Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Оценка 4.6

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
история +2
9 кл
27.04.2018
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
демонстрацияопытаработыпопроектированиюадаптивной образовательнойсреды; разработкаавторскоймоделиурокаврежимедемонстрируемой педагогическойтехнологии. Задачи: передатьсвойопытпутемпрямогоикомментированногопоказа последовательностидействий, методов, приемовиформ педагогическойдеятельности; совместноотработатьметодическиеподходыиприемырешения поставленнойпроблемы; . Современнаяориентацияобразованиянаформированиеготовностии способностичеловекакдеятельностииобщениюпредполагаетсоздание дидактическихипсихологическихусловий, вкоторыхобучающийсяможет проявитьнетолькоинтеллектуальнуюипознавательнуюактивность, нои личностнуюсоциальнуюпозицию, своюиндивидуальность, выразитьсебя каксубъектобучения. Сегодняквыпускникушколы XXI векаобществопредъявляетдостаточно серьёзныетребования. Ондолжен: •уметьсамостоятельноприобретатьзнания; •применятьихнапрактикедлярешенияразнообразныхпроблем; •работатьсразличнойинформацией, анализировать, обобщать, аргументировать; •самостоятельнокритическимыслить, искатьрациональныепутиврешении проблем; быть коммуникабельным, контактнымвразличныхсоциальныхгруппах,Задачанелёгкая, новполневыполнимая. Многоезависитотнас, педагогов. Спецификаработывшколезаставилапересмотретьсвоипозициивобучении учащихсяивсёбольшезадумыватьсянадвопросами: ≪Какучитьдетейбез принуждения? Какпомочьимраскрытьсвоивозможности? Каксделать предметинтереснымдлявсех? Какдатьстимулктворчеству? Чемуяхочу научитьсвоихучеников?≫Этивопросыязадаюсебепостоянно. Ивкакомбы 1 классеянипреподавал, ответвсегданеизменен. Яглубокоубеждёнвтом, чтоглавнаяцельлюбогоурока–этовоспитаниеличности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, событияинаосновеполученныхзнанийформироватьсвойвзгляд Однимсловом, личностьвмоёмпонимании–человек, небоящийся мыслить. Решениемногихпроблемявижувосвоениииприменениинасвоихуроках новыхтехнологий, активизирующихпознавательнуюитворческую деятельностьшкольников. Однаизсовременныхпедагогическихтехнологий, которыеяиспользуюнаурокахисториииобществознания, - это–постерная технология. Самословопришлоизполиграфии (отангл. poster) - обозначаетплакатили афишурекламногохарактера. Сейчасподпостерамипонимаютнетолько рекламныеплакаты, ноипроизведенияискусства, темилиинымобразом оформленныедляиспользованиявинтерьере.Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
постеры.docx
Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания» Цели:  демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;  разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии. Задачи:  передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;  совместно отработать методические подходы и приемы решения поставленной проблемы; . Вступительное слово, постановка целей, раскрытие технологии Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Специфика работы в школе заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: ≪Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?≫ Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в каком бы 1 классе я ни преподавал, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждён в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. Решение многих проблем я вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на уроках истории и обществознания, - это – постерная технология. Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера. Сейчас под постерами понимают не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, тем или иным образом оформленные для использования в интерьере. Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д. Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Результатом работы становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях: Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. 2 Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе постерной технологии все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы. Принципы и правила работы в творческой группе 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников. 2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. 3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника группы создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы ≪педагогики успеха≫. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил (реализуется в праве участников творческой группы (далее ≪творцов≫) самостоятельно определять объем своей работы; не участвовать в работе на стадии ≪предъявления продукта≫, в праве действовать по своему усмотрению). 5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. 6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в творческой группе атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных ≪цветах≫, которые лишь совместно дают ощущение ≪радуги≫ мира. Рождается истинная коммуникативная культура. 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает группа, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы. 8. Решительное ограничение участия, практической деятельности руководителя, руководителя как авторитета на всех этапах создания постера. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Учитель не ставит вопросы и не отвечает на них. Алгоритм работы над постером 1. Определение тематики постера. 2. Постановка задач. 3. Выбор материалов. 3 4. Создание творческого продукта 5. Презентация продукта. Правила создания постера Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг. Содержание постера (расположение может изменяться) Задачи Тема Факты Методы Гипотезы Разрыв. Психологическое состояние участника творческой группы, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем ≪озарения≫ он приходит к качественно новому повороту истины. ≪Разрыв≫ — необходимый и важнейший элемент технологии, ее ядро. Главный ≪разрыв≫ заранее планируется учителем. Технологии создания условий для ≪разрыва≫ состоит я подборе парадоксального содержания, предлагаемого ≪творцам≫ для осмысления. Рефлексия. ≪В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...≫ В ходе работы над постером происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры. Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности. Творческий процесс в группе является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками группы материала: слов, текстов, красок, образов, символов, фактов, явлений, любого материала 4 в зависимости от темы и типа постера. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. Типы постеров: Постер – ассоциативный Ассоциации — это ≪спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам,противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию≫ (см. словарное определение). Ассоциации в данной методике используются для актуализации личного опыта участников, ≪открывают≫ в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Такую работу сообразно использовать на начальном этапе изучения значимой темы учебного курса. Она не требует от ребят специальной подготовки. В ходе работы ребята могут высказывать любые, даже самые абсурдные и парадоксальные идеи, мысли, гипотезы, трактовки и фиксировать их на ≪полотне≫. Создание постера-ассоциации позволит ребятам оценить багаж уже имеющихся знаний и сравнить его с тем, что они будут знать и уметь по итогам изучения темы. Постер – аналитический Аналитика (др.-греч. άναλυτικά — буквально: ≪искусство анализа≫ ) — часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая учение об анализе — операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно- практической деятельности человека Создание аналитического постера требует специальной подготовки. Ребята ≪разбиваются≫ на творческие группы, выбирают тему, распределяют направления поиска объектов анализа (процессов, явлений, событий). Учитель предлагает возможные темы, выполняет роль консультанта. Фрагмент урока обществознания по теме "Выборы 2012 " Цели: 5 1. Продолжить знакомство учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; 2. Содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; 3. Развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы. Форма урока – работа творческих групп. Оборудование: мультимедийная установка, презентации, постеры творческих групп. Подготовительный этап. За неделю ребята ≪разбиваются≫ на творческие группы, выбирают тему, распределяют направления поиска объектов анализа (процессов, явлений, событий). Учитель предлагает возможные темы, выполняет роль консультанта. Ход урока I. Оргмомент. Учащиеся занимают места, соответствующие их местам: II. Вступительное слово учителя. На уроках обществознания мы часто затрагиваем актуальные, социально-значимые темы. Сегодня мы находимся в преддверии очень важного события в жизни страны – выборов президента РФ. На предыдущих уроках мы говорили об избирательном праве, избирательных системах, конституционно-правовом статусе Президента РФ. Сегодня мы подведем своеобразный итог. III. Работа творческих групп. Вам было предложено ォ разбиться サ на творческие группы, выбрать тему исследования, выбрать материалы. А сейчас я предлагаю каждой группе создать свой постер. Правила создания постера Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг. Содержание постера (расположение может изменяться) Задачи Тема Факты Методы Гипотезы На работу вам дается 15 минут. 6 IV.Презентация постеров. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности__

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер – класс учителя истории и обществознания Прокопьева Александра Сергеевича Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018