Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"
Оценка 4.8

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Оценка 4.8
Игры
docx
окружающий мир
Детсад
05.03.2017
Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"
Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. В мастер-классе раскрыты цель и задачи метода теории решения изобретательских задач, этапы решения тризовских задач и дано описание игр с дошкольниками в данной системе.В мастер-классе раскрыты цель и задачи метода теории решения изобретательских задач, этапы решения тризовских задач и дано описание игр с дошкольниками в данной системе.
Мастер-класс.docx
Мастер­класс «Применение методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми» У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть  и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.  Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами  было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные  эмоции и улыбки. Здравствуйте, гости званые, Вы сегодня ночью спали? Гостьюшки, мои желанные Утром встали, танцевали? Много гостей, много и новостей На мастер­класс вы опоздали? А чтоб мастер­класс был веселей Ручки и блокноты взяли? Вы хотите поиграть? Сколько вас всего, узнали? Мастер­класс пообсуждать? На вопросы отвечали? Это был вариант игры «Да­нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию  предлагается мастер­класс. Тема мастер­класса «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности  педагога с детьми». Цель мастер класса: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной  деятельности педагога с детьми. Задачи: * Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ. * Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности  педагога с детьми. * Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование  технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности. Этапы мастер – класса: * Теоретическая часть * Практическая часть * Рефлексия (заключительная). Актуальность моего мастер­класса состоит в следующем: Дошкольное образование находится на новом этапе развития. В дошкольном  возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально­практическим  путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением  открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к  активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,  способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее  детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе,  тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и  первые творческие проявления. Поэтому важным считаю применение методов и  приемов ТРИЗ. ТРИЗ ­ теория решения изобретательских задач разработана в СССР в 1946 году  Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких  качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с  другой стороны ­ поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и  творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ ­ технологии – это привить ребенку радость  творческих открытий. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок  осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей  настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями,  генераторами новых идей. Этапы решения тризовских задач • Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей  повсюду. (Что общего между цветком и деревом). • Учить детей фантазировать, изобретать. • Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью  специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть.Что  делать). • Ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные,  оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной  ситуации. Принципы построения ТРИЗ: ­ Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. ­ Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой  штурм. ­ Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно  рассматриваться в развитии). ­ Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных  операций и средств восприятия ­ Обязательная активизация творческого воображения. ­ Дать возможность проявить себя. ­ Стремление получать новую информацию об окружающем. ­ Развивать потребность в познавательной деятельности. ­ Дать возможность созидать, творить. ­ Способствовать развитию аналитических способностей. ­ Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо  зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах  используются следующие методы ТРИЗ: ­ Метод мозгового штурма. ­ Метод проб и ошибок ­ Метод Эмпатии ­ Метод противоречий ­ Сравнение живых и неживых объектов ­ Прямая аналогия ­ Фантастическая аналогия ­ Изменение сюжета сказки Метод противоречий. Цель: • Активизация интереса, • Систематизация знаний, • Формирование понятий относительности. (Дождь: почему хорошо, почему  плохо) Метод «эмпатии», который основан в развитие способности представить себя на  месте другого человека или предмета. Например: дети собрались мыть руки,  спрашиваем их, о чём сейчас думает мыло, боится, что мы его испачкаем своими  руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. Метод «Сравнение живых и неживых объектов» Цель: видеть общее и различие; развивать память, мышление, воображение (Заяц нарисованный и живой.Заяц и стол и т. д.) Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть  объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема (Системный оператор)формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное  мышление, или многоэкранное мышление» Это очень важные навыки и  стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а  думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. Вместе с вами мы рассмотрим в системном операторе грушу. Занятия и игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что  можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному. Применение методов и приемов ТРИЗ решает задачи: В познавательном развитии  Расширение кругозора  Формулировать и разрешать противоречия  Уметь классифицировать, обобщать, делать выводы  Систематизировать знания по математике, экологическому воспитанию,  окружающей действительности. В Речевом развитии  Формирование и активизация словаря  Развитие связной речи  Активизация общения, развитие диалогической речи  Формировать умение задавать вопросы  Словотворчество и сочинительство  Подготовка к обучению грамоте В художественно­эстетическом развитии  Умение предлагать нестандартные решения  Находить выход из противоречивой ситуации  Не боятся давать ответы на вопросы, строить предположения, отстаивать  свою точку зрения  Уметь сужать поле деятельности для решения поставленной задачи  Проявлять творчество в разных видах деятельности На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные  приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.  Рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие  детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы,  увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто  его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать  дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на  месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь?  Кого боишься? Кого любишь?” В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют  занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию  интеллектуальной готовности к обучению в школе. ЧТО ДАЕТ ТРИЗ ДЕТЯМ? Дети начнут рассуждать, выдвигать идеи, расширится круг обсуждаемых  тем, они станут увереннее. Больше фантазируют, придумывают, сочиняют.  Добывают знания через «фокусы», опыты. ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости;  маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные  ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения. Организация образовательной деятельности может осуществляться  в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности  детей, при проведении режимных моментов. Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое  занятие по ТРИЗ– это коллективная игра, по существу, творческая работа, а  значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как  кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться  творческим способностям. Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий  с детьми. «Сказка наизнанку» «Угадай, что я загадала» «Что­то часть чего­то» «Что из чего?» «Фантазия» «Теремок» «Чем был – чем стал» «На что похоже?» «Плохо­хорошо» «Найди друзей» «Цепочка» «Перевертыши» и так далее… СЛАЙД №17 Игры и тренинги…. Кто­кто в теремочке живет? Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки  путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша,  ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка ­ короля  Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди  подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: ­ Тук, тук, кто в теремочке живет? ­ Я ­. (называет себя, например, цветок). А ты кто? ­ А я ­. (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? ­ Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого  первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.  Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто­то не может ответить, то помогают остальные дети. А теперь мы поиграем… Раздаётся наглядность… "Маша­Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать  нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество  разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для  чего эта подушка? Ход: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и  забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто  хочет помочьМашам­растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами  по желанию. I. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: ­ Ой! ­ Что случилось? ­ Я потеряла (называет какой­то предмет, например, ложку). Чем же я теперь  буду суп есть (или назвать любое другое действие? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы  решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все  остальное и т. д. II. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши­Растеряши  исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот  становитсяМашей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников  игры.  «На что похоже» Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на  него. Примечание:Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по  назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими  могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные  картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты  похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д. На что похож абажур? На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю,  потому что она стоит на одной ноге. На что похожа улыбка? На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду. На что похож половник. На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату,  на микрофон и так далее. На что похож дождь? На лейку, когда из лейки что­то поливают, на душ. На что похожа иголка? На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки. На что похож звук "Р"? На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки. (Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к  занятию)     «Раньше – позже» Игра   Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию. Правило игры: Ведущий называет какую­либо ситуацию, а дети говорят, что было  до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая у медведя берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. Или, Ход: Ведущий называет какую­либо ситуацию, а дети говорят, что было до  этого или, что будет после. Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет  позже? Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой­либо ответ  ребенка (мама кормила свою дочку). И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого­то из детей  попросить рассказать последовательность событий.     «Гирлянда» Игра   Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Ход: Ведущий предлагает стартовое слово. Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого  предмета. ­ Лягушка какая? Ребенок отвечает: ­ Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: ­ Зеленая кто (что?) Ребенок отвечает: ­ Трава. ­ Трава что делает? (растет) ­ Растет что (кто?) (ребенок) ­ Ребенок какой? (веселый) ­ Веселый кто бывает? (клоун) ­ Клоун что делает? (смеется) И т. д. Игра  «Гирлянда» Бабочка что делает?.  «Найди друзей» Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят,  кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при  фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать  после того, как дети ознакомятся с понятием «функция». Ход игры: Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд. Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь. «Волшебные картинки» Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту  музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда  музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам  предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. Игра "Хорошо­плохо" Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира  положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном  возрасте система, явление, у которых определяются положительные и  отрицательные свойства.  Ход игры. 1 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: "что­то хорошо – почему?", "что­то плохо  – почему?". Человек изобрел огонь. Огонь­это хорошо, почему? От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело. Огонь ­ это плохо. Почему? Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде. Листопад ­ это хорошо? Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. Листья под ногами ­ плохо. Почему? Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после  дождя.  «Повторяка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту  функцию на себя: Я – лягушка. Я умею прыгать. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д. Поиграем….  «Метель» Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами: Закружила метель, словно чудо карусель, Все дорожки замела. Нам в подарок принесла… И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте.  Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии. «Что это такое?» (для детей младшего возраста) Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в  воображении новые образы, развивать мышление, воображение. Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети  называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать  на что похож круг. Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч.  Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от  кастрюли, колечко и т. д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или  полоску и игра продолжается  «Перевирание сказки» Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из  подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!» 1 вариант  : после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного    текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца. 2 вариант   сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи  : изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя  «Что было потом» Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися  героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было  потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса,  предложить детям подумать «А что было потом?» НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?» «Сочиняем сказки по опорным схемам» Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети,  пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными. Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ.  Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной  деятельности с детьми. У меня здесь есть волшебная корзинка, а в ней подарок для вас – это буклеты с  играми. Уважаемые педагоги! если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общаться с умными, думающими детьми; если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"

Мастер-класс на тему: "Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017