Мастер-класс «Формирование и развитие рефлексивных умений на уроках русского языка и литературы ».
Оценка 4.9

Мастер-класс «Формирование и развитие рефлексивных умений на уроках русского языка и литературы ».

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию +4
русская литература +1
2 кл—11 кл +1
02.09.2018
Мастер-класс «Формирование и развитие рефлексивных умений на уроках русского языка и литературы ».
Мастер-класс «Формирование и развитие рефлексивных умений на уроках русского языка и литературы ». Л.В.Зотова Цель: создать условия для повышения мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: - Актуализировать понятие и классификацию «рефлексии» для педагогов. - Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках. - Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса. Ход мероприятия Подготовка к мастер-классу. 1. Конверты с буквами «Р Е Ф Л Е К С И Я» 2. Раздать всем участникам карточки: «Солнышко» и «Тучка». 3. Раздать таблицы: «Понятие. Знаю. Узнал. Хочу узнать». 4. Раздать листочки, ручки (карандаши) для составления синквейна. – Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. – Покажите свое настроение соответствующей карточкой «Солнышко или тучка». (Зафиксировать количество). - Как и мои ученики, я очень люблю играть. Возьмите, пожалуйста, конверты и достаньте содержимое. Есть такая игра «Буквы рассыпались». Предлагаю составить из них слово. Что получилось? Рефлексия. - Как Вы думаете, какая тема мастер-класса? Слайд 1. Тема моего Мастер-класса «Формирование и развитие рефлексивных умений на уроках русского языка и литературы» Работа в группах. Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, запишите, пожалуйста, в первую графу «Понятие» - Рефлексия и во вторую графу «Знаю» - что знаете по данной теме и отложите. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 2. Моя цель: - Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся, продемонстрировать виды рефлексии на уроках русского языка и литературы. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 3. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя: Слайд 4 – любимым, нужным, а главное успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 5. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. - Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Он помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 6. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 1. физическую (успел – не успел, легко-тяжело); 2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно - скучно); 3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). По способу проведения рефлексия может проводиться устно или письменно. Это могут быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок, мини-сочинение, эссе. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 7 По форме деятельности рефлексия бывает: а) фронтальная (выборочная) б) индивидуальная – когда формируется реальная самооценка (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень); в) групповая – когда акцент делается на деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)?» «Какую помощь в работе оказал… (имя)?»). г) коллективная. По функции: • Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. • Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. • Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. По цели: • Рефлексия настроения и эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания учебного материала И сейчас я расскажу Вам о том, какие приёмы я использую на уроках к каждому данному виду рефлексии. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 8. Итак: Рефлексия настроения и эмоционального состояния – она позволяет установить эмоциональный контакт в начале и в конце урока. Отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие. Является средством самопознания. Какие же используются приёмы: это… Использование карточек с изображением смайлика, (грустного, спокойного, веселого) - показать настроение до начала урока или в конце урока; различных картинок «Солнышко» – всё у меня будет хорошо, «солнышко и тучка» – немного волнуюсь, «тучка» – у меня ничего не получится или «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 9. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если ребёнок чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 10. Приём эмоционально – художественной рефлексии. Обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. И приём эмоционально – музыкальной рефлексии - когда обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений: звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. И многие другие приёмы. *********************************************************** Слайд 11. Следующий вид рефлексии - Рефлексия деятельности - это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока,- чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Здесь применяю приёмы «Лесенка успеха» – нарисовать человека на нижней ступеньке - ничего не получилось; на средней ступеньке – были проблемы; на верхней ступеньке – мне всё удалось! С помощью ступеней можно ещё определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 12. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1-2 ошибки, красный лист – 3 - 4 ошибки. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 13. «Поляна». Похожий приём. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Предлагаю детям прикрепить понравившуюся бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 14. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я научился… 9. у меня получилось … --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 15. «Корзина идей», Волшебный мешочек». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, о наиболее интересных заданиях и т.д. Все листочки кладутся в корзину (мешочек), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Своё мнение на листочках учащиеся высказывают анонимно. ************************************************************** Слайд 16. И ещё один вид рефлексии - Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Например, при изучении теоретического материала уместно использовать на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (это прием называется - «Пометки на полях» (или инсерт, маркировка). --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 17. Приём «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета) Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. В графу «П» – «плюс» заносится все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 18. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. • первая строка – название темы (одно существительное); • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 19. Приёмы: Кластер (гроздь), Жучок, – когда фиксируется какое-либо системное понятие с его взаимосвязями. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В конце урока можно применять приёмы рефлексии в виде листов рефлексии анкет,- и другие. Слайд 20-23 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 24 Степень овладения учащимися рефлексивной деятельностью определяет все стороны и результаты обучения: • состояние физического, психического и эмоционального здоровья; • уровень практической грамотности; • сформированность коммуникативной компетентности; • уровень интеллектуального и творческого развития; • культуру учебного труда; • воспитание чувства ответственности, самостоятельности; • потребность в самообразовании. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 25 Рефлексивные действия: • самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач; • самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы; • самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала; • осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться; • рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы; • пошаговый и итоговый самоконтроль; • самостоятельное исправление ошибок; • самооценка своих успехов в достижении цели; • планирование и осуществление деятельности по самокоррекции. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 26-33 Приёмы и методы формирования и развития рефлексивных умений на уроках. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 34 Рефлексивно-оценочный этап урока организую с помощью таких методических приемов, как:  рецензирование ответов учащихся;  тестовое задание;  задание для самодиагностики знаний и умений;  тесты на определение уровня обученности;  тестовые задания на определение уровня обучаемости;  контрольный диктант;  самостоятельная работа;  мини-зачет.  Лист самодиагностики Слайд 35 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 36 Рефлексия на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деятельности Цель Содержание Оргмомент Обеспечить побуждение учащихся к деятельности Мотивация и эмоциональный настрой на учебную деятельность Актуализация знаний Определяет полноту знаний по теме, оценивает самостоятельность и правильность выполнения По своей сути – это диагностический срез, позволяющий ученику увидеть уровень своей подготовленности Целеполагание Основной этап урока Осознание «конфликта между знанием и незнанием», выдвижение учебной задачи и путей (этапов) ее решения Самостоятельное решение учебной задачи Подведение итога урока Подведение итогов работы на уроке, оценка удовлетворенности своей работой, выдвижение задач для следующего урока Эмоциональная и содержательная рефлексия Слайд 37 В мастер-классе я рассказала Вам лишь о небольшой части, используемых мною И хочу сделать вывод: Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Она закла¬дывает основу критического мышления - умения осмыслить и оценить собственные действия. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 38. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, это - серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?... Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Поэтому, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 38. И если мы хотим научить детей грамотно писать, красиво и выразительно говорить, нужно сформировать у них потребность в рефлексивных действиях и умение их осуществлять. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 39. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА. - Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете эти и другие приёмы использовать в своей работе – покажите мне Солнышко. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите Тучку. (Спасибо!) Работа в группах. А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с таблицей-фиксацией, и если есть, чем дополнить, впишите в третий и четвёртый столбик. - Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников). Спасибо! --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слайд 40 • Если понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – покажите • Если вас это не тронуло – покажите Слайд 42. - Всем большое спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2018