мастер-класс «Социокультурные технологии во внеурочной деятельности»

мастер-класс «Социокультурные технологии во внеурочной деятельности»

Медиа
docx
03.12.2019
Мастер.docx

Кузовникова Юлия Николаевна

Учитель высшей категории

Мастер-класс

«Социокультурные технологии во внеурочной деятельности»

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

В течение дня вы увидели и услышали сегодня о многих технологиях, но я хочу дополнить этот список социокультурной технологией, которая развивает ребёнка не только интеллектуально, но и обогащает духовно, ведёт по пути ценностного восхождения на уровне достижений современной культуры.

Одной из ведущих идей технологии является идея «активного воспитания». Активные формы обучения (работа в паре, работа в группе, ресурсный круг, тренинг), которые я активно использую, дают моим воспитанникам навык общения, обучают управлению собственной деятельностью, приёмам эффективного взаимодействия, обеспечивающим достижение результатов. Формируется ресурс успеха у каждого ученика.

1.     Присоединение.

Сердцевиной активных форм обучения является присоединение в начале каждого занятия как путь к доверительному общению. Это подготовка слушателя к восприятию. На данном этапе урока я использую музыкальное оформление, отрывки литературных произведений.

Наша встреча проходит в преддверии праздника Дня Защитника Отечества. И каждый из вас связывает этот праздник, прежде всего, с самой знаменательной датой этого года «70-летие Победы».

Ученик1:

 

Нет войны    (С. Михалков)

 

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны!

 

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.

 

Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.

 

И в хорошие минуты

Вспомнишь ты, и вспомню я,

Как от вражьих полчищ лютых

Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.

 

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…

 

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

 

         Я начала занятие со стихотворения Сергея Михалкова «Нет войны», которая прочла ученица 4б класса Красикова Василиса. Сегодня на нашем занятии мы поговорим об акции «70 шагов к Победе», которая идёт в нашей школе, о милосердии, сострадании,  щедрости души, узнаем о добрых делах ваших бабушек, дедушек, о ваших добрых делах… Сегодня мы услышим различные мнения, поучимся приходить к общему решению, почувствуем, как важно быть милосердным человеком.

К концу нашего занятия должна появиться аллея звёзд из наших совместных шагов.

2.     Основная часть.

В основной части можно провести беседу о добрых делах, активные формы обучения, такие как, ресурсный круг и работу в группах или парах. И обязательно рефлексию после каждого этапа работы. 

1)    Беседа

70 шагов к Победе. Это 70 добрых дел.

Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.

Какие добрые дела проходят у вас в школе?

Мы ведём «Книгу памяти», где рассказываем о добрых делах класса к 70-летию Победы. Одной из страниц у нас будет называться «Георгиевская лета -  символ Дня Победы». Это проект ученицы 4б класса Красиковой Василисы.

2)    Ресурсный круг

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

         Каждый год по всей стране проводится акция «Георгиевская ленточка». Суть этой акции – раздача символических ленточек в преддверии праздника.

         А что значит для вас георгиевская лента?

         Что вы чувствуете, когда прикрепляете на грудь георгиевскую ленту?

По кругу учителя отвечают на данные вопросы, высказывая своё мнение.

         Вывод (Красикова Василиса):

Каждый повязывает "георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы.     

         Когда мы проводим такой  тренинг, как «Ресурсный круг», очень важно принимать мнение каждого. В конце подводится итог. Выбирается мнение, которое понравилось, с каким вы соглашаетесь больше всего либо подводите один общий итог.

3)    Беседа. Воспоминания о войне.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

– В нашем городе есть жители, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте они встречали и переживали войну.  Среди этих людей и ваши родные.  

– Расскажите,  какой вклад в Победу они внесли? (рассказы детей о своих бабушках и дедушках, как тружеников тыла, участников войны, дети войны).

Мы должны гордиться тем, что эти люди  делали все, что могли для победы в тылу и на фронте, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, и внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

Таким образом, на данном этапе занятия необходимо представить результаты поисковой работы «Война в истории моей семьи».

4)    Социокультурный тренинг  - работа в парах «Мы – за мир!»

1.     Подготовительный этап. Литературно-музыкальная композиция

Ученик2:. Мир на земле они  подарили людям,
Сумели сохранить добро и свет!
И мы всегда  им  благодарны будем.
Здоровья, счастья всем и долгих лет.

 

Песня «И всё о той весне…»

 

Ученик1:  Я нарисую яркое солнце!


ученик2:  Я нарисую синее небо!


  Я нарисую свет в оконце!

 

Ученик1:. Я нарисую колосья хлеба!

 

ученик2: Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.

 

Ученик1:. И зачеркнём нашей общею кистью:
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

 

ученик2:. Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Все: Пусть всегда буду Я!

 

Ученик1: Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб весной ручьи звенели,
ученик2: Чтобы солнце землю грело, чтоб берёзка зеленела.
Ученик1:  Чтоб у всех мечты сбывались, чтобы все вокруг смеялись,
ученик2: Чтобы детям снились сны, чтобы не было войны!

 

2.     Основной этап.

Мы – за мир! У вас на парте лежат вырезанные детские ладошки. Для тренинга важно, чтоб каждый ребёнок обвёл и вырезал ладошку. Работаем в паре. Не забываем о правилах работы в паре:  этапы работы тренинга на экране.

·                   Индивидуальная работа.

На этом этапе каждый определяется, какое пожелание мы хотим записать на ладошке: детям, ветеранам, всей стране.

·                   Работа в паре.

- Внимательно выслушайте мнение соседа, сообщите своё решение. Совместно выберите ваше единое решение.

-Договоритесь, кто из вас будет представлять совместное решение.

·                   Коллективное решение.

Каждая пара зачитывает пожелание и прикрепляет ладошку к планете.

·                   Рефлексия.

- Удалось ли вам согласованно поработать в паре?

- Какие высказывания вам показались наиболее трогательными?

- Кого бы вы поблагодарили за урок?

- Какими мыслями, чувствами вам захотелось поделиться со своими близкими?

3.     Подведение итогов.

Каждый из вас сейчас проголосовал за мирное небо над головой. А посмотрите, как выросла у нас аллея звёзд. Сколько добрых дел мы с вами совершили за одно занятие. И так должно быть каждый день.

В течение занятия на доске могут появляться также таблички со словами социокультурного ряда.

И хочется закончить своё занятие прекрасными стихами.

Коллеги, невзирая на преграды,

Которые нам жизнь порой чинит,

Всегда своей работе будьте рады,

Пусть даже под ногами пол горит.

 

Не оплатить наш труд монетой звонкой,

По-честному, ведь нет ему цены!

Мы с вами ниточкой незримо тонкой

Навеки с нашей школой скреплены.

 

Так пусть всем нам даст бог терпенья,

Пусть в семьях наших мир царит и лад!

Желаю всем удачи, вдохновенья,

Побольше всяческих наград!  

 

 

Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)