Мастер-класс на тему «Введение в исследовательскую деятельность»
Оценка 4.6

Мастер-класс на тему «Введение в исследовательскую деятельность»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.01.2017
Мастер-класс на тему «Введение в исследовательскую  деятельность»
мастер-класс Майер Л.А..doc

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

Работа с одарёнными детьми

 

 

 

      Мастер-класс на тему

«Введение в исследовательскую

 деятельность»

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Майер Л.А.

                                                                               учитель начальных классов

                                                                     МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Введение в исследовательскую деятельность младших школьников »

Цель мастера:

·  Передать коллегам способы работы с одарёнными детьми;

 

Ход занятия:

 

           Добрый день.

- Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса   «Введение в исследовательскую деятельность» в рамках темы «Работа с одарёнными детьми».

Я предлагаю провести нашу работу в три этапа:

·        Подготовительный, информационный;

·        Практический: занятие по теме: «Учимся рассуждать и делать выводы»;

·        Завершающий, рефлексия мастер-класса.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете      активными участниками сегодняшнего занятия.

В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми.

        Проблема выявления и развития  одарённых детей  является одной из наиболее сложных и интересных проблем школы т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал,  делают открытия и перевороты в науке и производстве.

        Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию.

   В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие  методы работы:

·        исследовательский;

·        частично-поисковый;

·        проблемный;

 

 Существуют следующие формы работы:

1.  классно-урочная (работа в парах, в малых группах),      разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества;

4.  применение дискуссии;

        5.  интеллектуальные игры.

Очень важны:

·        предметные олимпиады;

·        интеллектуальные марафоны;

·        различные конкурсы и викторины;

·        словесные игры и забавы;

·        проекты по различной тематике;

·        игра «Научно  - исследовательская лаборатория»;

·        ролевые игры;

·        индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им  виды творческой деятельности. Я остановлюсь на одной из форм работы с одарёнными детьми - исследовательской деятельности учащихся.

 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа», наш  комплект разработан так, что с первого класса мы учимся исследовать,  и первый вопрос, который встаёт: откуда можно получить информацию. Дети говорят, что можно  задать вопросы друг другу, спросить у взрослого человека, спросить у учителя, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Впоследствии, уже во втором полугодии первого класса, на кружке,  мы учимся, как  собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Дети подбирают материал, конечно на данном этапе родители помогают. Все собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем  дети  делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника. ( 1 класс то сообщения 3-4 предложения, но это научные сообщения)

Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:

продолжи неоконченный рассказ;

составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;

определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

назови как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

 Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также необходимо научить давать определения понятиям, обобщать, классифицировать.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того,  чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления ( на уроках литературного чтения)

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы, начиная с первого класса. Как же мы над этим работаем?

 

II.               Практическая часть.

 

          Сейчас я  с вами проведу фрагмент одного из занятий.

 

-                   На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

 

 

-  Исследователь - это творческий человек, обладающий креативным мышлением.

Чтобы стимулировать творческую активность, использую различные методы и приёмы.

1.     «И все-таки у них много общего».  Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует  мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.   Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

 

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

   Сравни шкаф и телевизор. ( Большой и маленький, нуждается в электричестве, не нуждается, используется для хранения вещей, не используется).

2.     Учимся планировать преобразование предметов и слов.

 Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Такие задания развивают способность планировать свою деятельность.

 Учимся узнавать предметы в неопределённых географических формах.

Задание: Нарисуй на основе кругов, квадратов как можно больше рисунков.

 

 

Таким образом, включение ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы)  обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

        Моих детей отличает активная жизненная позиция, они участвуют в олимпиадах, конкурсах как школьного,  муниципального, так и регионального, Международного и Всероссийского уровней. Мои дети принимают активное участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Человек и природа» «Международная олимпиада по основам наук для начальной школы. ( УРФО)», «Олимпусик», "Эму-специалист-2014». Из 25 обучающихся класса 18 детей учится на хорошо и отлично, из них три отличника.

Рефлексия

Разминка для слушателей:

Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, “на лету” схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

 

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

 

 


МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

Тема: «Введение в исследовательскую деятельность младших школьников »

Тема: «Введение в исследовательскую деятельность младших школьников »

Существуют следующие формы работы : 1

Существуют следующие формы работы : 1

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы , которые применяю на практике

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы , которые применяю на практике

Сейчас я с вами проведу фрагмент одного из занятий

Сейчас я с вами проведу фрагмент одного из занятий

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

Странный в поведении, непонятный

Странный в поведении, непонятный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017