Литературное краеведение в школе
Оценка 4.8

Литературное краеведение в школе

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
10.01.2017
Литературное краеведение в школе
Статья " Этнокультурный компонент на уроках литературы " из опыта работы на основе Авторской программы по литературному краеведению в 5-11 классах. В статье дана система включения в программу по литературе краеведческого компонента как на весь урок , так и часть его. Статья будет интересна учителям литературы Сибири.статья по литературному краеведению
литературное краеведение.docx

   Этнокультурный компонент на уроках литературы

 

                   Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един

                    со  всем  Человечеством.

                                                                                             Джон Донн

 Личность – нация – человечество, по мнению Юрия Борева, автора «Эстетики», это те основные понятия, начала, которые определяют структуру культуры как единой культуры  человечества. Общечеловеческое начало – фундамент  творчества. «Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны,- писал Леонид  Андреев («Роза мира»). - Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры».  «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения  между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, в возможности диалога  культур. Литература – вид искусства. Учителя словесности  стараются представить ее как единый творческий процесс – от века к  веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению  и, конечно, от «народа к народу». Тюменский край – многонациональный регион. Поэтому проблема литературного краеведения для него актуальна.  .«Чувство сопричастности единому духовному пространству Западной Сибири - цель литературного краеведения».   Так написано в Программе по литературному краеведению Тюменского края  под редакцией Н.А.Рогачевой, Г.И.Данилиной, Е.Н.Эртнер Программа рассчитана на полный курс (1 час в неделю) в 5,6 классе и строится в основном  по хронологическому принципу, хотя учебники-хрестоматии «Литература Тюменского края», составителями которых являются те же авторы, составлены иначе: Литература  и традиции, Автор – образ – читатель ( 8-9 классы ), Национальный  мир в литературе, Человек и  время (10- 11 классы). Литературное краеведение в нашей школе изучается параллельно с курсом русской литературы, краеведческие темы сочетаются с темами  общего литературного образования . Программа составлена  на базе  действующих программ и учебников по литературе, в частности, А.Г.Кутузова . Нам близка концепция литературного образования на основе творческой деятельности школьников. Задачи связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы - «осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции». В каждом классе выделяется  ведущая теоретико - литературная проблема – базовое понятие:  5 класс – жанры литературы, 6 класс – жанры и роды. 7 класс – характер – герой - образ, 8 класс – литература и традиции, 9 класс – автор – образ – читатель, 10,11 классы – литературный процесс. В 5 – 6 классах на литературное краеведение отводится  не 15 минут урока, а чаще всего целый урок. Так, после изучения русского фольклора  проводится урок – театрализация по мотивам произведений Ювана Шесталова  «Снежное утро», «Сначала была сказка». В них и игрища («Медвежьи игрища»), и обрядовые действа («Вызов солнца», «Зов охотника»), и загадки («Мои загадки»). Все они отражают события, хорошо известные мансийскому, но не русскому мальчику- сибиряку. Современные дети с удивлением и воодушевлением  открывают для себя  мир, в котором человек познает природу изнутри ее – «Дума филина», «Песня комаров», «Дух тепла», «Песня берестяного кузовка»; видит его образно, где медведь «не бог и не зверь: он лесной  человек, в тайге позабывший речь…хозяин тайги»..Под звуки санквалтапа , тумрана и других музыкальных инструментов народов Севера (запись журнала «Кругозор»  «Фольклорная экспедиция») , под которые  читаются тексты, пятиклассники  входят в мир, где человек и природа -  единое целое. Им  становятся понятны слова «Пожелания»:

Пусть вода искрится,

Рыбы пляшут в ней.

И олени - чудо

Пьют зарю с реки.

Их рога, быть может,

Тысяча ветвей…

Пусть и лес играет

Пышностью своей.

Пусть всем сладко спится.

Пусть наш век продлится. 

    Тема «Русские народные сказки» хорошо сочетается с темой «Сказки народов Севера». Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их  структуру,  символику, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Например, читая «Сказки бабушки Аннэ», дети увидели в Сынке с Оленье Ушко  Крошечку Хаврошечку, заметили, что герои обычно сражаются семь дней и ночей. Но одновременно дети понимают, что особенности  не только языка, но и быта, нравов, обычаев людей любой национальности  накладывают отпечаток  на их творчество. Так, в сказках народов Севера не сказочные образы типа Бабы Яги, Кащея Бессмертного и т.п., а духи, добрые и злые, как Комполэн –Болотный Дух. Герои северных сказок так же бесстрашны, как и герои сказок русских, они тоже борются со злом и побеждают его. Однако  они чаще всего погибают в этой  схватке, оставив по себе благодарную память потомков, как вожак Ивыр, который помог людям своего стойбища одолеть болотных чудищ и выйти в богатый добычей бор, но отдал свою жизнь в этой борьбе, именем его назвали деревню Ивыр. «Река сохнет – название класс – жанры и роды. 7 класс – характер – герой - образ, 8 класс – литература и традиции, 9 класс – автор – образ – читатель, 10,11 классы – литературный процесс. В 5 – 6 классах на литературное краеведение отводится  не 15 минут урока, а чаще всего целый урок. Так, после изучения русского фольклора  проводится урок – театрализация по мотивам произведений Ювана Шесталова  «Снежное утро», «Сначала была сказка». В них и игрища («Медвежьи игрища»), и обрядовые действа («Вызов солнца», «Зов охотника»), и загадки («Мои загадки»). Все они отражают события, хорошо известные мансийскому, но не русскому мальчику- сибиряку. Современные дети с удивлением и воодушевлением  открывают для себя  мир, в котором человек познает природу изнутри ее – «Дума филина», «Песня комаров», «Дух тепла», «Песня берестяного кузовка»; видит его образно, где медведь «не бог и не зверь: он лесной  человек, в тайге позабывший речь…хозяин тайги»..Под звуки санквалтапа , тумрана и других музыкальных инструментов народов Севера (запись журнала «Кругозор»  «Фольклорная экспедиция») , под которые  читаются тексты, пятиклассники  входят в мир, где человек и природа -  единое целое. Им  становятся понятны слова «Пожелания»:

Пусть вода искрится,

Рыбы пляшут в ней.

И олени - чудо

Пьют зарю с реки.

Их рога, быть может,

Тысяча ветвей…

Пусть и лес играет

Пышностью своей.

Пусть всем сладко спится.

Пусть наш век продлится. 

    Тема «Русские народные сказки» хорошо сочетается с темой «Сказки народов Севера». Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их  структуру,  символику, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Например, читая «Сказки бабушки Аннэ», дети увидели в Сынке с Оленье Ушко  Крошечку Хаврошечку, заметили, что герои обычно сражаются семь дней и ночей. Но одновременно дети понимают, что особенности  не только языка, но и быта, нравов, обычаев людей любой национальности  накладывают отпечаток  на их творчество. Так, в сказках народов Севера не сказочные образы типа Бабы Яги, Кащея Бессмертного и т.п., а духи, добрые и злые, как Комполэн –Болотный Дух. Герои северных сказок так же бесстрашны, как и герои сказок русских, они тоже борются со злом и побеждают его. Однако  они чаще всего погибают в этой  схватке, оставив по себе благодарную память потомков, как вожак Ивыр, который помог людям своего стойбища одолеть болотных чудищ и выйти в богатый добычей бор, но отдал свою жизнь в этой борьбе, именем его назвали деревню Ивыр. «Река сохнет – название

остается. Богатырь погибает – имя в народе живет»,- так заканчивается  сказка о другом богатыре - Танье.                                                                                                                                                           Позже, в шестом классе, когда будут изучаться легенды, сказы и мифы, ребята увидят, что сказки народов Севера очень трудно отличить от легенд и мифов. Если текст «Откуда пошло северное сияние» уже по названию можно назвать легендой, то как определить жанр «Дочерей Отортена»? В  подзаголовке  написано: «мансийская сказка». Но это история о том, как появились речки, которые люди назвали Лозьвой и  Сосьвой. Или сказка о Танье-богатыре. Она совмещает в себе  признаки и легенды, и мифа. Танья – богатырь подобен мифическим героям или былинным богатырям, которые сражаются за родную землю и силушку черпают в ней. Кровь израненного Таньи – богатыря вся в землю ушла, и сам он, когда привез его воин Алыч на родную землю, « вздохнул и потерялся весь, только глубокая яма на этом месте осталась да блеском черным вода на озерах, болотах покрылась вокруг».  «Нашли люди это земное тепло и горячую кровь Таньи - богатыря нефтью стали звать».                                                                      Мифологизация окружающего мира, жизненных впечатлений и наблюдений, свойственная русскому человеку в пору его язычества, -характерная черта малых северных народов. Наглядно  это можно увидеть, рассматривая картины хантыйского художника Геннадия Райшева: «Ягода – морошка», «Хозяйка воды»,  «Болотная баба», «Дух черемушки». Эти и другие полотна художника представляют нам образы- метафоры, образы- символы – «Старик  Гром», «Женщина  береза», «Баба- Зима». Некоторые картины воспринимаются  как миф - «Югорская легенда», «Слезы предков». Сам художник пишет: «Это аллегория истории, от древности до современности, от абстрагированного идола, бога , от человекоподобия к конкретному человеку». .Мифологическую картину северных народов помогают понять книги Еремея Айпина «Старик Гром», Нины Ядне « Я родом из тундры», Ювана Шесталова «Языческая поэма». В последнем произведении интересна песнь Идола, помещенная в Хрестоматии для 8-9-х классов. «Я мансийский деревянный идол. Я сегодня уже умираю. О, вечные идолопоклонники!  Меня вы снова вынянчите в солнечной золотой люльке, в пышный наряд нарядите, новое имя дадите! Я идол! Я умираю. Но опасность моего рождения таится в вас самих». Эти мысли шестиклассникам не понять. Поэтому это произведение удачно будет соединить с изучением «Слова о полку Игореве», когда мы будем говорить о языческом видении мира, о забытьи веры предков, о новых кумирах, о нас самих в этом мире.

   В пятом - шестом классе, когда изучаются мистические произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь» и другие, проводится внеклассное мероприятие типа урока – исследования, где ученики сами открывают тайны «нечистой силы : чертей, домовых, ведьм, русалок,- сравнивая их с гоголевскими образами.  Ребята демонстрируют найденный  материал о том, как в наших краях представляют нечистую силу, как она себя проявляет. В основном работаем на материалах книг «Воздушные страхи Тобольска в старину», «Обряды, обычаи, поверья Сургутского края». К известным типам нечистой силы прибавляются суседки, лешие, вещицы, волшебницы. Эта работа интересна и  тем, что свидетельства об этих существах есть и у наших бабушек, и тем, что появляется возможность поработать над этимологией слов, к ним добавляем ненецкое определение домовых – хозяин воды, огня, реки, священной нарты. Хозяйка чума Мяд Пухуця помогает преодолевать болезни, охраняет дом от злых духов (Нга), особенно защищает детей, то есть это славянский тип берегини, только в чуме обязательно есть ее  изображение, сделанное из дерева, камня, перед ним кладут подарки ,например, платок или повязывают пояс с колечком; ее передают из поколения в поколение,  как славянский оберег. На таком уроке есть место языковой игре – задаче. Например. По – ненецки все боги называются «хэхэ», в сочетании с другими словами слово «хэхэ» имеет разные понятия. Как будут называться по-ненецки «церковь, священная нарта, священный дождь и т.д? (Однокоренные слова даются ). То же самое можно сделать со словом Вор, что у хантов означает «дух, бог».Знание некоторых слов народов Севера надо знать и жителям нашего района, так как  они употребляются  и у нас: шабур –халат. малахай, чувал –печка- очаг, кисы – сапоги из оленьей шкуры, туес- берестяная посуда, урман – непроходимый лес, вага – жердь, зорить – разорять и др.

   Литературная сказка в школьной программе представлена знаменитым произведением П.Ершова «Конек Горбунок», всесторонне  рассмотренным  в методической литературе. Если иметь в виду диалог культур, то здесь интересны сказки А.С.Пушкина. Имеет смысл вернуться к известным с детства сказкам, например, о Золотой рыбке, которая  в благодарность за спасение выполняет все прихоти вздорной старухи, кроме ее желания быть владычицей морскою, когда сама рыбка будет у нее « на посылках». Наказание старухи дети объясняют по-житейски, а ведь здесь скрыт глубокий смысл, прямая связь с русским фольклором. По свидетельству В.Н Демина, излагающего оригинальную концепцию происхождения  русского и других народов России в контексте мировой цивилизации в книге «Тайны русского народа», у жителей Причерноморья и Азова существовал культ  Золотой рыбки, которой поклонялись, так как считали ее праматерью.  Оказывается, культ Рыбы – женщины был и у северных народов. Чингиз Айтматов, киргизский писатель, в повести «Пегий пес, бегущий краем моря», посвященной В. Санги, рассказывает трагическую историю мальчика по имени Кириск, который проходил обряд посвящения в мужчины, выйдя для этого вместе с дедом ,отцом и дядей в открытое море на первую в своей жизни взрослую  охоту. Если выпадет удача, будет Праздник встречи юного охотника, «будут петься песни о щедрости моря. Величать будут в песнях Рыбу-женщину, прародительницу, от которой пошел их род на земле». На берегах Охотского моря существовала такая легенда. Так что старуха из сказки Пушкина «замахнулась» на место богини – матери рода человеческого, вот и « осталась у разбитого корыта». Изучение этого произведения  по нашей программе запланировано в восьмом классе, когда постигается такое понятие, как «традиции», значение национальных  преданий в становлении личности маленького человека. Этому способствует содержание повести Айтматова. Чтобы спасти мальчика как продолжение своего рода, один за другим покидают лодку дед, дядя, отец, Они слились  с природой, из которой вышли. Оставшись один в тумане, в открытом море, Кириск выжил, потому что знал традиции предков, перенял их опыт жизни в условиях сурового Севера. Он разговаривал с путеводной звездой, с ветром, волнами, назвав их именами ушедших близких людей,- и увидел долгожданный берег. «Шумел над морем ветер Орган (дед), катились по морю волны акимылгуны (дядя), и сияла на краю светлеющего небосклона  лучистая звезда Эмрайина (отца)». О связи поколений, о том, как мы, взрослые, теряем их, но, к счастью, помнят наши дети небольшой рассказ  И. Ермакова «Стоит меж лесов деревенька», написанный в  ритмическом, былинном ключе. Это история о мальчике, защитившем дерево - память о деде, не вернувшемся с войны. Детское сердце более зорко и чутко. Взрослый мир жестче. Дети как хранители духовных ценностей в произведениях В.Крапивина, которые мы  обсуждаем на уроках по современной литературе.  Быть настоящими рыцарями, уметь противостоять любым «молниям» в жизни, различать добро и зло – такие выводы делают молодые читатели  « Вырос ли ты до сказки? Поймешь ли?»– спрашивает дедушка Асьойку. «Разве я маленький! Сколько ты мне сказок рассказывал»,- возмущается мальчик. «То простые сказки! Я хотел бы»…( Ю.Шесталов «Снежное утро») «Сказки жизни» - вот те трудные вещи, которые дано понять не каждому. Но ребенок их понимает сердцем - таково мнение и Крапивина, и Ермакова, и Шесталова.  «Когда все люди на одном языке говорят?  В детстве, наверное. В детстве, когда плачут; в детстве, когда впервые видят мир;  когда задумываются над загадками  не только Северного сияния»,- говорит герой Шесталова. Сейчас, когда падает интерес к чтению, нужно быть особенно внимательными к выбору книг для разговора с детьми. Они  любят читать о себе, то есть о своих сверстниках, мире, который их окружает. Книги, отобранные нами, ученикам интересны. И это главное.                 

 Список использованной литературы.

 

1.Беспалова Л.Г. Литературное краеведение, Свердловск, 1988 г.

                              Живое прошлое, Свердловск ,1988 г.

2.Милонов Н.А. Литературное краеведение, Москва, 1985 г.

3.Рогачев В.А Страна Тюмения, Тюмень, 1987 г.

4.Райшев Геннадий Хантыйская легенда, Свердловск,1981 г

5. Обряды , обычаи, поверья ,издательство Софт-дизайн , Тюмень, 1997 г.

6.Демин В.Н. Тайны русского народа, Москва, Вече, 1997 г.

7.Литература Тюменского края, Хрестоматия для учащихся 8-9,10-11 классов под редакцией Г.И. Даниловой, Н.А. Рогачевой и др, Софт-дизайн , Тюмень, 1996 г.

8.Лухманова Н. Очерки из жизни в Сибири Софт-дизайн, Тюмень, 1997 г.

 

 

 

 

 


 

Этнокультурный компонент на уроках литературы

Этнокультурный компонент на уроках литературы

Например, читая «Сказки бабушки

Например, читая «Сказки бабушки

Нашли люди это земное тепло и горячую кровь

Нашли люди это земное тепло и горячую кровь

Пушкина «замахнулась» на место богини – матери рода человеческого, вот и « осталась у разбитого корыта»

Пушкина «замахнулась» на место богини – матери рода человеческого, вот и « осталась у разбитого корыта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017