Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Оценка 4.9

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русская литература
9 кл—11 кл
25.04.2017
Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака) рассчитана на обучающихся 9-11 классов, которые уже знакомы с творчеством Б.Пастернака. Цель литературно-музыкальной композиции – расширить познания обучающихся о жизни Пастернака и заинтересовать творчеством поэта, Нобелевского лауреата 1958 года.
литер.-муз. композиция.docx
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка Мартыновского района Ростовской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Литературно­музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака) Составила  учитель русского языка и литературы Шевцова Людмила Григорьевна 2014­2015уч.г. Методические рекомендации Литературно­музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…»  рассчитана на обучающихся 9­11 классов, которые уже знакомы с творчеством  Б.Пастернака. Цель литературно­музыкальной композиции – расширить познания обучающихся о  жизни Пастернака и заинтересовать творчеством поэта, Нобелевского лауреата 1958  года. На сцене в углу стоит стол с оформленным стендом о жизни Пастернака, лежит  томик стихов поэта, стоит подсвечник с горящей свечой. Литературно­музыкальная композиция открывается песней на стихи Б.Пастернака  «Зимняя ночь» и иллюстрацией презентации с портретами Пастернака в разные годы  жизни. В это время на сцену выходят 2 ученицы с зажженными в руках свечами.  После окончания песни девушки уходят со цены, а 4­ро ведущих начинают  рассказывать о жизни поэта. Рассказ сопровождается презентацией, выступлением  чтецов и прослушиванием аудиозаписи песни  “Никого не будет дома”. Композиция  заканчивается выходом на сцену всех выступающих с зажженными свечами и  звучанием песни «Зимняя ночь». АНОТАЦИЯ Литературно­музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…»  представляет собой историю жизни и творчества Бориса Пастернака, одного из  крупнейших русских поэтов XX века ,отраженную в его стихах, прозе и письмах.  Приведены отрывки из воспоминаний современников. Материалы подобраны с тем,  чтобы показать творческий процесс создания произведений поэта на основе событий  его жизни, как и из чего «растут стихи». В них отразились его мысли и состояние  души, которые одновременно были закреплены в воспоминаниях о Пастернаке  разными людьми. Представляя  эту композицию о  Борисе Пастернаке, хотелось обратить внимание  зрителя на единый, органический характер основного содержания его многолетнего  труда (1910—1960). На его глазах менялся мир, образ которого рисовал Пастернак,  но сохраняя цельность своего дарования и верность ему, он зорко следил за тем, что  происходило вокруг, не обманываясь владычеством «трескучей фразы» и лжи  злободневности, всеохватно царившим в его зрелые годы. Звучит запись песни “Зимняя ночь”, 2 девушки зажигают свечи. Во время исполнения песни идёт показ презентации фотографий поэта. Ведущий 1  ­Свеча горела на столе, свеча горела… Почему так часто писатели обращаются к образу свечи? Ведущий 2 ­Потому что это символ надежды, творчества, поиска… Ведущий 3  ­Мы сегодня снова зажгли свечу, чтобы поговорить о Борисе Пастернаке,  чтобы Ронять слова  Как сад – янтарь и цедру, Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва. Ведущий 4  ­Имя Пастернака оставалось под запретом много лет и вот вернулось,  заговорило, засверкало!  Ведущий 1 ­“Нить судьбы” назовём мы наше исследование, чтобы понять зачем, почему,  как, когда, где, кем забылось это имя и теперь снова вернулось к нам. Ведущий 2  ­Перед вами прошли портреты поэта разных лет. А вот что говорили о нём: ( читают по очереди 4 человека) 1) “Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в  меховой шапке он выглядел как какой­то персонаж русской сказки”. (О. Карлайл) 2) “Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь”. (М. Цветаева). 3) “Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З. Масленникова).       4)  “На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был  очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий  рост, гармоничная походка, звучный голос”. (Ю. Анненков). Ведущий 3  ­Творческий путь поэта – это “судеб скрещенье”, много человеческих судеб  переплелись с этой, да и судьба России не отделима от неё. Поэт и эпоха неразделимы. Ведущий 4  ­Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Он родился 10  февраля в Москве, когда “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Мир здесь  представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё  говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Думаю, что такое  внимание к предметам у поэта от отца. Его отец – Леонид Осипович – преподаватель  Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были  художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым  иллюстрировал его произведения. Ведущий 1  ­Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка европейской известности.  Она прекрасно играла. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не  представлял. Больше всего любил Скрябина. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Музыкантом не стал, но сколько стихов навеяно  музыкой, в скольких упомянуты её творцы! Ведущий 2­ Живопись, музыка – это ещё не Пастернак. Его всегда отличало глубокое  мышление, поиск сути. Наши писатели, почти все, играли в шахматы. Пастернак не стал  исключением. Мало того, фигуры шахмат ожили в его строчках. В 1912 году он поехал в  Марбург изучать философию. И вдруг – удивительная встреча, которая заставила его  писать стихи. Пастернак впервые влюбился и ­ получил отказ, но появилось стихотворение, которое многим близко. Ведущий 3 ­В отчем доме сложились все предпосылки для будущего писателя: музыка –  живопись – философия. Это ещё раз доказывает: все мы родом из детства, семья –  основополагающее начало каждого из нас. Дорожите ею! Ведущий 4­Первый период становления Пастернака можно считать завершённым: выбор  сделан, путь в поэзию открыт.  Ведущий 1­Становление Б.Пастернака происходило под влиянием окружения. 10­е годы  появление разных течений. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не столько им, сколько  видением мира А.Блока, А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное  его ответвление “Центрифуга”. Ведущий 2­ Поэзия Пастернака ориентирована на вечные законы бытия, природы, а не на  переделку мира и отказ от прошлого. Ни к одному из течений не примкнул, выбрал свой  путь, и уже в 1922 году вышел сборник “Сестра моя ­ жизнь”. Здесь много света, лёгкости,  по­пастернаковски звучит тема любви: в этом году он женится на художнице Евгении  Владимировне Лурье. “Любимая – жуть…” 1922 год.  Чтение стихотворения Исполнение песни “Никого не будет дома” 1931 год  Ведущий 3­И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не  я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая! Всё это войдёт в сборник “Второе рождение”, 1932 год. Но период 30­ых годов станет для  поэта нелёгким и займет особое место. Ведущий 4 ­ 30­е годы для России – трудное время. Началось время нелепых подозрений,  необоснованных репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы обезопасить близких  людей: поддерживает Ахматову, Мандельштама. Он не молчит: выступает на 1 съезде  писателей в 1934 году, но изменить ничего не может. Зато может остаться самим собой.  По­новому начинает звучать тема поэта и поэзии. Чтение стихотворения “О знал бы я, что так бывает…” 1931 год.  Ведущий 1­ Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное.  Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: “Оставьте в покое этого небожителя”. А позже  станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для “десяти лет без  права переписки”. Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а  он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом. Ведущий 2­Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с  английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого,  с грузинского Бараташвили. Добавляется запись на доске: 1946­1960.Слайд: “Быть живым. Живым и только…”  (фотография Пастернака) Ведущий 3­ 1946­1960 годы – “третье рождение”. Согласны ли с такой формулировкой?  Среди наших ещё не говорящих предметов – роман “Доктор Живаго”, который стал  особым детищем Пастернака. Ведущий 4­ Росла потребность высказаться о себе и об эпохе. После войны, когда не  оправдались надежды на обновление жизни, он приступил к своему роману, чтобы дать  исторический образ России за последнее сорокапятилетие. Ведущий 1­ В течение 10 лет писался роман, наступал 1955 год, роман закончен, разослан  в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала “Новый мир”. Но некоторые были против  публикации. Отдал и опубликовал в Италии в 1957 году. Через два года переведён на 24  языка. Ведущий2­ Анна Ахматова вспоминает: “Борис был счастлив, мы – ждали взрыва”). Ведущий 3­ Роман принёс мировую славу. 23 октября Шведская Академия словесности и  языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года. Не каждому присуждается такая премия. В это время у  Пастернака родится  стихотворение, совсем не выражающее радость.  Чтение стихотворения “Нобелевская премия” 1959 год. . Ведущий 4­ Травля по всей стране, исключён из Союза писателей. Когда узнал, что  Ивинская может лишиться работы, принял серьёзное решение: отказаться от премии. Ведущий 1­А газеты не унимались:  (читают 3 человека) 1) “Я внимательно, с карандашом в руках, прочитал “Доктор Живаго”. Я почувствовал себя буквально оплёванным. Мы должны сказать Пастернаку: ты нам сегодня здесь  не нужен!”, 2) “Доктор Живаго – плевок в наш народ”, 3) “Пастернак своим романом и своим поведением поставил себя вне советской  литературы и вне советского общества…” Ведущий 2­Ему предложили покинуть страну, пригрозили высылкой из страны – это когда  тебе 68 лет! Ведущий 3­Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали  называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются  мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами. Чтение стихотворений “Единственные дни” 1959 год. “Быть знаменитым некрасиво” 1959 год. Ведущий 4-Борис Пастернак?!.. Ведущий 1­ Нить судьбы Пастернака закончилась, но не прервалась. Мы связаны  временем, историей, традициями. Звучит песня «Зимняя ночь». Все зажигают свечи. Список литературы: 1. 2. 3. 4. Борис Пастернак. Стихотворения. – «Эксмо», М., 2005г. Борис Пастернак. «Сестра моя, жизнь» (сборник) ­ «Эксмо», М., 2007г.  Пастернак   Борис   ­   «Я   понял   жизни   цель»   (проза,   стихотворения,   поэмы, переводы) ­ «Эксмо», М., 2008г.  Дмитрий Быков «Борис Пастернак» ­ «Молодая гвардия», 2009г.

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)

Литературно-музыкальная композиция  «Свеча горела на столе, свеча горела…» (по творчеству Бориса Пастернака)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017