Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).
Оценка 4.6

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +2
doc
русская литература
Взрослым
28.11.2017
Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).
Написанная литературоведческая статья о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII). При выполнении задания был задействован материал учебников, словарей, справочной литературой. Упоминаются некоторые из литературных тропов, даются их краткие характеристики. Источники - два литературоведческих словаря
СТАТЬЯ.doc
Литературоведческая статья                                                                   Напишите литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII). При выполнении задания воспользуйтесь материалами учебников, словарей, справочной литературой. XXX <…> Когда блистательная дама Мне свой in-quarto подает, И дрожь и злость меня берет, И шевелится эпиграмма Во глубине моей души, А мадригалы им пиши! Не мадригалы Ленский пишет В альбоме Ольги молодой; Его перо любовью дышит, Не хладно блещет остротой; Что ни заметит, ни услышит Об Ольге, он про то и пишет: И полны истины живой Текут элегии рекой. XXXI <…> XXXII Но тише! Слышишь? Критик строгий Повелевает сбросить нам Элегии венок убогий И нашей братье рифмачам Кричит: «Да перестаньте плакать, И все одно и то же квакать, Жалеть о прежнем, о былом: Довольно, пойте о другом!» – Ты прав, и верно нам укажешь Трубу, личину и кинжал, И мыслей мертвый капитал Отвсюду воскресить прикажешь: Не так ли, друг? – Ничуть. Куда? «Пишите оды, господа <…>». ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание   становится   в   лирике   главным   событием.   Лирика   как   род   литературы 1 возникла   в   глубокой   древности.   Слово   "лирика"   греческого   происхождения,   но   не имеет   прямого   перевода.   В   Древней   Греции   стихотворные   произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".  Несколько   слов   о   некоторых   жанрах   лирического   рода,   упоминаемых   А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX­XXXII): * Эпиграмма – ирония. * Мадригал – любовная лирика. * Элегия – печаль. * Ода – торжественность и возвышенность.      Если внимательно присмотреться, то каждое направление характеризуется одним человеческим чувством. 1) ЭПИГРАММА (от древнегреч. epigramma — надпись) — один из видов сатирической поэзии,   небольшое   стихотворение,   осмеивающее   какое­либо   лицо   или   общественное явление.        В Древней Греции изначально — жанр лиро­эпической поэзии, краткая надпись на предметах, выполненная гекзаметром.       Уже на этом этапе отличительная черта эпиграммы — относительная краткость и присутствие   субъективного   элемента,   все   возрастающая   роль   авторской   оценки   в изображении лица, события, явления. В римской литературе, начиная с I века до н. э. и далее, роль обличения возрастает.        Эпиграмма становится видом сатиры, насмешкой над определенным лицом, группой лиц   или   неким   общественным   явлением   (эпиграммы   Катулла,   Марциала).   В   этом значении понятие эпиграммы перешло в средневековую литературу и литературу нового времени.         Эпиграмма получила широкое распространение в XVII — XVIII веках во Франции и Германии, в XIX веке в России. Эпиграмме писали Н. Буало, Ж. Лафонтен, Ф. Шиллер, И. Гете.     В России эпиграмме острополитическую окраску впервые придал А. Пушкин.     В советской литературе известны эпиграммы Д. Бедного, В. Маяковского и др. И. Ш. («Краткий словарь литературоведческих терминов» Л.И. ТИМОФЕЕВ, С.В. ТУРАЕВ)          ЭПИГРАММА  (греч. epigramma — надпись) — 1. В античной поэзии — короткое лирическое   стихотворение   произвольного   содержания   (сперва—посвятительные надписи, потом — эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи),   написанное  элегическим   дистихом.  Появляется   литературная   эпиграмма   в греческой поэзии 7­6 вв. до н.э., расцвет ее относится к 3 в. до н.э. — 1 в. н.э. (греческие поэты «Палатинской антологии», римский сатирик Марциал), традиции ее держатся в латинской поэзии Средневековья и Возрождения, а отчасти и позднее («Венецианские эпиграммы» И.В.Гёте).  2.   В   новоевропейской   поэзии   —   короткие   сатирические   стихотворения,   обычно   с остротой  (пуантом) в конце, отчасти перерабатывающие традиционные марциаловские мотивы   (эпиграммы   16­18   вв.:   К.Маро,  Вольтер,   Ж.Б.Руссо,   Г.Э.Лессинг,   Р.Бёрнс, А.П.Сумароков   и   др.),   отчасти   откликающиеся   на   злободневные,  часто   политические события   (А.С.Пушкин,   Э.   на  А.А.Аракчеева,   Ф.В.Булгарина   и   др.);   первая   тенденция угасает  в 19  в.,  вторая  продолжает  существовать  как  в устной,  так и  в письменной форме (С.А.Соболевский, Ф.И.Тютчев, Д.Д.Минаев, А.Г.Архангельский и др.). Лит.: Weinreich О. Epigramm­Studien. Heidelberg, 1948. М.Л.Гаспаров («Литературная энциклопедия терминов и понятии» Николюкин А.Н. 2000г) 2 Эпиграммой древние греки называли стихотворные надписи, которые высекались на  надгробных памятниках (в этом случае эпиграмма являлась эпитафией), на постаментах  скульптуры, на чашах, на любом предмете, приносимом в дар богам. Как и многие другие  жанры античной поэзии, эпиграмма восходит к устному народному творчеству, а  конкретно – к кратким стихотворениям нравоучительного характера – сентенциям. Как  сложившийся жанр древнегреческой письменной поэзии, эпиграмма начинает  существовать с 7–6 в.в. до н.э. Обычная форма тогдашней эпиграммы элегический  дистих – двустишье, в котором первый стих – гекзаметр (шесть стоп), а второй –  пентаметр (пять стоп). Позже эпиграммой стали именовать любое лирическое стихотворение, написанное  элегическим дистихом. Первым классиком жанра стал лирик Симонид Кеосский (5 в. до  н.э.). Ему приписывалось множество эпиграмм на темы Греко­персидских войн, в том  числе и надгробная надпись над павшими спартанцами:                   Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне,    Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.     Первая антология греческой эпиграммы, составленная в 1 в. до н.э. и дополненная  уже в новое время, включает около 4000 эпиграмм, распределенных по темам, –  любовные, надгробные, застольные, сатирические и пр. Среди авторов  – Платон, Сапфо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Феокрит, Алкей, Мелеагр, Диоген Лаэртский и  многие другие поэты.    В латинскую литературу жанр эпиграммы переходит во 2–1 вв. до н.э.. Первый ее  мастер – Катулл. Вот одна из его эпиграмм:             Милая мне говорит: лишь твоею хочу быть женою,      Даже Юпитер жалеть стал бы напрасно меня.                             Так говорит. Но что женщина в страсти любовнику шепчет,                                          В воздухе и на воде быстротекущей пиши.    Исключительно жанру эпиграммы посвятил себя древнеримский поэт Марциал, у  которого впервые становится ведущей сатирическая тема. «Высоким» жанрам, эпосу и  трагедии эпиграмма противостоит у него как изображение жизни.                                          Ты читай, о чем жизнь может сказать: «вот мое».                                          Ни кентавров ты здесь, ни горгон не отыщешь, ни гарпий,                                          А человеком одним пахнет страница моя.     Этот лозунг сближает эпиграмму с комедией и сатирой, то есть насмешливыми  жанрами. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь». В отличие от «высокого» стиля, здесь  допускается любая непристойность. Многие эпиграммы Марциала посвящены  литературным темам: полемике с ученой поэзией, насмешкам над бездарностями и  плагиаторами.    Традиции античной эпиграммы продолжают развиваться в латинской литературе  средних веков (главным образом – надписи на гробницах, зданиях и предметах  церковного обихода) и у пишущих на латыни поэтов Возрождения.     В европейской литературе Нового времени термин эпиграмма закрепляется за малой  формой сатирического жанра (традиция Марциала). Отличительный признак эпиграммы – конкретность повода («стихи на случай»). Основной композиционный прием –  противоположность начальных строк и заключительной краткой «остроты» («пуанта»)  также восходит к Марциалу. Эпиграмма такого рода сложилась во французской  литературе 16 в. и приобрела устойчивую форму как «малый жанр» классицизма в 17–  нач. 19 вв. (Расин, Лафонтен, Вольтер, Руссо и др.) и из Франции распространилась в  другие европейские литературы (Лессинг, Бернс и др.).     Вот пример сатирической эпиграммы Р.Бернса с неожиданной концовкой:                        Нет, у него не лживый взгляд,  Его глаза не лгут.           Они правдиво говорят,             Что их владелец – плут. 3 С ослаблением позиций классицизма эпиграмма утрачивает свое положение в  литературе – романтизм почти не обращается к эпиграмме.     Острословие необходимо создателю эпиграмм не в меньшей степени, чем автору  мадригала. Граница между ними тоже весьма условна, стоит перехвалить красавицу, да  еще малость косноязычно, ­ и вот уже не мадригал, а эпиграмма. Об этом поведал в  известном четверостишии И.И. Дмитриев, позаимствовав его из французской лирики  предшествующего столетия:                    Поэт Оргон, хваля свою жену не в меру,       В стихах ее с Венерою сравнял ­                Без умысла жене он сделал мадригал                                                     И эпиграмму на Венеру. 2) МАДРИГАЛ (итал. madrigale, от позднелат. matricale — песня на родном языке) — в классической   поэзии   стихотворение   хвалебного   содержания   (противоположно эпиграмме, с которой сходно по малому объему), позднее — краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине. В русской поэзии М. известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных М. принадлежат А. Пушкину, М. Лермонтову. Но уже во времена Пушкина М. вызывал ироническое отношение: И дрожь и злость меня берет, И шевелится эпиграмма Во глубине моей души, А мадригалы им пиши!   (Пушкин). («Краткий словарь литературоведческих терминов» Л.И. ТИМОФЕЕВ, С.В. ТУРАЕВ)      МАДРИГАЛ (фр. madrigal, ит. madrigale, от позднелат. matricale — песня на родном  материнском языке) — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом,  преимущественно любовно ­ комплиментарного (реже отвлеченно­медитативного)  содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим М. с  эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии 16 в. на основе М. 14­15 вв. — короткой  любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии; был популярен в салонной культуре Европы 17­18 вв. (в России: Н.М.Карамзин И др.).  М.Л.Гаспаров («Литературная энциклопедия терминов и понятии» Николюкин А.Н. 2000г)     Мадригал появился в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве  Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova  Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI  век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4­6 голосов (реже на  большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии  XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов  композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи,  так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов  композиционной техники, гармонии (особенно хроматики), ритма, формы. Мадригал более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение­ комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 — начало 19 веков — жанр салонной и   альбомной   поэзии;   в   России   встречается   у   К.   Н.   Батюшкова,   А.   С.   Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:                           «Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;        Я соглашусь, любовию дыша: 4 Твоё прекраснейшее тело                                                         Не что иное, как душа!     Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П.  Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, позднее —К. Н. Батюшкова, А. С.  Пушкина, М. Ю. Лермонтова. ...Он Ольгу прочил за меня,              Он говорил: дождусь ли дня?..»              И, полный искренней печалью,       Владимир тут же начертал         Ему надгробный мадригал. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.  Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно­ поэтическими Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И.  Туманского:                 Вы все имеете, чем нежный пол гордится              Приятности, красу и свежесть юных лет Кто знает разум ваш — дивится,                Кто знает сердце — тот свое вам отдает. Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым  определением обозначалась эпиграмма. Пример такого «мадригала» — «Мадригал  полковой даме» Н. С. Гумилёва:        Как гурия в магометанском                                                           Её величества полку.   Эдеме, в розах и шелку                  Так Вы в лейб­гвардии уланском    Что же касается ближайших родственных жанровых связей, то мадригал краткостью  стиха близок сонету, любовная мольба сближает их также. Элегия протягивает нить  связи к мадригалу, ибо в обоих жанрах речь идет о любви без взаимности. Отсюда  элегическая печаль в мадригале, но несколько наигранная.  3) ЭЛЕГИЯ (возможно, от фригийск. elegn — тростниковая флейта) — жанровая форма лирики.  Выявилась   и   определилась   в   Древней   Греции   в   VI   веке   до   н.   э.   как стихотворение, написанное независимо от содержания элегическими двустишиями (см.). Первоначально   темы   Э.   многообразны,   от   высокообщественных:   патриотизм,   идеалы гражданской и воинской доблести — до узкосубъективных: радость и горе любви.  В   новой   европейской   литературе   Э.   теряет   четкость   формы,   но   приобретает определенность   содержания,   становясь   выражением   преимущественно   философских размышлений, грустных раздумий, скорби.   В русской литературе Э. писали Н. Карамзин, К­ Батюшков, В. Жуковский и др. В начале   XIX   века   была   популярна   «Элегия   на   сельском   кладбище»   В.   Жуковского (перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея). И. Ш. («Краткий словарь литературоведческих терминов» Л.И. ТИМОФЕЕВ, С.В. ТУРАЕВ)    ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) — лирический жанр,  стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно  печального), чаще всего — от первого лица, без отчетливой композиции. Э. возникла в  Греции в 7 в. до н.э. (Каллин, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно  морально­политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии  (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика. Форма античной Э. — элегический дистих. В подражание античным  образцам Э. пишутся в латинской поэзии средних веков и Возрождения; в 16­17 вв. Э.  5 переходит в новоязычную поэзию (П.де Ронсар во Франции, Э.Спенсер в Англии,  М.Опиц в Германии, Я.Кохановский в Польше), но долго считается второстепенным  жанром. Расцвет наступает в эпоху предромантизма и романтизма («унылые Э.» Т.Грея,  Э.Юнга,Ш.Мильвуа, А.Шенье, А.де Ламартина, «любовные Э.» Э.Парни, реставрация  античных Э. в «Римских элегиях», 1790, И.В.Гёте); затем Э. постепенно теряет жанровую отчетливость и термин выходит  из употребления, оставаясь лишь как знак традиции («Дуинские элегии», 1923,  Р.М.Рильке; «Буковские элегии», 1949, Б.Брехта).     В русской поэзии Э. появляется в 18 в. у В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова,  переживает расцвет в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина  («Погасло дневное светило...», 1820; «Редеет облаков...», 1820; «Безумных лет угасшее  веселье...», 1830), Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова; со второй половины 19 и в 20 в.  слово «Э.» употребляется лишь как заглавие циклов (А.А.Фет) и отдельных стихотворений некоторых поэтовная лирика. Лит.: ФризманЛ.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973; Weissenberger К. Formen der Elegie von Goethe bis Celan. Bern; Miinchen, 1969. М.Л.Гаспаров («Литературная энциклопедия терминов и понятии» Николюкин А.Н. 2000г) έέλεγος , означало у греков печальную песнь      Изначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение,  написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр­ пентаметр. Слово  подаккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около  начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал  также эпос.     Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была  весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной  у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной  у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов  элегии —Каллимах.     «Коса Береники» – придворный панегирик, пример верноподданнической тенденции в творчестве Каллимаха. Птолемей Эвергет, вступив на египетский престол, вскоре  отправился в поход. Его молодая жена Береника отрезала локон своих волос и  посвятила его богам, чтобы вымолить мужу благополучное возвращение. На другой день локон из храма исчез, и для того, чтобы предотвратить возможность наказания мнимых  виновных, придворный астроном заявил, что волосы вознеслись на небо: он обнаружил  там новое созвездие. Элегия написана в форме монолога локона Береники: он жалуется на свою судьбу и выражает желание вернуться на голову царицы, даже если это  нарушит строй небесных светил:                                        «О, если б рухнули звезды! – О, будь на челе я царицы, Хоть с Водолеем тогда рядом блистай Орион» (ст. 93–94; пер. Л. В. Блуменау).    Из элегий Архилоха до нас дошли два отрывка стихотворения, написанного в утешение другу поэта, Периклу, по поводу кораблекрушения, во время которого вместе с другими  паросскими гражданами погибли люди, близкие к Периклу и Архилоху, в том числе  шурин последнего. Вот эти отрывки:   Скорбью стенящей крушась, ни единый из граждан, ни город Не пожелает, Перикл, в пире услады искать. Лучших людей поглотила волна многошумного моря, И от рыданий, от слез наша раздулася грудь. 6 Но и от зол неизбежных богами нам послано средство: Стойкость могучая, друг, вот этот божеский дар. То одного, то другого судьба поражает: сегодня С нами несчастье, и мы стонем в кровавой беде, Завтра в другого ударит. По­женски не падайте духом, Бодро, как можно скорей, перетерпите беду.     У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по  форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы  элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.     Переводя в сферу любви общественные настроения определенного этапа римской  истории, элегия создает утопический мир любовных отношений, разительно  контрастирующих с той бытовой реальностью, на фоне которой они якобы  развертываются. Овидий пишет: Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой  «военной службе» — у Амура. Каждый любовник — солдат, и есть у Амура свой лагерь; Мне, о Аттик, поверь: каждый любовник — солдат.   Сентименталисты упивались элегиями, в лирике на первое место ставили оды.  Поэты­романтики все смешали. Не игнорируя элегию, обратились и к оде,  придавая ей философский смысл (Шелли «Ода западному ветру»).      Элегия и ода ­ аристократы среди других жанров лирики. Свою родословную они  ведут с античности. Генезис терминологии сходен, изначально оба понятия означали  одно и то же ­ песня. Однако элегия (греч. elegeia) ­ жалобная песня, тогда как ода  (греч. ode) ­ просто песня. Эмоциональный настрой оды возник с течением времени,  когда за одой закрепилось ее содержание ­ торжественная хвалебная песнь. На  протяжении столетий строфика и пафос элегии и оды менялись, но неизменно оба  лирических жанра оставались антиподами. 4) ОДА (от греч. ode — песнь) — торжественное стихотворное произведение. В   древнегреческом   искусстве   —   хоровая   песня   с   танцами.   Праздничные   О., созданные   Пиндаром   (жил   приблизительно   в   518—422   годах   до   н.   э.),   прославляли победителей спортивных состязаний и своей широкой известностью закрепили за этим произведением значение восхваляющего. В   России   О.   стала   главным   жанром   поэзии   у   М.   Ломоносова,   выражая патриотическое,   религиозное   и   философское   воодушевление.   О.   создавалась,   как правило,   изобилующий церковнославянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм аб аб вв гд дг.   «высокий   стиль»   речи,   по   строгим   нормам: Выдающееся  значение   имели  О.  Г.   Державина.  Когда   В.   Маяковский  называл одой некоторые свои стихотворения, он уже не сохранял формальных признаков. («Краткий словарь литературоведческих терминов» Л.И. ТИМОФЕЕВ, С.В. ТУРАЕВ) ОДА (греч. ode — песня) — жанр лирической поэзии. В античности слово «О.» сначала  не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно  написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого,  морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16­17 вв.) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике,  ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной  строфическими стихами (П.Ронсар, Г.Кьябрера, Дж.Драйден). В поэзии классицизма  (17­18 вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление  Бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный»  приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О.  7 духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские»,  любовные — «анакреонтические»); классики жанра — Ф.Малерб, Вольтер, Ж.Б.Руссо, Э.Лебрен, в России —  М.В.Ломоносов и А.П.Сумароков (соответственно: «восторженный» и «ясный» типы О.).  В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. расшатываются  (Г.Р.Державин и др.). В 19­20 вв. жанровая система в лирике размывается (уже О. романтиков — Дж.Китса, В.Гюго, А.Мандзони и  др. лишены канонических жанровых примет) и понятие «О.» употребляется часто лишь в  переносном значении («Ода революции», 1918,В.В.Маяковского). Лит.: Madison С. Appollo and the nine: A history of the ode. L., 1960. М.Л.Гаспаров («Литературная энциклопедия терминов и понятии» Николюкин А.Н. 2000г)      Возникнув   в   Древней   Греции,   слово   "ода"   вначале   не   имело   терминологического значения,   а   впоследствии   главным   образом   стало   обозначать   написанную   строфами хоровую песню торжественного характера, чаще всего в честь победителей в сражениях и   на   Олимпийских   играх,   которые   воспринимались   как   воплощение   силы   и   доблести всего народа. В римской литературе (к примеру, у Горация) ода становится лирическим стихотворением, прославляющим особ, приближенных к власти. Поэт пел императора Августа долго и регулярно. Оды в честь импертара и его семьи характерны и для последнего лирического сборника Горация. Вместо гимна государству и   прославления   его   традиционных   устоев,   которое   звучит   в   “римских   одах”   первого сборника,   здесь   панегирик   земным   богам,   императору   и   его   пасынкам   (Тиберию   и Друзу). Подлинным апофеозом Августа может быть названа 15­я ода: .... В твой век, о Цезарь, Тучнеют нивы, солнцем согретые, Знамена дремлют в храме Юпитера... ... Ты обуздать сумел Рукой железной зло своеволия. Изгнав навеки преступленья, Ты возвратил нам былую доблесть...       Ода, как стихотворение, строится по своим законам и подчиняется своим правилам, которые   в   эпоху   классицизма   внятно   определил   Н.   Буало.   Она   обязательно   должна начинаться   с   запева;   далее   следует   изложение   причины   или   объекта   (предмета) воспевания, сопровождаемое разнообразными эпизодами, лирическими отступлениями и так называемым "лирическим беспорядком", когда поэт перескакивает с одной темы или одного   мотива   на   другое;   завершается   ода   соответствующим   торжественным окончанием.   В   русской   поэзии   многочисленные   примеры   подобного   построения   оды можно найти в произведениях М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, А.С. Пушкина. Неизъяснимый, непостижный! Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать твоей; Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить.                                                                                       («Бог Г.Р.Державин) 8 В XIX веке наблюдается постепенное отмирание оды в ее классическом виде, однако традиции высокой торжественности остаются в поэзии Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, С.Я. Надсона и др.    Элементы   высокого   одического   пафоса   встречаются   и   в   поэзии   XX   столетия. Примером тому служат "Хвала человеку", "Город", "К счастливым" В.Я. Брюсова, "Ода революции" В.В. Маяковского, "Ода о рыбоводе" Э.Г. Багрицкого, "Ода университету" Г.А.   Шенгели.   Произведения   в   стиле   одической   торжественности   встречаются   в поэтическом творчестве А.А. Тарковского, Д.С. Самойлова, Р.И. Рождественского, Б.А. Чичибабина, Е.А Евтушенко и др. Тебе, освистанная, осмеянная батареями, тебе, изъязвленная злословием штыков, восторженно возношу над руганью реемой оды торжественное «О»! О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!                         («Ода революции» Владимир Маяковский) 9

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

Литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017