Литературное чтение 1 класс Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».
Оценка 4.7

Литературное чтение 1 класс Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
11.01.2017
Литературное чтение 1 класс  Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».
Тема и номер урока в теме: Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». В теме урок №1 Базовый учебник: Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 2012. Тип урока: Знакомство с новым материалом. Цели: • познакомить со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»; • обучать плавному выразительному чтению; • учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; • развивать память, речь, мышление. Задачи: • учить отличать сказку от других произведений; • давать характеристику сказочным героям; • учить дополнять содержание текста. Планируемые результаты Предметные: • называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки; • придумывать различные варианты окончания сказки; • определять главную мысль сказки на основе пословиц. Метапредметные: • определять учебную задачу урока – читать сказку; • сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы. Личностные: • проявлять интерес к чтению сказок; • объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен». Межпредметные связи: Математика. Тема: «Сравнение».Урок литературного чтения для 1 класса. Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Цели: • познакомить со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»; • обучать плавному выразительному чтению; • учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление. Задачи: • учить отличать сказку от других произведений; • давать характеристику сказочным героям; • учить дополнять содержание текста.
1 класс ЛИТЕРАТУРА.docx

 План – конспект урока

                                                                  Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

1.     Ф.И.О.              Костенко Наталья Владимировна

2.     Место работы  МКОУ Заливинская СОШ

3.     Должность:      учитель начальных классов

4.     Предмет:          Литературное чтение

5.     Класс:               1

6.     Тема и номер урока в теме: Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

      В теме урок №1

7.     Базовый учебник: Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 2012.

8.     Тип урока: Знакомство с новым материалом.

9.      Цели:

·        познакомить со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»;

·        обучать плавному выразительному чтению;

·        учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;

·        развивать память, речь, мышление.

  10. Задачи:

·        учить отличать сказку от других произведений;

·        давать характеристику сказочным героям;

·        учить дополнять содержание текста.

11. Планируемые результаты

Предметные:

·        называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки;

·        придумывать различные варианты окончания сказки;

·        определять главную мысль сказки на основе пословиц.

Метапредметные:

·        определять учебную задачу урока – читать сказку;

·        сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

Личностные:

·        проявлять интерес к чтению сказок;

·         объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

Межпредметные связи: Математика. Тема: «Сравнение».

12. Формы и методы обучения:  индивидуальная, объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

14. Ресурсы урока:

·        Аудиозапись сказки «Теремок»

·        выставка книг со сказками (народными и авторскими);

·         рисунки с изображением героев сказки «Теремок»;

·        таблица сравнения;

·        карточки с пословицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность детей

Время

(в мин)

I.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный

 

 

 

 

 

  У доски выставка книг.

 

Начинаем наш урок.
Предъявите-ка улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучных, мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!

Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

II.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. 

Летела муха около уха Ж Ж  Ж

Летела оса около носа  С С  С С

Ползла змея        Ш Ш  Ш

Скакала лошадка   Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок  Р Р Р

Летел комар и звенел  З З З

 

 

Выполняют упражнения.

1

III.

II.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».

 

 

Оцените последовательность своего пересказа.

Знакомит учащихся с новым вариантом сказки «Теремок» в пересказе Е.Чарушина.

 

-Ребята, какие книги вы любите читать?

- Сможете ли вы, прочитать, что здесь написано? (Нужно прочитать только заглавные буквы)

рCауКзфАлэщтЗыядсмКчьюбИпайц,

 

- Это тема нашего урока. С какими сказками мы сегодня познакомимся? Откройте учебник на странице 32.

Пересказывают русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).

 

Ответы детей.

 

 

Сказки

 

Угадывают сказку с помощью иллюстрации

- «Теремок».

Читают заголовок сказки «Рукавичка».

10

 

 

 

 

IV.

Организация познавательной деятельности.

 

Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Теремок».

Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Диалог героев предложить прочитать учащимся.

-Понравилась ли вам сказка?

 

Слушают

 

Читают

 

-Да!

 

15

V.

Физкультминутка 

 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка прыг и ускакал!

Приставляют кисти рук к голове, машут, изображая ушки. Трут себе ладони. Прыгают на месте. Садятся за стол.

1

VI.

Работа по теме урока.

- Чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на русскую народную сказку «Рукавичка»? Результаты сравнения занесите в таблицу.

 

 

 

СКАЗКИ

 

народные

 

авторские

 

 

Параметры сравнения

В пересказе Е.Чарушина

Р.н.сказка

Название

«Теремок»

«Рукавичка»

Герои

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк …

Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан, медведюшка-батюшка.

Событие

Стоит теремок. Все звери собираются в теремке. Остаются жить.

Лежит рукавичка. Все звери собираются в рукавичке. Звери разбегаются.

Язык сказки (звукоподра-жательные слова)

Пик! Пик! Пик!

Ква! Ква! Ква!

Чук! Чук! Чук!

Тяф! Тяф! Тяф!

 

Хрю! Хрю! Хрю!

Гу! Гу! Гу!

Гав! Гав! Гав!

 

- Ребята, узнайте произведение по отрывку. «Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает».

 

«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!»

- Оцените свою работу.

 

 

 

- Прочтите пословицы:

• В тесноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к сказке «Теремок» и к сказке «Рукавичка» больше всего?

 

 

 

Работа в тетради. Кому из героев сказки принадлежат слова? (с.31)

Читают сказку, заполняют под руководством учителя таблицу. Делают вывод, какие сказки называются народными и какие авторскими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Чарушин «Теремок»

Р.н.сказка «Рукавичка».

 

Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).

 

Ответы детей:

В тесноте, да не в обиде.

Согласие крепче каменных стен.

 

 

 

 

 

 

Читают. Отвечают.

10

VII.

 Рефлексия. Подведение итогов.

 

 

 

 

- Заселите героев сказки «Теремок» в теремок.

 

Мышка                   лягушка                       заяц

   

Таремок

Лиса                                                                                                                            

                               волк                       медведь

 

(мышка, лягушка, заяц, волк, медведь, кабан, петух, лиса и т.д.)

- Оцените свою работу.

-Определите, какая из пословиц отражает главную мысль сказок. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина «Теремок» или с русской народной сказкой «Рукавичка»? (с.37)

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

· голос  тихий, дрожащий  (заяц);

· голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

·  голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

·  голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

· голос тоненький, писклявый (мышка).

-Покажите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

 

Работают у доски

(выбирают героев сказки и распределяют вокруг теремка)

 

 

 

 

Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).

Согласие крепче каменных стен.- можно отнести к сказке «Теремок».

В тесноте, да не в обиде.- можно отнести к сказке «Рукавичка».

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают смайлики.

 

 

 

5

VIII.

Домашнее задание.

Выполнить иллюстрацию к  сказке «Мой любимый сказочный герой».

 

1

 

 

                   Литература:  

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. -М.: Просвещение, 2012.

2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск СО-РОМ), автор Л.Ф. Климанова.

3.Литературное чтение. Рабочая тетрадь 1 класс, М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип вид ресурсов

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

 

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 

1

 

сказки

информационный

аудиосказки

http://allforchildren.ru

http://muzofon.com/search/Аудио

2

животные

информационный

иллюстрации

http://forchel.ru

3

животные

информационный

иллюстрации

forum-grad.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем. Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный (отлично)

Зелёный (хорошо)

Синий

(нужно постараться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени себя


 

Скачано с www.znanio.ru

План – конспект урока

План – конспект урока

Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы

Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы

План – конспект урока №

План – конспект урока №

III. II .Актуализация знаний

III. II .Актуализация знаний

V. Физкультминутка Зайка серенький сидит

V. Физкультминутка Зайка серенький сидит

Герои Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк …

Герои Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк …

В тесноте, да не в обиде . •

В тесноте, да не в обиде . •

VII . Рефлексия. Подведение итогов

VII . Рефлексия. Подведение итогов

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Красный (отлично) Зелёный (хорошо)

Красный (отлично) Зелёный (хорошо)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017