Мастер класс по русскому языку "Семья слов"
Оценка 5

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
16.01.2017
Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"
Районный семинар учителей по русскому языку по теме "Семья слов" . Мастер класс по русскому языку был проведён в 3 «А» классе по УМК «Школа России» по учебнику русский язык под редакцией Канакина . В данном классе обучаются 15 человек. Уровень подготовки детей средний, по русскому языку качество знаний 52%, из них учатся на «5» - 3 человека, на «4» - 7 человек . Мастер класс был построен в соответствии с программными требованиями по теме: проект « Семья слов» Форма проведения : мастер класс Тип урока: Закрепление и отработка навыков решения учебных задач. . Современные образовательные технологии : проблемное обучение, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Были использованы методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративной , частично-поисковой , методы стимулирования к обучению, контроль и самоконтроль. На занятии были использованы такая форма работы как фронтальная, индивидуальная, парная и групповаяТема урока Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок) Форма проведения Мастер класс Тип урока Закрепление и отработка навыков решения учебных задач. Современные образовательные технологии : проблемное обучение, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Методы обучения: проектно-исследовательская деятельность, наглядно- иллюстративный , частично-поисковый мет , методы стимулирования к обучению, контроль и самоконтроль, Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Семья слов.docx
Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.п. Верхний Акбаш» Конкурсная работа по русскому языку в номинации «Лучшая методическая разработка по русскому языку»   Учитель:  Пшукова Римма Сафарбиевна                                                                                Технологическая карта  учителя начальных классов  МКОУ  СОШ СП Верхний Акбаш Пшуковой Риммы Сафарбиевы Русский язык 3 класс Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)  Закрепление и отработка  навыков решения учебных задач.  проблемное обучение, личностно­ориентированные, информационно­коммуникативные. Предмет Класс УМК Тема урока Форма проведения Урок Тип урока Современные  образовательные  технологии : Методы обучения: проектно­исследовательская деятельность, наглядно­ иллюстративный , частично­поисковый мет , методы  стимулирования к обучению,   контроль и самоконтроль,  Формы  организации  познавательной  деятельности:       Оборудование  Дидактическая  цель фронтальная, индивидуальная, парная.  Учебник. «Русский язык. 3 класс».  В.П. Канакина,   В.Г.Горецкий  Компьютер, проектор,  интерактивная доска.  Толковый словарь, орфографический словарь, словарь фразеологизмов. Деятельностная   цель:  формирование   способности   учащихся   к   новому   способу   действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды   в   домашних   условиях,   межъязыковая   интеграция,   интеграция   учебных   дисциплин, интеллектуально­ речевое развитие учащихся Образовательная цель:  обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике  Развивающая цель:  формировать способность к   творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. Изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение Межпредметные  связи                                                                                            Планируемые результаты  Предметные  выделять  наблюдать Формулировать  определения однокоренных   слов   и   корня слова. Различать однокоренные  группировать слова, однокоренные   слова   (с   общим  в   них корнем), корень, над группами однокоренных слов и способами   их   образования.; Обсуждать  алгоритм   разбора слов по составу,   определение Формулировать окончания,   корня, приставки, суффикса выделять все   части   слова   ,  доказывать их  значимость     в   слове. Различать  однокоренные слова и   формы   одного   и   того   же   основы, Метапредметные 1.Регулятивные  осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;  осуществлять   взаимоконтроль     и самоконтроль   в   индивидуальной   работе, работе в парах и группах;  уметь   договариваться   в   паре,   группе     в ходе работы над заданием;  учиться   оценивать   свои   достижения   в работе над проектом;   учиться   корректировать, вносить изменения,   дополнения   по   результатам оценки своей деятельности;    коллективно,   под   руководством   учителя планировать   свои   действия   в   процессе работы  на отдельных этапах урока; 2.Познавательные  пользоваться  приемами анализа и синтеза при работе над словами; Личностные ­ нравственно­этическая  ориентация: формировать  ценностное отношение к русскому  языку  учить   уважительно относиться к  результату труда одноклассников.  ­личностное самоопределение себя   носителем (осознание русского   языка,   формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)     ­смыслообразование,  т.е. установление учащимися связи между целью   учебной   деятельности   и   ее мотивом.: Развитие   познавательных   интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование   границ   собственного знания и «незнания» слова. Проводить  разбор   слов   по составу  Уметь работать над проектом.  Анализировать    модели разбора слова по составу и под­ бирать слова по этим моделям.  формировать орфографическую зоркость;  работать   с   толковым   и орфографическим словарями  сравнивать   и   сопоставлять   между   собой родственные слова;  строить  рассуждение  по  теме  урока под руководством учителя (2­4 предложения);  овладевать   способами   классификации (группировки) в работе над родственными словами.  выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные  умение   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и   условиями коммуникации; владение монологической и   диалогической   формами   речи   в соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка. Этапы урока 1.Организационный момент.  Эмонациональный  настрой Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! На урок  пришли вы в класс, Настроение как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать  И проекты защищать. В группах будем заниматься, И, конечно, все стараться. Деятельность учащихся Приветствуют учителя, гостей. Мы  рады приветствовать вас в нашем  классе Возможно, есть классы и лучше, и  краше. Но пусть в нашем классе вам будет  светло,  Пусть будет уютно и очень тепло Формируемые УУД Личностные:  самоопределение Приготовились? Тогда, в добрый путь Вам всем, друзья. (проверяют свою готовность к   занятию) ­ Я тоже желаю вам успехов и  достижения поставленных целей  целей. Приветствует обучающихся,  проверяет их готовность к уроку,  создаёт эмоциональный настрой на  урок, мотивирует на успешную  работу. Посмотрите на экран и  разгадайте  слово. Это слово каждый знает,  Ни на что не променяет! К цифре 7 добавлю «Я» ­ Что получится …          (семья)    слайд №2 ­ что для вас значит слово семья? ­ где еще встречается понятие  семья? ­ как думаете, а почему на уроке  2. Предпроектный  этап (вхождение в  проектную  деятельность) Самоопределение к  деятельности. Познавательные  УУД Постановка и  решение проблемы.  Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся  прогнозировать,  принимать и  сохранять учебную  задачу.  Учащиеся  отгадывают загадку,  ребус, говорят, как понимают, что  такое семья, делятся опытом о том ,  что в природе тоже есть семьи  ( семья пчел, муравейник, семья лис, русского языка мы стали говорить  о «семье»? ( ответы детей) ­зачем нам нужно уметь подбирать  однокоренные слова, разбирать их  по составу? А сейчас попробуйте догадаться о  «семье» какого слова пойдет речь?  Речь пойдет о семье слов. . В  семье живут родственники.  А в  русском языке общая часть  родственных слов называется  корнем   А в русском языке общая часть  родственных слов называется  корнем 2.Звуко ­ буквенный разбор  слова семья Семья­ 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных,   2 согласных. волков и т.д.) Планирование  деятельности на  уроке. Коммуникативные  УУД Учатся строить  доказательство  правильности  выполнения задания, излагать мысль  чётко и ясно. 3. . Минутка чистописания Сс Ссс Семья, семьянин, семейка,  семейный. Как объясните слово семьянин? ­Что объединяет эти слова?  (Одинаковый корень,  однокоренные слова). ­ Где еще встречается понятие  семья?  ( В корях слов) Показ сценки «  Спор корней» ­ Попробуйте объяснить, о чём у  нас с вами будет разговор на  уроке? ­ Сегодня у каждого из вас есть  возможность выступить и в  качестве автора и разработчика  Семьянин ­ человек, который имеет  семью, любящий семейную жизнь,  заботливо относящийся к своей семье   1.Сценка)    Однажды встретились  корень куста и корень слова. ­ Здравствуй, я корень, а ты кто? ­ Я тоже корень. ­ Я в земле живу. А ты где живёшь? ­ А я в словах живу. ­ Ну как же корень может жить в  словах? Вот я корень так корень!  Посмотри: от меня в земле берут  начало ростки и вырастает целый  куст смородины или орешника, а то и  целое дерево. А от тебя что растёт? проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает  увиденную презентацию. Будьте  настоящими знатоками изучаемого  вопроса, внимательными и  доброжелательными слушателями ­ Не хвастайся! От меня и от других  таких же корней, как я, тоже  вырастают целые кусты, только не  растений, а новых слов. ­ Подумаешь! Зато на кустах и  деревьях, которые от меня  вырастают, зреют вкусные фрукты и  ягоды, которые можно съесть! ­ А без слов, которые от меня  вырастают, ни одного твоего  растения, ни ягод, ни фруктов даже  назвать­то нельзя! Не спорьте, друзья! Оба вы нам  необходимы. Нужны нам и такие  корни, от которых растения  вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно! ­ Возьмите  конверт №1.  Повторение и       (Е. Измайлов «Как растут систематизация знаний  Работа в группе. Дети читают слова.  Выделяют  однокоренные  слова) ( корень одинаковый, но они не  близки по смыслу, отодвигают).  Остальные  слова­ родственные:  (одинаковый корень и близкие по  смыслу слова.   Пишут в тетради слова. Взаимопроверка и работа в буклете  ( наклеивают слова) Это  родственные слова. У нас  получилось  целая семья   однокоренных слов. слова»)       Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым,  Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло –  Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном  ­ Что это за слова? Как они  относятся к теме урока? ­ Я считаю, что все они  родственники! А как вы думаете? Запись слов в тетрадь. Разбор по  составу. Работа с буклетом. Расположить  Приложение №1. Регулятивные УУД Учатся принимать и  сохранять учебную  задачу. Учатся  осуществлять  контроль, проверять, корректировать и  оценивать  результаты своей  деятельности. Познавательные  УУД  Логические УД:  анализ, построение  логической цепи  рассуждения,  сравнение,  доказательство. Коммуникативные  УУД Учатся  взаимодействовать с учителем  и  одноклассниками во слова соответственно схемы. Чтение загадок о воде (речь о воде в разных ее  состояниях.) Скажите, пожалуйста,  в каких  малых жанрах устного народного  творчества есть упоминания о воде. Защита проектов. время работы по  наблюдению за  однокоренными   отвечать на вопросы  по материалу,  формулировать  несложные выводы,  излагая свою мысль  грамотно. Дети работают с загадками,  разгадывают, отгадки  записывают в тетрадь  (приложение 1) Дети определяют, что речь о  воде в разных ее состояниях. Работа в группе, дети  обсуждают вопрос и приходят к мнению, что во мноих жанрах  есть упоминание о воде:  пословицы, поговорки,  потешки, песни)  Проект №1 Кода мы изучали раздел «Устное  народное творчество», мне очень  понравилось читать небылицы,  потешки.  Мы  решили, что надо  найти потешки о воде, если они есть,  записать их и, может быть, даже  составить книжечку для  одноклассников. Оказалось, что  русский народ придумал очень много  потешек со словом вода, да и многие  Регулятивные УУД Учатся  самостоятельно  адекватно оценивать степень усвоения  учебного материала,  изученного на уроке. Коммуникативные  УУД Умение вести  монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно детские писатели тоже часто говорят  в своих стихах  про пользу воды.  Мы  хотим прочитать некоторые из них. Приложение №2. ­ в пословицах русского народа тоже  часто встречается слово вода.  Например:  ­ Под лежачий камень и вода не течёт. относиться к  результату труда  одноклассников. Познавательные  УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.  ­ Ребята, в озере  Сложных слов  живет водяной Водокрут. Он с утра был очень крут. Все пословицы закрутил, разорвал И по озеру их разбросал. А потом успокоился и решил  поиграть с  вами в игру «Вершки и   корешки» ­ Как думаете, что нам предстоит  сделать?  Молодцы, вы все пословицы  собрали правильно, а что дальше  ­ Правда в огне не горит, и в  воде не тонет. ­ Хлеб батюшка, водица  матушка. ­ Дурака учить, что в  воде  писать. ­ Думаем, что вершки это начало  пословицы, а корешки – конец.  (собирают пословицы) мы с ними будем делать? Конверт №2 Не плюй в  колодец, случится  водицы  напиться!    чем пирог с  бедой. вода не течет. Лучше хлеб с  водой, Под лежачий  камень Не зная броду – не лезь в воду. Физминутка. Работа с листом оценивания  (отмечают выполненные пункты  плана, читают следующий) ­ Давайте их поместим в наш буклет. (наклеивают на страничку буклета Проект №2. ­ Еще есть фразеологизмы, где тоже  очень коротко, но очень метко  говорится о некоторых недостатках  людей. Я прочитаю стихотворение, а вы  запишите в тетрадь те  фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение. Приложение №4. Проект№ 3 Приложение №5. Приложение №6. 0 ­,ты нам рассказала все о «живой»  воде, а что ты знаешь о «мертвой»  воде? (проблема на будущее,  продолжение исследования) Работа с листом оценивания. ­ Ребята, сумели ли мы применить  все свои знания, для того чтобы у  нас получился буклет «Семья  слов»? Подсчитайте баллы, которые вы  набрали, работая над проектом и  поставьте себе отметку (критерии  на доске). Итог урока.  Рефлексия. Наш урок подошел к концу. Так  давайте же покажем нашим гостям, какой у нас получился  замечательный буклет.  Дети представляют готовый продукт  работы над проектом и зачитывают  свои стихи и рассказы о воде. Приложение №6. Мишень. А сейчас ребята мы как сказочные  герои возьмем стрелы в руки и  выстрелим в мишень. Заключительный слайд. Прочитать. Регулятивные УУД Учатся  самостоятельно  адекватно оценивать степень усвоения  учебного материала,  изученного на уроке. Коммуникативные  УУД Учатся отвечать на  вопросы, строить  понятные  высказывания. Приложение №1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем ­ не найдём. (роса) На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)  Не снег и не лед, А серебром деревья уберет.           (Иней) Шумит он в поле и саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет.            (Дождь) Над рекой, над долиной Повисла белая холстина (Туман) Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.        (Снег) Приложение №2. От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! (Катя) умывается, Солнцу улыбается! Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки глядели, Чтобы щёчки краснели,  Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Дорогие мои дети! Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно, какой водою: Кипяченой, ключевой. Из реки иль из колодца, Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Знаем, знаем, да­да­да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По­нем­нож­ку, Нет, не понемножку ­ посмелей, Будем умываться веселей. Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке ­ ладошки, А пальчики ­ Антошке. Пришел медведь ко броду — бултых в воду. Уж он мок там мок, уж он кис там кис, Вымок, выкис, вылез, высох, Встал на колоду — бултых в воду От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Даня умывается, Солнцу улыбается! Перед каждою едою, После сна и перед сном. Приложение №3. Не плюй в колодец, Лучше хлеб с водой, Под лежачий камень Не зная броду – Приложение №4. случится водицы напиться!    чем пирог с бедой. вода не течет. не лезь в воду.   ­ А мне было интересно,  есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений? Еще  есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Прослушайте  стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те  фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение. Как работают слова Бывает частенько, что слово одно, Но очень по­разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло»,   О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!     А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!»       Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!      Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт».    Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду­то в ступе толочь»!    Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»!  Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода…».                      В.Суслова Приложение №5. Когда мы начали работать над проектом, я захотела  выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о  воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»,   ­ мы читали их на уроках чтения. Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты получились. На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода  Больше всего отметили сказки, которые  знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы.  Оказалось что из 25 человек: ­ 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 7 человек – «Иван­царевич и серый волк» 1 человек – Марья Моревна 1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много  сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием  их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода  кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо­Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам  свою мечту о победе добра над злом.    По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на  праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться.  Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.  Свой список я помещаю в наш буклет.        И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось получить «живую» воду даже в  домашних условиях можно и это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги   я узнала о том, что вода  хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала  хорошие,  добрые слова­ такая вода будет «живая», а если кто­то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше  не пить. Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые  люди перестали верить… Но есть в России такие места, где чудеса описанные в народном фольклоре живы  до сих пор. Приложение №7.

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку "Семья слов"

Мастер класс по русскому языку  "Семья слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017