее
в обращении и вообще… послужит им в пользу.
Директор: Боюсь, государь , и тут я с вами не соглашусь. Придворная служба будет
отвлекать от учебных занятий и воспрепятствует цели учреждения Лицея. К тому же, Ваше
величество, в продолжение многих лет я не встречал камерпажа нани на прогулках, ни при
выезде царствующей императрицы.
Император: Ну мы еще обсудим этот вопрос..
Вопрос: Какое учебное нововведение появилось в прграмме обучения лицеистов после
того, как император пожелал приобщить их к военному делу идворцовой службе?
1. стрельба из пистолета
2. строевая подготовка
2.
верховая езда.
3 сцена «Экзамен» (гость, швейцар, преподаватели Лицея)
Швейцар: Здравствуйте! Добро пожаловать! Ждем Вас! Рады видеть!
Гость: Устал очень! Чувствую даром поехал в Царское село! Впрочем, Малиновский
обиделся бы. (швейцару) Возьми шубу.
Преподаватель: Вот сюда, пожалуйста, на лестницу. Проходите в зал, там вас уже ждет
директор, господин Энгельгард.
Гость: Энгельгард ? Ах да , ведь Малиновский уж умер. Царство ему небесное. Ну уж на
фехтование и танцы я ваши не останусь, а вот завтрак отведаю.
Преподаватель: Будем оченьочень рады.
Гость: Ох, сколько же здесь народу! И все молодые лица, веселые глаза. Люблю молодежь.
Ну пойдемте, пойдемте в зал.
Вопрос: Кто был гостем Царскосельского лицея на экзамене, подводившем итоги трех
лет обучения?
1. царь Александр 1
2.
3.
министр Сперанский, автор проекта Лицея
русский поэт Г.Р.Державин.
По окончании 3 тура подводятся итоги. Если однозначного победителя не выявилось,
задаются дополнительные вопросы, после этого проводится финальная игра.
Финальная игра. Музыкальный вопрос: звучит романс «Соловей», муз. Алябьева.
Вопрос: Кто является автором слов этого романса?
1.Дельвиг (портрет)
2. Пушкин (портрет)
3. Кюхельбеккер( портрет)
портреты располагают в трех разных точках зала, игрок делает шаг в направлении
выбранного ответа и ступает на финишную прямую.
Вопросы на финишной прямой могут проверять знание программного материала,
связанного с изучением творчества А.С.Пушкина в 7 классе. Варианты вопросов, а также
справки архивариуса (= правильные ответы на вопросы туров) смотри в приложении.
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Литературная игра для учащихся 7 классов, посвященная детству и юности А.С.Пушкина "И с вами снова я..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.