Мастер-классы в профессии повар
Эпиграфом к работе взята народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи.
Педагог-мастер производственного обучения - это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Ему есть что сказать и хорошо, если он умеет ещё и показать, доступно объяснить различной аудитории преподаваемый материал и свой опыт художественного творчества.
Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация профессиональной деятельности педагога. Наиболее сильное впечатление произвели на меня уроки мастерства по изготовлению цветов и фигурок из мастики.
Работая в техникуме, мне хочется передать свои знания и профессиональные навыки по профессии «Повар, кондитер» обучающимся и коллегам. Я считаю, что наиболее эффективно, это можно сделать через живой показ, систему мастер - классов.
Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен вследствие успешного повышения своей квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте педагога-практика.
Сегодня мастер-класс является обязательной составляющей конкурсов педагогического мастерства «Мастер года». Мастер-класс это не шоу, а «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи».
Обратимся к истории методики обучения профессии. По законам Древнего Египта сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки той или иной профессии передавались из поколения в поколение. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть профессиональными навыками, наблюдая весь процесс создания произведения от начала до конца.
В Древней Греции и в Эпоху Возрождения в Италии, в период расцвета искусства, система обучения была такова – мальчика в возрасте 10 – 12 лет родители отдавали для обучения мастеру. Ребёнок с первых же дней начинал, наблюдая, осваивать ремесло своего учителя, и проходил путь от ученика к подмастерью, а затем сам становился мастером. Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику приёмы работы.
Сегодня мастер-класс широко используется в системе образования. Он актуален при обучении в техникуме, на всех этапах обучения.
Методика проведения мастер-класса.
Мастер-класс - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора.
Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя.
Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Участникам мастер - класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя. Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель». Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Темы и направления мастер-классов выбираются, исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:
обзор актуальных проблем в системе обучения предмету, различные приемы, тонкости и нюансы использования сырья и продуктов, отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог, инновационные моменты деятельности, авторские программы, методы и их применение на практике.
В ходе мастер – класса для преподавателей участники изучают разработки по теме мастер – класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации.
Мастер-классы в системе обучения профессии «Повар, кондитер» можно классифицировать следующим образом:
1) по степени присутствия:
- дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты);
- с личным присутствием мастера производственного обучения;
2) по составу аудитории:
- для педагогов;
- для учащихся;
- смешанная группа (педагог и учащийся).
3) по месту проведения:
- аудитория (класс);
- в учебном кулинарном цехе, в учебном кондитерском цехе;
- в актовом зале.
4) по охвату аудитории:
- индивидуальные;
- групповые (одновозрастные, разновозрастные).
Пример 1.
Групповой мастер-класс для преподавателей и учащихся колледжа. Данный мастер-класс проводился по теме «Карвинг из фруктов и овощей ». Мастер во время проведения мастер-класса показывал поэтапное выполнение художественно вырезанной композиции из овощей и фруктов. Обучающиеся выполнили композиции совместно с ведущим мастер-класса.
Пример 2.
Мастер- класс по тестопластике в аудитории и являлся групповым. Данный мастер-класс был проведён в с целью профориентации. Учащиеся знакомились с новым материалом мягкой мастикой и по окончании мастер-класса, выполнили творческую работу. Работы выполнялись каждым участником индивидуально, под руководством ведущего.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое. Но в тоже время планирование и проведение мастер - класса подчиняется логическому построению.
1.Классическая схема организации мастер класса:
Теоретическая часть
Практическая часть (отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых практических навыков)
Рефлексия (рекомендации для практической деятельности, ответы на вопросы).
2.Мастер-класс по знакомству с материалом, новыми техниками и приёмами работы:
объявление темы, целей и задач;
организация рабочего места;
рассказ о материале и технике выполнения задания;
показ образцов работ выполненных ранее;
поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы;
подведение итогов.
3.Мастер класс для педагогов-коллег, знакомство с новой программой, методикой преподавания.
объявление темы, целей и задач;
организация рабочего места;
рассказ о программе и новой методике преподавания;
показ работ, по теме мастер - класса, выполненных ранее учениками при апробации программы и методики;
ответы на вопросы слушателей (по просьбе слушателей возможен поэтапный показ выполнения некоторых заданий для учащихся с комментариями).
Данная работа обобщает мой личный педагогический опыт и опыт работы с обучающимися. Я регулярно провожу мастер- классы для обучающихся своей группы, наблюдаю за аналогичными мероприятиями коллег.
Мастер-класс все шире используется в образовательном процессе, как оригинальный метод обучения. Большим плюсом при проведении мастер-класса будут представленные педагогом письменно оформленные программы, методические разработки, иллюстративные материалы. Наличие этих материалов позволит участникам мастер - класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.
Принимая во внимание историческое наследие в методике обучения профессии, мастер-класс всегда будет актуален и востребован.
Список литературы:
1.Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2015, №11, 39с.
2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-ов. – 2-е изд., доп. перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с., ил.
3. Ростовцев Н.Н.Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. – 288 с., 193 ил.
4. Русских Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.