Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"
Оценка 4.8

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
4 кл
02.06.2018
Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"
Мастер -класс помогает молодым учителям понять роль парной и групповой работы на уроках в начальной школе. Учителя играют в игры, помогающие им организовать парную и групповую работу учащихся на любом уроке начальной школы. Учителям предлагается побыть в роли учащихся начальных классов и с позиции ученика попробовать выполнить задания, работая в паре или в группе.
Мастер- класс.doc
Мастер­класс для молодых специалистов,  работающих в начальных классах  «Сотрудничество в детском коллективе»  Автор Малько Татьяна Леонидовна, руководитель городской Школы молодого учителя начальных классов, учитель государственного учреждения  образования  «Средняя школа №12 г. Новополоцка»          Цель: ожидается, что к концу мастер­класса молодые педагоги будут знать формы и методы организации  сотрудничества в детском коллективе.               Обеспечение:  информационные   материалы   по   теме   мастер­класса, демонстрационная доска, раздаточный материал для игр и заданий, знаки из курса   «Введение   в   школьную   жизнь»,   схемы   вариантов   нетрадиционного размещения учащихся  за партами, мяч. 1. Организационно­мотивационный этап Упражнение   «Найди   свою   группу».  Каждый   участник   получает цветной   стикер.   Необходимо   написать   на   стикере   имя   и   объединиться   в группы по цветовому принципу.          Учитель­мастер просит каждого участника представиться (имя, УО, стаж педагогической деятельности).          Участники (молодые педагоги) получают набор игр, содержащих способы формирования групп.  Участникам предлагается изменить   рассадку: объединиться в группы по собственному выбору.  Каждая группа получает карточки с высказываниями знаменитостей и афоризмами. 1. То, что дети могут сделать вместе сегодня, ­ завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. И.В. Гете 2. Знать мало – надо применять.  3. Если   мы   хотим   научить   детей   сотрудничать,   педагогика   и психология   должны   работать   вместе…  Люди   учатся   лучше   всего, когда они работают совместно друг с другом. Роджер Джонсон 4. Помогая другим, учимся сами. Участникам предлагается попробовать определить тему и задачи занятия.            Задачи:           ­ обосновать необходимость использования парной и групповой работы в практике учителя;                    ­ определить принципы организации групп и роль сотрудничества в обучении учащихся;                    ­ определить приёмы формирования умений, используемых в ходе организованного позитивного сотрудничества.          2. Информационно­теоретическая часть. Актуализация знаний          ∞ Педагогика сотрудничества           Сотрудничество ­ партнёрство, соучастие, взаимодействие, помощь, кооперация.                   Педагогика   сотрудничества  позволяет   учить   хорошо   всех, предоставляя возможность каждому ученику учиться на пределе своих сил, а это   ведёт   к   развитию   ребёнка.   При   работе   в   классе   должна   быть   создана атмосфера   доброжелательности.   Уделено   внимание   каждому.   Там,   где сотрудничают, не  бояться насмешек при  неправильном ответе, не опасаются плохой отметки. Педагогика сотрудничества помогает развивать мышление каждого ребёнка. Ученик становится не потребителем знаний, а активным их добытчиком, участником их приобретения.     Учёные,   которые   считают   себя   «кооперативными»,   имеют   больше публикаций. Кооперативные предприниматели имеют более высокие доходы. Кооперативные   студенты   имеют   более     высокий   средний   балл.   Но большинство людей не учат навыкам кооперации.              Сотрудничество позволяет каждому участвовать активнее, не боясь обсуждения,   учит   детей   общаться   в   учебной   деятельности.   Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких показателей в учёбе, повышают самооценку  школьников.                Благодаря технологии   сотрудничества, у ребёнка формируются навыки:    ­   умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;         ­ умение принимать участие в коллективных делах и играх;   ­ умение уважительно относиться к окружающим людям; ­ умение принимать и оказывать помощь.         Основные элементы обучения сотрудничества:         ­ работа ученика контролируется учителем;         ­ в группе должен быть сильный ученик и слабый;         ­ группы не должны быть постоянными (это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно);         ­ учитываются интересы всех детей;         ­ каждый имеет право голоса.        ∞ Формы организации взаимодействия         Взаимодействие может быть организовано:          ­  в парах;          ­ в небольших группах (три­четыре человека);          ­ в группах по пять­шесть человек;          ­ в относительно крупных группах (весь школьный класс).   Пары   и   группы   могут   быть   постоянного   и   сменного   состава. Взаимодействие   может   быть   организовано   на   основе   совместно­ индивидуальной, совместно­ взаимодействующей формы организации. совместно­последовательной     или   3.Практическая часть ∞Способы организации взаимодействия на уроке          Курс «Введение в школьную жизнь».                  На общение и сотрудничество обращено основное внимание курса «Введение   в   школьную   жизнь».   По   форме,   по   манере   общения     курс «Введение   в   школьную   жизнь»   строится   как   обучение   навыкам   учебного сотрудничества.   Идёт   освоение   умения   договариваться,   обмениваться мнениями, понимать, уважать и оценивать друг друга.                 Участникам предлагается повторить знаки, жесты курса «Введение в школьную жизнь» и использовать их в ходе занятия.          Задание «Рисунок в паре». Участникам предлагается объединиться в пары в ходе игрового упражнения «Моя пара». (По названному   учителем общему признаку.) Одним карандашом и одной рукой (рука одного участника накладывается   на   руку   другого)   необходимо   нарисовать   предмет   живой природы,   доложить   о   готовности   и     проанализировать   работу,   ответив   на вопросы:         ­ Понравилось ли вам рисовать в паре?         ­ Легко ли вам было? ­ Какое коммуникативное   умение формируется при выполнении этого задания?          Задание «Осень».          а) С помощью учителя повторяются способы кооперации групп.          б) Участники  перераспределяются в группы по 4 человека.                в) Участникам предлагается восстановить последовательность этапов межгруппового диалога.         г) Группы получают дифференцированные задания:         1 группа – мини­ проект «Приметы осени»         2 группа – мини­ проект «Жизнь диких животных осенью»         3 группа – мини­ проект «Труд людей осенью».               д)   Распределение   ролей   в   малых   группах,   групповой   диалог,   представление   результатов   обсуждения,   межгрупповой   диалог,   подведение итогов.  Молодые   учителя   получают   памятку   «Советы   учителю   по организации групповой работы».         ∞ Психологическое  пространство личности ребёнка                     а) Традиционные способы размещения учащихся за партами. Анализ.         б) Нетрадиционные способы размещения учащихся за партами. Анализ. (Молодые     учителя   получают   схемы   вариантов   нетрадиционного размещения учащихся за партами для межгруппового диалога.)         в) Выводы.     Успешность   совместной   учебной   деятельности   и   степень результативности   каждого   зависят   и   от   особенностей     территориального поведения детей. А. И. Савенков в книге «Как рассадить детей в классе» писал, что «ребёнок неслучайно занимает  то или иное место в пространстве, и он   неравнодушен   к   тем   перемещениям,   которые   в   этом   пространстве происходят. Его настроение, успешность  деятельности в значительной мере определяются   этим   фактором.  Перемещение   детей   на   учебных   занятиях   в школе   повышает   степень   их   учебной   активности,   существенно   меняет характер  учебной деятельности. Оно способно как повышать, так и понижать уровень учебной результативности».  4.Организация физкультурной паузы в рамках темы мастер­класса                 а)   Упражнение   «Капли   и   облака».  Учитель   просит   участников представить себя капельками воды и объединиться в облака – группы по 2 капельки,  по   5  капелек,   собрать   одно   большое   облако,  состоящее   из   всех капель.         б) Игра «Ручеёк». Желательно собрать как можно больше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор ­ ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри   коридора,  выбирает   себе  пару.   Новая   пара,   пройдя   через   коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.         в) Игра «Щепки по реке». Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры – «берега» ­ помогают руками, ласковыми прикосновениями движению   щепки.   Когда   Щепка   проплывет   весь   путь,   она   становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…         г) Анализ.          Участникам  предлагается ответить на  вопросы:         ­ Что вы чувствовали, когда вы были Щепкой?          ­ Что вы чувствовали, когда вы были Водой?                  Участникам предлагается обосновать выбор игр для паузы, чему способствует использование таких игр. (Игры «Ручеёк»  и «Щепки по реке» учат   преодолевать   стеснение,     помогают   выявить   симпатии.   В   них   можно играть   учащимся   начальных   классов   с   первого   по   четвёртый   класс.   Игры подойдут для организации паузы на уроках, для организации отдыха учащихся во время школьных перемен.)          5. Просмотр видеофрагмента урока математики, проведённого  в 1 классе, демонстрирующего формы, способы организации сотрудничества детей             6. Анализ просмотренного фрагмента урока. Определение форм работы   и   приёмов,   которые   могут   быть   использованы   молодыми специалистами по обучению учащихся сотрудничеству                       7. Представление опыта работы учителя­мастера по организации и развитию сотрудничества детей на примере проведения в классе КТД «День именинника» Формы организации взаимодействия во внеурочной деятельности:           ­ классные воспитательные мероприятия; ­ общие трудовые дела;           ­ традиции класса;           ­ выходы на природу;           ­ экскурсионные поездки;           ­ самоуправление в классе.           8. Рефлексия            Игровое задание  «Мяч по кругу». Участникам предлагается:            а) вспомнить цель и задачи занятия,            б) ответить на вопросы:            ­ Реализованы ли  задачи   мастер­класса?            ­ Что Вам особенно запомнилось?            ­ Что возьмёте для себя?

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"

Мастер-класс для молодых специалистов, работающих в начальных классах "Сотрудничество в детском коллективе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2018