Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы
Оценка 4.6

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—8 кл
30.05.2019
Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы
Данный материал, я думаю, пригодится учителям литературы, желающим разнообразить свои уроки по закреплению изученных произведений, проверить знания учащихся и желающим повысить интерес к своим урокам, а главное, воспитывать любовь к чтению, так как разработанный мною урок представляет собой занимательную игру и каждый участник сам оценивает свои возможности.
Итоговый урок.doc
Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы (2часа) учителя высшей категории  МКОУ СОШ с.Усть­Соболевка  Тернейского района Приморского края  Санниковой Галины Артёмовны. Цель: обобщить и систематизировать полученные знания; закрепить умения и навыки; проверить знание текстов произведений; умения определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях; привить интерес к литературе, к искусству слова, читательский вкус. Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве русских писателей и поэтов, содержание и героев их произведений; понимание художественной, эстетической, культурной ценности произведений; владение элементами анализа текста; умения высказывать своё мнение о тех или иных произведениях, давать характеристику героев, сопоставлять тексты. Оборудование: на доске оформлено табло, глядя на которое учащиеся сами определяют, на какой вопрос они хотели бы ответить и сколько баллов заработать. У учителя заготовлено 25 – 30 жетонов – звёздочек разной стоимости (можно стоимость указать цветом: жёлтый по 10 баллов – 5 штук, зелёный по 20 баллов – 10 штук, голубой по 30 баллов – 5 штук, малиновый по 40 баллов – 10 штук, синий по 50 баллов – 5 штук, серый по 60 баллов – 5 штук, коричневый по 80 баллов – 5 штук и красный по100 баллов – 5 штук. I раунд. Табло на доске. Чей это портрет? Назови автора Назови произведение Закончи  Теория фразу 1 10 10 10 10 10 2 3 4 5 20 30 40 50 20 30 40 50 20 30 40 50 20 30 40 50 20 30 40 50 Дети выбирают вопрос и называют баллы , а учитель задаёт вопросы: I     Р А У Н Д ПОРТРЕТ 1. «Мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам с ноготок». («Крестьянские дети» Некрасова, Малюточка) 1. «Руки у неё до ног, жиденькие, как туман синий, когтей нет». ( Синюшка) 2. «Глаза чёрные, светлые румяный, бородка маленькая, подстрижена, лицо весёлое,  всё смеётся. Бешмет шёлковый синий, голунчиком обшит. Кинжал на поясе большой,  серебряный, башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты, а на тонких  башмачках другие, толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.» (Абдул­Мурат  «Кавказский пленник») 3. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и уся подстрижены, белые, как пух, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком,  как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка». (Красный татарин  «Кавказский пленник») 4. « …носил персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского  офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук  с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке.» ( Долохов «Петя Ростов» Л.Толстого) АВТОР 1. Родился в 1821 году в имении отца Грешневе Ярославской губернии. Стихи посвящал  жизни народа. (Николай Алексеевич Некрасов) 2. Родился в 1887 году в Воронеже. Сочинять начал раньше, чем научился писать.  Работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для театра. (Самуил  Маршак) 3. Родился в 1879 году на Урале, в семье рабочего­металлурга (Павел Бажов) 4. Родился в 1814 году в Москве. Воспитывался бабушкой. Был офицером.  (М.Ю.Лермонтов) 5. Родился в 1828 году, жил в имении Ясная Поляна. (Л.Н.Толстой) ПРОИЗВЕДЕНИЕ 1. «У меня есть прекрасный изюм…» ( «Война и мир» Л.Н.Толстой) 2. «Она, вишь, эта бабка хитрая была, по улицам перья собирала» ( «Синюшкин  колодец» П.Бажов) 3. «Вам не видать таких сражений…» («Бородино» М.Ю.Лермонтов) 4. «Сидит он раз в яме на корточках, думает об вольном житье, и скучно ему. Вдруг  прямо ему на коленки лепёшка упала, другая, и черешни посыпались» («Кавказский  пленник» Л.Н.Толстой) 5. «Опять я в деревне, Хожу на охоту. Пишу мои вирши – живётся легко»  ( «Крестьянские дети» Н.А.Некрасов) ЗАКОНЧИ ФРАЗУ 1. Из­за северных морей, Из серебряных дверей На приволье, на простор Выпускаю….. (трёх сестёр) Бурю, Стужу, Метелицу «12 месяцев»С.Маршак) 1. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, ­ Зато беспощадно едят его … (мошки) «Крестьянские дети» Н.А.Некрасов) 1. Ты катись, катись, колечко, на весеннее крылечко, В летние сени, в теремок осенний, Да по зимнему ковру к …. (новогоднему костру) «12 месяцев» С.Я.маршак) 1. И ядрам пролетать мешала …. (гора кровавых тел) «Бородино» М.Ю.Лермонтов) 2. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи …. (Мороз­Воевода) Дозором обходит владенья свои ( «12 месяцев» С.Я.Маршак) ТЕОРИЯ 1. Какое художественно­выразительное средство использовано в отрывке «Как алмазы горят капля сдержанных слёз» (Сравнение) 1. Небольшое прозаическое произведение об одном или нескольких событиях из жизни. (Рассказ) 2. Ряд последовательно связанных событий рассказа –это … (Сюжет) 3. Самый острый или напряжённый момент рассказа – это ( Кульминация) 4. Как строится рассказ? (Завязка – с чего всё началось? Что происходит?  Кульминация. Развязка – чем всё закончилось?) М е с т о Объясни слово М.Ю.Лермонтов II     Р А У Н Д 1 2 3 20 40 60 20 40 60 20 40 60 Загадк и Наизусть 20 40 60 20 40 60 4 5 80 100 МЕСТО 80 100 80 100 80 100 80 100 1. Где собрались 12 месяцев? ( на лесной опушке) 2. Где заснул уставший охотник Некрасов? ( в сарае) 3. Где русские солдаты построили редут (на Бородинском поле) 4. Где держали пленных офицеров татары? ( в сарае, яме, ауле) 5. Где жил Илья из «Синюшкина колодца»? ( в нашем заводе) или Синюшка? (в колодце) ОБЪЯСНИ СЛОВО 1. Сеча ­ ( сражение, битва) 2. Редут ­ ( полевое укрепление) 3. Очи ­ ( глаза) 4. Аул ­ ( деревня, горное село татар, горцев) 5. Сакля ­ ( дом горца) М.Ю.ЛЕРМОНТОВ 1. « Ребята! Не Москва ль за нами?» («Бородино») 2. « В море царевич купает коня, Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!» ( «Морская царевна») 1. « Белеет парус одинокий…» ( «Парус») 2. « В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далёких чуждых стран» ( «Два великана») 1. « По синим волнам океана, Лишь звёзды блеснут в небесах, Корабль одинокий несётся, Несётся на всех парусах» ( «Воздушный корабль») ЗАГАДКИ 1. Не зверь, а с лапами, не портной, а с иголками. (ёж) 2. Летит, как стрела, гудит, как пчела. (самолёт) 3. Железный конь – в животе огонь; Сена не просит, пашет, сеет, косит. ( трактор) 1. Белое поле – чёрное семя; Кто поле сеет, тот разумеет. ( бумага и буквы) 1. Голубой платок, красный колобок – По платку катается, людям усмехается. ( небо и солнце) ПРОЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ ОТРЫВОК. 1. Сказка А.С.Пушкина ( «У лукоморья…», «Три девицы под окном…», «Жил старик у самого синего моря…» или другие) 2. С.Я.Маршак ( «Снег теперь уже не тот…» или другие) 3. М.Ю.Лермонтов («Скажи­ка дядя…» или другие) 4. Н.А.Некрасов ( «Однажды в студеную зимнюю пору…») 5. О природе любого автора ( «Зелёный шум», « Не ветер бушует над бором..» Некрасов , «Белая берёза» Есенин или другие) ИТОГ: подсчитываем баллы и награждаем хорошими оценками и сладкими призами. Аналогичный итоговый урок литературы можно провести и в 8 классе. Назови автора Чей это портрет? Место действия Чьи слова? Назови Законч Теория произведение и фразу 1 2 3 4 5 10 20 30 40 50 НАЗОВИ АВТОРА 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 1. Известный английский драматург, работал в театре «Глобус» ( У.Шекспир) 2. вечный спутник отрока, мужчины, женщины, школьника и старца (Федин о  Н.В.Гоголе) 3. Он прожил долгую жизнь, скончался на 83 году, писать начал в 23 года (Л.Н.Толстой) 4. Писатель, не получивший никакого образования, но возглавивший Союз писателей.  ( М.Горький) 5. Кто автор «Васюткиного озера», «Последнего поклона» ( В.П.Астафьев) ЧЕЙ ПОРТРЕТ? 1. Она и в 50 лет была замечательная красавица. Но в молодости, 18 лет, была  прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественая… (Варенька Б «После  бала» Л.Толстого) 2. Человек он сам собой необыкновенный. При фамилии такой Вовсе неказистой. Слава  громкая – герой – С ним сроднились быстро ( Василий Тёркин, А.Т.Твардовского) 3. Девушка, которую он назвал своею сестрою, была смугловатого лица, небольшим  тонким носом, почти детскими щечками и чёрными светлыми глазами. Она была  грациозно сложена, но как будто не вполне развита. ( Ася, И.С.Тургенева) 4. Вместо отца моего вижу в постели лежит мужик с чёрной бородой, весело на меня  поглядывая. Вот он вскочил с постели, выхватил топор из­за спины и стал махать во  все стороны. Комната наполнилась мёртвыми… ( Емельян Пугачёв, А.С.Пушкина) 5. Молодой человек лет 23, худенький, несколько приглуповатый и, как говорят, без  царя в голове. ( Хлестаков, Н.В. Гоголя) МЕСТО ДЕЙСТВИЯ 1. По пути из …. Я догнал двух богомольцев – старика и старуху ( Воронежа, Горький  «Маленькая») 2. Что за свет я вижу на …. ? Там брезжит свет. Джульетта, ты как день! ( балконе,  Шекспир) 3. Однажды русский генерал из гор к …. Подъезжал. Ребёнка пленного он вёз ( Тифлису,  Лермонтов «Мцыри») 1. Где жила и работала Настя, дочь Катерины Петровны из рассказа К.Г.Паустовского  «Телеграмма»? (Петербург, Союз 2. Где находилась Белогорская крепость? ( в 40­ка верстах от Оренбурга) ЧЬИ СЛОВА? 1. «Человек создан для счастья, как птица для полёта» ( Феномен, В.Короленко  «Парадокс») 2. «Служи верно, кому присягнёшь: слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на  службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся» (наказ отца, Аркадий  Петрович Гринёв, А.Пушкин «Капитанская дочка») 3. «Мох сырость засасывает, уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут  печка, с кути чад, ­ объяснила эту причуду ( бабушка, В.П.Астафьев « Фотография,  на которой меня нет») 4. «Бездомные наши горемыки. Где вы сейчас? Чем отразите вы удары этой лютой  непогоды? В лохмотьях, с непокрытой головой и тощим брюхом. Как я мало думал об  этом прежде! Вот тебе урок, богач надменный!» ( «Король Лир» Шекспира) 5. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет  ревизор!» ( Городничий, Н.В.Гоголь « Ревизор») НАЗОВИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 1. Эпиграфом к этому произведению взята пословица «Береги честь смолоду!»  ( «Капитанская дочка» А.Пушкин) 2. Эпиграфом к этому произведению являются слова: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се  аз умираю» («Мцыри» , М. Ю. Лермонтов) 3. Эпиграфом к этому произведению являются слова: « На зеркало неча пенять, коли  рожа крива» («Ревизор» Н.В.Гоголя) 4. «А в селе – называлось оно Заборье – не было никого, с кем можно было бы  поговорить о картинах, о Петербурге, жизни, о том лете, когда она жила с отцом в  Париже и видела похороны В.Гюго» («Телеграмма» К.Г.Паустовский) 5. «То серьёзный, то потешный. Нипочём, что дождь, что снег – он идёт, святой и  грешный, русский чудо­человек!» ( «Василий Тёркин» (Книга про бойца)  А.Т.Твардовский) ЗАКОНЧИ ФРАЗУ 1. «Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть … ( моё оружие, Лермонтов  «Мцыри») 2. «Отпустите, господа, хоть душу на … (покаяние, Земляника, Н.В.Гоголь «Ревизор») 3. «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит … (звезда моих полей, Н.Рубцов  «Звезда полей») 4. «И помни пословицу …. ( Береги честь смолоду, Пушкин «Капитанская дочка») 5. «Бой идёт святой и правый. Смертный бой, не ради …. (ради славы, ради жизни на  земле, «Василий Тёркин» А.Т.Твардовский) ТЕОРИЯ 1. Что такое очерк? (небольшое литературное произведение, краткое описание  жизненных фактов: зарисовка, эпизод) 2. Что такое дактиль? ( трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге «Ту'ч­ки­не ­бе'с­ны­е, Ве'ч­ны­е стра'н­ни­ки) 1. Что такое ямб? ( стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге «И –вспо'м нил­ я' от­цо'в­ский до'м) 1. Драма – это (род литературных произведений, написанных в диалогической форме и  предназначенных для исполнения актёрами на сцене) 2. Что такое композиция? ( строение, соотношение и взаимное расположение частей  или построение текста)

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра» Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы

Литературная викторина «Своя игра»  Итоговые уроки (1 полугодие) по литературе 5 ,8 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2019