Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»
Оценка 4.7

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
ppt
география
Взрослым
04.05.2017
Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
• В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей : • 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.• В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей : • 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
технология целеполагания.ppt

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Если человек не знает куда идти, Если человек не знает куда идти, для него нет попутного ветра. для него нет попутного ветра. Технология  Технология  целеполагания   целеполагания

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Притча по случаю Притча по случаю Прознал как­то один человек, что в соседнем селе живет самый меткий  стрелок, и решил встретится с этим удивительным человеком. Собрался он в путь и  в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение.  Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы  с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала  стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла  ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка  и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь,  когда целишься ­ на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик  лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю  только на цель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме  цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он ­ самый  великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет  девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука. Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит:  на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень ­ и опять стрела  точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с  домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая  опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" ­  поинтересовался человек. "Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы  мишень" ­ был ответ.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Коллеги, как часто мы ведем себя Коллеги, как часто мы ведем себя подобно нашим стрелкам. подобно нашим стрелкам. Мы ведем занятия бесцельно, а потом  Мы ведем занятия бесцельно, а потом  удачи детей приписываем своему  удачи детей приписываем своему  мастерству, а неудачи ­ тому, что дети  мастерству, а неудачи ­ тому, что дети  недоучили.  недоучили.  Или стремимся достичь цели, часто не  Или стремимся достичь цели, часто не  замечая ничего вокруг.  замечая ничего вокруг.  А как же все­таки стать мастером своего  А как же все­таки стать мастером своего  дела в вопросах целеполагания? дела в вопросах целеполагания?

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Иерархия целей и задач Иерархия целей и задач В реальном педагогическом процессе  стратегические задачи  преобразуются в тактические,  которые, сохраняя свою  направленность на итоговый  результат образования, приурочены к  тому или иному определенному этапу  решения стратегических задач.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Оперативные задачи  текущие, ближайшие, встающие перед  педагогом в каждый отдельно взятый  момент его практической  деятельности.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Модель выпускника - Модель выпускника -  исходная теоретическая разработка,  исходная теоретическая разработка,  концепция, многие положения и идеи  концепция, многие положения и идеи  которой необходимо осуществлять на  которой необходимо осуществлять на  практике, опираясь на накопленный опыт. практике, опираясь на накопленный опыт.  Модель выпускника понимается как  Модель выпускника понимается как  программа развития и совершенствования   программа развития и совершенствования   учащегося с первого класса до выпуска.  с первого класса до выпуска. учащегося  Модель выпускника рассматривается не  Модель выпускника рассматривается не  только как идеальная цель образования только как  и как  его содержание. и как  его содержание. идеальная цель образования, но  , но

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Целеполагание на уроке Целеполагание на уроке  В научной литературе наиболее  В научной литературе наиболее  понятия целей:: распространены следующие понятия целей распространены следующие   1) предвосхищаемый результат деятельности;  1) предвосхищаемый результат деятельности;  2) предметная проекция будущего;  2) предметная проекция будущего;  3) субъективный образ желаемого,  3) субъективный образ желаемого,  опережающий отражение событий в сознании  опережающий отражение событий в сознании  человека.  человека.  Под целью в образовании следует понимать  Под целью в образовании следует понимать  предвосхищаемый результат –  предвосхищаемый результат –  образовательный продукт, который должен    образовательный продукт, который должен    быть реальным, конкретным. быть реальным, конкретным.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
В педагогике целеполагание целеполагание В педагогике  ­ это процесс выявления целей и  ­ это процесс выявления целей и  задач субъектов деятельности  задач субъектов деятельности  (учителя и учащегося), их  (учителя и учащегося), их  предъявления друг другу,  предъявления друг другу,  согласования и достижения. Оно  согласования и достижения. Оно  должно быть субъектным  должно быть  соответствовать планируемому  соответствовать планируемому  результату. результату. субъектным и и

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Целеполагание - это, по определению Ю. А. Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания». цели, процесс ее развертывания».  Целеполагание как логико­конструктивная  Целеполагание как логико­конструктивная  операция представляет собой следующий  операция представляет собой следующий  алгоритм: алгоритм:  ­ анализ обстановки (учебной ситуации); ­ анализ обстановки (учебной ситуации);  ­ учет соответствующих нормативных документов; ­ учет соответствующих нормативных документов;  ­ установление на этой основе потребностей и  ­ установление на этой основе потребностей и  интересов, подлежащих удовлетворению; интересов, подлежащих удовлетворению;  ­ выяснение имеющихся для этого ресурсов; ­ выяснение имеющихся для этого ресурсов;  ­  выбор тех из них, которые наиболее эффективны  ­  выбор тех из них, которые наиболее эффективны  и технологичны; и технологичны;  ­ формулировка цели. ­ формулировка цели.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
В чем суть проблемы? В чем суть проблемы?  Подмена цели Подмена цели средствами урока. Зачастую   средствами урока. Зачастую  учителя получают моральное  учителя получают моральное  удовлетворение  не от результата урока, а  удовлетворение  не от результата урока, а  от того, чем занимались на уроке дети. По  от того, чем занимались на уроке дети. По  сути дела идет подмена  целей урока   сути дела идет подмена  целей урока   средствами их достижения. Приведем  . Приведем  средствами их достижения пример: учитель показал целый фейерверк  пример: учитель показал целый фейерверк  педагогических приемов, все учащиеся были  педагогических приемов, все учащиеся были  вовлечены в работу, урок хорошо оснащен  вовлечены в работу, урок хорошо оснащен  наглядностью. Вот только осталось неясным:  наглядностью. Вот только осталось неясным:  а зачем все это было? Какие превращения  а зачем все это было? Какие превращения  сделаны? сделаны?

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
при Формальный подход при Формальный подход постановке цели. постановке цели.  Расплывчатость и неопределенность  Расплывчатость и неопределенность  спроектированных учителем целей  спроектированных учителем целей  приводит к непониманию целей  приводит к непониманию целей  учителем и учениками. учителем и учениками.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Завышение цели. Завышение цели.  По масштабу цели можно разделить на  Часто преподаватели ставят глобальные цели.  локальные и  По масштабу цели можно разделить на локальные и  глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная  Традиционно на уроке ставится глобальная  глобальные.  цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок.  цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок.  Стратегические, глобальные цели образования изложены в  Стратегические, глобальные цели образования изложены в  законе «Об образовании» и др. документах. Они диктуются  законе «Об образовании» и др. документах. Они диктуются  требованиями общества, государства. требованиями общества, государства. Часто преподаватели ставят глобальные цели. Глобальные   Глобальные  цели ­ это ориентиры человеческой деятельности.   цели ­ это ориентиры человеческой деятельности.   Например, «интеллектуальное развитие учащихся»,  Например, «интеллектуальное развитие учащихся»,  «овладение знаниями, необходимыми для  практической  «овладение знаниями, необходимыми для  практической  деятельности». Если цель связана с конкретным уроком ­ это  деятельности». Если цель связана с конкретным уроком ­ это  локальная цель. Диагностичность цели означает, что  . Диагностичность цели означает, что  локальная цель имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли  имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли  эта цель. эта цель.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Постановка собственной Постановка собственной цели учителя. цели учителя.  Учащиеся цель не ставят, поэтому им  Учащиеся цель не ставят, поэтому им  может быть на уроке неинтересно. может быть на уроке неинтересно.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Типичные ошибки целеполагания: Типичные ошибки целеполагания:  ­ подмена цели содержанием  ­ подмена цели содержанием  ("познакомить учащихся с ...") ("познакомить учащихся с ...")  ­ подмена цели процесом  ­ подмена цели процесом  деятельности ("учащиеся выполняют  деятельности ("учащиеся выполняют  работу...", "учащиеся пишут...",  работу...", "учащиеся пишут...",  "учащиеся решают задачи по теме...") "учащиеся решают задачи по теме...")

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Цели должны быть: Цели должны быть:  Диагностируемые. Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что   Диагностичность целей обозначает, что  имеются средства и возможности проверить, достигнута ли  имеются средства и возможности проверить, достигнута ли  цель. Критерии измеримости бывают качественные и  цель. Критерии измеримости бывают качественные и  количественные. количественные.  Конкретные. Конкретные.  Понятные. Понятные.  Осознанные Осознанные..  Описывающие желаемый результат Описывающие желаемый результат..  Реальные. Реальные.  Побудительные (побуждать к действию) Побудительные (побуждать к действию)..  Точные. Цель не должна иметь расплывчатые  Точные. Цель не должна иметь расплывчатые  формулировки.  Не следует употреблять  такие   Не следует употреблять  такие  формулировки.  расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», «  расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», «  понять».  понять».

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Обучающие цели Обучающие цели четкое определение объема и уровней знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и общеучебных), ликвидация конкретных пробелов в знаниях, умениях, навыках.  урока включают в себя овладение уча­щимися системой  урока включают в себя овладение уча­щимися системой  знаний, практическими умениями и навыка­ми   знаний, практическими умениями и навыка­ми    Для постановки обучающих целей рекомендуется  Для постановки обучающих целей рекомендуется  использовать  глаголы, указывающие на действие с  указывающие на действие с  использовать  глаголы,  определенным результатом: :  определенным результатом  «выбрать»,  «выбрать»,   «назвать»,  «назвать»,   «дать определение»,  «дать определение»,   «проиллюстрировать», «проиллюстрировать»,  «написать», «написать»,  «перечислить», «перечислить»,  «выполнить», «выполнить»,  «систематизировать»... «систематизировать»...

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Обучающий аспект цели.    Обучающий аспект цели.  Это основной и определяющий ее  Это основной и определяющий ее  аспект. Он складывается из выполнения  аспект. Он складывается из выполнения  следующих требований: следующих требований:

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Обучающий аспект цели.    Обучающий аспект цели.  Учить и научить каждого ученика  Учить и научить каждого ученика  самостоятельно добывать знания.  самостоятельно добывать знания.  Учить чему­нибудь других значит  Учить чему­нибудь других значит  показать им, что они должны делать,  показать им, что они должны делать,  чтобы научиться тому, чему их учат! чтобы научиться тому, чему их учат!

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Обучающий аспект цели.    Обучающий аспект цели.  Осуществлять выполнение главных  Осуществлять выполнение главных  требований к овладению знаниями:  требований к овладению знаниями:  полноту, глубину, осознанность,  полноту, глубину, осознанность,  систематичность, системность, гибкость,  систематичность, системность, гибкость,  глубину, оперативность, прочность.  глубину, оперативность, прочность.   Формировать навыки – точные,  Формировать навыки – точные,  безошибочно выполняемые действия,  безошибочно выполняемые действия,  доведенные в силу многократного  доведенные в силу многократного  повторения до автоматизма.  повторения до автоматизма.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Рекомендации Рекомендации  Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате  Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате  работы на уроке.  работы на уроке.   Образовательные цели урока  Образовательные цели урока не рекомендуется ставить в общем  не рекомендуется ставить в общем  виде: усвоить такое­то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок   усвоить такое­то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок  виде: добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый  добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый  материал и научились его применять на практике в нестандартных  материал и научились его применять на практике в нестандартных  ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается  ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается  это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер,  это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер,  т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти  какие изменения в знаниях учащегося должны произойти  т.е.,  именно за этот урок. Предметные, образовательные цели   Предметные, образовательные цели  именно за этот урок. предполагают определение того, что должно «прибавиться» в  предполагают определение того, что должно «прибавиться» в  знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при  знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при  планировании образовательной цели урока указать, какого уровня  какого уровня  планировании образовательной цели урока указать,  качества знаний, умений и навыков учащимися предлагается  , умений и навыков учащимися предлагается  качества знаний достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или  репродуктивного, конструктивного или  достигнуть на данном уроке:  творческого творческого

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Важно!   Важно!   При планировании обучающей  При планировании обучающей  цели     формулировать ее   через    цели     формулировать ее   через    ожидаемый результат учащихся ожидаемый результат учащихся

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности. Воспитывающие цели Воспитывающие цели  способствуют: воспитанию  способствуют: воспитанию  положительного отношения к  положительного отношения к  знаниям, к процессу учения;  знаниям, к процессу учения;  формированию идей, взглядов,  формированию идей, взглядов,  убеждений, качеств личности, оценки,  убеждений, качеств личности, оценки,  самооценки и самостоятельности;  самооценки и самостоятельности;  приобретению опыта адекватного  приобретению опыта адекватного  поведения в любом обществе. поведения в любом обществе.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Воспитательная работа должна Воспитательная работа должна планироваться планироваться самым тщательным образом. Формулировка  самым тщательным образом. Формулировка  воспитательных целей должна быть также  воспитательных целей должна быть также  конкретной. Могут быть использованы следующие  конкретной. Могут быть использованы следующие  формулировки  при постановке воспитательной   при постановке воспитательной  формулировки  цели: цели:  вызвать интерес, вызвать интерес,  пробудить любознательность, пробудить любознательность,  пробудить интерес к самостоятельному решению  пробудить интерес к самостоятельному решению  задач, задач, побудить учащихся к активности,  побудить учащихся к активности,   выразить свое отношение… выразить свое отношение…    прививать, укреплять... навыки; прививать, укреплять... навыки;

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
(направления Воспитывающий аспект цели (направления Воспитывающий аспект цели воспитательной работы по Н.Е. Щурковой): воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):       Я – концепция: требовательность к себе, гордость  Я – концепция: требовательность к себе, гордость  и скромность, чувство собственного достоинства,  и скромность, чувство собственного достоинства,  дисциплинированность, ответственность,  дисциплинированность, ответственность,  добросовестность и т.д. добросовестность и т.д.         Я – другие люди: гуманность, товарищество,  Я – другие люди: гуманность, товарищество,  доброта, деликатность и вежливость, терпимость,  доброта, деликатность и вежливость, терпимость,  взаимовыручка и т.д. взаимовыручка и т.д.        Я – общество: чувство долга, ответственность,  Я – общество: чувство долга, ответственность,  трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей,  трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей,  радость сопереживания их успехами и т.д. радость сопереживания их успехами и т.д.        Я – труд: ответственное выполнение заданий,  Я – труд: ответственное выполнение заданий,  подготовка своего рабочего места,  подготовка своего рабочего места,  дисциплинированность и собранность, честность и  дисциплинированность и собранность, честность и  усердие и т.д. усердие и т.д.        Я – Родина: чувство гордости за успехи,  Я – Родина: чувство гордости за успехи,  озабоченность ее трудностями и т.д. озабоченность ее трудностями и т.д.                                     

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Важно! Важно! Кредо обучающей деятельности  Кредо обучающей деятельности  преподавателя ­  преподавателя ­  воспитывающее обучение воспитывающее обучение

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Развитие - способность овладеть основными  способами мыслительной  деятельности (сравнение,  сопоставление, анализ, синтез,  обобщение, систематизация и т.д.);  развитие познавательного интереса;  развитие памяти, речи,  самостоятельности.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
умений; совершенствованию   совершенствованию  Развивающие цели Развивающие цели  содействуют: формированию общеучебных и  содействуют: формированию общеучебных и  специальных умений; специальных  мыслительных операций; развитию эмоциональной  операций; развитию эмоциональной  мыслительных  сферы, монологической речи  речи учащихся, вопросно­ учащихся, вопросно­ сферы, монологической  ответной формы, диалога, коммуникативной  ответной формы, диалога, коммуникативной  культуры; осуществлению самоконтроля и  культуры; осуществлению самоконтроля и  самооценки, а в целом — становлению и развитию  самооценки, а в целом — становлению и развитию  личности. личности.  Например: Например:  учить сравнивать, учить сравнивать,  учить выделять главное, учить выделять главное,  учить строить аналоги, учить строить аналоги,  развивать глазомер, развивать глазомер,  развивать мелкую моторику рук, развивать мелкую моторику рук,  развивать умение ориентироваться на местности. развивать умение ориентироваться на местности.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Развивающий аспект цели урока. Развивающий аспект цели урока.  Развитие ребенка происходит гораздо  Развитие ребенка происходит гораздо  медленнее, чем процесс его обучения  медленнее, чем процесс его обучения  и воспитания, самостоятельность  и воспитания, самостоятельность  развития очень относительна и оно  развития очень относительна и оно  осуществляется в значительной мере  осуществляется в значительной мере  как результат правильно  как результат правильно  организованного обучения. организованного обучения.  Развивающий аспект целей урока  Развивающий аспект целей урока  складывается из нескольких блоков. складывается из нескольких блоков.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
1. Развитие речи: 1. Развитие речи:  ∙        Обогащение и усложнение словарного  ∙        Обогащение и усложнение словарного  запаса; запаса;  ∙        Усложнение смысловой функции речи  ∙        Усложнение смысловой функции речи  (новые знания приносят новые аспекты  (новые знания приносят новые аспекты  понимания); понимания);  ∙        Усиление коммуникативных свойств  ∙        Усиление коммуникативных свойств  речи (экспрессивность, выразительность и  речи (экспрессивность, выразительность и  т.д.); т.д.);  ∙        Овладение учащимися  ∙        Овладение учащимися  художественными образами,  художественными образами,  выразительными свойствами языка; выразительными свойствами языка;

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
2. Развитие мышления: 2. Развитие мышления:  ∙        Учить анализировать; ∙        Учить анализировать;  ∙        Учить выделять главное; ∙        Учить выделять главное;  ∙        Учить сравнивать; ∙        Учить сравнивать;  ∙        Учить строить аналогии; ∙        Учить строить аналогии;  ∙        Учить обобщать и систематизировать; ∙        Учить обобщать и систематизировать;  ∙        Учить доказывать и опровергать; ∙        Учить доказывать и опровергать;  ∙        Учить объяснять и определять  ∙        Учить объяснять и определять  понятия; понятия;  ∙        Учить ставить и решать проблемы. ∙        Учить ставить и решать проблемы.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
3. Развитие сенсорной 3. Развитие сенсорной сферы: сферы:  ∙        ∙        Развитие ориентировки в  ∙        ∙        Развитие ориентировки в  пространстве и во времени; пространстве и во времени;  ∙        Развитие точности и тонкости  ∙        Развитие точности и тонкости  различения цвета, света и тени,  различения цвета, света и тени,  формы, звуков, оттенков речи и т.д. формы, звуков, оттенков речи и т.д.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Важно! Важно! Один и тот же развивающий аспект  Один и тот же развивающий аспект  цели целесообразно формулировать  цели целесообразно формулировать  для нескольких уроков, а иногда и  для нескольких уроков, а иногда и  для уроков целой темы, ведь развитие  для уроков целой темы, ведь развитие  учащегося всегда медленнее, чем его  учащегося всегда медленнее, чем его  обучение обучение

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
В цели В цели  необходимо проектировать  необходимо проектировать  деятельность учителя и учащихся. деятельность учителя и учащихся.  Лишь в том случае, когда ученик  Лишь в том случае, когда ученик  осознает смысл учебной задачи и  осознает смысл учебной задачи и  примет ее как лично для него  примет ее как лично для него  значимую, его деятель­ность станет  значимую, его деятель­ность станет  мотивированной и целенаправленной. мотивированной и целенаправленной.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Чтобы ученик сформулировал и присвоил Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией,  его необходимо столкнуть с ситуацией,  в которой он обнаружит де­фицит  в которой он обнаружит де­фицит  своих знаний и способностей. В этом  своих знаний и способностей. В этом  случае цель им воспримется как  случае цель им воспримется как  проблема, которая, будучи реально  проблема, которая, будучи реально  объективной, для него выступит как  объективной, для него выступит как  субъективная. субъективная.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Цели должны быть Цели должны быть  достаточно напряженными,  достаточно напряженными,  достижимыми, осознанными учащимися,  достижимыми, осознанными учащимися,  перспективными и гибкими, то есть  перспективными и гибкими, то есть  реагирующими на изменившиеся  реагирующими на изменившиеся  условия и возможности их достижения.  условия и возможности их достижения.  Но это не является гарантией вы­сокой  Но это не является гарантией вы­сокой  результативности урока. Необходимо  результативности урока. Необходимо  еще определить, как и с помощью чего  еще определить, как и с помощью чего  они будут реализованы. они будут реализованы.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Даже самая совершенная система целей Даже самая совершенная система целей обучения обучения мало поможет практике, если учитель  мало поможет практике, если учитель  не будет иметь правильного  не будет иметь правильного  представления о путях достижения  представления о путях достижения  этих целей через деятельность  деятельность  этих целей через  учащихся, последовательность   последовательность  учащихся, выполнения ими отдельных действий. выполнения ими отдельных действий.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Умение согласования целей субъектов Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев  является одним из критериев  педагогического мастерства. При этом  педагогического мастерства. При этом  важно обеспечить ее понимание и принятие  важно обеспечить ее понимание и принятие  учащимися как собственной, значимой для  учащимися как собственной, значимой для  себя. Традиционно учитель в начале урока  себя. Традиционно учитель в начале урока  называл его тему и четко проговаривал  называл его тему и четко проговаривал  цель, что сразу предполагало субъектно­ цель, что сразу предполагало субъектно­ объектные отношения, при которых цель –  объектные отношения, при которых цель –  прежде всего получение знаний. прежде всего получение знаний.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
формально ее проговариваем) Цель необходимо записать на доске, показать на слайде, обсудить, совместно сформулировать (иногда мы просто обсудить, совместно сформулировать (иногда мы просто   Цель необходимо записать на доске, показать на слайде, формально ее проговариваем)  Затем она обсуждается, при этом выясняется, что  Затем она обсуждается, при этом выясняется, что  цель может быть не одна. Теперь необходимо  цель может быть не одна. Теперь необходимо  поставить задачи (это можно сделать через  поставить задачи (это можно сделать через  действия которые будут выполняться: читать  действия которые будут выполняться: читать  учебник, сделать конспект, слушать доклад,  учебник, сделать конспект, слушать доклад,  составить таблицу, выписать значения слов и так  составить таблицу, выписать значения слов и так  далее). Задачи также записываются на доске. В  далее). Задачи также записываются на доске. В  конце занятия необходимо вернуться к этой записи  конце занятия необходимо вернуться к этой записи  и предложить учащимся не только  и предложить учащимся не только  проанализировать, что им удалось сделать, но и  проанализировать, что им удалось сделать, но и  увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от  увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от  этого –  формулируется  домашнее задание.  этого –  формулируется  домашнее задание.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Правильна ли цель? Правильна ли цель? Чтобы оценить ее Чтобы оценить ее нужно: нужно:  ­ определить краткость, четкость и простоту формулировки  ­ определить краткость, четкость и простоту формулировки  цели; цели; ­ определить, заложен ли в формулировке конечный  ­ определить, заложен ли в формулировке конечный  результат, т. е. диагностична ли цель; результат, т. е. диагностична ли цель; ­определить,  чем   вызвана  постановка  цели:  требованиями  ­определить,  чем   вызвана  постановка  цели:  требованиями  учебной программы, интересом учащихся и т. д.; учебной программы, интересом учащихся и т. д.; ­ какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель; ­ какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель; ­ определить степень осознанности учителем цели; ­ определить степень осознанности учителем цели; ­ выяснить реальность достижения цели; ­ выяснить реальность достижения цели; ­  определить соотносимость цели, содержания учебного  ­  определить соотносимость цели, содержания учебного  материала, методов обучения и форм организации  материала, методов обучения и форм организации  познавательной дея­тельности на уроке; познавательной дея­тельности на уроке; ­ определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и ре­ ­ определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и ре­ зультатом. зультатом.       

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Итак, коллеги! Успехов вам в Итак, коллеги! Успехов вам в целеполагании и попутного целеполагании и попутного ветра! ветра!  Предлагаю всем желающим заполнить  Предлагаю всем желающим заполнить  таблицу, расположенную ниже, своими  таблицу, расположенную ниже, своими  примерами целей к урокам.  примерами целей к урокам.

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Предмет Тема урока Геогра фия Рельеф  суши и дна  Мирового  океана Тип урока Урок изучения  нового материала Цели урока

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Для подсказки Для подсказки   Тип урока Тип урока Урок знакомства с  Урок знакомства с  новым учебным  новым учебным  материалом материалом Урок усвоения нового  Урок усвоения нового  материала материала Примеры формулирования целей Примеры формулирования целей ­учащиеся должны иметь представление о...  ­учащиеся должны иметь представление о...  ­ учащиеся должны иметь общее понятие о...  ­ учащиеся должны иметь общее понятие о...  ­ учащиеся должны распознавать... ­ учащиеся должны распознавать... ­ учащиеся должны понимать содержание...  ­ учащиеся должны понимать содержание...  ­учащиеся должны ориентироваться в причинно­следственных  ­учащиеся должны ориентироваться в причинно­следственных  связях...  связях...  ­ учащиеся должны уметь выявлять закономерности... ­ учащиеся должны уметь выявлять закономерности... Урок формирования  Урок формирования  новых умений новых умений ­ учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации  ­ учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации  ­учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание...  ­учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание...  ­ учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания… ­ учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Урок закрепления  Урок закрепления  нового материала нового материала ­ учащиеся должны знать...  ­ учащиеся должны знать...  ­ учащиеся должны уметь (решить, провести анализ,  ­ учащиеся должны уметь (решить, провести анализ,  сформулировать)  сформулировать)  ­ учащиеся должны уметь воспроизводить получен­ные знания... ­ учащиеся должны уметь воспроизводить получен­ные знания... Урок системати­зации и  Урок системати­зации и  обобще­ния учебного ма­ обобще­ния учебного ма­ териала териала Урок проверки и оценки  Урок проверки и оценки  знаний знаний ­учащиеся должны знать...  ­учащиеся должны знать...  ­ учащиеся должны уметь систематизировать учеб­ный материал... ­ учащиеся должны уметь систематизировать учеб­ный материал... В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный  В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный  уровень, творческий уровень)  уровень, творческий уровень)  ­учащиеся должны  уметь узнавать  при  внешней опоре...  ­учащиеся должны  уметь узнавать  при  внешней опоре...  ­учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу...  ­учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу...  ­ учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному  ­ учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному  алгоритму...  алгоритму...  ­учащиеся  должны   уметь   осуществлять   перенос знаний в  ­учащиеся  должны   уметь   осуществлять   перенос знаний в  измененную ситуацию...  измененную ситуацию...  ­ учащиеся должны владеть компетенцией... ­ учащиеся должны владеть компетенцией...

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Источники информации Источники информации  1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград,  1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград,  издательство «Учитель», 2008. издательство «Учитель», 2008.  2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики.  2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. httphttp://://wwwwww.. eidos..ruru.. eidos  3.Формирование навыка целеполагания.  3.Формирование навыка целеполагания. httphttp://://wwwwww..gimnazy  4.Каким должен быть современный урок.  4.Каким должен быть современный урок. httphttp://://wwwwww..itit­­nn..ruru..  5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся  5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся  на этапе урока «Постановка учебной задачи».  на этапе урока «Постановка учебной задачи».  httphttp://://wwwwww..festival  6.Целеполагание при проектировании урока.  6.Целеполагание при проектировании урока. httphttp://://nmcnmc,,nevarono  7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. ­ М.: ОЦ "Педагогический  7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. ­ М.: ОЦ "Педагогический  поиск", 2000. поиск", 2000. 8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в  8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в  адаптивной школе. ­ М.: ОЦ "Педагогический поиск", 2001. адаптивной школе. ­ М.: ОЦ "Педагогический поиск", 2001. festival.1.1september september..ruru.. gimnazy161. 161.ruru.. nevarono..ruru..

Мастер-класс методического объединения учителей географии: «Технология целеполагания»

Мастер-класс методического объединения учителей географии:  «Технология целеполагания»
Благодарю за внимание. Благодарю за внимание. Желаю Вам и учащимся правильных  Желаю Вам и учащимся правильных  целей и их достижения!  целей и их достижения!  Подготовила Рыбачева С.А.,  Подготовила Рыбачева С.А.,  учитель географии МБОУ «Гимназия №1» учитель географии МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области г. Курчатова Курской области ..
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017