Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русская литература
9 кл—11 кл
25.04.2017
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака) рассчитана на обучающихся 9-11 классов, которые уже знакомы с творчеством Б.Пастернака.
Цель литературно-музыкальной композиции – расширить познания обучающихся о жизни Пастернака и заинтересовать творчеством поэта, Нобелевского лауреата 1958 года.
литер.-муз. композиция.docx
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка Мартыновского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Литературномузыкальная композиция
«Свеча горела на столе, свеча горела…»
(по творчеству Бориса Пастернака)
Составила
учитель русского языка и литературы
Шевцова Людмила Григорьевна 20142015уч.г.
Методические рекомендации
Литературномузыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…»
рассчитана на обучающихся 911 классов, которые уже знакомы с творчеством
Б.Пастернака.
Цель литературномузыкальной композиции – расширить познания обучающихся о
жизни Пастернака и заинтересовать творчеством поэта, Нобелевского лауреата 1958
года.
На сцене в углу стоит стол с оформленным стендом о жизни Пастернака, лежит
томик стихов поэта, стоит подсвечник с горящей свечой.
Литературномузыкальная композиция открывается песней на стихи Б.Пастернака
«Зимняя ночь» и иллюстрацией презентации с портретами Пастернака в разные годы
жизни. В это время на сцену выходят 2 ученицы с зажженными в руках свечами.
После окончания песни девушки уходят со цены, а 4ро ведущих начинают
рассказывать о жизни поэта. Рассказ сопровождается презентацией, выступлением
чтецов и прослушиванием аудиозаписи песни “Никого не будет дома”. Композиция
заканчивается выходом на сцену всех выступающих с зажженными свечами и
звучанием песни «Зимняя ночь». АНОТАЦИЯ
Литературномузыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…»
представляет собой историю жизни и творчества Бориса Пастернака, одного из
крупнейших русских поэтов XX века ,отраженную в его стихах, прозе и письмах.
Приведены отрывки из воспоминаний современников. Материалы подобраны с тем,
чтобы показать творческий процесс создания произведений поэта на основе событий
его жизни, как и из чего «растут стихи». В них отразились его мысли и состояние
души, которые одновременно были закреплены в воспоминаниях о Пастернаке
разными людьми.
Представляя эту композицию о Борисе Пастернаке, хотелось обратить внимание
зрителя на единый, органический характер основного содержания его многолетнего
труда (1910—1960). На его глазах менялся мир, образ которого рисовал Пастернак,
но сохраняя цельность своего дарования и верность ему, он зорко следил за тем, что
происходило вокруг, не обманываясь владычеством «трескучей фразы» и лжи
злободневности, всеохватно царившим в его зрелые годы. Звучит запись песни “Зимняя ночь”, 2 девушки зажигают свечи.
Во время исполнения песни идёт показ презентации фотографий поэта.
Ведущий 1 Свеча горела на столе, свеча горела…
Почему так часто писатели обращаются к образу свечи?
Ведущий 2 Потому что это символ надежды, творчества, поиска…
Ведущий 3 Мы сегодня снова зажгли свечу, чтобы поговорить о Борисе Пастернаке,
чтобы
Ронять слова
Как сад – янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
Ведущий 4 Имя Пастернака оставалось под запретом много лет и вот вернулось,
заговорило, засверкало!
Ведущий 1 “Нить судьбы” назовём мы наше исследование, чтобы понять зачем, почему,
как, когда, где, кем забылось это имя и теперь снова вернулось к нам.
Ведущий 2 Перед вами прошли портреты поэта разных лет. А вот что говорили о нём:
( читают по очереди 4 человека)
1) “Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в
меховой шапке он выглядел как какойто персонаж русской сказки”. (О. Карлайл)
2) “Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь”. (М. Цветаева).
3) “Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З. Масленникова).
4) “На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был
очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий
рост, гармоничная походка, звучный голос”. (Ю. Анненков).
Ведущий 3 Творческий путь поэта – это “судеб скрещенье”, много человеческих судеб
переплелись с этой, да и судьба России не отделима от неё. Поэт и эпоха неразделимы.
Ведущий 4 Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Он родился 10
февраля в Москве, когда “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Мир здесь
представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё
говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Думаю, что такое
внимание к предметам у поэта от отца. Его отец – Леонид Осипович – преподаватель
Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были
художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым
иллюстрировал его произведения.
Ведущий 1 Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка европейской известности.
Она прекрасно играла. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не
представлял. Больше всего любил Скрябина. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Музыкантом не стал, но сколько стихов навеяно
музыкой, в скольких упомянуты её творцы!
Ведущий 2 Живопись, музыка – это ещё не Пастернак. Его всегда отличало глубокое
мышление, поиск сути. Наши писатели, почти все, играли в шахматы. Пастернак не стал
исключением. Мало того, фигуры шахмат ожили в его строчках. В 1912 году он поехал в
Марбург изучать философию. И вдруг – удивительная встреча, которая заставила его
писать стихи. Пастернак впервые влюбился и получил отказ, но появилось стихотворение,
которое многим близко.
Ведущий 3 В отчем доме сложились все предпосылки для будущего писателя: музыка –
живопись – философия. Это ещё раз доказывает: все мы родом из детства, семья –
основополагающее начало каждого из нас. Дорожите ею!
Ведущий 4Первый период становления Пастернака можно считать завершённым: выбор
сделан, путь в поэзию открыт.
Ведущий 1Становление Б.Пастернака происходило под влиянием окружения. 10е годы
появление разных течений. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не столько им, сколько
видением мира А.Блока, А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное
его ответвление “Центрифуга”.
Ведущий 2 Поэзия Пастернака ориентирована на вечные законы бытия, природы, а не на
переделку мира и отказ от прошлого. Ни к одному из течений не примкнул, выбрал свой
путь, и уже в 1922 году вышел сборник “Сестра моя жизнь”. Здесь много света, лёгкости,
попастернаковски звучит тема любви: в этом году он женится на художнице Евгении
Владимировне Лурье.
“Любимая – жуть…” 1922 год.
Чтение стихотворения
Исполнение песни
“Никого не будет дома” 1931 год
Ведущий 3И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не
я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!
Всё это войдёт в сборник “Второе рождение”, 1932 год. Но период 30ых годов станет для
поэта нелёгким и займет особое место.
Ведущий 4 30е годы для России – трудное время. Началось время нелепых подозрений,
необоснованных репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы обезопасить близких
людей: поддерживает Ахматову, Мандельштама. Он не молчит: выступает на 1 съезде
писателей в 1934 году, но изменить ничего не может. Зато может остаться самим собой.
Поновому начинает звучать тема поэта и поэзии.
Чтение стихотворения
“О знал бы я, что так бывает…” 1931 год.
Ведущий 1 Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное.
Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: “Оставьте в покое этого небожителя”. А позже
станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для “десяти лет без
права переписки”. Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а
он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.
Ведущий 2Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с
английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого,
с грузинского Бараташвили. Добавляется запись на доске: 19461960.Слайд: “Быть живым. Живым и только…”
(фотография Пастернака)
Ведущий 3 19461960 годы – “третье рождение”. Согласны ли с такой формулировкой?
Среди наших ещё не говорящих предметов – роман “Доктор Живаго”, который стал
особым детищем Пастернака.
Ведущий 4 Росла потребность высказаться о себе и об эпохе. После войны, когда не
оправдались надежды на обновление жизни, он приступил к своему роману, чтобы дать
исторический образ России за последнее сорокапятилетие.
Ведущий 1 В течение 10 лет писался роман, наступал 1955 год, роман закончен, разослан
в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала “Новый мир”. Но некоторые были против
публикации. Отдал и опубликовал в Италии в 1957 году. Через два года переведён на 24
языка.
Ведущий2 Анна Ахматова вспоминает: “Борис был счастлив, мы – ждали взрыва”).
Ведущий 3 Роман принёс мировую славу. 23 октября Шведская Академия словесности и
языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958
года. Не каждому присуждается такая премия. В это время у Пастернака родится
стихотворение, совсем не выражающее радость.
Чтение стихотворения
“Нобелевская премия” 1959 год.
.
Ведущий 4 Травля по всей стране, исключён из Союза писателей. Когда узнал, что
Ивинская может лишиться работы, принял серьёзное решение: отказаться от премии.
Ведущий 1А газеты не унимались:
(читают 3 человека)
1) “Я внимательно, с карандашом в руках, прочитал “Доктор Живаго”. Я почувствовал
себя буквально оплёванным. Мы должны сказать Пастернаку: ты нам сегодня здесь
не нужен!”,
2) “Доктор Живаго – плевок в наш народ”,
3) “Пастернак своим романом и своим поведением поставил себя вне советской
литературы и вне советского общества…”
Ведущий 2Ему предложили покинуть страну, пригрозили высылкой из страны – это когда
тебе 68 лет!
Ведущий 3Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали
называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются
мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами.
Чтение стихотворений
“Единственные дни” 1959 год.
“Быть знаменитым некрасиво” 1959 год.
Ведущий 4-Борис Пастернак?!..
Ведущий 1 Нить судьбы Пастернака закончилась, но не прервалась. Мы связаны
временем, историей, традициями.
Звучит песня «Зимняя ночь». Все зажигают свечи. Список литературы:
1.
2.
3.
4.
Борис Пастернак. Стихотворения. – «Эксмо», М., 2005г.
Борис Пастернак. «Сестра моя, жизнь» (сборник) «Эксмо», М., 2007г.
Пастернак Борис «Я понял жизни цель» (проза, стихотворения, поэмы,
переводы) «Эксмо», М., 2008г.
Дмитрий Быков «Борис Пастернак» «Молодая гвардия», 2009г.
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.