Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов
Оценка 5

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов

Оценка 5
Контроль знаний
doc
русский язык
7 кл
20.03.2018
Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку  Ответы на задания для учащихся 7 классов
Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов Задание I Даны слова (необязательно в начальной форма) в их орфографической записи. Какие дру-гие слова (необязательно в начальной форме) получатся, если звуки исходного слова рас-положить в обратном порядке? Приведите орфографическую запись получившихся слов. Если не получится никакого слова, отметьте это. Ответ альт – тля лей – ель пара – арап и араб тушь – шут жён – нет слова люк – куль пресс – нет слова узел – нет слова зал – нет слова ноль – лён сад – таз чуть – нет слова ( 6 баллов, по 0,5 за слово. За два варианта к слову ПАРА – еще 0,5 балла. Всего – 6,5 балла) Задание II Одно или разные значения имеет слово тут в следующих примерах, взятых из произве-дений А. С. Пушкина? Поясните, какое это значение (значения), подобрав к нему (к ним) синонимичные слова или словосочетания. Если значений несколько, разбейте примеры (1)–(7) на группы в соответствии со значением слова тут (предложения переписывать не нужно, достаточно указать их номер). В чем заключается особенность употребления слова тут в примере (8)? (1) В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы, но тут кровля с треском рухнула. (2) Мы нашли графа на кровле подземной сакли перед огнем. К нему приводили пленных. Он их расспрашивал. Тут находились и почти все начальники. Казаки держали в поводьях их лошадей. (3) «Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения». <...> Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк. (4) Ни одна из сидевших тут дам не тронулась. (5) Овраг, наполнившийся дождевыми водами, превосходил в своей свирепости самый Те-рек, тут же грозно ревевший. (6) Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разо-брать». (7) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. (8) Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым.
МКО-2017русский язык7 ответы.doc
Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку ­ 2017 Ответы на задания для учащихся 7 классов Задание I Даны слова (необязательно в начальной форма) в их орфографической записи. Какие  другие слова (необязательно в начальной форме) получатся, если звуки исходного слова  расположить в обратном порядке? Приведите орфографическую запись получившихся  слов. Если не получится никакого слова, отметьте это. Ответ альт – тля жён – нет слова зал – нет слова пара – арап и араб пресс – нет слова сад – таз тушь – шут узел – нет слова чуть – нет слова лей – ель люк – куль ноль – лён ( 6 баллов, по 0,5 за слово. За два варианта к слову ПАРА – еще 0,5 балла. Всего – 6,5  балла) Задание II Одно или разные значения имеет слово тут в следующих примерах, взятых из  произведений А. С. Пушкина? Поясните, какое это значение (значения), подобрав к нему (к ним) синонимичные слова или словосочетания. Если значений несколько, разбейте примеры (1)–(7) на группы в соответствии со значением слова тут (предложения переписывать не  нужно, достаточно указать их номер). В чем заключается особенность употребления слова  тут в примере (8)? (1) В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы, но  тут кровля с треском рухнула. (2) Мы нашли графа на кровле подземной сакли перед огнем. К нему приводили пленных. Он их расспрашивал. Тут находились и почти все начальники. Казаки держали в  поводьях их лошадей. (3) «Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения». <...> Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк. (4) Ни одна из сидевших тут дам не тронулась. (5) Овраг, наполнившийся дождевыми водами, превосходил в своей свирепости самый  Терек, тут же грозно ревевший. (6) Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так  мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего  разобрать». (7) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.  Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. (8) Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту  очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед  Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Ответ В приведенных примерах слово тут имеет два значения. Синонимичные слова и  Значение словосочетания здесь, в этом месте Номер примера 2, 4, 5, 6 1. Указывает на место, в  котором что­л. происходит или  кто­что­л. находится 1, 3, 7 в это время, в этот  момент, тогда 2. Указывает на время, в  которое что­л. происходит Особенность употребления слова тут в примере (8) заключается в том, что в данном  контексте оно допускает обе интерпретации: – указывает на место («Марья Кириловна <...> очутилась у беседки; тут остановилась  она…»: тут, т. е. около беседки); – указывает на время (Марья Кириловна шла <...> и через минуту очутилась у беседки;  тут  остановилась она, дабы перевести дух: т. е. в тот момент, когда она очутилась у  беседки, она остановилась. ( За выделение двух групп по значению – 2 бала; за верное отнесение предложений к  группам – по 0,5 балла за каждое предложение; за указание на совмещение значений в предложении № 8 – 1 балл. За приведение синонимов к слову ТУТ – по 1 баллу за  синонимы к каждой группе. ВСЕГО – 8,5 балла) Задание III Система словообразовательных отношений между однокоренными словами (или, иначе  говоря, словообразовательное гнездо) может быть представлена графически. Ниже в  качестве примера приведен фрагмент словообразовательного гнезда слова дом. дом домик домашний по­домашнему одомашнить одомашнивать одомашнивание бездомный бездомность Большинство приведенных ниже слов являются однокоренными. Изобразите  словообразовательные отношения между ними графически. В каждом производном слове  выделите морфему или морфемы, с помощью которой или которых это слово образовано  (другие морфемы выделять не надо). Имейте в виду, что некоторые промежуточные звенья  в словообразовательном гнезде пропущены; восстановите их и подчерните. Какие слова из  приведенных ниже не относятся к этому словообразовательному гнезду? Примирительный, помирить, микромир, мириться, примирительно, мирской, мир,  мирно, мирить, примирение, замирать, помириться, непримиримо. Ответ Большинство слов относится к словообразовательному гнезду слова мир в значении  ‘согласие, отсутствие войны’. Словообразовательные отношения между ними могут быть  изображены следующим образом. мир   н  ый мирно мир мирить помирить помириться (первая мотивация) мириться помириться (вторая мотивация) при   мирить примирениjе примирительный примирительно не   примир  им     ый непримиримо Пропущенными звеньями являются слова мирный, примирить, непримиримый (в  приведенной выше схеме они подчеркнуты). Слово помириться может быть образовано как от помирить, так и от мириться. В данное словообразовательное гнездо не входят: а) слова микромир и мирской, так как они связаны словообразовательными отношениями с омонимом мир ‘вселенная, Земля’; б) слово замирать, так как оно имеет корень с чередованием ­мер­/­мир­, передающий  идею отсутствия движения. (За верное построение словообразовательного гнезда – 8 баллов (по 1 баллу за  каждое слово и один за указание на двойную мотивацию слова ПОМИРИТЬСЯ). За  восстановление пропущенных слов – по одному баллу (всего 3 балла). За   исключение из  словообразовательного гнезда слов МИКРОМИР, МИРСКОЙ и ЗАМИРАТЬ – по одному  баллу (всего 14 баллов). ВСЕГО за выполнение задания – 14 баллов. Задание IV Почему в предложении На детской площадке – пять качелей замена слова пять словом  три приводит к грамматической ошибке? Можно ли и если да, то как именно можно  обозначить количество качелей, равное 2, 3, 4, 11, 23, с помощью словосочетания,  состоящего из числительного в именительном падеже и существительного качели? Ответ Причина грамматической ошибки – различия в синтаксических свойствах слов пять и три. Слово пять в форме именительного падежа (который представлен в данном примере)  присоединяет существительное в форме родительного падежа множественного числа  (пять качелей, пять книг, пять деревьев), а слово три в том же падеже – существительное в форме родительного падежа единственного числа (три книги, три дерева); по этой  причине подстановка слова три вместо слова пять без изменения формы числа у  зависимого существительного приводит к ошибке. Особенность слова качели (в отличие, например, от слов книга или дерево) заключается в  том, что у него есть только формы мн. числа. Слово одиннадцать в форме именительного падежа сочетается с формой родительного  падежа множественного числа зависимого существительного, поэтому образует сочетание  одиннадцать качелей. Целые числительные, обозначающие количество, равное 2, 3, 4 и 23 (слова два, три,  четыре и двадцать три), в форме именительного падежа сочетаются только с формами  единственного числа зависимых существительных, поэтому их употребление со словом  качели невозможно. Количество качелей, равное 2, 3 и 4, можно обозначить словосочетанием с собирательным  числительным (двое качелей, трое качелей, четверо качелей), так как такие числительные присоединяют к себе существительное в форме родительного падежа множественного  числа. Собирательного числительного, соответствующего целому числительному двадцать три, в русском языке нет, поэтому обозначить количество качелей, равное 23, с помощью  словосочетания «числительное в именительном падеже + существительное качели» нельзя. (За указание на причины грамматической ошибки – различия в форме числа  – 5 баллов. За  указание на наличие у слова КАЧЕЛИ формы только множественного числа – 1 балл. За  указание на особенность сочетания со словом ОДИННАДЦАТЬ – 1 балл. За указание на особенность сочетания с числительными, обозначающими 2, 3, 4, ­  1 балл. За указание на  возможность сочетания слова КАЧЕЛИ с собирательным числительным – 2 балла. За  указание на причины невозможности сочетания слова КАЧЕЛИ с числом 23 – 2 балла.  ВСЕГО за выполнение задания – 12 баллов.) Задание V Формы скольких глаголов представлены в приведенном ниже списке? Если глагол один,  назовите его (приведите начальную форму) и укажите его постоянные морфологические  признаки. Если глаголов несколько, назовите их все, определите, какие формы относятся к  каждому из них, и укажите постоянные признаки каждого из глаголов. (При ответе  исходите из того, что причастия и деепричастия – это не отдельные части речи, а формы  глагола.) Дам, даешь, даст, дадим, даете, дают, дай, дайте, дающий, давший, данный, давая. Ответ В приведенном списке представлены формы двух глаголов: дать и давать. Начальная форма Дать Постоянные признаки Давать переходный, невозвратный, совершенный вид,  имеет особое спряжение переходный, невозвратный, несовершенный вид, 1 спряжение Формы, относящиеся к  этому глаголу дам, даст, дадим, дай,  дайте, давший, данный даешь, даете, дают,  дающий, давая (За указание на то, что представлены формы двух глаголов, и верное восстановление  начальной формы ­ 2 балла. За верное распределение форм глаголов – 2 балла (при наличии не более двух ошибок – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов). За верное указание ВСЕХ  постоянных признаков – по 2 балла за каждый глагол. При отсутствии одного­двух  признаков – 1 балл. Если указан только один признак – 0,5 балла. ВСЕГО – 8 баллов).  ВСЕГО за выполнение работы – 49 баллов.

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку  Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку  Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку  Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку Ответы на задания для учащихся 7 классов

Малая краевая олимпиада школьников по русскому языку  Ответы на задания для учащихся 7 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018