Литературная композиция "Болдинская осень"
Оценка 4.8

Литературная композиция "Болдинская осень"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русская литература
9 кл
07.01.2017
Литературная композиция "Болдинская осень"
Цель мероприятия помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, толерантности, которую утверждал в своих произведениях А.С.Пушкин. Задачи: Образовательные: Систематизация и обобщение знаний по творчеству А.С Пушкина; Формирование представления о роли Болдино в жизни и творчестве А.С.Пушкина; Обучение выразительному чтению лирических произведений. Развивающие: Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная; Развитие эстетического вкуса. Воспитательные: Формирование дружеских отношений между учащимися; Формирование навыков публичного выступления.Литературная композиция для обучающихся 9 класса
в. Литературная гостиная 3.docx
МОУ «Шило­Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» Учитель русского языка и литературы Бородина Е.В. Болдинская осень Литературная композиция. Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый   характер,   любящее   сердце,  способность   увлекаться;   постараться воспринять  идею  дружбы народов,  толерантности, которую  утверждал  в своих произведениях А.С.Пушкин. Задачи: Образовательные: Систематизация и обобщение знаний по творчеству А.С Пушкина; Формирование   представления   о   роли   Болдино   в   жизни   и   творчестве А.С.Пушкина; Обучение выразительному чтению лирических произведений. Развивающие: Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная; Развитие эстетического вкуса. Воспитательные: Формирование дружеских отношений между учащимися; Формирование навыков публичного выступления. Чтец:                                  Сухая, звенящая осень Касается щек, точно жесть, Листами, которые сносит На травы, которым не цвесть. Уже под ногой каменеет Песок опустевших аллей, Но зрелым спокойствием веет От вечно прямых тополей. И в рыжей, вот в этой метели Я думаю только о том, Как в Болдине листья летели В бессмертие – лист за листом. В.Соколов Чтец:    Есть в России места, примечательные не только архитектурными  памятниками или живописными местами. Мы называем их – и перед глазами  возникают картины. Мы говорим, набережная Мойки, 12 – и представляем  себе мрачноватый дом, вереницы скорбных людей, всеобщую печаль.      Мы говорим: Царское Село – и сразу вспоминаем: «Друзья мои, прекрасен  наш союз», пушкинский Лицей и группу мальчиков, таких талантливых, таких  одаренных…     Мы говорим: Болдино – и сразу возникает сочетание: Болдинская осень,  1830 год, пора удивительного творческого взлета Александра Сергеевича  Пушкина.    Того, что было написано им за 3 месяца в Болдине, хватило бы на несколько  жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма –  всего не вспомнить в один час, не рассказать подробно. Мы сегодня только  перелистаем некоторые страницы тех произведений, которые Пушкин создал  осенью 1830 года, в его первую Болдинскую осень.     Уезжал Пушкин в Болдино в настроении смутном и печальном, по делам,  для него совершенно чуждым, ­ предстоял раздел имения, часть которого отец выделил ему накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой. Вот  строчки из писем последних дней августа. Чтец: А.С.Пушкин – Н.Н.Гончаровой «Я уезжаю в Нижний, не знаю, что меня ждёт в будущем. Если ваша матушка  решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, ­ я  подпишусь под всеми предлогами, какие угодно ей будет выставить…     Быть может, она права, а не прав был я, на мгновение поверив, что счастье  создано для меня. Во всяком случае, что касается меня, то заверяю вас  честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь» Чтец: А.С.Пушкин – П.А.Вяземскому «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска…  Еду в деревню, бог весть, буду ли я там иметь время заниматься и душевное  спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграммы…» Чтец:    Может быть, из­за этой душевной смуты, неопределенности будущего 7 сентября появляется такое тревожное, такое безысходное стихотворение… Чтец:     «Бесы» Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий, Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин­дин­дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их, куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Чтец:  Откроем книгу Марины Цветаевой «Мой Пушкин»: «…Самое  любимое из страшных, самое по­родному страшное и по­страшному родное  были – «Бесы». Все страшно ­  с самого начала: луны не видно, а она есть,  луна невидимка, луна в шапке – невидимке, чтобы все видеть и чтобы её не  видели. «Страшное стихотворение (состояние), где стразу можно быть (нельзя не быть) всем: луной, ездоком, шарахающимся конем и – о сладкое обмирание – ими! Ибо нет читателя, который бы не сидел в санях и не пролетал над  санями, там, в беспредельной вышине, на разные голоса не выл и там, в санях,  от этого воя не обмирал. Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь…»                (Цветаева М. Автобиографическая проза. М,1991,с.331) Чтец:                                Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы, рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… Чтец: Но уже на следующее утро приходит некоторое успокоение, и в  «Элегии» ­ прекрасной жемчужине поэтического наследия Пушкина – мы  читаем такие строчки: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюся, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой закат печальный  Блеснет любовь улыбкою прощальной.    От Натальи Николаевны пришло, по словам Пушкина, «премиленькое»  письмо, погода установилась, и в послании к П.А.Плетневу мы читаем: «Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет –  пора моих литературных трудов настает…» Чтец: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степб да  степь; соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома,  сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы,  и стихов» Чтец: Невозможно даже было остановиться на всех написанных в этот период произведениях. Большое место в творчестве Пушкина занимают женские  образы. Предлагаем вам вспомнить диалог между двумя девушками из 5  повестей, о которых Пушкин писал Плетневу: «Написал я прозою 5 повестей,  от которых Баратынский ржет и бьется…» Сценка:  Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости Лиза: Изволь, а куда? Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница, и  вчера приходили звать нас отобедать. Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают. Настя: А нам какое дело до господ!  К тому же я ваша , а не папенькина.  Вы ведь не бранились ещё с молодым Берестовым; а старики пускай себе  дерутся, коли им это весело. Лиза: Постарайся…увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне  зорошенько, каков он собою и что он за человек.             (вечером того же дня) Настя: …Видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день  были вместе. Лиза: Как это? Расскажи, расскажи по порядку. Настя: Извольте­с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому  обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские,  приказчица с дочерьми, хлупинские… Лиза: Ну! А Берестов? Настя: Погодите­с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я  подле неё… а дочери и надулись, да мне наплевать на них… Лиза: Ах…как ты скучна, с вечными своими подробностями! Настя: Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из­за стола… а  сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан­манжесинее,  красное и полосатое… Вот вышли мы из­за стола и пошли в сад играть в  горелки, а молодой барин тут и явился. Лиза: Ну что ж? Правда ли. Что он так хорош собой? Настя: Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий,  румянец во всю щеку… Лиза: Право? А я так думала, что лицо у него бледное. Что же? Каков он  тебе показался? Печален, задумчив?  Настя: Что вы! Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с  нами в горелки бегать. Лиза: С вами в горелки бегать! Невозможно! Настя: Очень возможно! Да сто ещё выдумал! Поймает, и ну целовать! Лиза: Воля твоя, ты врешь. Настя: Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами  так и провозился. Лиза: Да как же говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит? Настя: Не знаю­с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню,  приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать,  никого не обидел, такой баловник! Лиза: Это удивительно! А что в доме про него слышно? Настя: Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да по мне, это ещё не  беда: со временем остепенится. Лиза: Как бы мне хотелось его видеть! Настя: Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три  версты; подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы, верно,  встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту. Лиза: Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К  тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним  познакомиться… Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою! Настя: И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и  ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не  прозевает. Чтец: Мы специально опустили имена наших героинь. Как их зовут?      (Елизавета Григорьевна Муромская, Настя, «Барышня­крестьянка»)  ­ А как звучит общее название пяти повестей, куда вошла «Барышня­ крестьянка»?  («Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные  Александром Пушкиным» Чтец:   В «Болдине» вместе с романтической прозой создавались лирические  стихи, поэма «Домик в Коломне» (инсценировка поэмы) (Старушка вяжет, раскладывает карты. На дочери Параше бусы, косынка,  связка ключей на поясе; стряпуха Фекла – спина перевязана платком) Чтец: Старушка….. Носила чепчик и очки. Но дочь Была, ей – ей, прекрасная девица; Глаза и брови – тамные, как ночь, Сама бела, нежна, как голубица; В ней вкус был образованный… Она… Играть умела также на гитаре И пела: Стонет сизый голубок… _________ Параша (так звалась красотка наша) Умела мыть и гладить, шить и плесть; Всем домом правила одна Параша, Поручено ей было счеты весть, При ней варилась гречневая каша (Сей важный труд ей помогала несть Стряпуха Фекла, добрая старуха, Давно лишенная чутья и слуха…) (Параша кричит: «Фекла, опять щи пересолила. Фекла не слышит, приставляет руку к уху) _________________ Но горе вдруг их посетило дом; Стряпуха возвратясь из бани жаркой, Слегла. Напрасно чаем и вином, И уксусом, и мятною припаркой Её лечили. В ночь перед Рождеством Она скончалась. С бедною кухаркой Они простились. В тот же день пришли За ней      ……….. и отнесли. ________________ Об ней жалели в доме, всех же боде Кот Васька. После вдовушка моя Подумала, что два, три дня – не доле – Жить можно без кухарки; что нельзя Предать свою трапезу божьей воле. Старушка кличет дочь: «Параша! – Я! – «Где взять кухарку? Сведай у соседки,  Не знает ли. Дешевые так редки» ____________________ ­ Узнаю, маменька. – И вышла вон, Закутавшись (Зима стояла грозно, И снег скрыпел… …… Вдова ждала Парашу долго; сон Её клонил тихонько; было поздно, Когда Параша тихо к ней вошла, Сказав: ­ Вот я кухарку привела __________________ За нею следом, робко выступая, Короткой юбочкой принарядясь, Высокая, собою недурная, Шла девушка и, низко поклоняясь, Прижалась в угол, фартук разбирая, «А что возьмешь? – спросила, обратясь, Старуха. = Все, что будет вам угодно,  Сказала та смиренно и свободно. _________________ Вдове понравился её ответ. « А как зовут?» ­ А Маврой. – Ну, Мавруша, Живи у нас; ты молода, мой свет; Гоняй мужчин. Покойница Феклуша Служила мне в кухарках десять лет, Ни разу долга чести не наруша, Ходи за мной, за дочерью моей, Усердна будь; присчитывать не смей» ________________________ Проходит день, другой. В кухарке толку Довольно мало: то переварит, То пережарит, то с посудой полку Уронит; вечно все пересолит, Шить сядет – не умеет взять иголку; Её бранят – она себе молчит; Везде, во сем уж как­нибудь подгадит. Параша бьется, а никак не сладит ______________ Поутру, в воскресенье, мать и дочь Пошли к обедне. Дома лишь осталась Мавруша; видите ль; у ней всю ночь Болели зубы; чуть жива осталась; Корицы нужно было натолочь, ­ Пирожное испечь она сбиралась. Её оставила; но в церкви вдруг На старую вдову нашел испуг. _________________ Она подумала: «В Мавруше ловкой Зачем к пирожному напала страсть? Пирожница, ей­ей, глядит плутовкой! Не вздумала ль она нас обокрасть Да улизнуть? Вот будем мы с обновкой Для праздника! Ахти, какая страсть!» Так думая, старушка обмирала И наконец, не вытерпев, сказала: _________________ «Стой тут, Параша. Я схожу домой; Мне что­то страшно» ………………. Вдова к себе в покой Вошла – и что ж? о боже! Страх какой! __________________________ Пред зеркальцем Параши, чинно сидя, Кухарка брилась. Что с моей вдовой? «Ах,ах!» ­ и шлепнулась. Её увидя, Та, второпях, с намыленной щекой Через старушку (вдовью часть обидя) Прыгнула в сени, прямо на крыльцо, Да ну бежать, закрыв себе лицо. _______________________ Обедня кончилась; пришла Параша. «Что маменька?» ­ Ах, Пашенька моя! Маврушка … «Что с ней?» ­ Кухарка наша … Опомниться досель не в силах я… За зеркальцем… вся в мыле… ­ «Воля ваша, Мне, право, ничего понять нельзя; Да где ж Мавруша?» ­ Ах, она разбойник! Она здесь брилась!... точно мой покойник! __________________________ Параша закраснелась или нет, Сказать вам не умею; но Маврушки С тех пор как не было, ­ простыл и след! Ушла, не взяв в уплату ни полушки И не успев наделать важных бед. ____________________ Вот вам мораль: по мненью моему, Кухарку даром нанимать опасно; Кто ж родился мужчиною, тому Рядиться в юбку странно и напрасно: Когда­нибудь придется же ему Брить бороду себе, что несогласно С природой дамской… Чтец: В Болдине Пушкин подводит итог своей 30­летней жизни, прощается с  некоторыми своими героями и друзьями… На бумагу ложатся строчки,  посвященные женщине, которая ему была очень дорога когда­то … в южной  ссылке. В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать … Прими же дальняя подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга, Как друг, обнявший молча друга Пред заточением его Этой женщиной была … Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Чтец: Теперь же его сердце принадлежало Наталье Николаевне Гончаровой,  чьей руки он добивалсч. Среди писем, написанных в этот период, больше  всего, девять, было адресовано будущей жене: «Милостивая государыня Наталья Николаевна, я  по­французски браниться  не умею, так позвольте говорить вам по­русски, а вы, мой ангел, отвечайте  мне хоть по­чухоски, да только отвечайте» Чтец: Хотел Пушкин задержаться в Болдине всего на месяц, а застрял на  целых три. В округе началась эпидемия холеры, объявили карантин. В каждом письме Наталье Николаевне звучит беспокойство за жизнь любимой. Чтец: Позднее Пушкин напишет Плещееву о том, как плодотворно и много  работал: «…Я в Болдине писал, как давно уже не писал» Действительно, им  были написаны две последние главы «Евгения Онегина»  ­ 8 и 9­я, трагедия  «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», около тридцати стихотворений,  поэмы, «Сказка о попе и о работнике его Балде» Чтец: Болдинская осень 1830 года была, наверное, одним из самых  счастливых периодов в жизни поэта: впереди был брак с любимой женщиной,  зрелые планы и мечты… Как окажется позднее, с 1830 года начнется  трагический период его жизни… Но Пушкин сумел разорвать круг трагедии.  Своим творчеством он приобрел бессмертие, оставаясь до конца дней своих  глубоко народным поэтом, в чем и признавался в своей «родословной»: Смеясь жестоко над собратом, Писаки русские толпой Меня зовут аристократом, Смотри, пожалуй, вздор какой! Не офицер я, не асессер, Я по кресту не дворянин, Не академик, не профессор; Я просто русский мещанин Чтец: Пушкин был бесконечно влюблен в жизнь, умел ценить её и радоваться  ей. Его стихи поддерживают нас в трудную минуту, не дают упасть духом.

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"

Литературная композиция "Болдинская осень"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017