Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
история +2
9 кл
27.04.2018
демонстрацияопытаработыпопроектированиюадаптивной
образовательнойсреды;
разработкаавторскоймоделиурокаврежимедемонстрируемой
педагогическойтехнологии.
Задачи:
передатьсвойопытпутемпрямогоикомментированногопоказа
последовательностидействий, методов, приемовиформ
педагогическойдеятельности;
совместноотработатьметодическиеподходыиприемырешения
поставленнойпроблемы;
.
Современнаяориентацияобразованиянаформированиеготовностии
способностичеловекакдеятельностииобщениюпредполагаетсоздание
дидактическихипсихологическихусловий, вкоторыхобучающийсяможет
проявитьнетолькоинтеллектуальнуюипознавательнуюактивность, нои
личностнуюсоциальнуюпозицию, своюиндивидуальность, выразитьсебя
каксубъектобучения.
Сегодняквыпускникушколы XXI векаобществопредъявляетдостаточно
серьёзныетребования. Ондолжен:
•уметьсамостоятельноприобретатьзнания;
•применятьихнапрактикедлярешенияразнообразныхпроблем;
•работатьсразличнойинформацией, анализировать, обобщать,
аргументировать;
•самостоятельнокритическимыслить, искатьрациональныепутиврешении
проблем;
быть коммуникабельным, контактнымвразличныхсоциальныхгруппах,Задачанелёгкая, новполневыполнимая. Многоезависитотнас, педагогов.
Спецификаработывшколезаставилапересмотретьсвоипозициивобучении
учащихсяивсёбольшезадумыватьсянадвопросами: ≪Какучитьдетейбез
принуждения? Какпомочьимраскрытьсвоивозможности? Каксделать
предметинтереснымдлявсех? Какдатьстимулктворчеству? Чемуяхочу
научитьсвоихучеников?≫Этивопросыязадаюсебепостоянно. Ивкакомбы
1
классеянипреподавал, ответвсегданеизменен. Яглубокоубеждёнвтом,
чтоглавнаяцельлюбогоурока–этовоспитаниеличности, человека,
умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты,
явления, событияинаосновеполученныхзнанийформироватьсвойвзгляд
Однимсловом, личностьвмоёмпонимании–человек, небоящийся
мыслить.
Решениемногихпроблемявижувосвоениииприменениинасвоихуроках
новыхтехнологий, активизирующихпознавательнуюитворческую
деятельностьшкольников. Однаизсовременныхпедагогическихтехнологий,
которыеяиспользуюнаурокахисториииобществознания, - это–постерная
технология.
Самословопришлоизполиграфии (отангл. poster) - обозначаетплакатили
афишурекламногохарактера. Сейчасподпостерамипонимаютнетолько
рекламныеплакаты, ноипроизведенияискусства, темилиинымобразом
оформленныедляиспользованиявинтерьере.Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
постеры.docx
Мастер – класс учителя истории и обществознания
Прокопьева Александра Сергеевича
Тема: «Применение постерной технологии на уроках
истории и
обществознания»
Цели:
демонстрация опыта работы по проектированию
адаптивной
образовательной среды;
разработка авторской модели урока в режиме
демонстрируемой
педагогической технологии.
Задачи:
передать свой опыт путем прямого и
комментированного показа
последовательности действий, методов, приемов и
форм
педагогической деятельности;
совместно отработать методические подходы и
приемы решения
поставленной проблемы;
.
Вступительное слово, постановка целей, раскрытие
технологии
Современная ориентация образования на формирование
готовности и
способности человека к деятельности и общению
предполагает создание
дидактических и психологических условий, в которых
обучающийся может
проявить не только интеллектуальную и
познавательную активность, но и
личностную социальную позицию, свою
индивидуальность, выразить себя
как субъект обучения.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество
предъявляет достаточно
серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения
разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать,
обобщать,
аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать
рациональные пути в решении
проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах,
гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое
зависит от нас, педагогов.
Специфика работы в школе заставила пересмотреть
свои позиции в обучении
учащихся и всё больше задумываться над вопросами:
≪Как учить детей без
принуждения? Как помочь им раскрыть свои
возможности? Как сделать
предмет интересным для всех? Как дать стимул к
творчеству? Чему я хочу
научить своих учеников?≫ Эти вопросы я задаю себе
постоянно. И в каком бы
1
классе я ни преподавал, ответ всегда неизменен. Я
глубоко убеждён в том,
что главная цель любого урока – это воспитание
личности, человека,
умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно
оценивать факты,
явления, события и на основе полученных знаний
формировать свой взгляд
на мир. Одним словом, личность в моём понимании –
человек, не боящийся
мыслить.
Решение многих проблем я вижу в освоении и
применении на своих уроках
новых технологий, активизирующих познавательную и
творческую
деятельность школьников. Одна из современных
педагогических технологий,
которые я использую на уроках истории и
обществознания, - это – постерная
технология.
Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster) -
обозначает плакат или
афишу рекламного характера. Сейчас под постерами
понимают не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, тем
или иным образом
оформленные для использования в интерьере.
Постерная технология -
это такая форма обучения детей и взрослых, которая
создает условия для
восхождения каждого участника к новому знанию и
новому опыту путем
самостоятельного или коллективного открытия.
Основой открытия в любой
сфере знаний, включая самопознание, является
творческая деятельность
каждого и осознание закономерностей этой
деятельности.
В процессе построения знаний технология может быть
представлена так:
творческий процесс — творческий продукт — осознание
его
закономерностей — постановка новых задач —
коррекция своей
деятельности — новый продукт и т. д.
Особенностью данной технологии является реализация
идеи диалога во всех
его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями,
творческими
находками между участниками творческой группы,
чему содействует
чередование индивидуальной, групповой деятельности
и работы в парах.
Результатом работы становится не только сам постер,
реальное знание
или умение, важен сам процесс постижения истины и
создание творческого
продукта. При этом важнейшим качеством процесса
оказывается
сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.
Из действующих педагогических методов данная
технология приближается к
исследовательским и проблемным методам обучения.
Принципиальное
отличие, однако, заключается по крайней мере в двух
особенностях:
Проблемное обучение в основном опирается на логические
противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан
на чередовании
бессознательного или осознанного не до конца творчества и
последующего
его осознания.
2
Проблема и направление исследования в урочной системе,
как правило,
определяются учителем, а в системе постерной технологии
все проблемы
выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в
заданиях мастерской
принципиально более значительная, чем в других методах
работы.
Принципы и правила работы в творческой группе
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.
2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление
ошибки — путь
к истине.
3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических
замечаний в адрес
любого участника группы создает условия эмоционального
комфорта и
творческой раскованности, реализуя принципы ≪педагогики
успеха≫. Оценка
заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил
(реализуется в праве
участников творческой группы (далее ≪творцов≫)
самостоятельно определять
объем своей работы; не участвовать в работе на стадии
≪предъявления
продукта≫, в праве действовать по своему усмотрению).
5. Значительный элемент неопределенности, неясности,
даже загадочности
в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны,
интерес, а с другой
— психологический дискомфорт, желание выйти из него и
таким образом
стимулирует творческий процесс.
6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия,
сотрудничества,
сотворчества. Диалог создает в творческой группе
атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных ≪цветах≫,
которые лишь
совместно дают ощущение ≪радуги≫ мира. Рождается
истинная
коммуникативная культура.
7. Организация и перестройка реального пространства, в
котором работает
группа, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая
организация
содействует появлению чувства свободы.
8. Решительное ограничение участия, практической
деятельности
руководителя, руководителя как авторитета на всех этапах
создания
постера. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации
достигнутого
участниками. Учитель не ставит вопросы и не отвечает на
них.
Алгоритм работы над постером
1. Определение тематики постера.
2. Постановка задач.
3. Выбор материалов.
3
4. Создание творческого продукта
5. Презентация продукта.
Правила создания постера
Можно использовать: картинки, слова, словосочетания,
знаки, символы,
лозунг.
Содержание постера
(расположение может изменяться)
Задачи Тема Факты
Методы Гипотезы
Разрыв. Психологическое состояние участника творческой
группы, при
котором ему внезапно открывается новое видение предмета,
закона, явления,
образа, отношения. Путем ≪озарения≫ он приходит к
качественно новому
повороту истины. ≪Разрыв≫ — необходимый и важнейший
элемент
технологии, ее ядро. Главный ≪разрыв≫ заранее
планируется учителем. Технологии создания условий для ≪разрыва≫ состоит я
подборе
парадоксального содержания, предлагаемого ≪творцам≫
для
осмысления.
Рефлексия. ≪В психологии различают два типа
рефлективных процессов:
авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей,
чувств, поступков (я
осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение
того, о чем
думает другой человек (или группа людей)...≫
В ходе работы над постером происходит постоянное
чередование
бессознательной деятельности и ее последующего
осознания. Это сближает
учебный процесс с процессом настоящего научного и
художественного
открытия. Таким образом, происходит не передача готовых
знаний, а
приобретение ценностного опыта разносторонней духовной
деятельности, в
том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает
условия для
формирования истинной культуры.
Рефлексия, таким образом, является универсальным
психологическим
механизмом изменения и развития личности.
Творческий процесс в группе является главным
технологическим средством
достижения цели обучения: открытия закона,
формулирования правил,
создания текста, накопления фактических знаний,
приобретения опыта
исследования, выработки определенного отношения к
явлению, осознания
ценностных ориентации и др. Этапами творческой
деятельности являются
деконструкция и реконструкция выбранного участниками
группы материала:
слов, текстов, красок, образов, символов, фактов, явлений,
любого материала
4 в зависимости от темы и типа постера. Иначе говоря,
материал выбирается, а
затем создается нечто новое.
Типы постеров:
Постер – ассоциативный
Ассоциации — это ≪спонтанное соединение идей,
восприятий, образов,
фантазий, сообразно определенным личным и
психологическим темам,
мотивам, сходствам,противоположностям или причинным
связям. Само слово
может обозначать процесс установления таких связей
(посредством
ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть
какую-то одну
ассоциацию≫ (см. словарное определение).
Ассоциации в данной методике используются для
актуализации личного
опыта участников, ≪открывают≫ в какой-то мере работу
воображения и тем
самым содействуют развертыванию творческого процесса
деятельности
каждого.
Такую работу сообразно использовать на начальном этапе
изучения значимой
темы учебного курса. Она не требует от ребят специальной
подготовки. В
ходе работы ребята могут высказывать любые, даже самые
абсурдные и
парадоксальные идеи, мысли, гипотезы, трактовки и
фиксировать их на
≪полотне≫. Создание постера-ассоциации позволит ребятам
оценить багаж
уже имеющихся знаний и сравнить его с тем, что они будут
знать и уметь по
итогам изучения темы.
Постер – аналитический
Аналитика (др.-греч. άναλυτικά — буквально: ≪искусство
анализа≫ ) —
часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая
учение
об анализе — операции мысленного или реального
расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между
предметами) на составные
части, выполняемая в процессе познания или предметно-
практической
деятельности человека
Создание аналитического постера требует специальной
подготовки. Ребята
≪разбиваются≫ на творческие группы, выбирают тему,
распределяют
направления поиска объектов анализа (процессов, явлений,
событий).
Учитель предлагает возможные темы, выполняет роль
консультанта.
Фрагмент урока обществознания по теме "Выборы 2012
"
Цели:
5
1. Продолжить знакомство учащихся со структурой
избирательной
системы Российской Федерации;
2. Содействовать формированию активной гражданской
позиции
молодого поколения по вопросам политической и правовой
культуры
общества;
3. Развивать умение решать проблемные задачи и навыки
исследовательской работы.
Форма урока – работа творческих групп.
Оборудование: мультимедийная установка, презентации,
постеры
творческих групп.
Подготовительный этап.
За неделю ребята ≪разбиваются≫ на творческие группы,
выбирают тему,
распределяют направления поиска объектов анализа
(процессов, явлений,
событий). Учитель предлагает возможные темы, выполняет
роль
консультанта.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учащиеся занимают места, соответствующие их местам:
II. Вступительное слово учителя. На уроках обществознания мы часто затрагиваем
актуальные,
социально-значимые темы. Сегодня мы находимся в
преддверии
очень важного события в жизни страны – выборов
президента РФ.
На предыдущих уроках мы говорили об избирательном
праве,
избирательных системах, конституционно-правовом
статусе
Президента РФ. Сегодня мы подведем своеобразный
итог.
III. Работа творческих групп.
Вам было предложено ォ разбиться サ на творческие
группы, выбрать тему
исследования, выбрать материалы.
А сейчас я предлагаю каждой группе создать свой
постер.
Правила создания постера
Можно использовать: картинки, слова, словосочетания,
знаки, символы,
лозунг.
Содержание постера
(расположение может изменяться)
Задачи Тема Факты
Методы Гипотезы
На работу вам дается 15 минут.
6
IV.Презентация постеров.
Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной
деятельности__
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.