ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Алла Пунько свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Файл:

Мастер-класс для родителей.docx - Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"


Все файлы публикации > Мастер-класс для родителей.docx
Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Мастер­класс для родителей «Все о звуках и буквах»
Цель: «Познакомить родителей с приемами закрепления у детей навыков звукового и
слогового анализа слов».
Вопросы:
1. Роль формирования фонематического слуха и восприятия при обучении
дошкольников грамоте.
2. Что такое звуковой анализ и синтез слов?
3. Звуки и буквы.
4. Практическая часть.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он
станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не
исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их
причины?
На наш взгляд, к таковым относятся: педагогическая запущенность ребенка,
отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное
внимание или память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явления
произношения,
нарушение
а
также
фонематического слуха,
несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Остановимся
на сущности этих причин и уточним некоторые термины.
дефекты
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что
предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в
определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков
речи в слоги и слова. К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может
только тот, кто понял звуко­слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо)
быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому
анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом слухе и восприятии( диффиренциации) каждого звука родного языка.
Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?
Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в
процессе естественного развития.
Овладение навыками звукового анализа и синтеза требует специального
планомерного обучения это ­ 1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2)установление различительной роли звука, 3)выделение основных качественных
характеристик звука.
В период от одного года до четырех лет развитие фонематического слуха
происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.
Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.
Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия
воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т.п.), способствует
закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им
письменной речи.
Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и
письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:
> неправильно называют буквы;
> путают понятия «звук» и «буква»;
> не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а
гласных звуков, наоборот, меньше;
> предлагают для написания слишком сложные слова;
> не исправляют побуквенное ЧТЕНИЕ детей.
Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с
фонетикой — наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики
(системы передачи устной речи на письме) — естественны. Однако, по нашему мнению,
педагогам и родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о
родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и
эффективно, необходимы следующие специальные знания:
Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из
букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет
никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух
оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и
пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или « Дочка шипящие
буквы плохо произносит» — неверно. Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р»
или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме того, занимаясь с дошкольником,
взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух,
поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на
его звуковую оболочку.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков
всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. Гласные звуки графически обозначаются красным цветом.
В названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука
Я=Й+А, Ё=Й+0, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому эни и называются йотированными!)
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в
основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ГЬ, ВЬ, СЬ и пр.). (Сравните: ныть — нить,
мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а
звуки разные: мягкие и твердые.) Мягкость согласных звуков отражается на письме с
помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь),
буквы И (был — бил, дым ­ Дима) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё,
Ю, Я (сравните: мэр ­мерка, рот —рёва, руки —рюмка, лампа —лямка и т.п.).
Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких
согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки
по твердости — мягкости. Твердые согласные графически обозначаются, синим
цветом, а мягкие зеленым.

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

В русском языке нет полного соответствия между буквами и звуками. Зачастую
звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и
пишем слова тростник, соседка, лето, ёж, подставка, юбка). В связи с этим в
упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те
слова, произношение которых не расходится с их написанием шторм, кран,
карман, карнавал, струны, грозы и пр.). Слова, которые мы пишем и произносим по­
разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и
исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без
добавления гласных, так, как они произносятся в конце лов самоваР, шалаШ, пилоТ,
гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не
звуков.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и
согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и
раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное
слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл
прочитанного.
Практическая часть.
1. Выполнить звуковой анализ слов: ЛУНА, КИТ, РОЗА.
2. Д/ игра «Мягкий­твердый».
3. Выполнить слоговой анализ слов с определением ударного слога и выложить схему.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл