Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
18.01.2017
На примере сказки Паустовского Г. К. показаны детям этапы исправления души человека. Вводится понятие " искупление", идет воспитание у школьников ответственности за свои поступки, слова; развивается умение анализировать текст, выделять причинно-следственные связи; аргументировать свою точку зрения, умение обобщать. Вместе с Филькой ребята поднимались по лестнице раскаяния. От осознания того, что ты поступил плохо до преодоления –(справиться с чем-либо -страхом, холодом, стыдом) Дальше к раскаянию. Раскаяние – чувство сожаления по поводу своего поступка
стыда, страха за свой плохой поступок до его искупления- исправления (Искупить что-то можно только с помощью душевных ценностей, преодоления в себе самолюбия, гордыни, лени. ).
Паустовский Теплый хлеб.doc
К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний»
Учитель ВКК Шурова Людмила Симоновна МБОУ «Гимназия имени
И.С.Никитина»
Тема урока: «Г.К.Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Цели: образовательные:
Формировать умение анализировать художественное произведение;
показать этапы исправления души человека;
ввести понятие «искупление»;
развивающие:
способствовать развитию речи учеников, творческих способностей;
развивать аналитическое мышление;
развивать умение выявлять причинноследственные связи,
аргументировать свою точку зрения, умение обобщать;
развивать познавательные способности, расширять кругозор
воспитательные:
воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие
произведения;
воспитывать нравственные качества человека Ход урока:
1. Организационный момент.
подготовка класса к восприятию темы и общению, создание условий для
проведения урока.
Ребята, какое произведение мы сейчас изучаем?
(Сказка Г. К. Паустовского «Теплый хлеб»)
2. Постановка темы урока:
Сегодня мы завершаем изучение этого произведения. Оно очень важно для
понимания очень многих вопросов. Я хочу обратить ваше внимание на слова
Г. К. Паустовского:
«Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
3. Целеполагание
Эти слова являются целью нашего урока
Урок у нас сегодня необычный по форме. Урок соревнование. В гостях у нас
жюри, члены, которое будет оценивать нашу работу. (Один учитель другого
класса и старшеклассники.)
Важное условие – укладываться по времени. (Класс поделен на 3 большие
группы – ряды. И на каждом ряду по 2 группы. Задания обсуждаются в малых
группах и координируются в большой. Каждая группа выбирает себе
название, на столах у групп тесты, оценочные листы, лестница рефлексии)
4. Работа над темой урока
Итак, 1 конкурс. Он называется «Фотоглаз»
очень быстро, за 30 секунд, нужно запомнить слова
затем их воспроизвести
по этим опорным словам составить краткий пересказ.
своему рассказу дать название. (7 минут)
2 ряд «Творцы»
1ряд «Чтецы»
3 ряд «Умники» Командир
Раненый конь
Панкрат
Общественный конь
Филька «Ну тебя»
На вас не напасешься
Заржал жалобно
Пронзительный ветер
Мело кругом
Хлестало в глаза
Ломались скворечни
Филькина бабка
Заплакал от страха
Злоба людская
Старый солдат
Злой мужик
Турецкая баталия
Зеленая плесень
Лютый мороз
Охлаждение сердца
Поправит злодейство
5. Команды обсуждают и выполняют задание.
6. Группы представляют свои пересказы:
1гр. – История вороного коня
2гр. _ Бездумный поступок
3 гр._ Беда
7. (Жюри оценивает работу групп)
8. Вывод:
О чем думал Филька, когда слушал рассказ бабушки?
(Сравнивал себя со злым мужиком)
Как вел себя мальчик?
(Ерзал. Ему было холодно и страшно. Он понял, что совершил зло. Что же
происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? )
Филька сделал первый шаг к исправлению. Он осознал, что поступил плохо.
Осознание – понимание того, что поступил плохо
Почему он решил идти к Панкрату?
(Он старый, мудрый, хитрый)
Почему бабушка не остановила внука?
(Надо надеяться)
Можно ли исправить зло?
II. . Следующий конкурс – «Радиотеатр». ( Голосом, интонацией передать
состояние героев, их переживания. Чтение по ролям 2 части сказки. Разговор
Панкрата и Фильки)
Что решил сделать Филька, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?
Трудно ли ему было? Что ему пришлось преодолеть? (Страх, холод, стыд)
Преодолеть – пересилить, справиться с чемлибо (страх, холод, стыд)
Что происходило в душе Фильки? (Он раскаялся)
Раскаяние – чувство сожаления по поводу своего поступка
Достаточно ли одного раскаяния, чтобы исправить зло?
(Нужно делом доказать свое исправление, искупить зло)
Как вы понимаете слово «искупить»?
(Искупить чтото можно только с помощью душевных ценностей, преодоления
в себе самолюбия, гордыни, лени. Искупают вину даже ценой собственной
жизни ради добра и справедливости «искупить вину кровью» Искупают вину и
своим трудом, собственными усилиями, не надеясь на когото.
Искупление – заслужить прощение с помощью душевных ценностей,
преодоление самолюбия, гордыни, лени
Исправил ли Филька совершенное им зло?
Ш. Следующее испытание – тест. Цель, которого – проверить усвоение
сказки. (Приложение)
(На столах в группах есть текст теста. Дети работают на время и результаты
передаются в жюри)
IV Слово жюри. Промежуточный результат.
V Физкультминутка
VI. Ребята, есть еще один важный момент сказки, но он не вошел в ваш
учебник.
Ваша задача за 5 минут составить небольшой рассказ, который будет
окончанием сказки.
Самостоятельная работа групп.
Жюри выставляет результаты за тест, «радиотеатр»
Чтение творческих работ
А теперь давайте узнаем замысел автора. Чтение концовки сказки.
Какой группе удалось приблизиться к тому, что задумал К.Г.Паустовский?
Исправил ли Филька совершенное им зло?
Чем он завершил путь исправления своего поступка? (Благодарностью)
Вывод: На вершине лестницы исправления проступка – благодарность. Давайте рассмотрим слово «благодарность». Благо дарить. Благо дарит тот,
кто раскаялся и тот, кто простил.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Умение прощать свойство сильных, слабые – не прощают
VII. Конкурс капитанов. Команды помогают. Шаг за шагом проходим с
Филькой по лестнице исправления плохого поступка. (Рефлексия)
Лестница исправления плохого поступка
(Лестница раскаяния)
благодарность
искупление
раскаяние
преодоление
осознание
Трудно ли подняться по этой лестнице? Что для этого нужно?
Сила воли, тренировать волю
Умение преодолевать в своей душе плохие черты
Любовь к окружающим людям
Избавляться от плохих привычек
Делать добрые дела
Не говорить грубые слова
У Л.Н.Толстого есть выражение: «Чтобы поверить в добро, надо начать его
делать» Холодное сердце Фильки оттаяло. Филька понял, что только добро
делает человека счастливым. Для понимания Филька прошел трудный путь. О
смог осознать свой поступок и преодолеть себя
Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат и мальчишки отмахнулись? VIII. Народная мудрость. Выберите пословицу, которая больше всего
подходит к уроку.
Пословицы и поговорки
Кайся, кайся, да опять за то не принимайся.
Повинную голову меч не сечет
Признание – половина исправления
Умел грешить, умей каяться
Живи смирнее, будешь всем милее
Красив тот, кто красиво поступает
Рубашка беленькая, а душа серенькая
IX Подведение итогов
Жюри подводят итоги последних конкурсов и итоговые результаты
В группах капитан оценивает работу каждого
X..Каждый ученик работает с лестницей рефлексии
Доволен ли тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Сумел ли показать свои знания?
Я очень рада, что вам урок понравился.
XI. Выставление оценок
XII. Домашнее задание:
Написать сочинениеминиатюру: «О чем заставила задуматься сказка К.Г
Паустовского «Теплый хлеб»?» Приложение №1 (Для жюри)
Критерии оценок
1. «Фотоглаз»
У каждой группы по 7 слов. Оценивается количество правильно написанных
слов в группах (1,2,3,) суммировать и делить на 2
2. Краткий пересказ – точность, краткость, верность содержания
3. «Радиотеатр» выразительность, артестизм, безошибочность чтения
4. Тест – смотри «ключ»
5. Угадай замысел автора – творчество, совпадение, литературное
оформление
6. «Лестница раскаяния» конкурс капитанов по пятибалльной системе,
учитывается помощь команды
7. «Народная мудрость» активность каждого ряда по пятибалльной шкале
(количество отвечающих, правильность ответов)
8. Подведение итогов
«Ключ» к тесту 1
в
2
а
3
а
4
в
5
б
6
а
7
в
Экран соревнований
(для жюри)
«Чтецы»
«Творцы»
«Умники»
Приложение №2
Этапы урока
«Фотоглаз»
Краткий пересказ
Радиотеатр
Тест
Угадай замысл
автора
«Лестница
раскаяния»
Народная
мудрость
Рефлексия Приложение № 3
Тест К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
1. Жанр произведения:
а) рассказ
б) быль
в) сказка
2.Тема произведения:
а) труд и взаимная выручка
б) забота о животных
в)человек и природа
3. Значение слова «теплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, приветливый
б) согревающий тело, сытный
в) недостаточно горячий
4. Филька понял, что совершил отвратительный поступок, когда:
а) обидел коня
б) усилился мороз в) услышал рассказ бабушки
5. История старого солдата представляет собой:
а) быль
б) легенду
в) сказку
6. Настоящим спасением для деревни является:
а) совместный труд ее жителей
б) перемена направления ветра
в) своевременная помощь сороки
7. Смысл подношения детьми хлеба и соли коню:
а) желание поделиться хлебом с голодным животным
б) благодарность за труд
в) примирение и извинение ФИЛЬКИ
Приложение № 4
Оценочный лист группы №
Фамилия,
имя ученика
«Фотоглаз»
Краткий
пересказ
Радиотеатр
Замысел
автора
Лестница
раскаяния
Народна
я
мудрость
Рефлекси
я
Лестница рефлексии Оценка
командира
Сумел ли
показать свои
знания?
Получил ли новые
знания?
Понравился ли
урок?
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний» Тема урока: «Г .К. Паустовский «Теплый хлеб» (Греха и его искупления)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.