Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
13.12.2022
Mariya-lesnikova@inbox.ru
конспект урока литературы, 7 класс.
Технологическая карта урока по литературе 7 класс.docx

Технологическая карта урока   литературы

7 класс

УМК  В.Коровиной   Учитель: М.В. Лесникова

Тема «Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

 

Цель: 1.  деятельностная: создание условий для усвоения темы;                                                                                                                                    -создание ситуации успеха;                                                                                                                                                  - развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов  деятельности;                                                    - обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;                                                                                           - развитие навыков самоконтроля;                                                                                                                                    - развитие схематичного мышления.

           2. содержательная:  помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;

      Задачи:   Помочь обучающимся осмыслить образ главного героя с точки зрения нравственной и социальной;                    совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;                                                                                  формировать исследовательские навыки обучающихся;                                                                                                    развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;                                                                                                                                                развивать коммуникативную компетенцию обучающихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;                                                                                            

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, портрет М.Горького. Учебник-  Коровина В.Я. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014г             

Технологии: технология парного  и группового обучения, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии

     Тип урока:  Урок открытия нового знания.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУР

 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

     Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

1. Приветствие учителя.
2. Проверить готовность учащихся к уроку.
3. Настроить на активную работу на уроке.

Ученики  проверяют  свою готовность к уроку.

 

Слушают учителя.

 

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения

Познавательные: осознают познавательную задачу

Коммуникативные: работают в группе

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

     Цель:    повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания

Прием «прогнозирование»:

Посмотрите на слайд, назовите героя повести из цикла «Повести Белкина».

Ученики отгадывают героев, но последнее описание им не знакомо. Описание последнего героя взято из повести «Станционный смотритель», а как звали этого персонажа и каким он был, узнаем сегодня на уроке.

 

 

Посмотрите на слайд и назовите тему урока: Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

 

 

Ученики отгадывают героев.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему, записывают в тетрадь

Личностные :положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    3. Выявление места и причины затруднения

    Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

В начале урока посмотрим и видео и вспомним историю создания цикла «Повести Белкина».

- Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить. со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что Самсон Вырин и похоронен на местном кладбище.

Посмотрите видео и ответьте на вопросы:

1.Около какой станции Пушкин услышал печальную историю?

2.Когда создавался цикл «Повести Белкина»?

3.Как называется этот период в творчестве Пушкина?

4. Кто заявлен автором повестей?

5. Кто такой диктатор?

 

6.В чём минусы профессии смотрителя?

 

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель». Этой повестью А.С. Пушкин завершает цикл «Повести Белкина». Что же в ней такого особенного? Давайте выясним.

 

Каким же был станционный смотритель? Обратимся к тексту повести.

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выра

-осенью 1830 г.

 

-Болдинская осень

 

-Белкин

-Правитель, пользующийся неограниченной властью. -Унижение, оскорбление и даже побои.

 

Личностные:желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников.

Регулятивные :контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

    Цель: построить проект выхода из затруднения.

Приёмы  «Чтение с остановками», «Работа в группах», Дискуссия «Совместный поиск»

 

 

Прочитайте повесть до слов «В 1816 году…» и ответьте на вопросы:

1.Какой чин имеет Самсон Вырин?

2. Как относились к смотрителям? Были ли это уважаемые люди?

 

 

 

 

3.Почему кому-то сразу давали лошадей, а кому-то приходилось долго ждать? От чего это зависело?

 

 

 

 

Прочитайте повесть до слов «Прошло несколько лет…» и ответьте на вопросы:

1.Рассказчик упоминает «общеудобное» правило: «чин чина почитай». Что оно значит?

 

 

 

2.Почему одних уважают и боятся больше, чем других?

 

 

 

 

 

3.Как звали дочь смотрителя?

4.Сколько лет было Дуне?

5.Напомните сюжет притчи о блудном сыне (это было домашнее задание).

6.Сколько лет Самсону Вырину?

7.Какое впечатление производит Дуня на рассказчика?

 

Отвечают на вопросы

Работают с текстом, иллюстрациями.

Работают индивидуально, в группе

-14 класс

-Проезжий вымещал всю злобу и ненависть на станционном смотрители, иногда мог даже избить.

-Это зависело от чина. Если это был генерал, то его нельзя было заставлять ждать. А если это был средний чиновник, то он мог прождать лошадей несколько суток.

-С теми, у кого чин выше, обращаются лучше, чем со всеми остальными. Им первым подают блюда, это почётные гости на любом празднике. Они получают самых лучших лошадей на станции. Их никогда не заставляют ждать.

-Эти люди имеют больше власти, они могут повлиять на жизнь человека, на его карьеру. Многие специально стараются услужить этим высокопоставленным людям ради собственной выгоды.

-Дуня

-14 лет

-50

-Дуня всем очень нравилась, была симпатичной кокеткой, которая умела общаться с постояльцами.

Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

Составление паспорт героя.

Можно выдать карточки ученикам для заполнения или устно проговорить описание героя.

1.ФИ

Самсон Вырин

2.Возраст

50 лет

3.Семейное положение

Вдовец

4.Дети

Дочь Дуня

5.Класс, чин

14 чин, класс

6.Должность

Станционный смотритель

7.Место жительства

Почтовый домик на станции

Работают в парах.

Обучающиеся рассматривают иллюстрации и отвечают на поставленный вопрос

 

 

Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.

Познавательные :читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников.

Регулятивные :контролируют учебные действия.

Коммуникативные:развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

    7. Включение в систему знаний повторение.

     Цель:  - выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

        -повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

 В начале урока вы видели описание героя, но не могли назвать его. Перечитайте описание ещё раз. Как зовут этого героя? Это Самсон Вырин.

Герой Пушкина - ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Имеет ли право такой человек на счастье?

 

 

Запишите домашнее задание: дочитать повесть.

 

Слушают , делают выводы Формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:понимают
значение знаний для человека

Познавательные:приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные:оценивают свою работу
Коммуникативные:; формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения

8  Рефлексия УД на уроке

     Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

- Оцените   сами свою работу на уроке.  

Формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные :приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать дея-ность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

 

 


 

Технологическая карта урока литературы 7 класс

Технологическая карта урока литературы 7 класс

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУР 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУР 1

В начале урока посмотрим и видео и вспомним историю создания цикла «Повести

В начале урока посмотрим и видео и вспомним историю создания цикла «Повести

Обратимся к тексту повести.

Обратимся к тексту повести.

Почему одних уважают и боятся больше, чем других? 3

Почему одних уважают и боятся больше, чем других? 3

Место жительства Почтовый домик на станции

Место жительства Почтовый домик на станции

Рефлексия УД на уроке

Рефлексия УД на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022