Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
Междисциплинарный 3
3 кл
02.04.2017
Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"
Презентация мастер-класса "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"
Проведение мастер-класса.docx
Проведение мастер­класса Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования СЛАЙД 1 В   учебных   заведениях   всегда   приветствовалось   использование   новых подходов в обучении.  В настоящее время в условиях реализации ФГОС за основу взят самый эффективный системно­деятельностный подход. Главная цель системно­деятельностного подхода  в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также   развить   у   него   навыки   самообразования.  В   конечном   итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только  в обучении, но и в жизни.  Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать:   педагогический   процесс   является,   прежде   всего,  совместной деятельностью   ребенка   и   педагога.  Учебная   деятельность   должна   быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Главным   условием   при   реализации   стандарта   является   включение школьников   в   такую   деятельность,  когда   они   самостоятельно   будут осуществлять   алгоритм   действий,   направленных   на   получение   знаний   и решение поставленных перед ними учебных задач.  СЛАЙД 2 Послушайте строки. В чём их суть? В одно окно смотрели двое Один увидел дождь и грязь, Другой ­ листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое… ­Главная суть строчек состоит в том, что каждый человек все происходящее с ним воспринимает и оценивает субъективно, по­своему. Недаром говорят ­ сколько людей, столько и мнений. Каждый из нас имеет на это полное право, в том числе и право на ошибку в суждениях, ведь на ошибках учатся. СЛАЙД 3 ­Давайте посмотрим на наших первоклашек, которые из года в год приходят в   школу   1   сентября,   и   составим   небольшой  портрет   современного ученика, продолжив строчки: Итак, современный первоклассник  Более…  (коммуникативен, развит, более информирован о мире и жизни в нём) Рано…(взрослеет) Требует…(уважительного отношения, партнерского отношения на равных) Любит…(информационные технологии) ­Теперь   ответьте   на   вопрос:   глядя   на   то,   что   наши   дети   стали   более информированными, коммуникативными, развитыми и так далее… есть ли у них право, как и у взрослых, иметь свою точку зрения и принимать активное участие в оценке собственной деятельности? …………… ­Конечно,   есть.   Активное   вовлечение   учащихся   в   диалог   с   учителем   по поводу оценивания и контроля результатов их собственной деятельности и предлагает   нам   новый   ФГОС,   требующий   к   концу   начальной   школы сформированности   у   детей   4­х   ключевых   видов   УУД:   коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. ­Как вы думаете, к какому из этих видов УУД относится умение учащихся адекватно   оценивать,   контролировать   и   в   дальнейшем   корректировать собственную деятельность? …..(к регулятивным УУД). СЛАЙД 4 ­Согласитесь ли вы с тем, что прежде, чем как­то корректировать результат своей деятельности, мы должны уметь его адекватно оценить? ­Конечно, в этих условиях самооценка деятельности и самоконтроль, как   одни   из   компонентов   регулятивных   УУД,   выходят   на   первое место.  СЛАЙД 5 Предлагаем Вам мастер­класс по формированию таких регулятивных УУД, как самооценка и самоконтроль. СЛАЙД 6 Что же такое самооценка и самоконтроль?  Самооценка – это сличение с заданным эталоном:  а) способа действия;  б) результата действия. Самоконтроль   –   это   контроль   за   правильностью   и   полнотой   выполнения операций, входящих в состав  действий. СЛАЙД 7 Когда мы приступаем к любой деятельности,  всегда встают вопросы: когда,  Когда   начинать   работу   по где   и   как?   И   всех   нас   интересует: формированию самостоятельной оценочной деятельности детей? Где? И как? Попробуем ответить. Работа в группах……. От   ребенка   при   поступлении   в   школу   начинают   требовать самостоятельности,   а   он   не   готов,   потому   что   все   делали   за   него.   А предпосылки   к   формированию   у   детей   самостоятельной   оценочной деятельности возникают в возрасте уже 3 лет. Это ответ на вопрос КОГДА? И   отсюда   вытекает   ответ   на   2   вопрос:  ГДЕ?  необходимо   начинать формировать   у   детей   самостоятельность   прежде   всего?   (в   семье   с родителями). Мы, учителя, с первых дней ребенка в школе должны  уже продолжать формировать его самостоятельную контрольно­оценочную деятельность на более высоком уровне.  ­Осталось   ответить   на   главный   3   вопрос: самостоятельную контрольно­оценочную деятельность обучающихся? Рассмотрим поэтапный АЛГОРИТМ данной работы.  Попробуйте   в   группах   рассмотреть   этапы   формирования   контрольно­ оценочной деятельности и выполнить задание на соответствие между этапом и его целью. Работа в группах.  КАК?  формировать  На   1   этапе   ученик   должен   научиться   понимать   и   принимать контроль учителя  На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей   На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей   учебной   деятельности,   её   самоанализ,   самооценку   и самокоррекцию.  На 4 этапе цель учителя организовать преемственную работу при переходе из начальной школы в основную. СЛАЙД 8 На   1   этапе  формирования   самостоятельной   контрольно­оценочной  ученик   должен   научиться   понимать   и деятельности   обучающихся, принимать контроль учителя. Учитель должен: ­ ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; ­сообщать, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения контроля; ­выставляя   ту   или   иную   оценку,   объяснять   её,   исходя   из   критериев оценивания; ­просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку; ­просить оценить деятельность товарища, опираясь на  данные критерии; ­научить пользоваться различными видами проверки. СЛАЙД 9 На   2   этапе  ученик   должен   научиться   наблюдать   и   анализировать учебную деятельность своих товарищей. Учитель на этом этапе должен ­предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного   результата,  а   также   попытаться   предложить  другой   вариант ответа или решения; ­приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; ­демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести самооценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя. СЛАЙД 10 На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию. С этой целью учитель должен: ­вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приёмы; ­не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать; ­не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке; ­приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. ­формировать   у   учащихся   умение   контролировать   свою   деятельность непосредственно   в   ходе   занятия,   выполнения   упражнения.   Для   этого необходимо   предлагать   учащимся   специальные   задания,   в   которых   надо найти   допущенные   ошибки   и   неточности;   предлагать   задания   разной сложности.  Данный этап можно считать завершённым, когда ученики не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и   могут   составить   индивидуальную   программу   подготовки   к аналогичной   работе  (определить   объём   и   содержание   требуемой дополнительной тренировки). СЛАЙД 11 Последний 4й этап  тесно связан с 3­им. Суть его состоит в том, чтобы организовать преемственную работу при переходе из начальной школы в основную.  При таком пути формирования самооценки переход на   нормативную систему   оценивания   в   средней   школе   не   будет   травмирующим   для обучающихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности.   СЛАЙД 12 В практических и методических пособиях и рекомендациях для учителя по внедрению нового стандарта рекомендуем следующие приёмы, позволяющие формировать у обучающихся регулятивные УУД. (указание на слайд)   Словесные приёмы   Лесенка успеха   Волшебные линеечки   Личный дневник ученика   Портфель   Пометки на полях   Светофор   Говорящие рисунки( смайлики)   Карточка сомнений(+, ­, ?)   Дерево успехов   Листы индивидуальных достижений  СЛАЙД 13,14 Рассмотрим подробнее некоторые приёмы. Лесенки успеха. Такие Лесенки успеха могут быть заготовлены на каждого ученика или оформлены на большом формате в классе на доске. Каждый ученик   оставляет   соответствующий   знак   на   лесенке.   Этот   знак   может рисоваться,   приклеиваться,   располагать   букву  Я  на   соответствующей ступеньке. Для  Дерева   успеха  лучше   иметь   цветную   бумагу   и   клей­карандаш   или самоклеющуюся бумагу. Так же могут быть использованы Цветок успеха с лепестками,   Поляна   успеха   с   бабочками   или   цветами,   Звёздное   небо   с различными звёздами. Интересна   и   Радуга   достижений.   Ученик   может   одновременно   быть   на разных цветах радуги.  Возможно использование и олимпийской символики. Ученик может показать круг соответствующего цвета или нарисовать его в тетради. СЛАЙД  15 Для  формирования  действий  самоконтроля  и  самооценки   учитель   может включать   упражнения,   характерные   для   данного   предмета.   (указываю   на слайд). Например, для уроков математики такими заданиями являются   ­Число контролер ­Слово контролер ­Найди задуманное число в цепочке ­Рассыпанные ответы ­Решение задачи по плану. На уроках  русского языка целесообразно использовать: ­Диктант для робота ­Тексты с ошибками ­Письмо с окошками. На литературном чтении можно использовать такие задания: ­Найди ошибку в словах текста ­Сравни слова: чем они отличаются ­Поставь ударение. В уроки окружающего мира следует включать: ­Тексты с ошибками ­Кроссворды  ­Составление кластеров. СЛАЙД 16 Для   формирования   действий   самоконтроля   и   самооценки   необходимо использовать различные упражнения. Есть так называемые  универсальные упражнения, которые можно включать в любые уроки. Это (указываю на слайд)   • Задания ловушки • Задания с ошибками • Тесты (компьютерные и сличение с эталоном) • Командная игра • Поиск информации в любых источниках • «Найди лишнее» или «Что не достаёт»  • Диспут; •  Взаимоконтроль КОНОП (контрольный опрос на определенную тему) СЛАЙД 17 Начиная с 1 класса,  учитель на уроках математики использует игровые задания,   направленные   на   развитие   и   формирование   самоконтроля. Такова  игра   «Лесенка»  на   состав   числа     или   на   изученные вычислительные приёмы в пределах 10. СЛАЙД  18 Это  игра «Число­контролёр», которую можно использовать на уроках по формированию вычислительных приёмов  не только в 1 классе, но и во 2­3­4 классах. СЛАЙД  19 Интересным является  создание кластера, который может быть в виде пучка, созвездия или гроздья. Количество пучков или звёзд заранее дано. Необходимо вписать то новое, что сегодня узнали на уроке, или то, что является   важным   характеризующим   данное   понятие,   или   то,   что повторяли   по   теме   или   главе   при   подготовке   к   самостоятельной, контрольной работе, тесту.  Приём   «Поезд»   можно   использовать   на   любых   уроках.   Причём   и   на нескольких   этапах   одного   урока,   которые   предполагают   контроль   и оценку. СЛАЙД 20 Для определения уровня сформированности и коррекционной работы в классе   по   формированию   РУУД   предлагаем   использовать   следующие диагностические методики,   представленные на слайде:  Корректурная проба,   Проба   на   внимание,   Кодирование,   Выкладывание   узора, Взаимный диктант и другие. СЛАЙД 21 Подведём итоги нашей встречи.  В   педагогической   практике   мало   внимания   уделяется   необходимым навыкам самооценки и самоконтроля младших школьников, и довольно часто   оно   просто   отсутствует.   Школьники   младшего   возраста сталкиваются   с   проблемой,   что   не   умеют   себя   проконтролировать,   а также не всегда производят  действие самоконтроля  и самооценки. По этой   причине   им   крайне   необходимо   особое   побуждение,   чтобы самоконтроль и самооценка существовали в их учебной работе, чтобы они обращались   к   способам   действия,   обращались   к   его   образцу. Соответственно,   необходимо   обучать   детей   самоконтролю.   Без   него просто   невозможна   творческая   деятельность.   Воспитание   навыков самоконтроля и самооценки у школьников имеет огромное значение. Их роль   существенно   возрастает   и   по   причине   того,   что   на   современном этапе   большая   часть   внимания   уделяется   созданию   на   занятиях проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений  За  обучением самостоятельному контролю учащихся ­ будущее   В   самостоятельной   контрольно­оценочной   деятельности   происходит реальное развитие оценочных умений учащихся   Снижается уровень общей и учебной тревожности   Осуществляется   дифференциация    не только  по  процессу, но и  по результату обучения   Система   оценивания   позволяет   увидеть   достижения   ученика   в сравнении с самим собой СЛАЙД 22   По   итогам   нашей   с   вами   работы   предлагаем   приём   рефлексии   «Oдним словом».   Оцените   своё   настроение   на   мастер­классе.(высказывание участников) СЛАЙД 23 Желаем Вам удачи в работе по формированию РУУД самоконтроля и самооценки. В любых делах при максимуме сложностей  Подход к проблеме все­таки один:  Желанье – это множество возможностей, А нежеланье – множество причин.  СЛАЙД 24 Спасибо за внимание!

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"

Мастер-класс "Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017