Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)
Оценка 4.9

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Оценка 4.9
Мероприятия +2
docx
ОБЖ +2
5 кл—6 кл
30.11.2017
Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)
Мастер класс предназначен для младших подростков, когда встает острая необходимость в профилактике разного рода зависимостей, в частности предотвращения табакокурения. Подростки активно познают окружающий мир, но при этом доверчивы, легко подпадают под влияние более активных сверстников, а себя часто считают неуязвимыми. В этом возрасте следует находить активные формы взаимодействия с учащимися, которые помогают подросткам принимать самостоятельные решения в отношении психо-активных веществ.профилактика зависимости ПАВ /сценарий мастер класса
мастер класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подпорожская средняя общеобразовательная школа № 8» г. Подпорожье  МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: Здоровый образ жизни. (Курить или не курить – решай сам) Социальный педагог: Сенькина Р.Е. педагог-психолог: Кашин К.В. 7 Эпиграф к занятию: Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Генрих Гейне Пояснительная записка Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению курения и других форм зависимого поведения. В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. В этот период возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни. Вопросы профилактики психоактивных веществ в школе рассматриваются на уроках “Основ безопасности жизнедеятельности”, классных часах, родительских собраниях, “круглых столах”. Но, к сожалению, рассказывая учащимся о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ, приводим зачастую только пугающую статистику. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая совершать собственные ошибки. Однако, употребление психо-активных веществ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Что в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям. В этом возрасте необходима позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, без "запугивания" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию. А также действует “закон запретного плода” (нельзя, а дай-ка я попробую!). Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления психо-активных веществ являются занятия и мероприятия, направленные на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья (т.е. позитивная профилактика). Цель занятия: помочь обучающимся осознать свое отношение к здоровью и формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни. Задачи: Образовательная - Информировать подростков о вреде влияния сигарет на организм человека. Развивающая - Развивать умение сказать «нет» и делать аргументированный выбор. Воспитывающая - Выработать негативное отношение к курению; Форма проведения: – мастер-класс, практическая работа Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, программное обеспечение: программы MS Power Point, раздаточный материал, шкатулка План (структура занятия) введен этап 1 ие 2 Методы и формы Объяснение педагога и постановка проблемы. Игра «Коробочка» Работа в группах 3 4 5 изучение основной проблемы и групповая работа, дискуссия Решение ситуаций Заключение обратная связь время 5 10 10 5 5 Ожидаемые результаты Обучающиеся должны понять цели и задачи занятия. Выявление мотивов курения подростков и возможных проблем курильщика обучающиеся получают подробную информацию о последствиях курения и о значимости спорта для жизни. Осмысление рассматриваемых проблем. Отработка навыков отказа Обобщение педагога. Обучающиеся поймут необходимость здорового образа жизни ХОД ЗАНЯТИЯ СЛАЙД № 1 - СЛАЙД № 2 I. Организационный момент: Комментарий психолога: Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению курения и других форм зависимого поведения. В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому в позитивной профилактике употребления психо-активных веществ важной частью являются занятия и мероприятия, направленные на осознание ценности здоровья. Педагог заводит обучающихся в класс и ставит их в круг (хоровод). Комментарий психолога: Круг символизирует общность и единение. Педагог: - Ребята, скажите мне, что люди обычно говорят друг другу при встрече? Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов. Педагог: - Конечно же, вы правы. Они говорят друг другу “Здравствуйте”, то есть “Будьте здоровы!” или “Я желаю вам здоровья!” И это не случайно! Ведь ещё в Древней Руси люди говорили: “Здоровье дороже богатства”, “Здоровье не купишь”, то есть люди издавна понимали, что здоровье – самое главное, что необходимо человеку для нормальной жизни. А сейчас мы в наше время мы говорим не только о здоровье в узком его смысле, а о здоровом образе жизни, который помогает нам быть здоровыми. Здоровый образ жизни состоит из нескольких частей, Как думаете каких? СЛАЙД № 3 ( сон, питание, активный образ жизни, вредные привычки). Какие вы знаете вредные привычки? (Ответы детей). Педагог: - Я вижу, что вы знаете много вредных привычек, а вот одна из них спрятана в этой коробочке. Игра «Коробочка». Педагог держит в руках коробочку и говорит: « То, что лежит в этой коробочке – плохо, делать нельзя. Сейчас мы будем ее передавать коробку по кругу. Каждый из вас может сделать с этой коробочкой то, что Вам захочется: посмотреть, или просто передать другому, но помните, что содержимое коробки видеть не рекомендуется!»». Потом коробочку передают по кругу. ( Как обычно в группе есть дети, которые из любопытства посмотрят, что лежит в коробочке. Если таких нет, то педагог радуется, за детей, у которых хорошо развита дисциплина и самоконтроль). Обсуждение: « Что вы чувствовали, когда держали такую коробочку в руках? Хотелось открыть, или нет? Почему?». Открыть коробку, продемонстрировать сигарету. СЛАЙД № 4 Педагог: - Точно так же происходит, когда подростки начинают курить. В большинстве случаев ими движет интерес и любопытство. Многие подростки, когда пробуют закурить, считают, что всегда могут бросить, когда захотят. Поэтому сегодня мы с вами обсудим тему «Курить – это хорошо или плохо», и легко ли избавиться от этой привычки. Кто-то говорит, что курить – это клево: доставляет удовольствие, помогает общению со сверстниками. Противники курения, наоборот, считают, что это вредно, противно и вредит здоровью. Курить или не курить – каждый из вас будет решать сам. И это будет ваш собственный выбор. Но перед тем, как принять решение, нужно узнать немного о курении, взвесить все положительные и отрицательные последствия. II Работа в группах: Сейчас вы будите работать в группах, попробуйте обсудить и отметить 2-3 мотива, по которым на ваш взгляд чаще всего начинают курить подростки! У вас 2 минуты. (Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки, работа в группах) СЛАЙД № 5 Мотивы: 1 2 3 4 5 6 7 от нечего делать 8 за компанию успокаивает 9 для снятия напряжения 10 11 помогает похудеть баловство 12 модно любопытство хочется быть взрослым просто так поднимает настроение затрудняюсь ответить Выступление представителей групп и обобщение педагогов, которые называют причины, которые, по мнению класса, приобщают подростков к курению. У нас получилось, что самые популярные мотивы _______________________________________________________ Педагог: вторая наша задача, разобраться: Какие проблемы возникают у подростка, который курит? (Работа в группах) □ и □ во взрослой жизни Подумайте и напишите свои примеры, у вас 3 минуты. СЛАЙД № 6 в настоящее время Примерные ответы: В настоящее время Не разрешают курить в школе, дома Во взрослой жизни Проблемы со здоровьем Проблемы с родителями Где достать деньги на покупку сигарет Приходится порой курить тайком Некоторые девочки осуждают курящих мальчиков. А если эта девочка вам нравится? Плохо пахнет от одежды, волос Приходится говорить неправду родителям, куда дел деньги Приходится тратить деньги на покупку сигарет, следовательно, семья чего-то лишается Плохой пример для детей Плохо пахнет от одежды, волос Не разрешают курить дома Возникают сcоры из-за курения с женой, родственниками Раньше времени стареют, болеют, умирают Выступление представителей групп, педагоги спрашивают о возможных дополнениях другую группу и обобщают, называя возможные проблемы курильщика в настоящее время и во взрослой жизни. _______________________________________________________ Комментарий психолога: работа в группах способствует сплоченности коллектива, активизирует всех членов группы, отрабатывает умение выбрать главное, систематизировать и структуировать материал. III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ А Кто из вас знает что такое «табак» и откуда он взялся? Ответы детей. Информация - презентация о курении см приложение Демонстрация с пояснениями педагогов. Информационный блок. СЛАЙД №7 СЛАЙД № 8 Табак – это такое растение, измельченные и высохшие листья которого используют для изготовления сигарет. Родина табака Америка. В Европу он был привезен в XVI веке Христофором Колумбом. Слово «табак» произошло от названия травы, которая выращивалась в провинции Табако и применялась для курения. СЛАЙД № 9 Основной компонент табака – никотин, названный по имени Жана Нико. Французский посол в Португалии Жан Вильман Нико привёз из Испании нюхательный табак в Париж.Наследство Жана Нико – использование порошка из листьев табака в качестве лекарства (1560 г.). Табак в Россию попал в XVI веке. При ПЕТР I, который сам был заядлым курильщиком, курение вошло в моду СЛАЙД № 10 В это же время накапливаются факты о вредном влиянии табака на организм человека. Начинают жестоко преследовать продавцов табака и курильщиков. В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере; В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади; В Турции курильщиков сажали на кол; В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь, после пожара в МОСКВЕ в 1634 году. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…» СЛАЙД №11 XVIII век – широкое распространение табака в России, строительство табачных фабрик. XIX век – табак становится доступным практически всем слоям населения. Появляются первые признаки табачной эпидемии. XX век – борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании. В России появляется закон «об ограничении курения» СЛАЙД №12 По данным ВОЗ, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. От причин, связанных с курением, в России каждый год умирает до полумиллиона человек». СЛАЙД № 13 - 20 В РОССИИ введен закон «Об ограничении курения табака». Сейчас рассматривается вопрос об ужесточении мер в отношении курения. Никотин – при небольшом сроке курения: трясутся руки, учащается сердцебиение, сужение кровеносных сосудов; При длительном курении – может вызывать сердечно-сосудистые заболевания. Деготь – кашель , при длительном курении – бронхит, рак горла и легких. Угарный газ – ухудшение общего самочувствия или сердечно-сосудистые заболевания. По статистике более чем у 50 % попробовавших сигарету ребят курение становится вредной привычкой, от которой потом очень тяжело избавиться. Появляется зависимость от табака – постоянное желание закурить. Когда люди бросают курить, то некоторое время чувствуют себя очень плохо. От действия никотина понижается острота зрения, ухудшается светоощущение, обоняние, ощущение вкуса. При выкуривании 20 граммов табака образуется 1 грамм табачного дёгтя. Табачный дёготь на зубах курильщика откладывается и они чернеют, издают специфический неприятный запах, который ощущается при разговоре с курильщиком. У курильщика обогащение крови происходит не столько кислородом, сколько угарным газом. Вот почему у человека, выкурившего подряд несколько сигарет или находящегося в накуренном помещении, развивается кислородное голодание, появляется головная боль, головокружение, тошнота, бледность. Каждую секунду на земле выкуривается более 300 000 сигарет. Около 40 веществ, содержащихся в табачном дыме, вызывают рак. Пассивные курильщики в два раза чаще заболевают раком, чем те, кого не «обкуривают». Температура тлеющего табака – 300 градусов, а во время затяжки – до тысячи. Перепады температуры вдыхаемого дыма и атмосферного воздуха действуют на организм разрушающе СЛАЙД № 21 Плакат «Мифы о курении»: 1. Большинство взрослых и подростков курит. Половина взрослых мужчин и 3/4 женщин не курит. Среди подростков курит не более 50% юношей и 25% девушек. 2. Курение способствует похудению. Многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы сдерживания веса - ограничения в еде и повышение физической активности. 3. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается. 4. Курить модно. Сейчас курить не модно. В Соединенных Штатах Америки частота курения за последние 10 лет снизилась в 2 раза. 80% мужчин предпочитают некурящих женщин. Модно выглядеть спортивным, стройным и не курить. 5. Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета, как "соска", его успокаивает. 6. Курение помогает согреться в холодное время года. В определенной мере да, но чередование воздействия на эмаль зубов холодного воздуха и горячего табачного дыма вызывает появление трещин ней, быструю порчу зубов. 7. Я всегда смогу бросить курить. Только 5% из курящих думают, что курить они будут через 5 лет. 75% из курящих через 5 лет убеждаются, что не могут бросить курить. 8. Курение не так вредно, как говорят. Эксперты считают, что курение - одна из ведущих причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения, в первую очередь заболеваний сердца и легких. Педагог: - Мы с вами убедились, что бытующие мнения о курении не соответствуют истине, не подтверждаются научными и статистическими данными. Однако, эти «мифы» оказывают влияние на сознание несведущих людей и способствуют формированию вредных привычек. Вы многое узнали по этой теме, и настала пора сделать свой выбор Групповая работа плюсы и минусы курения СЛАЙД №22 Сигарета « + и –» № 1 2 3 4 5 Комментарий психолога: презентация помогает привлечь внимание, благодаря включенности зрительного и слухового восприятия. Работа в группе практически помогает систематизации и усвоению полученной информации. Выступление представителей групп и обобщение педагогами. Педагог: Курить или не курить – тебе решать самому, но на твое решение будут влиять друзья, семья, реклама. Обычно могут предложить закурить друзья, с которыми ты общаешься. От такого предложения очень трудно отказаться, потому что это может быть одним из условий твоей принадлежности к группе сверстников. Но если эти ребята твои настоящие друзья, то они будут уважать твоё мнение. Если курят у тебя дома, то тогда тоже тяжелее не начать курить, потому что, если люди, которые тебя окружают, курят, это кажется нормальным. Да и реклама побуждает к курению. Хочется быть похожим на любимых кино-героев, на сильных мужчин и привлекательных женщин. Может случиться, что ты возьмешь сигарету потому, что кто-то будет заставлять тебя это сделать. В таком случае тот человек будет оказывать на тебя давление. Если кто-то оказывает на тебя давление – это значит, что он хочет, чтобы ты поступал не по своему желанию. Запомните, если вы чего-нибудь не хотите, то всегда можете «нет» и объяснить, почему ты отказываешься. СЛАЙД №23 Способы отказа от предложения закурить: Просто сказать «нет» без объяснения; Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Курение 1. 2. мешает достичь успехов.»; «Я не курю, чтобы от меня не пахло плохо»; « не хочу умереть от рака легких» и т.д.; Предложить сделать что-то взамен предлагаемого; Отказаться и уйти; Убежать; «Заезженная пластинка» ( на все уговоры повторять «нет», «не буду»); Проигнорировать предложение; Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения; Постараться избегать опасных ситуаций 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Групповая работа (Как отказаться от сигареты?) СЛАЙД №24 Ситуация № 1 Дима и Сергей договорились идти вместе на прогулку. Придя в парк, они увидели своих друзей-старшеклассников. Подошли к ним. Старшие Ребята закурили и предложили Диме и Сергею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты? Ситуация № 2 Татьяна, Наташа и Лена после школы шли вместе домой. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отказаться от сигареты? Завершение работы. Получение обратной связи. Педагог предлагает участникам ответить на вопросы с помощью квадратов (желтый – «ДА», белый – «НЕТ» ). Итоги записываются на доске. Итоговая анкета: СЛАЙД № 25 1. Было ли занятие интересно? 2. Узнали ли что-нибудь новое? 3. Что бы ты выбрал: здоровье или сигарету? Комментарий: Это занятие по профилактике вредных привычек является первой крупинкой в формировании направленности личности на осознание необходимости отказа от вредных привычек. Педагог: - На этом занятие заканчивается. Помните, ребята, у вас всегда есть право выбирать то, что будет полезно для вас и отказываться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни навыки. До свидания!

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)

Мастер класс для 5-6 класса по Здоровому Образу Жизни (Курить или не курить - решай сам)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017