Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Оценка 5
Игры
docx
окружающий мир
Детсад
04.12.2018
Данная разработка будет ползна педагогам дошкольникам для расширения кругозора дошкольников. Вашему вниманию предлагаю калейдоскоп игр, направленные на развитие логического, мышления, на развитие воображения дошкольников, мелкой моторики. В дидактических, развивающих логических играх, я премела различные инновационные технологии. Особенно дедям нравится самим создавать интеллект карты.
мастер клас на педчас.docx
КГКП «Яслисад «Балдырган» аппарата акима посёлка Осакаровка
Осакаровского района Карагандинской области
Мастер класс
по расширению познавательного кругозора детей дошкольного
возраста средствами дидактических и развивающих логических
игр
2018 г.
Подготовили:
Зимина Е.В «Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра
– это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнкадошкольника –
творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем
развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.
Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.
Использование дидактических, развивающих, логических игр ведет к
ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального
развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном,
психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным
замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом
сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме,
усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем
дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются
разнообразные развивающие материалы, но специфическим методом обучения
детей дошкольного возраста являются развивающие игры. Особенность
развивающих игр в том, что «...они созданы взрослыми с целью обучения и
воспитания детей. Однако созданные в развивающих целях они остаются
играми» Именно эта особенность развивающих игр обусловливает их ценность
как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал.
Усваивая или уточняя в развивающей игре тот или иной программный
материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по
тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять
четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет,
называть его действия и качества; проявляют сообразительность,
находчивость. Большое внимание сегодня уделяют развитию логического
мышления, но нет определенных рекомендаций по проведению развивающих
игр.
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда,
которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и
интересный. Когото он может напрягать и пугать, а у когото умственный
труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь
в мир, который можно познать. Среди обследованных детей после проведения занятий и игр на развитие логического мышления было выявлено снижение
показателей с низким уровнем логического мышления, количество детей с
высоким уровнем и средним уровнем логического мышления увеличилось.
Данные результаты говорят о положительной тенденции.
Логические, дидактические, развивающие игры в непосредственно
образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного
возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня
знаний.
«Калейдоскоп игр»
Пособие « Волшебный экран»( системный оператор»)
Цель: Учить детей мыслить системно, анализировать, сравнивать объекты.
Формировать умение ориентироваться на плоскости: вверх. Вниз, вправо,
влево.
Материал: картинки, системный экран.
Дидактическая игра «Ромашка»
Цель: Учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма,
части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное
восприятие, умение работать со схемой признака, нагляднообразное
мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать
сверстника.
Материал: Демонстрационное пособие «Ромашка», карточкипризнаки
«Божьи коровки», чудесный мешочек с объектами (мандарин, грецкий орех,
яблоко, сухарик, поднос.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает поиграть в игру
«Чудесный мешочек». Ребёнок достает из мешочка объект, называет его и
переворачивает признак карточку на пособии «Ромашка», по которому он
будет описывать объект.
«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»
Цель: Развивать интеллектуальные, творческие способности детей
Материал: Кольца с картинками.
Развивающая игра « Береги природу»
Цель:
воображение.
« Умный кубик»
Цель
:
мышление.
« Вертолина»
Цель: развивать воображение детей. Развивать ассоциативное мышление.
«Моя сказка»
Развивать экологические знания детей, мышление, память,
Активизировать словарный запас детей. Развивать ассоциативное фантазию.
Цель: Развивать творческое воображение детей. Учить создавать сказки
самостоятельно
Танграмм
Цель: Развивать
мелкую моторику рук, пространственное мышление,
сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать,
творчество.
Материал: разрезной квадрат на треугольники двух цветов.
Игра "Лимпопо"
Цель:Развивать творческое воображение,
Обогащать и
активизировать словарь. Учить детей быть раскрепощенными, непринужденно
вести себя в любой обстановки.
Материал: картинки с изображением сказочного героя разделённые на
квадраты, кубик. Белые квадраты.
Ход игры: На листе нарисован сказочный герой. Лист разбит на квадраты
таким образом, что в каждом квадрате находится какаялибо часть героя.
Рисунок закрыт белыми карточками. Бросаем кубик, по числу выпавших
очков открываются квадраты в первом ряду. Если дети затрудняются назвать
героя, то таким же образом открываем второй ряд, и так до тех пор пока дети
не отгадают, кто же от них спрятался.
Дидактическая игра « Собери сказку»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, мыслительные операции, память.
Материал: Разрезные картинкисказки.
«Геоконт Воскобовича»
Цель : Развивать конструктивные способности детей
Материал: Дощечки с набитыми разноцветными гвоздиками, цветные
резиночки, загадки
Игра
Цель: Развивать конструктивное мышление,сенсорные способности,
мыслительные операции .
Материал: Цветной квадрат, разрезанный на несколько частей
Игра «Точечки»
Цель: Развивать математического мышления, усвоение нумерации
Материал: карточки разных цветов на которые наносятся точки от 0 до 10 и
такие же карточки с цифрами от 0 до 10.
Пособия Шнуровка
« Солнышко»
« Ботинки»
«Волшебное дерево»
«Игрывкладыши»
«Сложи квадрат»
. « Сказкалабиринт»
Дидактическая игра « Кто чем питается»(игры с прищепками)
Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Пособие « Бабочка»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление.
Игра « Какая буква»
Цель: уметь назвать букву на ощупь. Развивать мелкую моторику рук,
память.
Материал: Картон с наклеенными буквами из бархатной бумаги
« Узнай цифру»( игра с цифрами)
Цель: уметь назвать цифру на ощупь. Развивать мелкую моторику рук,
память.
Материал: Картон с наклеенными цифрами из бархатной бумаги
Игра « Различные оттенки»
Цель: Учить детей определять оттенки цветов.
«Живые странички» (Мантессори+ТРИЗ)
Цель: Учить детей давать характеристику предмету по схематичным
символам. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Активизировать словарный запас детей.
Пособие « Мыслительная карта» ( методика Тони Бьюзена)
Цель: Развивать у дошкольников визуальное мышление. Помочь детям
выявить имеющиеся знания и представления о предмете, упорядочить их.
Формировать умения добавлять и классифицировать новые знания о том или
ином объекте и органично соединить их друг с другом.
Вашему вниманию мы хотели бы предложить Интеллект карту
Метод интеллекткарт был предложен и разработан американским
ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах
деятельности, а также и в образовании.
Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения
процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих
задач, инструмент развития памяти и мышления.
Результативность применения метода интеллекткарт достигается:
Наглядностью, привлекательностью, запоминаемостью, творчеством.
Применять интеллект – карты можно применять по двум направлениям:
1 – направление
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект
карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа
проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 направление
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллекткарте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,
формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь
становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на
групповых занятиях по развитию связной речи.
Существуют Правила создания интеллекткарт:
При работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т.
д.
Лист располагается горизонтально.
Главная идея находится в центре страницы.
Главные ветки обозначаются разным цветом.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки,
картинки, ассоциации о каждом слове.
Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с
детьми по составлению интеллекткарты в процессе разработки
тематического модуля.
В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её
решить, необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда мы
начала осваивать работу с интеллект картой помогали детям: наводящими
вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и теперь
самостоятельно подбирают материал и развивают свои мысли и идеи. В центе
ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем
соответствующею картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение
в решении проблемы. Решаем коллективно что подходит нам, подбираем
материал. От центральной идеи расходятся стрелки – направления решения
данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.
Например: Интеллект карта тема «Весна». От центральной картинки
первая стрелка показывает: признаки неживой природы: светит ярко солнце,
тает снег и т. д. Следующая стрелка рассказывает о растительном мире. Затем
мы рассматриваем животный мир. И большим отдельным ответвлением
является труд человека весной. Как уже было сказано каждый блок имеет
своё продолжение и разбивает блок на более мелкие подтемы.
Я считаю, что использование данного метода не только повышает
мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень
развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи,
высказывают свое мнение,
а самое главное учатся добывать
самостоятельно знания разными способами.
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на две группы,
попробовать создать интеллекткарты на темы «ТРАНСПОРТ», «ЛЕТО».
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно
использовать интеллекткарту в систематизации знаний детей. И мы видим,
что она помогает наглядно запомнить всю информацию.
Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Мастер класс по расширению познавательного кругозора детей дошкольного возраста средствами дидактических и развивающих логических игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.